.RU
Карта сайта

Психология танцевального спорта - 7

Техника


Вероятно, вы уже столкнулись с тем, что работая с разными педагогами, вам каждый раз приходится удивляться обилию деталей в техническом исполнении того или иного танца. Причем, каждый из педагогов предлагает свое толкование, а нередко одни педагоги категорически отрицают то, что дают другие.
Необходимо понять, что для того, чтобы развиваться по намеченному пути, нельзя излишне увлекаться противоречивой детализацией.
Техника – это спортивная основа танца, дающая нам, в первую очередь, необходимые для танца контроль над телом и контроль над балансом (устойчивость). То есть. Она учит тело не мешать чувствам. Когда мы имеем подготовленное техникой тело. Оно не мешает нам своей непослушностью, немощностью или непредсказуемостью отражать в танце смысл отношений между мужчиной и женщиной теми средствами пластической и музыкальной выразительности, какими мы

выбираем

ее выражать.
Один из важнейших критериев танца – это естественность движения. Очень многие тренеры, увлекаясь своим видением танца, в результате, порождают много танцоров, танцующих неестественно, вычурно, некрасиво, выполняя движения с непонятной целью: для красоты ли? Для скорости? Для чего? И это отталкивает от спортивного танца, в первую очередь, зрителя.
Определите для себя, прежде всего, тот фронт работ над телом. Который обеспечит вам свободу владения своим телом. А затем выбирайте тот стиль, что вам по вкусу.
В настоящее время латиноамериканский танец менее всего привязан к тем пластическим канонам, с которых он начинался, как вид конкурсного искусства в Европе. Важна не сама по себе последовательность какому-то стилю, как наиболее правильному, а ваше личное чувство танца, тот стиль, которому доверяет ваша душа.
Кто-то предпочитает классический английский стиль – строго и без излишеств; кому-то нравится необузданная сексуальность с акцентуацией внимания на нижнюю часть тела; кто-то обожает запредельные возможности трюкового танца, насыщенного гимнастикой и акробатикой; а кто-то является поклонником красноречивой эмоциональности джазовой пластики. Выберите то, что вам по вкусу. Здесь нет лидеров, каких-то наиболее правильных вариантов танца. Суть в том, что только то, что вы любите и приемлете, вы исполните наиболее убедительно. Поэтому, нет смысла брать уроки у того, кто престижен. Есть смысл брать уроки у того, кто вдохновляет вас своим танцем, мастерством, трактовкой, видением, характером.

Секреты уверенности. Психологические блоки.


