.RU
Карта сайта

Лекция 1. ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» И «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ» - М. С. Мокий экономика организации (предприятия)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Лекция 1. ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» И «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ»


Термином

экономика

обозначают: экономиче­ские отношения и экономическую науку.

Экономические отношения

есть система от­
ношений между людьми по поводу производ­
ства и потребления (распределения и обмена)
благ, реализующихся в процессе коэволюци-
онного развития планетарной системы

(коэво-
люционность развития означает, что процессы про­
изводства, распределения и обмена благ не должны
противоречить законам развития планеты).

Экономическая наука

— система знаний об
экономических отношениях

(комплекс дисцип­
лин, которые рассматривают эти отношения в раз­
личных аспектах и с различных точек зрения).

Система

— это порядок, обусловливающий един­
ство элементов.

Экономическая система

— условно выделенный фрагмент экономических отношений между людьми, в
234
котором реализуется процесс производства и потребле­ния благ.

Эндемичность экономических систем,

означа­ет, что характер и особенности протекания процессов в экономической системе присущ только ей.

Бизнес-система

— экономическая система, цель которой по­лучение прибыли.

Информологический диполь

— это характери­стика (и состояние) объекта; характеризует его с коли­чественной и качественной стороны.

Лекция 2. ПОНЯТИЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ», «ПРЕДПРИЯТИЕ». ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ


Предприятие (фирма)

— организация (сово­купность людей), созданная для производства благ в целях получения прибыли.

Внешняя среда предприятия

— фирмы-конкуренты, потребители, поставщики, домашние хо­зяйства, а также государство, выступающее для него в виде надсистемы.

Структура предприятия

формируется в зави­симости от функций подразделений предприятия. В со­ответствии с этим, выделяются следующие элементы структуры: подразделения основного производства —

основные цеха, вспомогательные производства

(цехи), (ремонт оборудования, изготовление инстру­ментов, оснастки, обеспечения электрической и теп­ловой электроэнергией и др.);

обслуживающие под­разделения,

которые обеспечивают нормальную
235
деятельность всех структурных подразделений пред­приятия.

Предприятие — экономическая система — бизнес-система,

которая в своем функционирова­нии взаимодействует с другими экономическими сис­темами.

Управление

— процесс целенаправленного воздей­ствия на что-либо или кого-либо.

Менеджмент

— целенаправленное воздействие на людей в процессе производства и потребления благ в бизнес-системах.

Лекция 3. ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ


Ответственность предпринимателя за ре­зультаты

производственно-хозяйственной деятельно­сти:

Корпорация

— специальная форма организации бизнеса, являющаяся юридическим лицом, сущест­вующим самостоятельно и в правовом смысле отдельно от ее владельцев.
По

форме собственности

предприятия делятся на

государственные (муниципальные) и частные.


236


По

размеру

выделяют

малые, средние, крупные


предприятия.

Венчурные предприятия

— предприятия, созда­ваемые для ведения бизнеса в областях с высокой сте­пенью риска.

Франчайзинг

— система взаимовыгодных парт­нерских отношений, при которой интеграция происхо­дит путем передачи на платной основе торговой марки, линии производства, технологии и т.д.

Комбинат

— объединение в одном предприятии производств, относящихся к различным отраслям, либо представляющих собой последовательные ступени об­работки сырья, либо играющих вспомогательную роль по отношению друг к другу.

Отрасль

— совокупность предприятий и организа­ций, выпускающих продукцию одного экономического назначения, имеющих сходный состав используемого сырья и материалов, применяемых средств производст­ва и профессиональный и квалификационный состав кадров.

Лекция 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ


План

— заранее разработанная система меро­приятий, определяющая последовательность их прове­дения для достижения намеченной цели.

Планирование

— процесс выработки целей, раз­работки системы мероприятий, определения порядка и последовательности их проведения для достижения цели.

237


Прогноз

— научное заключение о предстоящем развитии чего-либо.

Основные системы планирования

— директив­ная и индикативная.

Принципы планирования

1

:

научность, единство экономического и политического подходов, непрерыв­ность, комплексность, сбалансированность и пропор­циональность.

