Скрипка - инструмент для мужчин |
22 февраля 2009, 19:00 | Көрдүлэр: 6806 | Ыстатыйалар | ![]() |
![]() - Максим, расскажите, об этом оркестре и как вы туда попали? - Валерий Гергиев создал этот оркестр три года назад, когда в Москве начали проводить Международный фестиваль симфонических оркестров. Это довольно престижный фестиваль, и в последний раз на нем выступали Лондонский Королевский симфонический оркестр, Гамбургский симфонический оркестр. Почти со всех стран мира собираются музыканты в Колонном зале Москвы, чтобы показать свое мастерство. - Получается, что оркестр собирается только для фестиваля? - Да. Хотя были разговоры, что возможно, будем выезжать на гастроли. Если говорить о том, как я туда попал, то для меня самого это было неожиданностью. Сергею Алексеевичу Разенкову, который тогда был нашим главным дирижером, и директору театра Гавриилу Гавриловичу Местникову позвонили из министерства культуры республики и сказали о проекте Валерия Гергиева, для которого требуется скрипач из Якутии. Руководство театра предложило мою кандидатуру, и в мае прошлого года я выехал в Москву. - Коллеги, наверное, ревностно отнеслись к такому решению? - Наоборот, обрадовались, что музыкант их оркестра будет участвовать в этом фестивале. В Москву съехались около 120 человек почти со всех регионов России. Пригласили музыкантов из Московской консерватории, Академии имени Гнесиных. Многие уже в третий раз участвовали в этом фестивале, но, тем не менее, устроили прослушивание, чтобы определить, кто и где будет сидеть, кому играть в группе первых скрипок, вторых… - Кстати, есть разница играть в группе первых или вторых скрипок? - Конечно, все же хотят сидеть ближе к зрительному залу - это более престижно. После прослушивания я попал в группу первых скрипок. Сразу же начались репетиции, где мы начали играть совершенно новую вещь – Третью симфонию Алексея Рыбникова. На фестивале состоялась мировая премьера этой симфонии. Очень необычная вещь, которую начинаешь понимать только после неоднократного исполнения. - Какое впечатление произвел Валерий Гергиев? - Валерий Авесалович провел с нами только три репетиции. Все остальное время работал его ассистент, дирижер Михаил Татарников. Я подходил к Гергиеву за автографом - у него остались хорошие впечатления после гастролей в Якутске. А вообще, интересно было работать – новые люди, новая обстановка. Нас разместили в подмосковном поселке Белые столбы, в Доме отдыха Госфильмофонда России. Репетировали в большом зале кинотеатра, вечерами для нас крутили старые советские фильмы. Но в свободное время я больше гулял по Москве. Я ведь там учился… - Разве вы не выпускник Высшей школы музыки? - После 9-го класса Высшей школы музыки я поступил в музыкальное училище при Московской государственной консерватории, но на четвертом курсе по семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Якутск в ВШМ. Сейчас продолжаю здесь учиться, чтобы получить высшее образование. - Человек становится музыкантом чаще всего по воле родителей. Насколько совпали выбор родителей и ваш личный? - У меня практически так и получилось. Хотя отец хотел отдать меня в Суворовское или кадетское училище, но мама наотрез отказалась от этого. Она видела меня музыкантом и повела на конкурсный отбор, после которого я стал учеником Высшей школы музыки. Мне было 8 лет, и поначалу я даже плакал из-за того, что придется жить в интернате. Но таких, как я там было 120 человек, и коллектив оказался очень хорошим, сплоченным, до сих пор друг с другом поддерживаем связь. - Обычно в таких учебных заведениях очень строгие преподаватели? - Да, но ведь мы занимаемся ради высоких результатов. Мой учитель Станислав Максимович Афанасенко – очень требовательный человек, с детства нас приучал к серьезному отношению к скрипке. И слезы были, и наказание, но мы никогда не обижались, не жаловались, потому что он для нас был, как второй папа. Мы ведь иногда отлынивали от занятий. Бывало, что и по 9 часов в день приходилось заниматься, особенно во время