Тоже самое происходит и тогда, когда танцор концентрируется на том, что на него смотрят другие. Бессознательно он уже отмечает, что его оценивают и, вероятно, осуждают за несовершенство. Оценивают, разумеется, то, что он делает не так. При этом не имеет значения, кто на него смотрит, профессионал или дилетант.
Во-первых, то, что нас осуждают (оценивают) – не факт, мы сами себя осуждаем за несовершенство и навязываем эту оценку тем, кто на нас смотрит, не имея вовсе никакого представления о том, что думают о нас на самом деле.
Во-вторых, концентрация на негативе исходит уже из самой спортивной системы, где есть только один принцип: "Выигрывает лучший". Таким образом, сама фиксация на выигрыше предполагает концентрацию на преодолении своего несовершенства, на негативе, что, как ни странно, как раз и ведет к снижению эффективности тренировок.
Для того, что бы эта псевдологическая цепочка не включалась в сознании танцора, необходимо переориентировать его на позитив и создать другую концепцию продвижения в искусстве танца: не переделывание себя и своих недостатков, а развитие достоинств, улучшение, концентрация внимания на том, что получается хорошо.
Не секрет, что танцор, которого хвалят, чувствует себя увереннее, а потому допускает меньше ошибок. Именно поэтому среди соперников практикуется следующий прием: перед турниром подойти к конкуренту и сказать ему, что он неважно выглядит. Именно из-за такого восприятия неожиданно в финале соревнований лучшие пары начинают вдруг танцевать хуже, чем в предыдущих турах, когда видят свои оценки на "подъемниках" судей – у них просто вылетает почва из-под ног.
У каждого человека с детства накапливаются так называемые блоки, "сидящие" в разных местах тела. Они характеризуются периодической болью после тренировок, ощущением неподконтрольности ввиду излишней тонусности (напряжения) или, напротив, инертности. Это связано с определенными строго индивидуальными условиями развития и становления психики, характера, личности. Без освобождения от этих блоков развитие танцевального мастерства продвигается крайне медленно. Самые распространенные блоки, которые есть у большинства людей – заблокирование мышц спины, рук, ног и груди.
Каждый из таких блоков формируют определенные психологические установки, созданные специфическим образом мышления и восприятия окружающего мира.
Вот, например, варианты установок, определяющие блоки плеч, спины, груди:
"Жизнь тяжела" – и мы согнулись под ее тяжестью.
"На меня все смотрят" – и мы втягиваем голову в плечи.
"Все против меня" – прячем самое уязвимое место – живот и грудь.
"Меня легко обидеть и ранить" – происходит то же самое.
Ощущение неуверенности, неустойчивости в жизни проявляется в заблокировке мышц ног. Любая негибкость мышления, бессмысленное упрямство, сопротивление – шея, поясница. У такого танцора трудности с пластикой.
Таким образом, по характеру танца можно определить ограничивающие убеждения танцора и устранить их, изменив тем самым танец.
Если танцор задался целью сменить свой танцевальный образ, имидж, ему в первую очередь придется изменить образ своих мыслей, установку по отношению к миру, людям, противоположному полу. Хотя существует и обратная взаимосвязь: танцор, вживающийся в новый образ, постепенно меняет и жизненные принципы.
Самый простой пример. Давно известно, что таким свойством обладает улыбка: если у человека хорошее настроение, он улыбается. Если плохое, но он попытается улыбаться хотя бы минуту – его настроение поднимается. С этим сейчас уже никто не спорит.
Таким же свойством обратной связи обладают и другие физические проявления эмоционального состояния. Существует масса жестов, известных по смыслу, существуют непроизвольные сокращения или напряжения мышц, совершенно определенно говорящих об определенном состоянии человека. Об этом в главе «Режиссура танца».
Вы смотрели фильм «Матрица»? Обратите внимание, скорость и пластика приходят к главному герою через сознание. Все навыки свободного и подконтрольного движения исходят, прежде всего, из головы.
Cтрах неудачи можно повернуть себе на пользу, превратив его в предусмотрительность. Когда страх является страхом, он рисует в воображении ситуации, которые вы считаете безвыходными, окончательными. Стоит лишь придумать алгоритм выхода из, казалось бы, катастрофической ситуации, как страх превращается в отличное средства для предусмотрения трудных этапов в предстоящем пути.
Однако, когда человек охвачен страхом, ему нелегко обуздать свои эмоции и стать рассудительным. Но это возможно.
Когда нам страшно, мы отвергаем возможность существования ситуации, которая нас пугает. Она настолько неприемлема для нас, что мы во чтобы то ни стало настраиваем психику на отталкивание этой ситуации эмоционально, все увеличивая и увеличивая страх этим отрицанием, все более напрягаясь. Мы полностью погружаемся в эмоциональную борьбу с тем, что даже еще не произошло.
Прием переключения на рассудительность заключается в том, чтобы эмоционально, интеллектуально согласиться с тем, чтобы это событие произошло, представить, что оно все-таки случилось. Попробуйте мысленно представить и пережить все то, что кажется вам таким страшным и невозможным, все те последствия, которые может повлечь этот ваш страшный случай. Пережив это, вы увидите, что в этом нет ничего невозможно, что небо на землю не падает и после этого люди продолжают жить и действовать. Такое восприятие успокоит вас и даст вам энергию к конструктивному планированию своей жизни, поступков в ней с тем, чтобы не допустить того, что вы не хотите допустить, или на тот случай, если это действительно произойдет. Если же вы будете продолжать отрицать страшные события, страх парализует вас и вы не сможете воспользоваться благоприятными условиями для выхода из этой ситуации или предотвращения ее, когда такая возможность возникнет. Вы просто не заметите ее, ослепленные страхом. К тому же, вечно чего-то боящийся человек как магнит притягивает к себе то, чего он боится. Ибо мысль материальна. Чем больше вы думаете о чем-либо, тем вероятнее это «что-то» с вами произойдет.
Планируя что-либо (стратегии, события, беседы, поступки), описывайте для себя всегда три варианта развития событий:

  1. Наилучший

  2. Наихудший

  3. Наиболее вероятный.

При описании наилучшего и наихудшего вариантов побудьте немного писателем-фантастом. Опишите самое страшное, что может быть, чтобы быть к нему готовым. И опишите самое невероятно хорошее, что может быть, чтобы дать своему сознанию возможность хотя бы частично воплотить этот вариант при удачном стечении обстоятельств.
Не переставайте легко и радостно мечтать в свободное от действий и их планирования время. Именно мечты – ваш якорь в вашем прекрасном будущем, создающий для вас стимул для создания не менее прекрасного настоящего. Не имея воображения, вы не будете знать, к чему стремиться.
Страх часто происходит из размышлений о прошлых неудачах и возможных будущих.
На самом же деле, будущее воображаемо, а прошлое мертво. Их нет. У вас есть только настоящее, изменяя которое, вы можете формировать свое будущее.
Не позволяйте прошлому носить вас на волнах давно ушедших событий, связывая вас по рукам в вашей возможности изменять настоящее.
Не позволяйте страху будущего парализовывать ваши действия и ваше внимание в настоящем, делая вас неэффективными в строительстве этого самого будущего.