Методы планирования:

балансовый, норматив­ный, программно-целевой, аналитический, экономико-математический.

Лекция 5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ


Эффективность

— это соотнесение между ре­зультатом и затратами (или ресурсами), которые этот результат вызвали (или обусловили).

Показатель

— отражение состояния чего-либо.

1 В данном случае принцип [лат. principium основа] — ос­новное, исходное положение, основное правило деятельности.

238



Пути повышения эффективности:



Раздел II. РЕЗУЛЬТАТЫ


ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Лекция 6. ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ.


Результаты производственно-хозяйственной дея­тельности формируются в процессе производства, т.е. в процессе создания благ, которые принимают вид про­дукции.

Продукция

может иметь вид

готовой продукции, незавершенного производства и продукции, из­готавливаемой для собственного потребления.


239

Товар — продукция, предназначенная для про­дажи.


Продукция в натурально-вещественном виде может принимать вид

изделия, услуг (работ) и продукта.


Изделие

— продукция, получаемая из исходного сырья и материалов таким технологическим способом,

в

результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукция приобретает само­стоятельную потребительскую ценность.

Услуга

— вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей и при которой происходит улучшение потребительской ценности про­дукта.

Номенклатура

— перечень видов продукции, вы­пускаемой предприятием.

Ассортимент

— состав и соотношение отдельных видов продукции в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры.
Система показателей объема продукции:

Объем продукции, как в денежном, так и в нату­ральном выражении, во многом является производной от

качества и цены

продукции.

240


Лекция 7. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ


Качество

совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять оп­ределенные потребности в соответствии с ее назначе­нием.

Стандартизация

— нормотворческая деятель­ность, которая закрепляет требования к качеству про­дукции в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и т.п.

Сертификация

соответствия — действие третьей стороны, доказывающее, что исследуемая продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стан­дарту или другому нормативному документу.

Лекция 8. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ


Цена

денежная форма товара.

Исходная цена

— то количество денег, которое продавец хочет получить с покупателя.

Франко-цены.

Франко (от ит. franco — свободный). Это цены, которые применяются в оптовой торговле для обозначения пункта или места, в котором ответст­венность за товар переходит от продавца к покупателю и продавец свободен от дальнейших расходов.

Базовые условия поставки


1. ЕХВ (

EXW

) — С завода в поименованном пункте (

Ex

Works

...

Named

Place

.

По данному бази­су продавец выполняет свои обязательства по постав­ке, когда он передает товар в распоряжение покупате-
241
ля у себя на предприятии (заводе, складе, плантации). При этом товар должен быть подготовлен продавцом для отправки в транспортабельном состоянии (полно­стью готов, к отгрузке). Подает транспортное средство к погрузке и организует погрузку товара покупатель. Погрузка осуществляется за счет покупателя. Покупа­тель несет все риски за организацию перевозки до места назначения. На нем также лежит таможенная очистка и получение экспортной лицензии.

  1. ФСА

    Свободно у перевозчика в поимено­ванном пункте (

    Free

    Carrier

    ).

    Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, прошедшего вывозную таможенную очистку, с момента его передачи в распоряжение перевозчика в поимено­ванном пункте. Чаще всего этим поименованным пунк­том является грузовой терминал магистрального транспорта (железнодорожная станция, автомобильная станция, аэропорт). Данный базис предполагает уча­стие в перевозке любых видов транспорта, включая смешанные перевозки.

  2. ФАС

    Свободно вдоль борта судна в по­именованном порту отправления (

    Free

    _

    Alongside

    Ship

    ...

    Named

    of

    Shipment

    (

    FAS

    ).

    Продавец считает­ся выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в согла­сованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреж­дения товара.

  3. ФОБ

    Свободно на борту судна в поимено­ванном порту отгрузки (

    Free

    on

    Board

    ...

    Named



242

Port

of

Shipment

(

FOB

).

Продавец считается выпол­нившим свои обязательства по поставке с момента пе­рехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента (то есть, начиная со стивидорских расхо­дов по размещению груза в трюмах судна штивки) по­купатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (мор­ским, речным).

