.RU

ЗолъгерК. В. Ф. Эрвин. С. 182,404, 75 - Эстетики

ЗолъгерК. В. Ф. Эрвин. С. 182,404, 75.



3

Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 2. М., 1969. С. 72-74.



4

Гартман Н. Эстетика. С. 541-543.



5 Яковлев Е. Г. Эстетика. М., 1999. С. 51.

109

антиподом — низменным. Поэтому в возвышенном прежде всего следует различать позитивное — возвышенная красота, применительно к поступкам человека выступающая как возвышенное добро, которое можно обозначить термином «героическое», и негативное — возвышенное зло, иначе именуемое «мрачным величием».
Сущность героического (на примере эпоса) хорошо раскрыта в книге Е. А. Мельниковой «Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе» (1987). «Основу героического действия... составляет конфликт крупного масштаба»; масштабность героического конфликта «определяет и второе его свойство — высокий накал страстей, эмоциональную насыщенность действия». «Лишь поединок с врагом, борьба не на жизнь, а на смерть достойны героя, лишь в них раскрывается героическая сущность его характера, его возможности. Будет ли итогом этой битвы победа или поражение — не столь важно, как следование до конца велению долга»'.
Виды «мрачного величия» выделе™ В. П. Крутоусом в работе «Возвышенное как эстетическая категория» (1983): (1) «тип личности, несомненно выдающейся, но глубоко противоречивой, обладающей не только незаурядными достоинствами, но и столь же крупными недостатками»; (2) «„демонические44 натуры, отличающиеся сознательным служением злу и значительными масштабами творимого зла»; (3) «личность, творящая зло не столько сознательно, сколько стихийно, под влиянием всепоглощающей страсти... Оценка „величие44, „возвышенность44 относится не к человеку как суверенному субъекту (в этом отношении он сразу выявляется несостоятельным), а к человеку как выразителю той стихийной силы, которой он наделен, не владея ею, т. е. во власти которой он находится... Здесь просматривается достаточно близкая аналогия с возвышенностью грозных, даже разрушительных стихий природы»2. Сразу вспоминается рассказ Стефана Цвейга (1881-1942) «Амок».
Понятие «герой» не тождественно «прекрасному человеку». Героическое подразумевает борьбу, борьба — силу, а сила — возможность ложного применения. В борьбе сила становится самоцелью, и герой, привыкший к летящим щепкам, может вступить на путь, ведущий сначала к злу силы, а затем — к злу слабости, к низменному. В литературе нет лучшего примера, чем судьбы Сарумана и Денетора в эпопее Джона Рональда Руэла Толкие- на (1892-1973) «Властелин Колец»; в истории — армии Французской республики, ставшей армией Наполеона. «После того, как национальные задачи были разрешены, война поставила свои задачи и заставила революционные армии подчиниться внутренней логике войны... Теперь солдаты идут за вождем. Они с ним свыклись. Они ему верят... Эта вера в вождя —

1

Мельникова Е. Л. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987. С. 82-83,162.



2 Крутоус В. П. Возвышенное как эстетическая категория. М., 1983. С. 54—56.