Что еще нужно иметь и уметь, кроме большого желания


Для того, что бы стать первым, кроме большого желания, необходимо следующее:

Каждый ли может стать первым? Да, каждый, кто сумеет воспитать в себе эти качества. И самое главное то, что к каждому из этих качеств есть рецепт - как стать таким.

Основное правило – успех – не более,


чем решенная задача


Правила успешной тренировки


Для того, что бы тренировки приносили результат, необходимо овладеть и еще некоторыми умениями:

  1. Распределять физические нагрузки, выдерживать их

  2. Планировать программу тренировок

  3. Проводить восстановительные процедуры

  4. Сосредотачиваться

  5. Отдыхать

  6. Снимать мышечное и психологическое напряжение

  7. Уметь тренироваться при любом настроении, в любых обстоятельствах и условиях, уметь создавать в любой ситуации рабочую атмосферу.

Для теперешнего танцора физическая подготовка имеет важнейшее значение, и пренебрегать ею никак нельзя. Количество занятий ФП должно быть равно количеству занятий собственно танцем, поскольку, кроме того, что бы знать и уметь, как выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру, для того, что бы иметь возможность ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику.
Для этого необходимо сделать эластичными связки и мышцы, иметь хороший мышечный тонус и рельеф - и для силы, и для красоты, уметь работать всеми группами мышц.
Любая тренировка, направленная на улучшение показателей силы, скорости, выносливости сводится к одному простому правилу: тренироваться необходимо на максимальном усилии, на пределе, только тогда будет эффект.
Для того, что бы мускулатура могла справляться со все более усложняющимися заданиями, ей необходимо расти, изменяться, развивать мышечную память, а при росте мышц, вызываемом большими нагрузками, непременно возникает сильная усталость, боль, дрожь. И к этому нужно уметь привыкнуть и относиться спокойно. Если же вы тренируетесь до первой усталости и пота, экономите силы - считайте, что в зал вы пришли просто попинать воздух, результат от такой тренировки не будет.

Правило №1 эффективной тренировки – выкладываться на 200%.


Лучше 15 минут протанцевать и упасть без сил, чем скакать без устали три часа. Энергию, силы и время необходимо не экономить,


а резервировать, уплотняя в них свои действия


Но: тренировка на выносливость – это тренировка на выносливость, ей уделяется особое время, состояние и место в программе тренировок. Не так тренируют пластику, актерское мастерство, поскольку эмоциональную сторону насильно не воспитаешь.

Планирование тренировок.


Тренировки необходимо планировать, составлять их план, как на сезон, так и на каждый месяц, неделю, день, на каждую тренировку.
Самые лучшие, научно обоснованные (с точки зрения таких наук, как физиология, психология, спортивная медицина, с точки зрения многолетних исследований, проводимых отечественными специалистами, давшими России не одно поколение чемпионов в самых различных видах спорта) разработки программ тренировок танцоров – спортсменов, дающих наилучшие результаты в сочетании с гуманным обращением со своим организмом, сейчас существуют только в Российской Государственной Академии Физической Культуры.
Разумеется, есть разница между планированием самостоятельной тренировки и работы с педагогом.
Если вы занимаетесь на общем (групповом) занятии, необходимо вникнуть в тему тренировки и попытаться осуществить ее в своем танце.
На индивидуальном занятии, если вы берете информацию, задача состоит в том, что бы запомнить как можно больше, что бы потом самостоятельно отработать. Если же в вас врабатывают информацию, втренировывают - вам вообще крупно повезло, просто делайте то, что от вас требуют, не оценивая и не стараясь как-то интерпретировать для себя.
Как определить, нужна ли вам та или иная информация, подходит ли вам тот или иной тренер?

Самостоятельные тренировки планируют в зависимости от наличия новой информации.
Если новой информации нет, стройте свою тренировку следующим образом:

  1. отработайте точность всех движений и танцевальных элементов вашей схемы, исключите все лишние движения

  2. попытайтесь добиться большей скорости на поворотах, вращениях (хорошо, если ваш тренер дал вам набор упражнений, с помощью которых вы можете это сделать)

  3. увеличивайте амплитуду растяжки на позировках и медленных фигурах

  4. протанцуйте, учитывая все вышеперечисленные моменты, фрагменты вашей схемы на самых сильных, тонусных мышцах, на самом большом усилии, на пределе и затем точно так же всю схему.

