.RU
Карта сайта

Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях Методическое пособие - 5

частью социального взаимодействия. В то время, как в США
не любят пауз в разговоре, которые воспринимаются крайне негативно,
могут раздражать собеседника.
2. Частота использования в речи определенных речевых формул,
оборотов, словосочетаний, вопросов. Как принято обращаться к своему
собеседнику: по фамилии, указывать титул, звание, вежливые
приставки (сан -в Японии, менеджер Ким-в Корее, синьор Гарсиа – в
Испании, мистер – В США и т.д.). Какой формулой вербального приветствия
должно сопровождаться приветствие или прощание, напутствие,
пожелание и т.д.
3. Стандартные или «допустимые» темы ведения разговоров или
поддержания беседы.
Существуют стандартные темы для бесед и их поддержания, принятые
в каждой культуре. Например, в арабской культуре, стандарт
ными темами являются последние новости, здоровье и благополучие
собеседника, его родных.
4. Запретные или закрытые темы. Важным моментом в эффективной
межкультурной коммуникации является соблюдение в общении
приемлемых тем разговора. Возникает достаточно сложная ситуация,
связанная с необходимым соблюдением этнических норм и правил. На
Ближнем Востоке не принято затрагивать религиозных тем, затрагивать
интимные и личные темы. Запретными темами является, все, что
противоречит в данной культуре законам морали и представлениям о
приличиях.
5. Использование запретной лексики, инвективов и эвфемизмов.
Ни в одной культуре вы не встретите права или разрешения на использование
оскорбительных слов или выражений. Считается недопустимым
использование нецензурных слов и лексики, которые могут обидеть,
задеть чувства, оскорбить достоинство собеседника, окружающих.
6. Использование общепринятых метафор. Общепринятые метафоры,
сказания, легенды, анекдоты, к использованию которых следует
относиться предельно осторожно. То, что является ценностью в одной
культуре, может восприниматься совершенно неоднозначно в другой.
7. Различия, связанные с сословной принадлежностью и социальной
дифференциацией.
Различия, связанные с сословной, половозрастной и т.д. дифференциацией
в вербальных приветствиях. Кто произносит первым приветствие
(сидящий или стоящий, старший или младший по возрасту,
босс или подчиненный, клиент или менеджер, женщина или мужчина)
Исходя из всего вышеперечисленного, обобщая и систематизируя
теоретический материал, позволим себе сформулировать основные
требования, необходимые для соблюдения вербального этнического
этикета:
Обращать внимание на темп речи, молчание, паузы, интонации,
принятые в той или иной культуре.
Учитывать распространенные вербальные формулы. Стандартные
темы и способы поддержания беседы. В достаточной степени следует
владеть информацией о том, какие вопросы или ответы входят в обязательный
минимум общения.
44 45
Знать, какие темы не следует затрагивать во время беседы, о чем
не следует спрашивать, упоминать и т.д. Что считается запретным и
неприличным.
Не следует также забывать о том, как то, что мы сказали, может
быть воспринято в этнической картине другого человека, как то или
иное понятие живет в реальности мира изучаемого языка, в другой
культуре.
5. Выработать позитивную мировоззренческую установку на окружающий
нас мир, стараться понимать удивительный и многообразный
внутренний мир носителей языка, их культуру, историю, особенности
мировосприятия, традиции и т.д.
Культурная специфика невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными
сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.
Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой
культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим.
Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию.
Прежде всего, это информация о личности коммуникатора.
Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональной состоянии в
момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества,
коммуникативную компетентность, социальный статус, получить
представление о его лице и самомнении.
Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов
друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений
(доминирование -зависимость, расположенность -расположенность),
а также динамике их взаимоотношений.
И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации
к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют
себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из
нее.
В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение
является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением.
Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять,
опровергать и замещать друг друга.
¦ Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение:
если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два
действия дополняют друг друга.
¦ Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям:
если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите:
«С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие
опровергает ваше позитивное вербальное сообщение.
¦ Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщение.
Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: хочу
эту игрушку».
¦ Невербальные действия могут служить регуляторами вербального
общения. Регулирование представляет собой использовав невербальных
знаков для координации взаимодействия между людьми. Например,
по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища
мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.
¦ Невербальное действие может повторять вербальное сообщение:
просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного
пальца к губам.
Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять
нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить
информацию об отсутствующих предметах или происшедших в
другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны,
даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут контролировать
свою речь, но невербальное поведение контролю практически не
поддается. Поэтому очень часто в реальной тактике коммуникации
возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального
действия.
Невербальные элементы коммуникации
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает
лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный
смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью
невербальной коммуникации является то, что она осуществляется
с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса,
обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации.