110

мы знаем — способна творить такие же чудеса, как любовь к родине. Так появилась военная диктатура»1.
Один объект может быть и прекрасным, и возвышенным, идет ли речь о человеке (Робин Гуд) или о природе (звездное небо), но может быть и только возвышенным.
Возвышенное зло — это зло чрезмерной силы, как природных явлений, так и людей. Силой воли, самообладанием, непоколебимостью, по словам Вильгельма Виндельбанда (1848-1915), может обладать «тот, кто преследует глубоко безнравственную цель властолюбия, мщения, корысти... В этом случае мы ощущаем своего рода эстетическое удовольствие (часто используемое в трагедиях), но отказываем ему в нравственном одобрении»2.
Н. Гартман, корректируя свою прежнюю точку зрения, пишет: «Для возвышенности совершенно безразлично, что именно в человеке вырастает до превосходной величины, лишь бьт в нем была какая-то сила, способная к действительному величию. Страсть сама по себе нейтральна, она может быть как уничтожающей, так и созидающей; ее величие делает ее сильной: в Ромео и Отелло — это любовь, в Макбете — властолюбие и честолюбие...
В возвышенном зла это идет еще дальше. Мы отклоняем его, пугаемся, но все-таки чувствуем в нем величие: Ричард 111, например, увлекает нас так, что мы восхищаемся его смелостью, его энергией и считаем, что они достойны лучшего приложения. Поэтому и явный злодей растет в своей гибели. Но этого все же не должно быть»3.
Почему же осуждение такого зла не вполне безоговорочно? Притягательно не зло, а сила зла, которая в принципе может быть повернута в нужную сторону, в сторону героики. Но очень характерно, что в литературе чаще всего этот путь ведет персонажа к гибели как искуплению прежнего зла; писатель интуитивно чувствует, что раскаяние и примирение бывшего злодея не должны быть растянуты надолго — в таком исходе будет глубинная фальшь прощения зла. Опять сошлюсь на «Властелина Колец», в котором образы добра и зла даны с кристальной ясностью — на судьбу Боромира.
Не могу не поделиться наблюдением: персонаж, претендующий на роль сверхчеловека, очень часто кончает жизнь в огне, исчезая с лица Земли навсегда и бесследно. Огонь, максимально быстро упрощающий структуру вещества, уничтожает притязания чрезмерной силы. Кроме Денетора вспоминаются Хорхе в «Имени розы», Волк Ларсен в «Морском волке», Шовиньер в «Женитьбе Корбаля» Сабатини, Стрикленд в «Луне и гроше»;

1

Дживелегов А. К. Армия Великой французской революции и ее вожди. М., 2006. С. 195-196.



2

Випдельбанд В. О прииципе морали // Виндельбанд В. Философия культуры: избран



ное. М., 1994. С. 297.

3 Гарпъиан Н. Эстетика. С. 560.

111

лишь последний не осужден автором, в ту пору увлеченно игравшим в эстетский аморализм.
Путь вниз для сильного — путь к низменному. Низменное — несовершенство дисгармонии, ее безобразие. Это продукт распада возвышенного, как на картине В. В. Верещагина (1842-1904) «Апофеоз войны». Промчавшийся ураган оставляет мутные лужи с гниющими в них трупами; за фасадом страшной и грозной силы государства мы видим ничтожных чиновников, поглощенных мелкими карьерными интригами (сравните казачью колыбельную песню Лермонтова и чиновничью — Некрасова); сильная личность, преследуя эгоистические цели, утрачивает свое обаяние.
«В другой раз заговорили о бессмертии. Тимур явно интересовался бессмертием для себя. Он слышал, что шейхи говорят о каком-то бессмертии при жизни, но, по их словам, для этого нужно умереть прежде смерти. И потребовал разъяснений. Бедреддин, стараясь приспособиться к уровню собеседника, как мог, рассказал о том состоянии, которого достигает в конце пути познавший. Это и есть „смерть прежде смерти", ибо, достигнув его, хоронишь собственное „я“.
Тимур ничем не выказал разочарования. Только цепкие, как у кошки, глаза его сузились. Бедреддин понял, что получил еще один ответ: внутренним побуждением всех деяний Тимура было тщеславие. Свою бессмертную славу он воздвигал на смертях тысяч людей. Ничтожное, простенькое тщеславие, обретавшее величие лишь из-за количества убиенных!»1
Так Орлёнку, сыну Наполеона, бредившему славой отца, на равнине Ваграма слышатся голоса убитых:
Все кончено... Приходит смерть... Конец...
А-ах... О мама, где же ты, родная?..
Всё вороны... Вон, вон воронья стая...
И он в отчаянии кричит, пытаясь вернуть возвышенное:
Но где же, Где орлы твои, отец?..2
Злое возвышенное сковано с низменным прочнейшими узами, как связаны во «Властелине Колец» их эталоны — Саурон и Горлум: желание обладать Властью, воплощенной в Кольце, уравнивает их. Горлум, захватив Кольцо, станет новым Сауроном; Саурон, потеряв Кольцо, станет подобием Горлума. Так же в «Лже-Нероне» Лиона Фейхтвангера (1884—1958) самозванец Теренций, двойник страшного императора, творит зло по-разному, в зависимости от того, кем ощущает себя в данный момент — Нероном или Теренцием: с равнодушием божества бесцельно убивает тысячи или

1

Фиш Р. Г. Спящие пробудятся. Повесть о Бедрсддине Симави. М., 1986. С. 162-163.