  5. Протанцуйте всю схему на физическом пределе, добавив к нему чувство танца, артистическую окраску, элемент игры во взаимоотношениях, работу со зрителем (если зрителя нет, вообразите его присутствие)

  6. Точно так же протанцуйте все танцы программы.

  7. Иногда очень важно бывает в начале тренировки пройти марафон и выявить все места в вариациях, которые вызывают у вас дискомфорт, неуверенность, и попытаться разобраться, в чем причина: может быть не все сделано по технике. Может быть, не все красиво, может быть, для данной фигуры у вас не хватает скорости или еще каких-либо физических показателей.

  8. На каждую часть тренировки засеките время, сколько вы можете танцевать этот аспект наиболее эффективно. На каждой последующей тренировке пытайтесь это время увеличить до тех пор, пока не почувствует себя уверенно именно в это аспекте.

  9. Если же вы недавно получили новую информацию по технике танца, или пластике, или «физике», стройте свою тренировку следующим образом.

  10. отработка новой информации на базовых шагах (ход вперед, назад, основное движение)

  11. то же самое на основных фигурах и устойчивых соединениях (например, хип-твист, веер, алемана)

  12. с новой информацией пройдите поворотные фигуры

  13. затем фрагменты ваших схем, затем все схемы целиком.

Каждую часть такой тренировки необходимо отрабатывать сначала без музыки, затем в ¼ темпа, затем в половину темпа, затем в темп - так, что бы чувствовать, что вы делаете новую информацию, контролируете ее под музыку.
Не имеет смысла, отработав основной шаг, сразу «гонять» связку. Не успев запомнить информацию, привыкнуть к ней, ваши мышцы сразу же забудут ее, схватив быстрый темп, и начнут цепляться за старое, привычное, покажут вам старый уровень. Однако, все время ходить пешком по площадке, даже не пытаясь танцевать под музыку, тоже нельзя – потеряете физическую форму.
Засекайте время на каждую часть тренировки и на каждую последующую меняйте это время в зависимости от усвоения информации. Например, если основные шаги уже не вызывают дискомфорта и вы чувствуете, что на них вы уже в темп делаете абсолютно все, что знаете, то имеет смысл сократить время на них, оставив их в качестве разминки, разогрева, и добавить это время на прохождение более сложных фигур в медленном темпе.
В конце каждой тренировки попытайтесь отключиться от контроля над новой информацией и станцевать все, что есть в вашей программе, акцентируя внимание только на взаимодействии в паре и чувстве танца. И таким образом, отследите, какая часть информации уже «влилась» в ваши мышцы и работает уже сама по себе, а на какую необходимо обратить внимание на следующей тренировке.
В зависимости от вашего уровня станцованности, от того, как давно вы поставили новые связки, от частоты получения новой информации, вы можете планировать программу тренировок на определенный срок, например, от турнира до турнира или от уроков до уроков, которые вы берете индивидуально или на сборах.
Вот один из примеров такой программы.
Если речь идет о подготовке к турниру, то в первую очередь следует выяснить ваш самый большой пробел на предыдущем турнире и начать работать над ним.
Сразу после семинаров, конечно же, в первую очередь врабатывается семинарская информация.
Затем работа строится по следующему плану:

Такое построение – не догма, его можно менять в зависимости от того, по какой школе вы занимаетесь, потому что есть школы, по которым техника неразрывно связана с ведением, взаимодействием, а есть школы, в которых техника неразрывно связана со скоростью и силой. Самое главное даже не последовательность аспектов. Важно, не смотря на то, что, поработав над одним аспектом, вы переходите к следующему, не переключаться полностью с одного на другое, а, как бы, накладывать следующий аспект на предыдущий.
Если же вы только что встали в пару и впереди ваш самый первый турнир, в первую очередь обратите внимание на взаимопонимание, синхронность, станцованность. Тема взаимодействия здесь будет самой важной, поскольку на ваших первых турнирах ваш успех будет зависеть в первую очередь от того, насколько вы чувствуете друг друга, поддержку друг друга, насколько вы друг в друге уверенны. Но, учитывая, что эта тема – самая сложная из всех в спортивном танце и на нее могут уйти месяцы, будет эффективнее, если вы будете чередовать тренировки, отведенные на взаимодействие с тренировками, отведенными для постановки связок (вариаций), наработки техники и физических показателей.
Очень важно в начале или в конце тренировки делать марафон для того, что бы привыкнуть к схемам, что бы вы почувствовали, что эти связки для вас родные, удобные.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.