.RU
Карта сайта

Тесты тема № Сущность мирового хозяйства, закономерности и тенденции его развития а Развитие моровой экономики в эпоху империализма имело характер - 27


В условиях высокой внешней задолженности положительное сальдо внешней торговли способствовало накоплению иностранной валюты, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.
Во внешнеторговых отношениях выделяются два крупных политико–географических сектора внешней торговли России: страны СНГ или «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». Их выделение связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании. Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой, страны СНГ занимают второе место. Третья группа внешнеторговых партнеров России – государства Центральной и Восточной Европы, бывшие члены СЭВ. В последние годы растет объем торговли с развивающимися странами. Главные партнеры здесь – Турция, Южная Корея, Индия, Китай. В то же время до минимума сократилась торговля с такими бывшими членами СЭВ как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.
Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако она не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России.
Она является следствием спада производства и неконкурентоспособности многих российских товаров.
В экспорте России преобладает сырая нефть, природный газ и нефтепродукты. Удельный вес этой группы традиционно превышал 40%, а в настоящее время при высоких ценах на нефть составляет около 50% стоимости экспорта. Его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен на энергоресурсы.
Второе место в экспорте России занимают металлы. Экспортные поставки металлов, в первую очередь проката, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российского металла в том, что в США и ряде других стран против российского проката ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам квотированием и антидемпинговыми пошлинами. Россия – один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех – никеля, почти монополист по экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.
Экспорт драгоценных камней осуществляется по соглашению с алмазным монополистом – фирмой «Де Бирс». Эта корпорация обязалась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.
Машины, оборудование и транспортные средства занимают очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети его направляется в страны СНГ. Это самое слабое звено российского экспорта, отражающие как неконкурентоспособность российского машиностроения, так и недостатки государственной промышленной политики, «пороки» конверсии военно–промышленного комплекса. Рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения потеряны, идет борьба за рынки Китая и ряда развивающихся стран.
В торговле оружием Россия конкурирует с США, Францией и другими странами. С начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники третье место после США и Великобритании. В 2004г. поставки вооружений и военной техники из России составляют около 6 млрд. долл. Заключены перспективные контракты со странами Юго –Восточной Азии, прежде всего с Индией.
В импорте неизменно преобладает товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (31-36%). Это вообще характерно для импорта развитых стран. Однако товарная структура данной группы за последние годы изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли легковые автомобили, бытовая техника, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными, за исключением отечественного автомобилестроения, которое держится благодаря протекционистским мерам.
Финансовый кризис августа 1998г. привел к определенному вытеснению импортной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это произошло в молочной, масложировой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производстве соков, безалкогольных напитков и т.д., нередко под традиционными российскими марками.
Следует заметить, что ориентация России во внешней торговле на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны. Хотя России и предоставили статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции.
Россия

на рынке услуг

представлена слабо. В этом направлении наиболее перспективными представляются рынок туристических и транспортных услуг.
Быстрый рост международных поездок граждан России происходит со второй половины 80-х гг. Международный туризм в Российской Федерации стал более динамичным, но даже в лучшие для международного туризма годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового потока.
Россияне больше всего посещают Турцию, Польшу, Китай, Украину, Египет, Испанию, Германию, Италию. Первые места, которые занимают Турция, Китай, Украина, Польша, связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах.
Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Экспорт туристических услуг требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт- Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным фирмам («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычный уровень комфорта и сервиса для иностранных туристов.
Несоответствие в соотношении цены и качества в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге, впечатление о России как о стране криминала – все это сдерживает рост въездного туризма, несмотря на богатейшие туристские ресурсы.
Транспортные пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международных рынке

транспортных услуг

. Огромная территория России обусловила преобладание железных дорог, а также исключительную роль трубопроводов. Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционированы и приватизированы. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования.
Из всех видов транспорта, задействованных в экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном положении оказался морской флот России. Распад СССР повлек раздел флота и оттеснил Россию от портов на Черном и Балтийском морях. Около 80% танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов – Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать. Происходит старение и сокращение флота, а новые суда зачастую регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков. Растущая часть морских перевозок России обслуживается иностранными судами.
Внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои преимущества, т.к. иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.
Развитие транспортного комплекса России предполагается по следующим направлениям:

  1. рост конкурентоспособности российских перевозок;

  2. создание путей для транспортировки российских товаров на мировой рынок, минуя порты стран Балтии, а частично и территорию Украины, с целью уменьшения расходов на транзит;

  3. использование преимуществ географического положения России для организации транзитных транспортных коридоров Восток – Запад, Север – Юг.

