.RU
Карта сайта

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 - Методическое пособие по учебным дисциплинам «психодиагностика»


^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.


«ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ И К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ″ПСИХОДИАГНОСТИКА″ И ″ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ″»



  1. Определение, цели, задачи и предмет психодиагностики. Области практического использования результатов психодиагностической работы.

  2. История развития психодиагностики на Западе.

  3. Развитие психодиагностики в России. Критика тестов в отечественной психологии.

  4. Классификация методов психодиагностики.

  5. Требования к диагностическим методикам.

  6. Методологические принципы в работе психолога-диагноста.

  7. Понятие теста в психодиагностике. Объективные тесты и тесты-опросники.

  8. Диагностика умственного развития. Тесты интеллекта. Примеры тестов.

  9. Тесты интеллекта. Правила проведения тестирования и обработки результатов.

  10. Тесты интеллекта. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

  11. Тесты интеллекта. Тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна.

  12. Тесты интеллекта. Тест Д. Векслера.

  13. Диагностика личности. Личностные опросники.

  14. Конструирование личностных опросников как инструмента психодиагностики.

  15. Требования, предъявляемые к личностным опросникам.

  16. Личностные опросники Г. Айзенка, теоретические позиции автора.

  17. Факторные технологии создания личностных опросников. Опросник 16-PF Кеттелла Р.

  18. Тестовые методики на изучение эмоциональной сферы личности.

  19. Тестовые методики изучения психологических защит личности.

  20. Проективные методики, их классификация. Достоинства и недостатки проективной техники.

  21. Рисуночные тесты как метод психодиагностического исследования.

  22. Проективные методики. Цветовой тест предпочтений М. Люшера.

  23. Проективные методики. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана.

  24. Проективные методики. Рисованный апперцептивный тест Л.Н. Собчик (РАТ).

  25. Проективные методики. Тест фрустрации С. Розенцвейга.

  26. Проективные методики. «Тест руки» («Hand test»). Тест «Пятна Г. Роршаха».

  27. Проективные методики. Тест «Пятна Г. Роршаха».

  28. Назначение и взаимосвязь основных методов исследования личности: наблюдения, беседы, тестирования.

  29. Надёжность тестов. Основные методы оценки надёжности тестов.

  30. Понятие валидности. Необходимость валидизации психодиагностических методик.

  31. Понятие валидности. Виды валидности. Содержательная валидность.

  32. Конструктивная валидность. Понятие конструкта. Технологии оценки конструктивной валидности.

  33. Понятие валидности. Виды валидности. Критериальная валидность. Понятие внешнего критерия. Технологии оценки критериальной валидности.

  34. Методы оценки критериальной валидности. Метод контрастных групп.

  35. Психометрические процедуры стандартизации на этапе обработки диагностических данных.

  36. Стандартизация психодиагностических методик. Статистическая норма. Первичные и вторичные показатели (стены, IQ, Т-баллы и др.)

  37. Стандартизованные и нестандартизованные личностные опросники. Сравнительная оценка и примеры.

  38. Тесты достижений. Диагностика учебных и профессиональных достижений. Школьный тест умственного развития (ШТУР), Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

  39. Диагностика креативности. Тесты Е.П. Торранса.

  40. Тестовые методики на мотивацию достижений и избегания неудач.

  41. История развития психодиагностики в России: этапы и периоды.

  42. Диагностика особенностей личности. «Тест руки – Hand test».

  43. Предмет и задачи психодиагностики. Области практического использования результатов диагностики.

  44. Классификация психодиагностических методов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, К.М. Гуревич, В.В. Столин и др.).

  45. Тесты интеллекта (зарубежные и отечественные). Диагностика умственного развития.

  46. Диагностика особенностей личности. Детский апперцептивный тест Л. Беллак. Рисуночный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.

  47. Проблема нормы в психодиагностике.

  48. Тест как предмет исследования. Виды тестов. Правила проведения, обработки и интерпретации результатов тестирования.

  49. Диагностика интеллектуального развития. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэера.

  50. История возникновения и становления психодиагностики. Дифференциальная психология.

  51. Возникновение и развитие тестирования. Тестовый бум в 20-е – 30-е годы XX-го века (В. Вундт, Т. Эббингауз, Р. Кеттелл, А. Бине и др.). Критика тестов.

