.RU
Карта сайта

458 О- ЧАСТЬ Н ❖ Раздел 12 - Лисицын Ю. П. Ji63 Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник


458 О- ЧАСТЬ Н ❖ Раздел 12




оплату. Выдавая государственную лицензию, государство гарантирует защиту прав субъекта страхования в соответствии с законом.
Важнейшей проблемой медицинского страхования остаются тарифы на медицинские услуги. В соответствии с законом в разработке тарифов на медицинские услуги принимают участие фонды ОМС, страховые медицинские организации, органы государственного управления, профессиональные медицинские ассоциации. Тарифы устанавливаются соглашением. Нормативно-методические документы по этому вопросу носят межведомственный характер.
Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, учреждением, организацией или лицом, предоставляющим медицинские услуги.
Из-за сложной экономической ситуации и правового нигилизма исполнителей средства на ОМС как работающего, так и неработающего населения поступают не полностью и с большими задержками. В среднем на 1 неработающего гражданина средства ОМС составили примерно 50 руб., на работающего - 150 руб. При этом следует учесть, что потребность в медицинской помощи неработающего населения выше, чем работающего, в 1,5—2 раза, а сбор средств ОМС на работающее население в 2—3 раза ниже расчетных величин, соответствующих стоимости медицинского обслуживания с учетом инфляции. Некоторые территории вообще не перечисляли средства ОМС на неработающее население. Средства, которыми располагала система ОМС на отдельных территориях, были резко отличными, например, они составляли 38,7 руб. на 1 застрахованного в Кировской области и 508,2 руб. в Ямало-Ненецком автономном округе (1998).
В зависимости от местных условий действует более 20 вариантов или моделей сбора средств ОМС, из них 4 основные: страховая; смешанная; «фондовая»; «условная», или «нулевая» модель ОМС.
Страховая модель наиболее соответствует закону в редакции 1991 г. Страховщиками являются только страховые медицинские организации различных форм собственности. Они получают финансовые средства от территориальных фондов ОМС по договору и непосред


Медицинское страхование ❖ 459




ственно организуют работу с застрахованным населением и медицинскими учреждениями.
При смешанной модели в качестве страховщиков выступают и страховые медицинские организации как в страховой модели, так и филиалы территориальных фондов ОМС.
При «фондовой» модели страховые медицинские организации не осуществляют ОМС, а функции страховщика в ОМС выполняют территориальный фонд ОМС и его филиалы.
При «условной», или «нулевой», модели ОМС на территориях с населением, составляющим 12,0% населения РФ, отсутствовали страховщики, и средства, собранные по закону на ОМС, передавались органам управления здравоохранением. Проконтролировать дальнейшее движение средств ОМС в этой модели сложно, но специалисты считают, что до конкретных исполнителей медицинских услуг при использовании «условной» модели доходило меньше средств, чем при использовании других моделей.
Наиболее эффективной признана смешанная модель, при которой до медицинских учреждений доходило более 98,0% средств ОМС.
В настоящее время решается проблема передачи обязанностей сбора взносов на ОМС налоговыми органами и создания единого социального фонда из средств ОМС и фонда социального страхования.


МОЛМ О ПРОБЛЕМЫ экономики,


^ 4 ФИНАНСИРОВАНИЯ, МАРКЕТИНГА И УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ1




  1. Экономика здравоохранения. Основные понятия и категории



ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - это отраслевая экономическая наука.
Экономика здравоохранения изучает условия и факторы, обеспечивающие максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья, при минимальных затратах. Экономисты изучают влияние здоровья населения на экономическое развитие страны, регионов,

производство

и т.д., а также экономический эффект лечебно-профилактического обслуживания, профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, ликвидации заболеваний, снижения нетрудоспособности и смертности, новых методов, технологий, организационных мероприятий, программ и т.д.
Различают медицинскую, социальную и экономическую эффективность.
Медицинская эффективность - это степень достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, т.е. основных видов медицинской деятельности. ВОЗ рассматривает медицинскую эффективность как один из аспектов качества медицинского обслуживания наряду с адекватностью, экономичностью и научно-техническим уровнем.
Социальная эффективность имеет более широкий смысл, хотя она тесно и непосредственно связана с медицинской эффективностью.


