.RU
Карта сайта

Словарь практического психолога - 10

_В_


ВАЛИДНОСТЬ

— одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.
Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество (свойство), ради измерения коего они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, — например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего — комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности — со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:
1) от определения понятия интеллекта, являющего ту или иную концепцию этого феномена;
2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирических критериев. Разные концепции требуют различного состава заданий, поэтому важен вопрос валидности концептуальной. Чем больше задания соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о валидности концептуальной теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: валидность для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие валидности относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору. Только проверенные на валидность тесты можно использовать в ориентации профессиональной, отборе профессиональном, в исследованиях научных.

^ ВАЛИДНОСТЬ: КРИТЕРИЙ

— применительно методик означает независимые показатели и признаки, по коим можно судить о ее валидности. По этим критериям оцениваются результаты, получаемые при практическом применении методики. Критерии могут быть таковы:
1) поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в различных ситуациях жизни;
2) достижения испытуемого в различных видах деятельности — учебной, трудовой и пр.;
3) данные о выполнении различных контрольных проб и заданий;
4) данные, получаемые из других методик, валидность или же связь коих с проверяемой методикой считается твердо установленной.

^ ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ

— применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимым от методики внешним признакам, относимым к субъекту обследования. Означает примерно то же самое, что валидность эмпирическая, — с тою разницей, что здесь речь идет о связи между показателями методики и самыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведению испытуемого. Методика психодиагностическая считается внешне валидной, если, например, ее посредством оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется с результатами проведенного тестирования.

^ ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ

— применительно методик психодиагностических означает соответствие содержащихся в ней заданий, субтестов и прочего общим цели и замыслу методики; соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, определению оцениваемого психологического свойства, использованному в самой методике. Методика считается внутренне невалидной или недостаточно валидной, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой.

^ ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ

— понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.

^ ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ

(валидность по критерию) — Понимается как обоснование корреляции между результатами теста и эмпирическим критерием. На возможную валидность теста по отношению к этому критерию указывает корреляция с ним теста; чем выше коэффициент корреляции, тем выше валидность. Развитие анализа факторного позволило создавать тесты, валидные по отношению к идентифицируемому фактору.

^ ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

(валидность конструктивная, валидность понятийная) — применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, показателям тех психологических качеств, кои теоретически связаны с оцениваемым свойством. Определяется по соответствию показателей качеств, получаемых данной методикой, показателям, получаемым посредством других методик — при их теоретически обоснованной зависимости. Так, если методика изменяет уровень развития мотива достижения, то валидной теоретически она будет, если полученные показатели достоверно коррелируют с данными о самооценке, тревожности и уровне притязаний, связанных теоретически с мотивацией достижения.

^ ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ

(валидность практическая) — применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, опыту человека, его реальному поведению, а также наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Определяется сравнением ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей. Так, если оцениваются черты характера некоего испытуемого, то применяемая методика считается эмпирически валидной тогда, когда установлено, что испытуемый ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика.

ВАМПИР

— образ мертвеца, сосущего кровь у спящих людей. Преследуя воображение пациента, довольно часто встречается в клинической и психоаналитической практике и выражает визуализацию пациентом ощущений, будто все его психические силы отбираются кем-то другим. Как проявление бреда преследования характерен для шизофрении. В психологии глубинной понимается как превращение архетипического образа «Большой матери» (-> архетип), которая предстает в угрожающем воплощении, связанном со смертью.

ВАРИАНСА

-> дисперсия.

ВДОХНОВЕНИЕ

— состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к появлению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Характерно повышенной общей активностью, необычайной продуктивностью деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием «одержимости» и эмоционального погружения в творчество. Кажущаяся несознаваемость творческого процесса — следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, своеобразного наплыва и прояснения мыслей и образов, чрезвычайной обостренности памяти, внимания, страстной воли, направленной на реализацию идеи. При всей кажущейся самопроизвольности вдохновение, как правило, — результат предварительного напряженного труда.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ

— вид терапии телесно-ориентированной, основанной В. Райхом. По его представлениям, любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей»; поскольку душа и тело едины, «распуская» эти панцири, можно помочь клиенту высвободить сдержанную, застоявшуюся энергию и тем облегчить душевные страдания. Основные приемы вегетотерапии связаны с массажем и дыханием, а также с двигательными и голосовыми упражнениями разного типа.

ВЕРА

— 1. Особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. «Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (Вл. Соловьев). С позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. Чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. Если же «вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. Так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. Например, применительно основ нашего бытия вера — это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. Так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек — часть всемирного целого, часть общего бытия. Близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. Потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. Свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

ВЕРБАЛЬНЫЙ

— в психологии — термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различаются:
1) вербальный осмысленный материал — ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и пр.;
2) вербальный бессмысленный материал — группы из трех согласных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку. Вербальному материалу противопоставляются:
1) невербальный осмысленный материал — геометрические фигуры, рисунки, фотографии, предметы и пр.;
2) невербальный бессмысленный материал — необычные геометрические фигуры, чернильные пятна. В зависимости от используемого материала различаются: вербальное (словесное) и невербальное общение (например жестовое); вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных задач); вербальная (словесная) и невербальная информация (например образная).

ВЕРИФИКАЦИЯ

— при проверке научных понятий — доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры.

ВЕЩЕСТВО

— нейромодулятор, служащий для передачи в системе нервной болевых сигналов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

— в психологии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды — не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ

— одно из проявлений единства сферы сенсорной. Особенно полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. Явления этого типа описал еще М. В. Ломоносов. Взаимодействие анализаторов проявляется также в совместной работе анализаторов, дающих субъекту информацию о сторонах внешнего мира, о коих ни один из анализаторов сам по себе информации не дает (например, бинокулярная оценка удаленности объекта при совместной работе зрительного и проприоцептивного анализаторов). Своеобразные формы взаимодействия анализаторов применяются в искусстве (-> синестезия).
В патологии взаимодействие может нарушаться, отражая характер дезинтеграции работы системы нервной центральной и систем сенсорных. Выявленные закономерности нарушения взаимодействия анализаторов применяются в диагностике заболеваний.

^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ

— процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Известны такие виды взаимодействия группового, как содружество, конкуренция и конфликт. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Структурированность группы проявляется в статусных отношениях (-> статус), в действии признаваемых всеми членами группы нормах поведения (-> норма групповая) и взаимодействия, в групповых целях и ценностях.

^ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

— 1. В широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Такая трактовка обычно используется для указания на непосредственную взаимосвязь как-либо взаимно воздействующих индивидов (в результате взаимодействия они по меньшей мере отдают себе отчет во взаимном существовании). 2. В узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при коей поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Такая трактовка используется для обозначения способа реализации деятельности совместной, цель коей требует разделения и кооперации функций, а потому — взаимного согласования и координации индивидуальных действий (=?> отношение межличностное). Основные признаки взаимодействия межличностного как формы общения:
1) предметность — наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), осуществление коей требует сопряжения усилий;
2) эксплицированность — доступность для стороннего наблюдения и регистрации;
3) ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями длительности, интенсивности, норм и правил интеракции, отчего она становится относительно нестабильным, изменчивым феноменом;
4) рефлексивная многозначность — возможность для взаимодействия межличностного быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности. Различаются два основных типа взаимодействия межличностного:
1) сотрудничество (кооперация) — когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или хота бы не препятствует реализации целей остальных;
2) соперничество (конкуренция) — когда достижение цели одним из взаимодействующих затрудняет или исключает осуществление целей других участников.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.