  1. СФР

    Стоимость и фрахт в поименован­ном порту отгрузки (

    Cost

    and

    Freight

    ...

    Named

    Port

    of

    Shipment

    (

    CFR

    ).

    При данном базисе постав­ки продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необ­ходимые для поставки товаров в порт назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара перехо­дит с продавца на покупателя в момент перехода то­вара через поручни судна в порту отправления. В со­ответствии с базисом CFR на продавце лежат обязательства по экспортной очистке товара от по­шлин. Данный базис применяется только при водных перевозках (морской, речной транспорт).

  2. СИФ

    Стоимость, страхование, фрахт в по­именованном порту отгрузки (

    Cost

    Insurance

    .

    Freight

    ...

    Named

    Port

    of

    Shipment

    (

    CIF

    ).

    Продавец несет те же обязанности, что и при базисе СФР, но должен также обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования и пересылает полис вместе с другими до-

243
кументами получателю. Данный базис применяется только при водных перевозках.

  1. СПТ

    Провозная плата оплачена до по­именованного пункта (

    Carriage

    paid

    to

    ...

    Named

    Place

    of

    Destination

    (

    CPT

    ).

    По данному базису про­давец оплачивает доставку товара до поименованного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хи­щения и т.д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого пе­ревозчика в пункте отправления. Данный базис при­меняется при перевозках любым видом транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной таможенной очистки.

  2. СИП

    Провозная плата и страхование оп­лачены до поименованного пункта (

    Carriage

    and

    Insurance

    Paid

    to

    ...

    Named

    Place

    of

    Destina

    -

    tion

    (

    CIP

    ).

    По этому базису продавец несет те же обя­занности, что и по базису СПТ, но с тем дополнением, что продавец должен обеспечить страхование товаров от рисков во время транспортировки. Продавец заклю­чает договор страхования и оплачивает страховую пре­мию. Продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Данный базис является «сухопут­ным» («неводным») эквивалентом базиса СИФ.

  3. ДАФ

    Поставлено на границе в поимено­ванном пункте (

    Delivered

    at

    Frontier

    ...

    Named

    Place

    (

    DAF

    ).

    Обязанности продавца считаются вы­полненными, когда товар очищен от вывозных тамо­женных пошлин и поступает на пограничный пункт

244
страны отправления, имея в виду автомобильный или железнодорожный переход на границе. Под термином «граница» понимается любая граница, включая и гра­ницу страны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный переходный пункт или место (например, «пограничный переход Лужайка на российско-финской границе»). Данный базис по­ставки, как уже отмечалось, предназначен для при­менения при перевозках по железной дороге или ав-тотр анспортом.

  1. ДЕС

    Поставлено с судна в поименован­ном порту (

    Delivered

    Ex

    Ship

    ...

    Named

    Port

    of

    Des

    ­

    tination

    (

    DES

    ).

    Обязательства продавца считаются выполненными с момента поставки товара в распоря­жение покупателя в порту страны назначения. Все риски по доставке товара в порт назначения несет про­давец. Импортная таможенная очистка товара осуще­ствляется покупателем. Данный базис поставки может использоваться только при перевозках водным транс­портом.

  2. ДЕК

    Поставлено с причала с уплатой пошлины в поименованном пункте (Ек

    Quay

    (

    Duty

    Paid

    ...

    Named

    Port

    of

    Destination

    fPEOl

    .

    Обя­зательства продавца считаются выполненными при по­ставке товара с момента его предоставления покупате­лю на причале в порту назначения.

  3. ДДУ

    Поставлено без оплаты пошлины в поименованном пункте (

    Delivered

    Duty

    Unpaid

    ...

    Named

    Place

    of

    Destination

    (

    DDU

    ).

    Продавец счита­ется выполнившим свои обязательства с момента по-

245
ставки товара в поименованный пункт в стране назна­чения. Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связан­ные с доставкой товаров. Расходы по уплате ввозных таможенных пошлин лежат на покупателе.