Использование транзитного положения России связано, прежде всего, с Транссибирской магистралью, которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи, а через Европейскую территорию России и Белоруссию - в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России с Востока в Европу сокращает время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Российские железные дороги представляют собой один из трансконтинентальных мостов по перевозке грузов контейнерами без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит Россия выиграет от полной загрузки и реконструкции Транссиба, по которому уже сейчас можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.
Проект транспортного коридора Север – Юг разрабатывается Россией в сотрудничестве с Индией, Ираном и другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В нем должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Значительная часть коридора обеспечивается существующей российской инфраструктурой, но проект потребует создания новых портов и паромной переправы на Каспии, более современных типов судов – контейнеровозов. Только для обустройства портов и паромной переправы нужно 2.5 – 3 млрд. долл. инвестиций.
Развивается трубопроводный транспорт. К числу осуществляемых транзитных проектов относятся строительство нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана. Разработан вариант экспорта нефти Тимано– Печерского бассейна «Балтийские трубопроводные системы». Проект позволит сократить расходы на транспортировку нефти в Европу, в т.ч. за счет экономии платы за транзит через порты стран Балтии. Для осуществления проекта часть средств выделяется из бюджета, но необходимы и коммерческие кредиты, включая иностранные. Существуют крупные проекты прокладки магистральных газопроводов: «Ямал – Европа» через территорию Белоруссии и Польши, «Голубой поток» - по дну Черного моря в Турцию.
На мировом

рынке высоких технологий

Россия сохраняет конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде всего это относится к производству и услугам в ракетно–космической промышленности и наукоемким отраслям оборонно–промышленного комплекса, включая участие в международных космических программах и экспорте вооружений. В России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции в таких отраслях, как оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.
Российская торговля технологиями имеет тенденцию к некоторому росту, но в целом остается скромной. К концу 90-х гг. по стоимости импорт в этой сфере превышал экспорт в 7 раз. Если экспортные соглашения реализуются преимущественно в сфере науки и научного обслуживания, то в импорте преобладают лицензии и инжиниринговые услуги, применяемые в промышленности. Роялти и лицензированные платежи в экспорте услуг не достигают 100 млн. долл. В этой диспропорции отражается низкий внутренний спрос на инновации и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производства.
Прочие виды услуг, помимо перечисленных, на мировом рынке не конкурентоспособны. Полная либерализация рынков услуг в соответствии с требованиями ВТО способно поставить под вопрос сохранение нашей банковской системы, страховых и других аналогичных институтов, так как их конкурентоспособность значительно ниже западных. Утрата российского суверенитета над рынком СМИ, информационно–телекоммуникационных, рекламных, консультационных и иных услуг угрожает национальной безопасности страны, ибо ставит под сомнение возможность сохранения национальной культуры, гуманитарной направленности образования и воспитания граждан.

10.3. Участие России в международном движении капитала.


Начавшийся с конца 90-х годов экономический рост позволил России укрепить свои позиции на мировом рынке капитала. С одной стороны, она стала объектом расширяющихся притоков иностранных инвестиций, а с другой - стала сама проникать на зарубежные рынки капитала, размещая там свои активы. На конец 2005 года объем российских инвестиций, накопленных за рубежом, составил 7,3 млрд. долларов. Основные страны-реципиенты российского капитала – это США, Австрия, Кипр, Великобритания, Багамские острова, Украина.
Весь экспорт российского капитала можно разделить на три составляющих:
- вывоз капитала за рубеж с целью укрепления торговых позиций российских компаний за рубежом. В этом случае государство должно лояльно относится к вывозу капитала, т.к. он улучшает торговые позиции страны и позволяет в будущем получать экспортную выручку и доходы от вложения капитала за рубежом.
- незаконный вывоз теневого капитала (прежде всего, нажитого преступным путем). При вывозе подобного капитала ущемляются интересы государства, которое является гарантом соблюдения законности в стране. Криминальный капитал рассчитывает спрятаться подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил. Масштабы миграции теневого капитала не зависят от инвестиционного климата в стране, поскольку не имеют возможности инвестироваться внутри страны.
- вывоз законно полученных доходов, утекающих за границу из-за неверия в перспективы стабильной и эффективной работы в российских условиях, из-за угрозы насильственного захвата бизнеса или больших коммерческих рисков.
Две последние составляющие вывоза капитала относят к «бегству капитала» - крайне нежелательного явления для любой страны. Этот процесс лишает страну инвестиций, ведет к удорожанию кредитных ресурсов банков и, следовательно, к замедлению темпов роста экономики. Вместе с тем, вывести капитал не всегда означает эффективно его использовать. Закрепиться на насыщенных зарубежных рынках и прибыльно вести свой бизнес за рубежом удается далеко не всегда. Поэтому беглый российский капитал, имеющий криминальное происхождение, частично возвращается назад, но уже под флагами Кипра, Багамских островов и т.д. От истинно иностранных инвестиций его отличает то, что он не привозит с собой новых технологий и передового менеджмента, а лишь инвестирует «отмытый» капитал в привычную для себя среду.
Бороться с «бегством капитала» государству крайне сложно. Частично меры борьбы концентрируются на ужесточении контроля за соблюдением действующего законодательства: валютного, таможенного и налогового контроля. Это позволяет снизить масштабы бегства криминального капитала.
Что же касается бегства легального капитала, то единственным способом остановки этого процесса является создание благоприятного инвестиционного климата в своей стране. Это предполагает проведение комплексной долгосрочной политики, направленной на защиту прав собственности, увеличение инвестиционного потенциала экономики России и сокращение инвестиционных рисков.
Как