На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации,
по нему поступает паравербальная информация. На основе
46 47
зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация
о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет
оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации
(проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе
обоняния — ольфакторный. К невербалике также относят понимание
и использование времени — хронемику. Все элементы невербальной
коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно
дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом.
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений,
используемых при коммуникации в качестве дополнительных
выразительных средств общения. Кин — мельчайшая единица движения.
Элементами кинесики являются жесты, мимика, позы и взгляды,
которые имеют как физиологическое происхождение, так и социокультурное.
Жесты — это различного рода движения тела, рук или кистей рук,
сопровождающие в процессе коммуникации речь человека ц выражающие
отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-
то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие
о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть
произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и
физиологичными.
Мимика представляет собой все изменения выражения человека,
которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим
элементом невербальной коммуникации.
Решающим фактором при этом являются культурные традиции.
Если в соответствии с нормами культуры мужчина не должен публично
проявлять страх, открыто плакать, ему придется сдерживать свои
эмоции, иначе будет осужден общественным мнением. Существуют
ситуации, когда мы должны маскировать свои щи: ревность, разочарование
и др.
Окулистика — использование движения глаз или контакт глаз в
процессе коммуникации. С помощью глаз также можно разить богатую
гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт
может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является
знаком внимания, поддержки или, против, прекращения общения,
он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом.
Специалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически
сокращает дистанцию между людьми.
Как и прочие элементы невербальной коммуникации, «поведение
глаз» отличается в разных культурах и может стать причиной непонимания
в межкультурной коммуникации. Например, если в США белый
преподаватель делает замечание черному студенту и он в ответ опускает
глаза, вместо того, чтобы прямо смотреть на преподавателя, тот
может разозлиться. Дело в том, что черные американцы рассматривают
опущенный взгляд как проявление уважения, а белые американцы
расценивают как знак уважения и внимания прямой взгляд. Камбоджийцы
считают, что встретить взгляд другого человека является оскорблением,
так как это означает вторжение в их внутренний мир.
Отвести глаза здесь считается признаком хорошего тона.
Существенным аспектом кинезиса является поза — положение человеческого
тела и движения, которые принимает человек в процессе
коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм
невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить
значимую информацию о состояний человека. По позе можно
судить, напряжен человек или раскован, настроен на беседу или хочет
поскорее уйти.
С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как
на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное
состояние. Важнейшими факторами походки человека являются
ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение
верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук,
положение носковноги.
Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая
целиком обусловлена спецификой той или иной культуры. Одежда
может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может
помочь затеряться в толпе.
Тактильное поведение
Сложилось особое научное направление, изучающее значение и
роль прикосновений при общении, которое получило название такесики.
Как утверждают результаты исследований различных культур, в
одних из них прикосновение очень распространено, а в других оно
совсем отсутствует. Культуры, принадлежащие к первому типу, получили
название контактных, а ко второму — дистантных. К контактным
культурам принадлежат латиноамериканские, восточные, южноевропейские
культуры. Так, арабы, евреи, жители Восточной Европы и
средиземноморских стран используют прикосновения при общении
довольно активно. В противоположность им североамериканцы, азиаты
и жители Северной Европы принадлежат к низкоконтактным культурам.
Представители этих культур предпочитают находиться при
общении на расстоянии от собеседника, причем азиаты используют
большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы.
Немцы, англичане и другие англосаксонские народы считаются людьми,
которые редко пользуются прикосновениями при общении.
Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев
подтвердили, что принадлежность к контактной или
дистантной культуре зависит также и от личности человека и его половой
принадлежности.
В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме
прочего, также чувства патронирования и превосходства. Прикосновение
к плечу или спине в них означает дружбу. В арабских и некоторых
восточно-европейских странах выражение дружеских чувств происходит
в форме крепких объятий. Среди мусульман объятия являются
выражением мусульманского братства, впрочем, в тактильной коммуникации
есть и свои запреты: в азиатских культурах, например, нельзя
прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как обида.
Поэтому, в азиатских культурах учителя зачастую бьют учеников по
голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание.
Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации,
основывающийся на чувственном восприятии представители других
культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации
отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов
чувств человека. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи,
ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем
тепло тела собеседника, мы строим наше общение с этим собеседником.
Эти коммуникативные функции человеческих органов
чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.
Проксемика -это использование пространственных отношений
при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом
Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации
коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и
дистанций между людьми на характер межличностного общения. Специальные
исследования показали, что они существенно отличаются в
разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации.
Общение людей всегда происходит на определенном расстоянии
друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа,
характера и широты отношений между людьми. Тем самым изменение
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.