  52. Диагностика особенностей личности детей и взрослых. Тест фрустрации С. Розенцвейга.

  53. Диагностика креативности. «Познавательное» и «личностное» направления в изучении креативности. Методика Е.П. Торранса и др.

  54. Проективные техники как средство диагностики личности.

  55. Тесты интеллекта, тесты достижений, тесты способностей. Сравнительный анализ.

  56. Процедура получения вторичных показателей.

  57. Рисуночные тесты как метод психодиагностического исследования.

  58. Диагностика интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж. Равенна.

  59. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Этические стандарты психологов (1963, 1965, 1972).

  60. Диагностика учебных и профессиональных достижений. Стенфордский тест достижений. Критериально-ориентированные и ориентированные на норму тесты достижений.

  61. Требования к построению и проверке методик. Качественная и количественная интерпретация результатов обследования. Связь интерпретации с позициями исследования.

  62. ГИТ (групповой интеллектуальный тест), ШТУР (школьный тест умственного развития).

  63. Проективные методики. Их классификация (Л.К. Франк, Д. Линдсей). Достоинства и недостатки проективной техники, проектные оценки.

  64. Психометрическое сопровождение создания тестов. Валидизация, стандартизация, проверка надёжности.

  65. Диагностика интеллекта. Тест интеллекта Д. Векслера.

  66. Тест как предмет исследования. Проблема адаптации и стандартизации тестов. Критика тестов.

  67. Тесты способностей. Диагностика общих и специальных способностей (сенсорные, моторные, технические, профессионализированные).

  68. Малоформализованные методы в психодиагностике: наблюдение, беседа, интервью и анализ продуктов деятельности, экспертные оценки.

  69. Диагностика потребностно-мотивационной сферы личности.

  70. Диагностика интеллекта. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест интеллекта Д. Векслера. Сравнительный анализ.

  71. Метод тестов как предмет исследований. Виды тестов: по цели проведения и по форме проведения.

  72. Диагностика особенностей личности. Цветовой тест отношений М. Люшера. Тест чернильных пятен Г. Роршаха.

  73. Рисуночные методики как средство исследования личности.

  74. Современное состояние психодиагностики. Критика теста как метода диагностики в отечественной и иностранной психологии.

  75. История становления психодиагностики. Возникновение и развитие тестирования.

  76. Диагностика особенностей личности. Проективные методики: «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Завершение предложений», «Автопортрет».

  77. Диагностика личности. Опросники и их виды. Факторные опросники. Теория черт личности Р. Кеттелла. Опросник 16 PF Кеттелла Р.

  78. Особенности проведения психодиагностики с целью профориентации и профотбора.

  79. Требования к психодиагностическим методикам. Валидность, виды валидности. Проверка теста на критериальную валидность методом контрастных групп.

  80. Диагностика особенностей личности. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.


«МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ″НАБЛЮДЕНИЕ″»


Методическое указание. Наблюдение осуществляется в процессе организованной специально, или имеющей место быть по факту трудовой профессиональной деятельности испытуемых, активности испытуемых в поведении, деятельности, общении, решении совместных задач.


По форме проведения исследования, мы осуществляем прямое исследовательское наблюдение, применяем его в качестве практического психологического метода накопления данных.
По содержанию, по научной направленности исследования, мы исследуем человека как индивидуальность, как личность.
Цель наблюдения: изучение поведения и деятельности испытуемого в естественных условиях (как правило – в естественных условиях), выявление эмоциональных реакций субъекта, выяснение его чувственных отношений к действительности и т.д.
Вид (параметры) наблюдения: внешнее; стандартизированное; включённое; систематическое.

Инструкция.

Наблюдение профессионально желательно осуществлять несколько раз (2–4 раза) подряд. Наблюдение осуществляется с фиксированными перерывами (промежутками) в течение полного дня жизнедеятельности субъекта или в течение нескольких часов (2–3 часа), находясь с ним в постоянном взаимодействии в процессе выполнения разнообразной деятельности. Наблюдателем должен являться только сам психолог, от лица которого и составляется протокол стандартизированного наблюдения. Протокол наблюдения, разработанный нами на основе многолетнего опыта, мы приводим в нижеследующей таблице.

