.RU
Карта сайта

Оглавление - 46

Глава 4. ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ
^ КУЛЬТУР
1. ЧЕЛОВЕК КАК МАНИФЕСТАЦИЯ АТМАНА
Мысль о том, что в Индии нет места человеку, поскольку тот рас-
сматривается не иначе как временная манифестация Абсолюта, а по-
тому не имеет самоценности, довольно широко признана в западной
историко-философской литературе. Насколько справедливо такое суж-
дение? Не несет ли оно на себе печать европоцентристского высо-
комерия? Или, может быть, оценка такого рода является следствием
недостаточного знания индийской традиции, а также неспособности ее
адекватного прочтения?
Первое, что "смущает" воспитанного в духе Просвещения предста-
вителя западного мира, так это кажущаяся невыделенность человека
из животного мира. Действительно, в ведических текстах (признанных
авторитетными практически всеми индийскими философскими система-
ми) человек часто именуется пашу - домашним животным, перечисляе-
мым в одном ряду с коровами, лошадьми, козами и овцами (к которым
иногда добавляются также верблюды, собаки, ишаки). Однако в древ-
них же текстах отмечается, что человек занимает особое место среди
животных, он даже сравнивается с Индрой в мире живых существ.
Как бы подчеркивая особенное положение человека, священные тексты
приписывают только ему право совершать ритуалы и жертвоприно-
шения. Тем самым признается особая связь человека с богами.
Преимущественное положение человека связано с его способно-
стью мыслить. Не случайно один из наиболее распространенных сино-
нимов слова "человек" - манушья - можно соотнести с глаголом
"думать".
Но главное отличие человека от остального мира в том, что именно
в нем наиполнейшим образом манифестируется Высшее "Я" - Атман.
В , 2.3.2. говорится: "Сок течет в растениях, а
в животных - разум (читта). В человеке Атман проявлен наилучшим
образом, потому что человек наделен разумностью (праджнана). Он
видит и говорит о том, что познает, ведает то, что будет завтра, разли-
чает реальный мир от нереального, стремится достичь бессмертия, хотя
и смертен". Коренное отличие человека от животных в том, что он
обладает способностью следовать дхарме - моральному закону.
Взаимосвязь Атмана-Брахмана с атманом, индивидуальным "я",
решается в индийской традиции преимущественно на основании прин-
ципа недуальности. Шанкаре принадлежит примечательное в этом смыс-
ле высказывание: "Существование Брахмана известно на основании
того, что он является 'я' каждого. Ведь каждый осознает существова-
ние собственного 'я' и никогда не думает: "Я не существую". Если бы
существование 'я' не было известно, всякий бы сказал : "Я не сущест-
вую". И это 'Я' (существование которого всеми осознается) есть Брах-
ман" [44, р. 99].
Поскольку существует недуальная связь "я" с "Я", и Атман-Брах-
мантем самым присутствует в каждом, каждый сущностно идентичен
со всеми другими.
На долю человека выпадает особая роль агента миропорядка. Как
уже говорилось выше, согласно общепринятой в Индии идее, мир соз-
дан и развивается в целях реализации морального закона - дхармы.
Хотя концепция дхарм - ключевая в индийской культуре, единого ее
толкования, не существует. В целом речь идет о том, что процессы
космогенеза связаны не с произволом богов и тем более не с причина-
ми естественномеханического порядка, а с причинностью морального
плана, точнее с моральным состоянием населяющих космос существ.
Согласно индийской эпической космологии, "упадок" дхармы в конце
каждого космического цикла вызывает пралайю - период космиче-
ской ночи, когда мир распадается, а души пожинают плоды своих
прошлых деяний.
Правда, из сказанного выше не следует спешить с выводом о без-
условном признании за человеком роли "царя" природы. Во-первых ,
потому, что существует немало индуистских, буддистских и джайн-
ских текстов, признающих участие в поддержании дхармы не только
за человеком, но и за всеми живыми существами. Кроме того, следует
иметь в виду, что и люди в индуизме различаются по своим "правам"
участвовать в мировом дхармическом порядке.
В соответствии с ведийской традицией, человек обретает знание
дхармы, правил совершения ритуала и приношения пожертвований,
опираясь на Веды. Но доступ к Ведам признается не за всеми. Люди
делятся на четыре варны, в свою очередь дробящиеся на множество
каст. (Единственной школой в индийской философской традиции, не
принявшей кастовой системы, доктрины кармы и сансары, была локая-
та. В некоторой степени и адживика признавала сансару, но без кармы.
Кастовую дискриминацию отвергали также буддисты и ряд других
неортодоксальных течений.)
