Маэстро |
26 января 2009, 21:51 | Көрдүлэр: 5708 | Ыстатыйалар | ![]() |
![]() “Раскрасить” песню, музыкальную композицию в разнообразные звуковые краски и оттенки может художник, для которого музыка – это нечто большее, чем получение наслаждения, эмоциональной встряски или кайфа. Человеку далекому от таких понятий, как партитура, нотная грамота, оркестровка, кажется немыслимым, что можно думать, чувствовать и выражать себя через музыку. Свойства этой материи кажутся таким же непостижимым, как непостижимы свойства воздуха – его чистота, прозрачность, легкость или тяжесть… А музыканты, в первую очередь, композиторы, кажутся магами, создающими свое искусство из воздушных потоков и вибраций. Возможно поэтому, многое в нашем разговоре с Петром Корниловым осталось за пределами сказанного. Не все можно выразить в словах. Да и в чем был бы смысл музыкального творчества, если б художественное слово взяло на себя функцию музыки… Интервью, которое я взяла у Петра Корнилова зимой 1994-го, нигде не публиковалось по той причине, что оно казалось мне недостаточно законченным, не раскрывающим личность музыканта. Но прошло почти четырнадцать лет, а публикаций, посвященных творчеству Петра, я так и не видела. Думаю, это одно из немногих интервью, которое музыкант дал при жизни. В ту зиму он работал в Театре оперы и балета, где, как он говорил, “числился в хоре только ради инструмента”. Свое рабочее время Петр проводил за синтезатором, на котором делал аранжировки, сочинял музыку. Позже он привезет себе синтезатор из Японии, куда отправится на гастроли вместе с вокальным ансамблем “Туймаада” в качестве аранжировщика. За свою короткую жизнь Петр был профессионально очень востребован, и думаю, причина этого не только в профессионализме, но и в интеллигентности, обаянии, и порядочности музыканта. Поэтому неудивительно, что фестиваль аранжировщиков посвящен памяти этого человека и назван “Маэстро”… 27 ноября этого года Петру Корнилову исполнилось бы 46 лет. Он ушел из жизни в 1999 году, не дожив до сорока. - Петр, кроме аранжировок ты пишешь музыку. Кем себя считаешь композитором или мелодистом? У нас ведь многие авторы песен мелодисты… - Мелодист – понятие чисто якутское. Нигде авторов музыки к песням не называют мелодистами. Мелодист, в отличие от композитора, не может дать партитуру к своей музыке, так как у него нет специального образования. Я тоже не имею композиторского образования, но я одиннадцать лет учился в музыкальном училище имени Свешникова в Москве. Восемь лет - музыкальной школы при училище и плюс еще три года учебы, которые приравниваются к высшему образованию. Все, что преподают в консерватории, можно получить в этом училище. - Как ты поступил туда? - Когда мне было восемь лет, в Якутске проходил отбор в это училище, и бабушка меня повела туда. В общем, так я оказался в Москве. У нас учились пацаны не только со всего Союза, но и Италии, африканских стран… - Наверное, и дедовщина была, все-таки мужской коллектив? - В таком понимании, как в армии не было, но естественно, определенная субординация между старшими и младшими, свои неписанные правила были. Тем более, что в младших классах мы жили почти в казарменных условиях – по тридцать человек в одной комнате. В старших классах условия были лучше, и режим стал свободнее. Училище находилось в старинном особняке с огромным двором, где было футбольное поле. Занятия продолжались до трех часов, после чего мы гоняли в футбол. - Привыкаешь к такой жизни? - Конечно. В младших классах я только на летние каникулы приезжал домой и в августе уже начинал скучать по Москве. В другие каникулы отдыхали в подмосковных пионерских лагерях. В годы учебы весь Союз объездили с гастролями. В Москве постоянно выступали с концертами. У нас хор был профессиональный – мы жили за счет записей на телевидении, радио. Руководителем нашего хора был Сергей Попов, который впоследствии организовал хор Всесоюзного радио и телевидения, где пел знаменитый Сережа Парамонов. - А какой у тебя голос? - Альт. В прошлом году я пел в хоре театра оперы и балета. Пробовал петь в “Чороне”… Но у меня такой акцент, что на якутском лучше петь только в подголоске. - Поэтому сейчас ты полностью занимаешься аранжировками, сочинением музыки… - Да, если вернуться к нашей теме, то якутские мелодисты пишут хорошие песни. Мне очень нравятся песни Валерия Ноева. Но поскольку он не учился этому делу, то не может их оркестровать, и считается мелодистом. Хотя такие песни единицы профессиональных композиторов могут написать. Не всегда образование играет роль. Человек может двадцать лет учиться, но если нет таланта, желания, силы воли, горения к этому, то вряд ли он создаст что-то стоящее. - Ты себя можешь считать