«Протокол ведения стандартизированного систематического наблюдения за психологическими и ″деятельностными″ реакциями субъекта (субъектов)»



Объект (субъект, явление, процесс)


внимания,


поведения, деятельности наблюдаемого субъекта



Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности)



Действие (движение, акт поведения, поступок)



Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика)



Вид, тип, форма (харак-терис-тика) прояв-ляемой эмоции



Выражение (прояв-ление) чувствен-ного и/или когнитив-ного отношения


(к явлению,


процессу, объекту, другому субъекту)



текст

текст

текст

текст

текст

текст

После проведения наблюдения, целесообразно осуществить системный целостный анализ его результатов. Собранный материал служит в качестве общей личностно-профессиональной информации об испытуемых. Путём наблюдения мы отмечаем наиболее актуальные проявления личности в процессе активности и коммуникации. Далее логично сделать психолого-педагогические и социально-профессиональные выводы о преобладающих в тех или иных случаях взаимодействия с окружающими различных реакциях испытуемых. После этого можно в ходе индивидуальных бесед дать испытуемым психолого-педагогические и социально-психологические рекомендации и указания относительно адекватности их эмоционально-чувственного реагирования, экспрессивных реакций, общения и дятельностного взаимодействия с коллегами и другими людьми как субъектами деятельности.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.


«ОБЛАСТЬ СЕМАНТИЧЕСКИ ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ЗНАЧЕНИЙ ВРЕМЕНИ»


Психологи-тестологи используют общеупотребимые термины для обозначения временных рамок (частоты времени) осуществления человеком чего-либо, наступления каких-либо событий, проявления (испытывания) субъектом некоторых эмоциональных реакций и т.д. Несмотря на то, что этим временным "промежуткам" присуща некоторая "широта границ", здесь приведён наиболее распространённый тестологический подход к пониманию данных слов как понятий (те сроки, которые наиболее часто подразумеваются под этими терминами).
"Всегда" (или "постоянно") - каждый день. "Почти всегда" (или "очень часто") – через день (или "почти каждый день"). "Довольно часто" (или "часто") – 1-2 раза в неделю. "Нередко" ("иногда", "подчас") – 2-4 раза в месяц. "Редко" – 1-3 раза в квартал (в три месяца). "Почти никогда" (очень редко) – 2-4 раза в год. "Никогда" ("не случается", «не бывает») – какое-либо событие в принципе не происходит, какая-то эмоциональная реакция вообще ни разу не имела места в жизни субъекта, – по крайней мере, до настоящего момента.
Так же, отвечая на вопросы любого теста, необходимо учитывать инструктивную постановку задачи (фраза об этом обязательно есть в инструкции к каждому тесту-опроснику): заданы ли тестовые вопросы в расчете на то, что субъект охарактеризует свое самочувствие в настоящее время, в текущий (данный) момент времени; или субъекту необходимо описать свое состояние "по жизни", "обычно", "как правило", т.е. - отразить наиболее типичные для себя реакции, опираясь на анализ всех своих предыдущих поступков. Постскриптум. Если уточнения подобного рода в инструкции где-либо нет, то отвечать следует исходя из прописанного выше второго варианта, - т.е. исходя из того, как Вы себя чувствуете "по жизни".

^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.


«ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ»


Термин «Психология» имеет в своей основе два греческих слова: «психе» - душа, дыхание и «логос» - наука, учение. Современная психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики людей. Главные явления и феномены, изучаемые современной психологией как наукой о людях, отображены в таблице ниже.