Согласно индуизму, Брахма определил для всех "имена, род дея-
тельности (карму) и особое положение" [14, гл. XII, 94], т.е. фактиче-
ски кастовую принадлежность. В ведических мифах Пуруша, тысяче-
главый, тысячеглазый, тысяченогий и т.п., являющийся некоторого
рода моделью космоса и одновременно человечества, т.е. макро- и
микрокосма, рождает из духа своего луну, из глаз - солнце, из дыха-
ния - ветер; из уст Пуруши возникли жрецы-брахманы, из рук -
воинское сословие-кшатрии, из бедер - торговый люд-вайшья и нако-
нец из ступней - все остальные кастовые люди-шудры (за пределами
кастового деления остаются "неприкасаемые"). Только представители
первых трех варн считаются дваждырожденными, т.е. прошедшими
основные обряды, позволяющие получить доступ к чтению и изучению
Вед. Шудрам предписывается служить представителям высших каст
и прежде всего брахманам. Шудра "не должен накапливать богатств,
даже имея возможность [сделать это], так как, приобретая богатство,
он притесняет брахманов" [Там же, с. 226].
Выход из одной касты и переход в другую при жизни невозможен.
Идеальным поведением является строгое соблюдение соответствующего
кодекса ("варна-ашрама-дхарма"), способного обеспечить более высо-
кий социальный статус в будущем рождении.
Как у брахмана, так и у вайшья,
как у кшатрия, так и у шудры -
естеством рожденные гуны
все их действия определяют.
Достигает успеха быстро
человек своей кармой довольный.
Даже полный успех в чужой дхарме
бесполезен - к своей устремляйся!
^ (XVIL41; XVIII:47)
Причастность человека к дхармическому процессу, "мандат на дхар-
му", с одной стороны, выделяет его из остального мира живого. "Только
человек открыт для 'долга'; независимо от того, что общего имеет он с
животными, только он оказывается перед лицом норм и обязанностей,
т.е. дхармы" [45, р. 278]. С другой стороны, концепция "вариа-шра-
ма-дхарма" столь жестко регламентирует нормативную жизнь челове-
ка, что практически не оставляет места для свободного выбора: чело-
век действует не как самостоятельный агент морали, а как "актер" с
заранее расписанной для него ролью.
К сказанному выше стоит также добавить и следующее. Помимо
кастовых, существуют и иные ограничения сотереологических прав
человека. Нередко утверждается, что только Индия является той стра-
ной, где возможно освобождение от смерти и рождения. В авторитетном
индуистском памятнике , например, говорится, что
Бхарата - единственная "страна ответственного поведения", остальные
же - "регионы наслаждения" [Там же, р. 273]. Кроме того, примеча-
тельно, что термины "ману", "манушья" используются для обозначения
не всякого представителя рода человеческого, а ариев в противовес
всем остальным причисляемым к разряду варваров - "даса" или
"дасья".
Указанная выше нормативная, или "коллективистская", модель ори-
ентирована на безусловное выполнение норм и правил поведения, на-
правленных на поддержание определенного мироустройства. В этих
условиях миро- или жизнеутверждающая позиция [43] оказывается
не столько утверждающей, сколько подтверждающей, сохраняющей
то, что предустановлено. Тем самым "жизнеутверждение" по строгому
счету оборачивается "жизнеотрицанием", ибо тормозится волеизъяв-
ление и действие, выходящее за пределы нормы, установки, что, естест-
венно, в конечном счете тормозит развитие, прогресс. О консервативных
последствиях соблюдения, в частности, предписаний кастовой системы
Макс Вебер писал: "Ритуальный закон, в соответствии с которым любое
изменение профессионального занятия, любое изменение технологии
труда могло вести к ритуальной деградации, конечно, не мог порождать
экономических и технических революций из самого себя" [46, р. 413].
В то же время было бы, конечно, упрощением утверждать, что
нормативность полностью исключает жизненно активную позицию. Сле-
дует, однако, иметь в виду, что таковая в границах "нормативной"
модели имеет преимущественно социальную ориентацию: она направле-
на на совершенствование мира, окружающего человека. В этом смысле
можно говорить о том, что она свидетельствует об определенном опти-
мизме по поводу достижения идеального мироустройства.
Напротив, так называемая индивидуалистическая модель формиру-
ется под воздействием объективных условий, побуждающих к утрате
надежд на возможность освобождения от страданий, зла и несправед-
ливости. (Имеется в виду вариант "индивидуалистической" модели,
присущей религиозному сознанию и обычно тяготеющей к мистицизму.)
Человек ищет успокоения, спасения, идеала вне окружающей среды.
Его усилия направлены на самосовершенствование, которое бы прибли-
зило, "слило" его с идеалом трансцендентного Абсолюта. Так соверша-
ется бегство из мира.
В Индии санкционированная священными Ведами кастовая система
настолько жестко детерминировала жизнь человека, что, кажется, не
оставляла каких-либо надежд на возможность избавления от страданий
иным образом, чем путем разрыва самсары - цепи перерождений,
выхода за ее пределы. Освобождение из круговорота бытия, новых
рождений, зависимых от предшествующей кармы, называется мокша.