13. ДДП

Поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте (

Delivered

Duty

Paid

Named

Place

of

Destination

(

PDF

).

Продавец счита­ется выполнившим свои обязательства с момента пре­доставления товара в согласованном пункте назначе­ния. Продавец несет все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товара. Продавец оплачива­ет все сборы по доставке товара, включая таможенные пошлины страны назначения.

Методы ценообразования:



Ценовая политика

— совокупность действий в области ценообразования, направленных на расшире ние (или сохранение) объемов продаж.

Ценовой дискриминации

— продажа одного и то­го же товара по разным ценам.
246
Раздел III. РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ресурсы

— запасы, возможности, источники.
Лекция 9. ТРУД. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПЛАТА ТРУДА

Труд

как ресурс в натурально-вещественной форме — персонал. В стоимостной форме — представ­ляет собой оплату труда персонала.

Персонал фирмы

— совокупность физических лиц, состоящих с фирмой как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.

Профессия

— определенный род деятельности, обусловленный совокупностью знаний и трудовых на­выков, полученных работником в результате специ­ального обучения или на практике.

Специальность

— вид деятельности в рамках профессии, которая требует дополнительных навыков и знаний для выполнения работы на конкретном участке производства.

Квалификация

— совокупность знаний и навы­ков, позволяющих выполнять работы определенной сложности или степень, уровень подготовленности ра­ботника.
247
Стоимостной формой трудовых ресурсов являются денежные средства на оплату труда в соответствии с профессией, специальностью и квалификацией.
Существует две системы (порядка) зарплаты труда

тарифная, бестарифная.



лате труда в зависимости от уровня квалифика­ции работников.
Две основные формы тарифной системы оплаты труда:

Эффективность использования трудовых ре­сурсов измеряется показателями производитель­ности труда.


Выработка

— прямой показатель эффективности использования трудовых ресурсов трудо- и (или) зар-платоотдача. Показывает сколько продукции «дает» один работник или один рубль оплаты труда.

Трудоемкость

— показывает сколько людей или сколько рублей оплаты необходимо для производства единицы продукции.

248


Лекция 10. КАПИТАЛ. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И СРЕДСТВА)


Капитал

— ресурс, который может принести до­ход и возрастать при этом. Капитал в натурально-вещественной форме называется фондами, в стоимост­ной, денежной форме — средствами.

Основной капитал

— часть капитала, которая участвуя в производственном процессе, меняет свою натурально-вещественную форму постепенно и поэтому его стоимость включается в готовый продукт по частям.

Износ

— потеря потребительских качеств, то есть изменение натурально-вещественной формы основно­го капитала. Отражением этого реального процесса является потеря стоимости-ценности. Для

воспроиз­водства основного капитала в натурально-вещественном виде — реновации

— необходимо включать часть стоимости капитала в стоимость гото­вой продукции.

Амортизацией

называется процесс включения, «переноса» стоимости основного капитала на готовую продукцию с последующим возмещением.

Полная первоначальная стоимость

основных фондов — сумма фактических затрат предприятия на их приобретение, сооружение, изготовление, за исклю­чением налога на добавленную стоимость.

Остаточная стоимость

основных фондов — та часть стоимости основных средств, которая не пе­ренесена на готовую продукцию и представляет собой разницу между полной первоначальной стоимостью конкретного объекта и суммой амортизационных от-
249
числений, начисленных за время существования объ­екта.

Восстановительная стоимость

основных средств — показывает, сколько стоит объект на момент его воспроизводства в современных условиях.

Ликвидационная стоимость

— стоимость реа­лизации объекта после окончания его срока службы.

Фондоотдача

— показывает, сколько рублей про­дукции приносит один рубль капитала.

Фондоемкость

— показывает, сколько рублей ос­новного капитала необходимо для производства одно­го рубля продукции.
Лекция 11. ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ И СРЕДСТВА)

Оборотный капитал

— часть капитала, кото­рая изменяет свою натурально-вещественную форму в течение одного производственного цикла и стоимость которого полностью включается в стоимость готовой продукции.
Натурально-вещественный состав оборотного капи­тала подразделяется на оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Коэффициент оборачиваемости или скорость оборота

— показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства предприятия за определенный пе­риод (год, квартал).