2 Ростан Э. Орлёнок // Ростан Э. Сирано де Бержерак. М., 2006. С. 731.

112

мелко мстит за мелкую обиду; в конце трусость Теренция берет в нем верх и бесславно губит.
Возможен и обратный путь: низменное, став опасным, поднимается до возвышенного, как чапековские «саламандры».
Связь двух эстетических категорий — возвышенного и низменного — основана на связи этических понятий, двух видов зла, получивших в интереснейшей книге А. П. Скрипника «Моральное зло в истории этики и культуры» (1992) названия «враждебность» и «распущенность», зло силы и зло слабости1. Два вида зла, два нарушения нормы, две крайности, противостоящие золотой середине, обуславливают и эстетические свойства своих носителей.
« — Белый флаг! — крикнул Уркварт. — Белый флаг, гере шаутбенахг (господин контр-адмирал (шведск.). —Г. 3.)!.. Иначе гибель, только гибель ждет нас...
Юленшерна наклонился, попросил:

Юленшерна усмехнулся синими губами, поднял пистолет, выстрелил снизу вверх в толстое лицо капитана „Короны". Уркварт упал навзничь, медная каска покатилась по палубе...
Юленшерна сделал несколько шагов по настилу юта, ткнул дулом разряженного пистолета в челюсть трясущегося Пломгрэна, ударил артиллериста ногой, крикнул, срывая голос:

Пломгрэн вытаращил глаза, вытянулся. Шаутбенахт смотрел на него с
гадливостью, — сам он ничуть не изменился, ярл Юленшерна: такое же уверенное лицо, такие же хрящеватые уши, такие же кофейные глаза...

На природу этические оценки переносятся по аналогии. Ураган враждебен; лужа распущенна. Можно предположить, что гармония нарушается в возвышенном в сторону единства без разнообразия, в низменном — в сторону разнообразия без единства. Низменное всегда безобразно.
Связь низменного с возвышенным отмечают Э. Бёрк, анализируя «Энеиду» — отравленное дыхание Ахеронта, преграждающее птицам путь в Аид, возвышенно, ибо страшно, но зловоние, отделенное от «всей композиции», низко, так как неприятные качества предметов, не представ

1

Скрипник А. П. Моральное зло. М., 1992. С. 18.



2 Герман Ю. П. Россия молодая. Т. 2. М., 1953. С. 370.

113

ляющие серьезной опасности, не могут быть возвышенны1; и А. Джерард: «Только когда величие необходимо и ожидаемо, тогда простое его отсутствие вызывает представление о низменности»2.
Замечу, что мысль Берка — развитие аристотелевского «парадокса безобразного»: низменное, став элементом произведения искусства, переходит в возвышенное.
Возвышенное и низменное — категории, отражающие общую эстетическую характеристику конфликта; это шкала, параллельная основной (прекрасное — безобразное) и переходная к следующей, оценивающей глубину конфликта: трагическому и комическому.
Трагическое
Статус этих категорий как эстетических часто подвергался сомнению: гак, В. Татаркевич считал их этическими в жизни и эстетическими лишь в искусстве3. Хотя этот взгляд распространен4, он поверхностен. Правы тс авторы, которые видят в «конфликтных» категориях эстетическую борьбу — борьбу совершенства с несовершенством5.
В трагическом конфликт глубок (совершенство гибнет или несет непоправимый урон), в комическом — неглубок (совершенство временно утрачено, но урон поправим).
Развитие всегда предполагает конфликты разной глубины; эстетический аспект конфликтов (и шире — развития) — это убывание и/или возрастание совершенства. «Трагическое появляется только в сфере движения ценностей, там, где развертываются события, происшествия...»6 Причем как совершенства развивающегося объекта, так и совершенства самого конфликта: тут и возникает то, что можно назвать красотой трагедии или комедии, наличие которых в искусстве не отрицается ни кем. Но эта красота есть не только в искусс тве; там она лишь представлена в чистом виде.
Связь «конфликтных» категорий с совершенством двойная: с одной стороны, совершенство гибнет (или несет урон) в конфликтах, с другой — рождается из них заново.
Этическое служит основой для эстетического, но не исчерпывает его. «Суть трагически-возвышенного, — пишет Н. Гартман, — составляет ги

1

Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. С. 115.



2

Джерард А. Опыт о вкусе. С. 246.



3
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.