1 В разделе использованы материалы Е.Н. Савельевой и Ю.П. Лисицына из
учебного руководства под ред. Ю.П. Лисицына «Социальная гигиена (медицина)
и организация здравоохранения» (1998).




Проблемы экономики, финансирования, маркетинга О- 461




Социальная эффективность характеризуется динамикой общественного здоровья. Критериями социальной эффективности являются показатели общественного здоровья.
Экономическая эффективность определяется соотношением эффекта (результата) и затрат. Анализ экономической эффективности необходим для управления здравоохранением в условиях ограниченных ресурсов, когда требуется достижение максимального результата при минимальных затратах.
В определенных случаях медицинские мероприятия могут быть экономически невыгодны, но их проведение оправдано высоким медицинским и социальным эффектом. Примером таких мер может служить применение аппарата «искусственная почка».
Общество, государство вкладывают в здравоохранение, в осуществление профилактики, диагностики, лечения и реабилитации определенные средства. Больших затрат требуют содержание и обслуживание нетрудоспособных граждан, общество несет экономические потери в связи с заболеваемостью, травматизмом, временной нетрудоспособностью по состоянию здоровья, в связи с уходом за больными и карантином, стойкой нетрудоспособностью (инвалидностью), преждевременной смертью. Эти экономические потери можно оценить в денежных единицах.
Вкладываются средства в социальные и медицинские мероприятия с целью добиться улучшения здоровья населения, предотвратить экономический ущерб при экономической эффективности здравоохранения. Результат (экономический эффект) проводимых мероприятий отражен в понятии предотвращенный экономический ущерб. Предотвращенный экономический ущерб - это разница между экономическим ущербом до и после проведения мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости, травматизма, нетрудоспособности, предотвращение преждевременной смерти и т.д.
Для расчета экономической эффективности в системе здравоохранения используются формулы:
Экономическая эффективность = Результат/Затраты Экономическая эффективность=Предотвращенный экономический ущерб (результат, эффект)/3атраты.
Затраты — выраженная в денежных единицах стоимость мероприятий по улучшению здоровья населения.


462 <► ЧАСТЬ II Раздел 13




Предотвращенный экономический ущерб (результат, эффект)= Экономический ущерб (до проведения мероприятий) - Экономический ущерб (после проведения мероприятий).


Так как основа экономики здравоохранения - рациональное использование ограниченных ресурсов, получение максимального результата (эффекта) при минимальных затратах, в центре внимания остается анализ экономической эффективности системы здравоохранения в целом, деятельности отдельных ее отраслей и подотраслей, учреждений, подразделений, специалистов, а также комплексных программ и мероприятий в сфере здравоохранения.
В экономике здравоохранения используются общеэкономические понятия цена, прибыль, рентабельность и др. К числу основных категорий экономики относятся также стоимость, о которой будет сказано при характеристике ценообразования.
Материальные потребности общества, т.е. материальные потребности его составляющих, безграничны, а экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг, ограничены.
В области здравоохранения это означает, что потребности людей в товарах и услугах для сохранения и укрепления здоровья, для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации достаточно велики и продолжают расти, а финансовые и материально-технические ресурсы для их удовлетворения недостаточны.
В соответствии с развернутым определением (1994)

рыночная экономика

— совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом. В рыночной экономике координация хозяйственной жизни и управление ею осуществляются через систему рынков, цен, прибылей и убытков в условиях конкуренции. Эта система сама определяет, что производить (спрос), как производить (предложение), для кого производить (для тех, кто располагает большим доходом). В результате достигаются эффективное использование ограниченных ресурсов, оптимальные структурные пропорции и объем производства товаров и услуг, выбирается такой способ производства, который обеспечивает минимизацию издержек и максимальные прибыли. Вмешательство государства в экономическую жизнь, в ее регулирование и контроль либо вообще отсутствует, либо чрезвычайно мало. Однако чистой рыночной экономики, где автоматически достигается эффективное решение основных экономических проблем, в принципе не существует. К этой модели приближается экономика свободной конкуренции и в определенной мере современная


