Скрипка - инструмент для мужчин
 (голосов: 0)
Максим АММОСОВ не похож на скрипача. Увидев этого невысокого, спортивного парня с коротким ежиком, за рулем, можно принять его за технаря, студента, спортсмена. Но не за скрипача. Хотя, кто знает, какой он скрипач нового поколения… Их ведь в нашем Якутске и десятка не наберется. Поэтому мы решили познакомиться с музыкантом нашего Театра оперы и балета, который умеет обращаться не только со скрипкой, но и с автомобилями. Этот интерес вносит разнообразие в жизнь скрипача, но не мешает его высокому ремеслу. Весной прошлого года Максим Аммосов вошел в состав Объединенного Российского симфонического оркестра под руководством Валерия Гергиева. Знаменитый дирижер, художественный руководитель Мариинки создал проект, объединивший талантливых музыкантов со всей России…
 
- Максим, расскажите, об этом оркестре и как вы туда попали?
 
- Валерий Гергиев создал этот оркестр три года назад, когда в Москве начали проводить Международный фестиваль симфонических оркестров. Это довольно престижный фестиваль, и в последний раз на нем выступали Лондонский Королевский симфонический оркестр, Гамбургский симфонический оркестр. Почти со всех стран мира собираются музыканты в Колонном зале Москвы, чтобы показать свое мастерство.
 
- Получается, что оркестр собирается только для фестиваля?
 
- Да. Хотя были разговоры, что возможно, будем выезжать на гастроли. Если говорить о том, как я туда попал, то для меня самого это было неожиданностью. Сергею Алексеевичу Разенкову, который тогда был нашим главным дирижером, и директору театра Гавриилу Гавриловичу Местникову позвонили из министерства культуры республики и сказали о проекте Валерия Гергиева, для которого требуется скрипач из Якутии. Руководство театра предложило мою кандидатуру, и в мае прошлого года я выехал в Москву.
 
- Коллеги, наверное, ревностно отнеслись к такому решению?
 
- Наоборот, обрадовались, что музыкант их оркестра будет участвовать в этом фестивале. В Москву съехались около 120 человек почти со всех регионов России. Пригласили музыкантов из Московской консерватории, Академии имени Гнесиных. Многие уже в третий раз участвовали в этом фестивале, но, тем не менее, устроили прослушивание, чтобы определить, кто и где будет сидеть, кому играть в группе первых скрипок, вторых…
 
- Кстати, есть разница играть в группе первых или вторых скрипок?
 
- Конечно, все же хотят сидеть ближе к зрительному залу - это более престижно. После прослушивания я попал в группу первых скрипок. Сразу же начались репетиции, где мы начали играть совершенно новую вещь – Третью симфонию Алексея Рыбникова. На фестивале состоялась мировая премьера этой симфонии. Очень необычная вещь, которую начинаешь понимать только после неоднократного исполнения.
 
- Какое впечатление произвел Валерий Гергиев?
 
- Валерий Авесалович провел с нами только три репетиции. Все остальное время работал его ассистент, дирижер Михаил Татарников. Я подходил к Гергиеву за автографом - у него остались хорошие впечатления после гастролей в Якутске. А вообще, интересно было работать – новые люди, новая обстановка. Нас разместили в подмосковном поселке Белые столбы, в Доме отдыха Госфильмофонда России. Репетировали в большом зале кинотеатра, вечерами для нас крутили старые советские фильмы. Но в свободное время я больше гулял по Москве. Я ведь там учился…
 
- Разве вы не выпускник Высшей школы музыки?
 
- После 9-го класса Высшей школы музыки я поступил в музыкальное училище при Московской государственной консерватории, но на четвертом курсе по семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Якутск в ВШМ. Сейчас продолжаю здесь учиться, чтобы получить высшее образование.
 
- Человек становится музыкантом чаще всего по воле родителей. Насколько совпали выбор родителей и ваш личный?
 
- У меня практически так и получилось. Хотя отец хотел отдать меня в Суворовское или кадетское училище, но мама наотрез отказалась от этого. Она видела меня музыкантом и повела на конкурсный отбор, после которого я стал учеником Высшей школы музыки. Мне было 8 лет, и поначалу я даже плакал из-за того, что придется жить в интернате. Но таких, как я там было 120 человек, и коллектив оказался очень хорошим, сплоченным, до сих пор друг с другом поддерживаем связь.
 
- Обычно в таких учебных заведениях очень строгие преподаватели?
 
- Да, но ведь мы занимаемся ради высоких результатов. Мой учитель Станислав Максимович Афанасенко – очень требовательный человек, с детства нас приучал к серьезному отношению к скрипке. И слезы были, и наказание, но мы никогда не обижались, не жаловались, потому что он для нас был, как второй папа. Мы ведь иногда отлынивали от занятий. Бывало, что и по 9 часов в день приходилось заниматься, особенно во время подготовки к конкурсам, фестивалям. Думаю, плоды свои дали эти занятия.
 