подготовки к конкурсам, фестивалям. Думаю, плоды свои дали эти занятия. - Тяжело в ученье, легко в бою… - Но при этом надо постоянно надо держать форму. Потому что недельку не позанимаешься и все опять по-новому начинаешь… - Неужели за неделю теряются навыки, слух? - В руках нет твердой памяти. Даже если до автоматизма доведешь исполнение какой-либо вещи, но стоит неделю не прикасаться к скрипке и руки уже не помнят своего места. Отступишь на два-три миллиметра и все - другая нота или не дотягиваешь до нее. Пальцы становятся “деревянные”, не так кладешь смычок…Такое ощущение, что все предыдущие занятия идут насмарку. Поэтому ежедневно час-два надо играть. - Какие способности необходимы скрипачу? - Более тонкий слух, чем у пианиста, духовика. У пианиста все ноты, можно сказать, расписаны на инструменте. А скрипач доверяет только собственному слуху и рукам. - А качество инструмента имеет значение? Сколько сегодня стоит хорошая скрипка? - У меня чешская скрипка – копия итальянской. Она не самая лучшая, и не дорогая. У каждой скрипки свое звучание, и, конечно, самое худшее оно у заводских инструментов. Профессиональные музыканты играют на мастеровых инструментах, самая дешевая из которых стоит около 50 тысяч рублей. Средняя цена хорошей скрипки 10 тысяч евро. - Не трудно быть скрипачом в небольшом городе, где мало ценителей, почитателей классической музыки и практически нет выбора для работы? - Есть и плюсы, и минусы. Конечно, иногда приходится играть при полупустом зале театра, потому что ценителей классической музыки в городе мало. Особенно среди молодежи. Но я стараюсь реализоваться, поэтому несколько лет назад вместе с виолончелисткой Аленой Варякиной мы создали дуэт “New age” (“Новое поколение”). Играем на свадьбах, банкетах, корпоративных вечеринках, иногда в ночных клубах. Это дает возможность не только заработать, но и творчески реализоваться. Ведь кроме классики хочется играть другую музыку, и мы исполняем мотивы популярных песен, современные композиции. В детстве мы постоянно подбирали и играли на скрипке зарубежные песни. - А чью музыку особенно нравится исполнять? - Антонио Вивальди “Времена года”. Нравятся “Травиата” Верди и опера “Ньургун Боотур”. Музыкальный материал в театре разнообразный. - В творческом отношении полностью реализуетесь в театре? - Во многом это зависит от главного режиссера театра Карла Лазаревича Сергучева. В прошлом году было очень интересно работать над постановками опер “Кудангса Великий” и “Искандер”, последняя номинирована в этом году на “Золотую маску”. - А что еще занимает вас кроме музыки? - Я ведь еще занимаюсь автомобилями. Дело не только в заработке, но и в том, чтобы внести разнообразие в свою жизнь. У братьев моей жены есть бизнес, связанный с продажей автомобилей, установкой различных “прибамбасов”. Мне это интересно и при возможности я стараюсь там поработать. - Согласитесь, что мужчин скрипачей у нас мало, и, наверняка, вы удивляете своих новых знакомых необычной профессией? - Да. Нас парней в ансамбле скрипачей ВШМ было всего четверо. Хотя считается, что лучшие скрипачи - это мужчины. К тому же, физически тяжело играть по два часа, стоя на ногах в одном положении. Характер, исполняемой музыки, тоже играет роль. Бывает музыка легкая, а иная требует особенного напряжения. Есть такой современный итальянский композитор Пьяцолло, который пишет очень необычные вещи. Они близки к джазу - такая страсть, напряжение, эмоции… - Классическое музыкальное образование делает человека счастливее? - Многие завидуют, что я умею играть на скрипке, и интересуются, а, сколько этому учатся. Когда узнают, что 14 лет и это еще не предел, потому что этому учатся всю жизнь, удивляются. Музыка здорово снимает стресс. Плохое настроение, болезни – все забывается, когда играешь на скрипке. Елена ЯКОВЛЕВА Источник: www.ayarart.olonho.com |
Нөрүөн-нөргүй буоллун биһиги саайтпыт ыалдьытыгар! Билигин эн ыалдьыт курдук киирдин. Бэлиэтэнэн киирдэххинэ бу сиртэн элбэҕи бэйэҕэр туһаныаххын сөп.
Майгынныыр сонуннар:
|