страна-импортер капитала

Россия может рассматриваться как крупный заемщик ссудного капитала. Так, в 90-е годы в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. В 2000 году внешний государственный долг России составлял 158 млрд. долларов (90% ВВП). Однако в последние годы экономический рост в России позволил сократить внешнюю задолженность. В 2002 году она уже составляла 122 млрд. (35 % ВВП), а на начало 2006 года - $81.5 млрд. (10,6% ВВП). Возрастающие валютные резервы позволяют России досрочно погашать государственный внешний долг.
Большую часть иностранных инвестиций в России занимают коммерческие кредиты. Это связано с тем, что ставка процента за кредит в промышленно развитых странах в несколько раз ниже, чем в России. Поэтому российские компании при осуществлении крупных инвестиционных проектов часто стремятся не получать банковский кредит в России, а занять деньги у иностранных компаний (в 2004 году доля «прочих инвестиций» составила 75,9% всего объема иностранных инвестиций в Россию).
Основные страны-инвесторы России в 2005 году – это Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 82,6 % общего объема накопленных иностранных инвестиций.
Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Узость российского фондового рынка и большие риски вложений делают его непривлекательным для иностранных инвесторов (так в 2004 году доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составляла всего лишь 0,8%).
Значительным потенциалом роста обладают прямые иностранные инвестиции в экономике России. Пока их приток в Россию невелик (9420 млн. долл. в 2004 году), однако большой объем внутреннего рынка России, богатые природные ресурсы, наличие относительно дешевой и, одновременно квалифицированной рабочей силы, значительный научно-технический потенциал позволяют надеяться на активизацию прямых иностранных инвестиций в России.
Таблица
^ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ, ПО ВИДАМ14

 

2000

2002

2003

2004

Млн. долл.
США

В процентах к итогу

Млн. долл.
США

В процентах к итогу

Млн. долл.
США

В процентах к итогу

Млн. долл.
США

В процентах к итогу

^ Всего инвестиций



10958



100



19780



100



29699



100



40509



100



     В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

прямые инвестиции

4429

40,4

4002

20,2

6781

22,8

9420

23,3



      из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

      взносы в капитал

1060

9,7

1713

8,6

2243

7,5

7307

18,0

      кредиты, полученные от зарубежных       совладельцев организаций

2738

25,0

1300

6,6

2106

7,1

1695

4,2

      прочие прямые инвестиции

631

5,7

989

5,0

2432

8,2

418

1,1

Портфельные инвестиции

145

1,3

472

2,4

401

1,4

333

0,8



      из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

     акции и паи

72

0,7

283

1,4

369

1,3

302

0,7

     долговые ценные бумаги организаций

72

0,6

129

0,7

32

0,1

31

0,1

      из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

        Векселя

1

0,0

65

0,3

32

0,1

31

0,1

        Облигации и другие ценные бумаги

71

0,6

-

-

-

-

-

-

     прочие портфельные инвестиции

1

0,0

60

0,3

-

-

-

-

прочие инвестиции

6384

58,3

15306

77,4

22517

75,8

30756

75,9



      из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

      торговые кредиты

1544

14,1

2243

11,3

2973

10,0

3848

9,5

      прочие кредиты

4735

43,2

12928

65,4

19220

64,7

26416

65,2

   кредиты правительств иностранных       государств под гарантии Правительства   Российской Федерации

23

0,2

45

0,2

131

0,4

34

0,1

      Прочее

82

0,8

90

0,5

193

0,7

458

1,1
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.