- Тяжело в ученье, легко в бою…
 
- Но при этом надо постоянно надо держать форму. Потому что недельку не позанимаешься и все опять по-новому начинаешь…
 
- Неужели за неделю теряются навыки, слух?
 
- В руках нет твердой памяти. Даже если до автоматизма доведешь исполнение какой-либо вещи, но стоит неделю не прикасаться к скрипке и руки уже не помнят своего места. Отступишь на два-три миллиметра и все - другая нота или не дотягиваешь до нее. Пальцы становятся “деревянные”, не так кладешь смычок…Такое ощущение, что все предыдущие занятия идут насмарку. Поэтому ежедневно час-два надо играть.
 
- Какие способности необходимы скрипачу?
 
- Более тонкий слух, чем у пианиста, духовика. У пианиста все ноты, можно сказать, расписаны на инструменте. А скрипач доверяет только собственному слуху и рукам.
 
- А качество инструмента имеет значение? Сколько сегодня стоит хорошая скрипка?
 
- У меня чешская скрипка – копия итальянской. Она не самая лучшая, и не дорогая. У каждой скрипки свое звучание, и, конечно, самое худшее оно у заводских инструментов. Профессиональные музыканты играют на мастеровых инструментах, самая дешевая из которых стоит около 50 тысяч рублей. Средняя цена хорошей скрипки 10 тысяч евро.
 
- Не трудно быть скрипачом в небольшом городе, где мало ценителей, почитателей классической музыки и практически нет выбора для работы?
 
- Есть и плюсы, и минусы. Конечно, иногда приходится играть при полупустом зале театра, потому что ценителей классической музыки в городе мало. Особенно среди молодежи. Но я стараюсь реализоваться, поэтому несколько лет назад вместе с виолончелисткой Аленой Варякиной мы создали дуэт “New age” (“Новое поколение”). Играем на свадьбах, банкетах, корпоративных вечеринках, иногда в ночных клубах. Это дает возможность не только заработать, но и творчески реализоваться. Ведь кроме классики хочется играть другую музыку, и мы исполняем мотивы популярных песен, современные композиции. В детстве мы постоянно подбирали и играли на скрипке зарубежные песни.
 
- А чью музыку особенно нравится исполнять?
 
- Антонио Вивальди “Времена года”. Нравятся “Травиата” Верди и опера “Ньургун Боотур”. Музыкальный материал в театре разнообразный.
 
- В творческом отношении полностью реализуетесь в театре?
 
- Во многом это зависит от главного режиссера театра Карла Лазаревича Сергучева. В прошлом году было очень интересно работать над постановками опер “Кудангса Великий” и “Искандер”, последняя номинирована в этом году на “Золотую маску”.
 
- А что еще занимает вас кроме музыки?
 
- Я ведь еще занимаюсь автомобилями. Дело не только в заработке, но и в том, чтобы внести разнообразие в свою жизнь. У братьев моей жены есть бизнес, связанный с продажей автомобилей, установкой различных “прибамбасов”. Мне это интересно и при возможности я стараюсь там поработать.
 
- Согласитесь, что мужчин скрипачей у нас мало, и, наверняка, вы удивляете своих новых знакомых необычной профессией?
 
- Да. Нас парней в ансамбле скрипачей ВШМ было всего четверо. Хотя считается, что лучшие скрипачи - это мужчины. К тому же, физически тяжело играть по два часа, стоя на ногах в одном положении. Характер, исполняемой музыки, тоже играет роль. Бывает музыка легкая, а иная требует особенного напряжения. Есть такой современный итальянский композитор Пьяцолло, который пишет очень необычные вещи. Они близки к джазу - такая страсть, напряжение, эмоции…
 
- Классическое музыкальное образование делает человека счастливее?
 
- Многие завидуют, что я умею играть на скрипке, и интересуются, а, сколько этому учатся. Когда узнают, что 14 лет и это еще не предел, потому что этому учатся всю жизнь, удивляются. Музыка здорово снимает стресс. Плохое настроение, болезни – все забывается, когда играешь на скрипке.

Елена ЯКОВЛЕВА
 
Источник: www.ayarart.olonho.com
Нөрүөн-нөргүй буоллун биһиги саайтпыт ыалдьытыгар! Билигин эн ыалдьыт курдук киирдин. Бэлиэтэнэн киирдэххинэ бу сиртэн элбэҕи бэйэҕэр туһаныаххын сөп.
Майгынныыр сонуннар:

« Төттөрү
Ырытыылар (0)
 

Ырытыыга кыттабын




 

Сайт зарегистрирован в Федеральном Агентстве
по информационным технологиям
Свидетельство №11945 от 6 мая 2008 года

Автор проекта - Синильга
сайт открыт 17 августа 2007 © Ырыа кырдала
Условия использования материалов, размещенных
на сайте «Ырыа кырдала»

Доступ к сайту бесплатен для пользователей
Экспресс-Сеть, Гелиос-ТВ, ЯГУ, Наука, Оптилинк, Сахаспринт и для сетей ADSL и "Столица".