О*

Проблемы экономики, финансирования, маркетинга

О*

463




либеральная рыночная экономика. В реально существующей рыночной экономике возникает ряд отклонений от абстрактной модели.
Кроме того, ряд проблем «чистая» рыночная экономика в принципе решить не может. Это комплекс социальных проблем (образование, культура, здравоохранение, содержание безработных, поддержка малоимущих и т.п.), охрана природы, развитие фундаментальных наук. Для координации хозяйственной жизни и управления ею используются не только механизмы рынка, но и государственное регулирование через налоги и правительственные расходы (расходная часть бюджета), денежно-кредитная политика, регулирование доходов, социальная, антимонопольная и внешнеэкономическая политика. Эти проблемы наиболее эффективно решаются в странах с социальной (социально-ориентированной) рыночной экономикой. Однако вмешательство государства в экономическую жизнь возможно лишь до определенного предела, за которым экономика перестает быть рыночной. Правительство в условиях рыночной экономики устанавливает правила экономического поведения организаций и отдельных людей, но в собственно экономическую их деятельность не вмешивается, не нарушает звенья рыночного механизма, предоставляя ему возможность в основном определять цены и направления использования ресурсов.

  1. ^ Финансирование здравоохранения



Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества, типа и реальных возможностей экономики страны. По расчетам специалистов расходы на здравоохранение составляют от 3 до 14% валового национального продукта, или валового внутреннего продукта. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6,0% валового внутреннего продукта, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества - не менее 12%. Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для этого необходимо тратить средства с максимальной эффективностью. Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения, добились больших успехов в обеспечении


^ 464 ЧАСТЬ II Раздел 13




доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6—8% валового внутреннего продукта. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 4,0% валового внутреннего продукта.
В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
В соответствии с Конституцией 1993 г. (ст. 41) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с этой статьей должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Источники финансирования охраны здоровья указаны в ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;это:

  1. Средства бюджетов всех уровней.

  2. Средства, направляемые на ОМС и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

  3. Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан.

  4. Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений.

  5. Доходы от ценных бумаг.

  6. Кредиты банков и других кредиторов.

  7. Безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования.

  8. Иные источники, не запрещенные законом.

В этой же статье указаны источники средств непосредственно для финансирования органов и учреждений системы здравоохранения. Это:




Проблемы экономики, финансирования, маркетинга ❖ 465




Как видно, они составляют часть средств, идущих на охрану и улучшение здоровья населения. Это, по существу, отраслевые ассигнования на деятельность органов и учреждений здравоохранения.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и государственной системы ОМС. Финансовые средства используются:

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на ОМС. Эти средства на-


  1. Заказ №2105.





^

Таблица 65. Расходы здравоохранения в России в 1992-1995 гг. (млрд руб.)

1




ходятся в государственной собственности и используются для оплаты медицинских услуг в соответствии с программами ОМС.
Так как здравоохранение находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе, то субъекты Федерации несут более 2/3 всех расходов на текущие нужды здравоохранения и могут в соответствии с законами РФ и своими правовыми документами использовать различные, в том числе местные, источники финансирования для решения проблем здравоохранения.
Основные расходы на здравоохранение в России представлены в табл. 65, а в табл. 66 — расходы на здравоохранение в различных странах. По данным Всемирного банка, в среднем в мире тратится на здравоохранение 8% внутреннего валового продукта, причем в странах с развитой рыночной экономикой - 9,3%, в развивающихся странах — 2,5%.


466 ❖ ЧАСТЬ II ❖ Раздел 13



Бюджет



1992



1993



1994



% внутреннего валового продукта



абс.



в%к


итогу



абс.



в%к


итогу



абс.



в%к


итогу



1992



1993



1994



1995



^ Консолидированный бюджет



467,8



73,5



5441,6



75,1



19707



68,8



2,6



3,35



3,13



2,43



Федеральный

бюджет



84,2



13,2



577,4



7,9



2321



8,1



0,47



0,35



0,37



0,21



Территориальный


бюджет



383,6



60,3



4864,2



67,7



17 386



60,7



2,13



3,0



2,76



2,22



Внебюджетные


фонды*



-



-



681,7



9,4



6022



21



-



0,42



0,%



0,85



^ Свободный бюджет



467,8



73,5



6123,3



84,5



25 725



89,9



2,6



3,77



4,08



3,29



^ Другие источники



168,4



26,5



1119,9



15,5



2898



10,1



0,93



0,69



0,46



0,65



Всего



636,2



100



7243,2



100



28627



100



3,53



4,46



4,54



3,94





2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.