Индийские тексты предлагают многообразные варианты определе-
ния того, что есть мокша. В Ведах она толкуется как изъятие души из
круговорота переселений, т.е. смены одних телесных форм другими.
Это может быть достигнуто "познанием души", ее "отделением от при-
роды". Нередки метафорические дефиниции. Например, одинизджайн-
ских авторов XII в. говорил, что освободиться от самсары - это все
равно, что разбить сосуд-тело, в котором томится заключенная душа,
рвущаяся к свободе, мокше.
Не менее многообразны и методы достижения мокши. Некоторые
из последователей шиваитского и тантристского культов считали, что
для освобождения от дурной кармы и достижения мокши следует совер-
шать ритуалы жертвоприношений (не только животных, но и людей).
Такая точка зрения, конечно, нетипична. Путь к мокше обычно пролега-
ет через тяжелую работу по самосовершенствованию.
Вначале - следование общепринятым нормам морали, включенным
в кодекс поведения, предусмотренный соответствующим вероучением.
(Для индусов таковым являются , сложившиеся во
II в. до н.э.-II в. н.э.) Далее - отречение от земных страстей, иску-
шений.
Совершенство видится в способности познать свое истинное "я",
тождественное Атману. В (одном из самых популярных
буддистских текстов) говорится, что бхикшу, т.е. нищенствующего
отшельника, посвященного в духовный сан буддиста, "называют спо-
койным, если его тело спокойно, речь спокойна, ум спокоен, если он
сосредоточен и отказался от мирских благ. Сам себя побуждай, сам
себя проверь. Такой бхикшу, следящий за собой, сосредоточенный,
будет счастливо жить. Ибо ты сам себе господин, ибо ты сам себе
путь..." [16, гл. XXV, ст. 378-380].
Путь аскезы и мистического поиска предложен в наиболее развер-
нутом виде в буддизме. Бытие, эмпирический мир, рассматривается
буддистами как безначальное волнение истинно-сущего. Таким обра-
зом, оно не является следствием падения, греха, требующего искупле-
ния, но есть безначальное страдание истинно-сущего. Бытие и есть
страдание, они тождественны друг другу.
Истинно-сущее разложено на бесконечное число дхарм, каждая из
которых испытывает свою долю страдания. Доля эта находится в за-
висимости от кармы, содеянного в прошлом рождении: каждая данная
единичная жизнь связана с предыдущей, в коей следует видеть и
причины того, что она страдает именно так, а не иначе. Происходит
это вследствие того, что единичная жизнь представляет собой не что
иное, как временное сочетание безначальных и бесконечных состав-
ных частей, это как бы лента, сотканная на определенном отрезке
времени из безначальных и бесконечных нитей. Жизнь тем самым -
это некий узор, смерть же - распадение узора, распутывание нитей и
соединение их в ленту с новым узором.
Чтобы освободиться от страдания, надо положить конец процессу
переплетения нитей, или, используя другую излюбленную буддиста-
ми метафору, вырваться из водоворота бушующего океана бытия. Путь
совершенствования состоит в том, чтобы, выйдя из замутненного потока
бытия, стать прозрачной каплей, свободной от волнения, помутнения.
Спасенными являются те, кому удалось выйти из пучины помрачне-
ния, их называют бодхисат-гвами, буквально - "существами, чья сущ-
ность есть просветление". Бодхисаттвы суть те, кто, будучи близок к
обретению полного покоя на "берегу" бушующего океана бытия, тем
не менее добровольно отказывается от этого блага и даже возвращается
в пучину, дабы помочь другим выбраться из нее.
Помимо бодхисаттв, признаются и наиболее совершенные существа,
окончательно "приставшие к берегу" и находящиеся в вечном покое -
это будды ("просветленные").
Наставляя на путь совершенствования, буддизм учит: "Пересекая
поток существования, откажись от прошлого, откажись от будущего,
откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то что бы ни
случилось, ты не придешь снова к рождению и старости... Он достиг
совершенства, он бесстрашен, и у него нет желаний; безупречный, он
уничтожил теорию существования: это его тело - последнее" [Там
же, гл. XXIV, ст. 348, 351].
Восхождение по Пути совершенствования завершается состоянием
нирваны. Понятие нирваны получало уточнение и развитие по мере
^
роста влияния учения Гаутамы. Однако именно потому, наверное, что
это некая идеальная цель, желаемая, но практически если вообще и
доступная, то лишь единицам избранных; понятие нирваны фактиче-
ски так и не было никогда уточнено до сведения к какой-либо одной
дефиниции. Значение слова "нирвана" полифонично: затухание, угаса-
ние, успокоение и т.д.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.