.RU
Карта сайта

Билет 7.2 Характеристика эпохи устного творчества в арабской поэзии (статус автора, принципы творчества, основные жанры)

^

Билет 7.2 Характеристика эпохи устного творчества в арабской поэзии (статус автора, принципы творчества, основные жанры)


6 – 7 вв. – процесс разложения первобытнообщинного строя в центральных и северных областях Аравии зашел очень далеко. Межплеменные войны длились десятилетиями. Старое внутриплеменное единство взрывалось становившимся все более острым конфликтом между рядовыми членами племени и выделившийся верхушкой. На границе Аравийского полуострова образовывались небольшие арабские княжества. Кризис родоплеменных отношений явился той исторической почвой, на которой выросла яркая и своеобразная доисламская поэзия, джахилийская (языческая).
Так называемая джахилийская поэзия, записанная в основном в раннеисламское время (VIII-IX вв.), знаменует ту стадию развития литературного творчества, которая следует за фольклором и предшествует письменной авторской литературе. Эта поэзия была, по выражению отечественного историка-арабиста П.А.Грязневича “особым типом социальной памяти”.
Творчество доисламской поэзии было устным. Обычай запрещал им записывать свои поэтические произведения. Умение складывать песни ценилось в бедуинском воине не меньше, чем храбрость. Искусство стихосложения передавалось из поколения в поколение. Поэт занимал высокое положение в обществе – он был певцом племени, хранителем его героических традиций. Правители пограничных аравийских княжеств постоянно стремились привлечь певцов в свои столицы, чтобы, используя их влияние на умы и сердца кочевников, укрепить свой авторитет.
Язык произведений доисламской поэзии отличается большой выработанностью и гибкостью. В течение многих поколений песни бедуинов передавались изустно профессиональными певцами-равиями, удерживавшими в памяти тысячи произведений.
Племенные арабские поэты представляют собой тип устного автора, имеющего особый статус и принципы творчества, отличные как от безымянного создателя фольклорного текста, растворенного в коллективе, так и от полностью осознавшего свое авторское право творца письменного литературного произведения. Племенная поэзия арабов, долгое время считавшаяся поздней подделкой, объединяла в себе черты фольклорного бытования (формульность, устная передача, вариантность и текучесть текста) и авторской литературы, поскольку она создавалась поэтами, уже отчасти осознавшими свой авторский статус (“автор-в-себе” по С.С.Аверенцеву). От фольклора эту поэзию отличают многие признаки:

авторские атрибуции большинства произведений

(хотя бы и противоречивые),

определенные

(по сравнению с фольклором)

указания на время их создания, небольшая

(опять-таки по сравнению с фольклором)

подвижность текста

. От письменной авторской поэзии их отличает

подвижность текстов, неясные авторские атрибуции, наличие легендарных и сказочных элементов в биографиях поэтов и комментариях к их стихам.


Обычай дарения стихов одного поэта другому с целью оказать ему поддержку, принятый в племенной среде, перестает находить поддержку и понимание в среде поэтов. Приведем пример из книги арабского филолога XI в. Ибн Рашика “Опора в красотах поэзии, ее науках и критике”. В главе о “поэтических заимствованиях” он приводит много преданий о племенных поэтах, передававшихся с раннеисламского времени. Среди них мы находим и такое. Знаменитый поэт Джарир подарил Зур-р-Руме три бейта, которые тот включил в осмеяние враждебного племени. Когда соперник Джарира ал-Фараздак услышал из уст Зур-р-Румы эти строки, он сказал: “Превосходно. Повтори это”. А когда тот повторил, ал-Фараздак добавил: “Нет же, клянусь Аллахом, их прожевал тот, чьи челюсти покрепче твоих, это стихи «Вывалявшегося-в-пыли» (т.е. Джарира)”.
Вокруг признанных поэтов складываются целые школы

передатчиков (рави)

, из среды которых выходили поэты следующих поколений. Роль передатчиков в сохранении джахилийской поэзии. Зачем стали записывать доисламскую поэзию? На примере эволюции ривайи, т.е. устной передачи авторского текста, можно проследить важнейшие стадии перехода от устной стадии к стадии письменной авторской поэзии.
В доисламский период выработались основные приемы арабского стихосложения. Ранее всего появилась рифмованная проза -

садж

. Это были короткие восклицания, вырывавшиеся из уст бедуина во время сильного душевного напряжения (при оплакивании умершего и при виде врага). Рифмованной прозой пользовались жрецы во время исполнения ритуала. Арабская метрика -

аруд

- квантитативна, т.е. основана на чередовании слогов и неодинаковой долготы. Известная совокупность кратких и долгих слогов составляет стопу, сочетание двух или трех стоп образует полустишие, а два полустишия составляют стих (бейт). В зависимости от чередования долгих и кратких слогов образовались 16 стихотворных размеров. Арабские филологи считают, что они выработались у кочевников, напевавших в такт движению верблюда. В каждом стихотворении рифма остается единой на протяжении всех стихов (монорим), поэтому стихотворения часто именуются по их рифме.

Протокасыда.