Коэффициент загрузки оборотных средств

обратен коэффициенту оборачиваемости. Он характе-
250
ризует сумму оборотных средств, затраченных на один рубль реализованной продукции.

Средняя продолжительность одного оборота (в днях).


Этот показатель не совпадает с фактическим сроком производства и реализации определенных видов про­дукции.
Лекция 12. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ

Производственная мощность

(производст­венная возможность, пропускная способность) — мак­симально возможный выпуск продукции в заданной номенклатуре и ассортименте.

Ведущее подразделение

— подразделение, в кото­ром выполняются основные технологические операции по изготовлению продукции; где расходуются наи­большая доля совокупного живого труда; где сосредото­чена главная часть основных фондов и т.д.

«Узкое место»

- элемент в производственной сис­теме, имеющий минимальную пропускную способность (производственную возможность, производственную мощность).

«Широкое место»

— превышение мощности от­дельных элементов над мощностью ведущего элемента.

Раздел IV. ЗАТРАТЫ И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


Лекция 13. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ


Издержки производства — текущие затраты в денежном выражении на всю производственно-хозяйственную деятельность за определенный период.
Издержки — затраты на всю производственно-хозяйственную деятельность. Издержки производства рассчитываются по экономическим элементам.
Себестоимость продукции — текущие затраты в денежном выражении на производство и реализацию продукции. При определении себестоимости продукции учитывается не только их экономическая природа, но и место возникновения затрат. Расчет ведется по статьям калькуляции (от лат. — calculatio — подсчет).
Смета — предварительный расчет доходов и рас­ходов.
Экономия или перерасход — абсолютные показа­тели эффективности затрат. Разница между планируе­мым и фактическим объемом затрат.
Затраты на один рубль товарной продукции. Относительный показатель эффективности; рассчиты­вают как отношение издержек к объему товарной про­дукции.

252


Лекция 14. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ


Прибыль

— цель развития предприятия; абсо­лютный показатель эффективности, показывающий, насколько выручка превышает затраты (величина пре­вышения выручки над затратами).
Сумма

покрытия

(средняя величина покрытия) — разница между ценой реализации единицы продукции и средними переменными издержками. Этот показа­тель иногда называют средним маржинальным дохо­дом.
Рентабельность

(прибыльность,

доход­ность) — относительный показатель эффективности, показывающий, сколько прибыли получают с одного рубля затрат, ресурсов.

Лекция 15. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ


Финансы

— экономические отношения в процес­се образования и использования денежных фондов.
Бюджет — описание плана производственно-хозяйственной деятельности в стоимостной форме.
Баланс предприятия — сводная таблица, в которой в денежной форме описывается имущество фирмы и источники его возникновения. Имущество предпри­ятия, в которое вложен его капитал, называется ак­тивами баланса. Под

пассивами

понимаются ис­точники возникновения имущества предприятия.
Счет прибыли

и убытков

— таблица, в которой из выручки от реализации последовательно вычитают­ся затраты, имеющие отношение к выручке. Состав за-
253
трат, который вычитается из выручки, определяется законодательством.

План движения денежной наличности

— до­кумент, отражающий денежные потоки; таблица, имеющая основные реквизиты «приход», «расход», «ос­таток».

Финансовая устойчивость предприятия

его способность выдерживать колебания рыночной конъ­юнктуры, оставаясь прибыльным.

Ликвидность

— способность предприятия ликви­дировать свои краткосрочные долги, причем независи­мо от источника возникновения денежных средств.

Платежеспособность

— способность предпри­ятия ликвидировать долги собственными средствами.

Лекция 16. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ИНВЕСТИЦИИ


Капитальные вложения или инвестиции


любое вложение в капитал с целью получения прибы­ли.

Эффективность

капитальных вложений от­ношение прибыли к объему капитальных вложений.

Временной лаг

— промежуток времени между моментом осуществления капитальных вложений и получением результата от них. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.