композитором? - Да, я могу считать себя композитором. Я писал музыку, в основном, инструментальную, занимаюсь аранжировками. Играя в “Чороне”, написал несколько вещей. Писал мелодии к песням Алексея и Екатерины Егоровых, Аскалона Павлова, Георгия Сергучева. Довелось сочинять музыку к спектаклям “Плутни Скапена” по Мольеру, “Бог Агни” по Акутагаве, для детской сказки “Однажды”. Был такой спектакль “Антигона”, который поставил Никита Аржаков и который шел всего один раз. Я работал над музыкой этой постановки. В 1991 году Алексей Романов снимал фильм “Сайылык” – это был первый якутский профессиональный художественный фильм, музыку к которому написал я. - Не трудно работать по заказу? Как совместить ремесло и вдохновение? - Трудности, конечно, есть. Особенно, когда берешься песни аранжировать. Бывает, что она тебе не нравится, но если нет денег и других заказов, то заставляешь себя работать. Другое дело – работа над спектаклями, фильмами. Это всегда интересно. - Для меня всегда было загадкой появление музыки. Она приходит сама, и ты слышишь ее? Или в процессе долгого и упорного труда что-то рождается? - По-разному происходит. Часто музыка слышится, и тогда нужно уловить этот момент и записать услышанное. Иногда импровизируешь за инструментом, что-то сыграешь и чувствуешь, что это, то что нужно… Но повторить уже не можешь. Жалко бывает. - Бывает, что сочиняешь по несколько вариантов на определенную тему? - Когда работаешь над музыкой к спектаклю, так и бывает. Предлагаешь режиссеру три-четыре варианта музыкальной темы к каждому персонажу. Режиссер отбирает то, что больше подходит тому или иному характеру. Конечно, когда пишешь музыку к спектаклю или кино, воплощаешь не свое Я, а режиссерский замысел. Это считается прикладной музыкой. Но когда у Шнитке спросили: не зазорно вам, такому композитору, писать музыку для кинофильмов, он ответил, что нужны были деньги. - Ты доверяешь себе, когда пишешь? Чувствуешь, что это именно твое? - Естественно, какие-то интонации могут быть похожи на что-то уже слышанное. Если пишешь простую песню – это же избитые гармонии, избитые аккорды. Но надо раскрасить их по-другому. Все песни сейчас на трех аккордах построены с незначительными вариациями. Иногда во время аранжировок нужен какой-то “рисунок”, интуитивно вспоминаешь, что вот это может подойти. Отталкиваешься от этой мелодии и делаешь по-своему. Мне больше нравится писать для спектаклей, где музыка ассоциативная, передающая настроение. - В любой авторской музыке есть соотношение личного опыта и мирового? - Само по себе ничего не возникает. Все композиторы учились у кого-то, осваивали традиции, технику. Надо больше слушать, развиваться… Естественно, и свое должно быть. - Кого бы ты назвал живым классиком? - Из своих современников - Альфреда Шнитке и французского композитора Оливье Мессиана, который недавно ушел из жизни. - Большинство людей не знают музыки Шнитке и Мессиана. И, наверное, лет через сто не будут знать… - Я уверен, что Шнитке войдет в историю. У нас сегодня совсем другие ценности. Мы говорим, что Бетховен гений. Но ведь его не только потомки оценили, при жизни и критика, и публика признали. Сейчас время такое, что классическую музыку потеснили эстрада, телевидение. В прошлые века народ был воспитан на опере, потому что выход в оперу был одним из немногих видов досуга, культурного времяпрепровождения. По-своему это была массовая культура, и соответственно народ, воспитанный на этом, был гораздо образованнее, чем сейчас. В XVIII веке Шнитке признали бы гением. - Какая музыка тебе нравится? - Талантливая. - И попса? - Нравятся Питер Габриэл, “Эмерсонс”, “Дайер Стрэйтс”, Фил Коллинз. Интересны вещи Курехина. А из российской эстрады никого не могу назвать. - А из тех, кто работает в якутской эстраде, кого бы выделил? - Неустроев – очень профессиональный композитор. Хорошие песни пишут Егоровы. Очень нравится музыка Зырянова. Есть интересные вещи у Захара Степанова. - Как относишься к известности, популярности? - Как я могу к этому относиться, я же не популярный человек… В своих музыкальных кругах я известен, но для широкой публики – нет. Меня знают только те, кто непосредственно связан с музыкой или, может, поклонники “Чорона”. - Поделись планами на будущее? - Пока есть инструмент, буду работать здесь. - Получается, что в театре ты только из-за инструмента? - Да, получается, что я арендую здесь инструмент. Если его не будет, то мне здесь нечего делать. Елена ЯКОВЛЕВА. Источник: http://www.ayarart.olonho.com Использовано фото с указанного сайта |
Нөрүөн-нөргүй буоллун биһиги саайтпыт ыалдьытыгар! Билигин эн ыалдьыт курдук киирдин. Бэлиэтэнэн киирдэххинэ бу сиртэн элбэҕи бэйэҕэр туһаныаххын сөп.
Майгынныыр сонуннар:
|