В творчестве доисламских арабских поэтов постепенно складывается одна из наиболее популярных жанровых форм поэзии – касыда. В течение долгого времени она играла главенствующую роль не только в арабской, но и в большинстве литератур мусульманского региона, прежде всего в классической персидской литературе. В IX веке знаменитый арабский филолог Ибн Кутайба дал описание образцовой касыды в своей “Книге поэзии и поэтов”. Касыда как синкретический жанр – содержит зачатки лирических жанров, которые позже получили самостоятельное развитие, причем развивались как в рамках этой формы, так и за их пределами. Касыда и кыт`а. Тематическая эволюция касыды.
Касыда имела определенную нерушимую композицию. Состояла из ряда следующих друг за другом в определенном порядке частей, посвященных различным ситуациям бедуинской жизни. Мерилом таланта певца били красота формы и художественное совершенство отдельного бейта, обычно представлявшего законченный смысловой отрывок, и поэт не заботился о связи между отдельными частями касыды.
Кыта изначально входила в касыду, представляла собой либо экспромт, либо отколовшуюся часть большой поэмы, все будущие поэтические жанры сосуществовали в составе касыды, которую можно считать произведением синкретическим.
Только сатира и плач получили уже в доисламский период более или менее законченную форму.

Сатира (осмеяние) – хиджа

– ее содержание всегда сводилось к посрамлению врага. Она развивалась из угрожающих выкриков по адресу врага, слагавшихся экспромтом и имевших значение магического заклинания.
Другой самостоятельный жанр доисламской поэзии, не совсем точно обозначаемый словом «элегия», ведет свое происхождение от причитаний на похоронах (заплачек), которые, согласно ритуальному обряду, жены умерших должны были петь (голосить) публично перед соплеменниками.
Значительное место в доисламской песне занимали разнообразные описания и любовная лирика. Доисламские поэты изображали природу родной Аравии, ее пустынные равнины, жгучее солнце, дожди и бури, ее скудную флору и фауну, описывали своих постоянных спутников – верблюда или коня, разрушенные поселения, пустые кочевья. Описания обычно составляли отдельную часть касыды –

несиб

.
Доисламская песня не отличается особым идейным и тематическим богатством. Однообразие бедуинской жизни и отсутствие свежих впечатлений ограничивали воображение поэта небогатым кругом образов и ассоциаций. Но примитивность жизни и быт кочевника, его близость к природе, привычка преодолевать трудности жизни в пустыне обострили способность к внимательному и точному наблюдению за окружающей природой.
В доисламской поэзии отсутствуют личные чувства поэта, так как для них не существовало индивидуальных, не разделяемых соплеменниками переживаний. Общая для всех певцов грусть при виде следов покинутого становища – это не результат индивидуальных душевных переживаний или судьбы поэта, а традиционная схема, без которой не мыслилась слушателям и стихотворцам настоящая песня. Доисламская поэзия – родоплеменная, она отражала нерасчлененную синтетическую культуру.
Бедуинский поэт не поражал слушателей полетом фантазии или оригинальностью мысли. Он стремился превзойти своих предшественников и соперников в правдивости изображения, выразительности и лаконизме. Образное мышление конкретно. Образы строились с помощью сравнений.
Доисламские поэты создавали свои образы не только семантически, но и фонетически – «могучей музыкой слов».
Формируются 2 направления:

  1. Бедуинское.

    По мере распада родоплеменных отношений приобретает черты искусственности и постепенно исчезает.

  2. Придворное,

    возникшее позднее, по мере ослабления внутриплеменных связей. С распространением ислама, образованием халифского двора и дальнейшей феодализацией халифата получает широкое распространение.

Бедуинские певцы в основном принадлежали к родовой аристократии. Часто состояли в близком родстве с племенными вождями и принимали участие в борьбе за власть.
Известные певцы:

Имру-улькайс

(н. 6 – с.6 вв..) - считают его создателем касыды со всеми ее композиционными элементами. Непревзойденный мастер описаний. Темы любви и природы в его поэзии – основные. Порой в его песнях звучат жалобы на судьбу, горечь человека, столкнувшегося с несправедливостью и разочаровавшегося в жизни. Ноты скептицизмы, разочарования в жизни и мотивы смерти. Источником этой горечи были явления общественного «безвременья», коснувшегося и судьбы поэта.

Зухейр

(530-627) – центральное место в его поэзии занимают панегирики, но в них он прославлял не вождей и царей, а тех, кто своей деятельностью способствовал процветанию племени и прославился миролюбием, щедростью. Поэт осуждает войну и тех, кто вверг в нее племя, советует соблюдать мир и не помнить зла. Считается непревзойденным мастером описаний.

Антар

(6 в.) – поэт-воин, личность которого, окутанная туманом легенд, вдохновила средневековых арабов на создание большой героической эпопеи. Поэт-лирик. Восхвалял собственную доблесть и описывал прелести возлюбленной, верность которой поэт сохранял всю жизнь.
Придворные поэты были панегиристами.

^ Ан-Нагиба аз-Зубийани

- основоположник политической лирики. Сочинял касыды. Восхвалял своего благодетеля.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.