^ Явления, изучаемые психологией



1



ПРОЦЕССЫ: индивидуальные, внутренние (психические)



2



^ СОСТОЯНИЯ: индивидуальные, внутренние (психические)



3



СВОЙСТВА: индивидуальные, внутренние (психические)



4



^ ПРОЦЕССЫ: индивидуальные, внешние, (поведенческие)



5



СОСТОЯНИЯ: индивидуальные, внешние, (поведенческие)



6



^ СВОЙСТВА: индивидуальные, внешние, (поведенческие)



7



ПРОЦЕССЫ: групповые, внутренние



8



СОСТОЯНИЯ: групповые, внутренние



9



^ СВОЙСТВА: групповые, внутренние



10



ПРОЦЕССЫ: групповые, внешние



11



СОСТОЯНИЯ: групповые, внешние



12



СВОЙСТВА: групповые, внешние



Методология психологии


Методология как сумма методов, основанных на фактах, на выявленных научных закономерностях.
Классификация методов психологического исследования.
С.Л. Рубинштейн, в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил в качестве методов психологического исследования способы и приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.
Вторая развёрнутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву, - классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Г.Д. Пирьов выделил как самостоятельные методы: наблюдение: объективное – непосредственное и опосредованное и субъективное; эксперимент: лабораторный, естественный и психолого-педагогический; моделирование; психологическую характеристику; вспомогательные методы: математические, графические, биохимические и др.; специфические методические подходы. Г.Д. Пирьов, разделил «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент и пр.) 2) методические приемы и 3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.). Классификационная схема методов психологического исследования по Г.Д. Пирьову изложена в его базовом научном труде (Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.).
Б.Г. Ананьев подверг критике классификацию Г.Д. Пирьова, предложив другую классификацию методов психологии. С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и, вместе с тем, гносеологическими объектами психологической науки. Б.Г. Ананьев утверждал, что в классифицировании методов необходимо следовать методам системного подхода, важно определить место эмпирических методов в общей системе.
Б.Г. Ананьев выделил пять уровней методического содержания.

  1. Уровень методологического подхода.

  2. Уровень методики;

  3. Уровень методического приема;

  4. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.);

  5. Уровень организации исследования;

Все методы Б.Г. Ананьев разделил на 1. организационные; 2. эмпирические; 3. способы обработки данных; 4. интерпретационные. К организационным методам Б.Г. Ананьев отнес такие методы как сравнительный, лонгитюдный и комплексный. К группе эмпирических методов Б.Г. Ананьев отнес обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностические методы, метод анализа процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод. К способам обработки данных Б.Г. Ананьев отнес методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания информационных данных. К интерпретационным методам Б.Г. Ананьев генетический метод интерпретации данных (виды – филогенетический и онтогенетический) и структурные методы интерпретации информации: классификация, типологизация и др. Важно отметить, что в данной классификации не обозначены теоретические методы психологического исследования, но, вместе с тем, выделен класс методов, «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно – методы представления, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.
Существуют и другие подходы к описанию и к классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других. Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в психологии три класса методов:

1.

Эмпирические, в которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2.

Теоретические, когда субъект взаимодействует с теоретической моделью объекта.

3.

Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графики, таблицы, схемы, диаграммы и пр.).
От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании автора концепции. Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемлемые, с его точки зрения, модели психической реальности, либо модели её конкретных элементов, составляющих: теории личности, теории общения, теории мышления, творчества, восприятия и т.д. Продуктом умозрения является учение, т.е. некоторый целостный мысленный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий возможного опровержения при эмпирическом исследовании.
Таким образом, для изучения особенностей и проявлений психики используются следующие методы

:


1) всеобщие: идеалистический метод, материалистические методы;
2) общенаучные: наблюдение, эксперимент, моделирование и другие;
3) специфические: беседа, анкеты, опросы, тесты и другие.
По Б.Г. Ананьеву существует 4 уровня научного подхода. 1. Мировоззренческий. Он имеет философское содержание. 2. Общенаучный. В него входит общая методология, построенная по принципу системности. 3. Уровень конкретной науки. Здесь выделяется частная или специальная методология. 4. Уровень конкретных методов исследования. Конкретный метод применяется в зависимости от поставленной в исследовании задачи. Например, для изучения ощущения используются методы психофизики. С помощью психофизических методов изучаются абсолютный, относительный, верхний и нижний пороги ощущений.
Основной принцип создания методологии – нахождение закономерностей в различных явлениях и процессах. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология также является обоснованием использования разнообразных методов. В методологию психологии, помимо разных методов психологических исследований, входят базовые проблемы психологии, основные научные подходы к исследованию психики и определяющие принципы психологии как науки, изучающей психику людей. Методология психологии – это орудие действенного познания.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.