.RU
Карта сайта

Т. В. Светенко Путеводитель по дебатам - 16

Тема.

Первый шаг в любых дебатах - это формулировка темы. Это не простая задача. Во-первых, тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы. Во-вторых, тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т.е. чтобы и сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы
Пример, формулировка «Было ли нападение Германии на СССР в 1941 году внезапным?» является неправильной. Грамотно сформулированная тема может звучат так: «Нападение Германии на СССР в 1941 году было внезапным».
1 См.: Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. С.92,126.

2. Определение темы

(определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы). Определения необходимы как отправная точка. Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нельзя. Определения рассматриваются, с одной стороны, как путь к исследованию темы, с другой стороны, как необходимые ограничения. Перед тем, как представить свои аргументы перед судьей или оппонентами, вам необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы. Изучение того, в чем суть данной проблемы, или в чем она может быть -первый шаг в подготовке к успешным дебатам. Тема задает дебатам определенные рамки. Но поскольку тема может содержать огромное количество возможностей выбора проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения терминов темы. Также, четкие определения помогают судье лучше понять позицию команды и контекст ее аргументов. Определения терминов и понятий должен представить в начале своего выступления первый спикер утверждающей команды. Отрицающая команда должна принять определения, представленные утверждением, за исключением крайних случаев, когда определения даны некорректно. Следует помнить, что дебаты по определениям не допускаются (судья имеет право прервать такие дебаты).
3.

^ Система аргументации.

Каждая команда для доказательства своей позиции создает

систему аргументации,

то есть совокупность

аспектов и аргументов

в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы - наилучшая.
4.

^ Поддержка и доказательства.

Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства - поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.
5.

^ Перекрестные вопросы.

Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
Чему учат дебаты?
Вот мнения участников дебатов: учителей, студентов, учащихся, а также их родителей.
^ Дебаты меня многому научили: четко и аргументированно доказывать свою точку зрения, убеждать людей в своей правоте и уверенно держаться перед публикой. (Ира П.)
Дебаты учат уважительному отношению к оппоненту, поскольку дебаты касаются идей и их столкновения, а не личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. (Андрей П.)
В дебатах мы учимся отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. (Дмитрий Е.)
^ В дебатах мы учимся не только говорить, но и слушать своих оппонентов. (Дмитрий П.)
Участвуя в дебатах, я получаю то уникальное чувство товарищества, всеобщего взаимодействия, которое мне могут дать только дебаты. (Дмитрий Ж.)
^ Дебаты помогают получить знания и умения, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном демократическом обществе. (Анна Л.)
Действительно,

дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают..


^ Дебаты способствуют:


1. Расширению общекультурного кругозора:
- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным и прежде всего обществоведческим областям;
- развитию интереса к учебе, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
2. Развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, анализировать полученную информацию;
- способности концентрироваться на сути проблемы.
3. Развитию исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;
- обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими фактами;
- обоснованно оценивать изучаемые события в конкретно-исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории;
- оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях, признавая, что некоторые источники могут быть необъективными, объяснять причины такой необъективности;
- собирать доказательную базу и грамотно ей пользоваться. Не всегда достаточно простой логики или простых примеров. Часто требуются и доказательства, которые необходимо найти в различных источниках (газетах, книгах, интервью, электронных сетях);
- грамотно организовывать материал в целях повышения эффективности сообщения вне зависимости от того, устное оно или письменное.
4. Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, стремлению использовать нетрадиционные способы ее решения, способности видеть нечто новое, необычное в привычных явлениях;
- гибкости и продуктивности мышления, быстроте реакции; способности ценить креативность у других людей.
5. Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- способности сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.
6. Развитию ораторских способностей:
- навыков публичного выступления;
- уверенности в себе;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.
7. Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения,

взгляды;


- способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
- пониманию важности гражданской позиции; формированию нравственного «стержня»;
- уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям; различным культурам, традициям;
- повышению интереса к событиям в общественно-политической жизни страны, региона, города;
- стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.
Одним из важнейших достоинств, по мнению многих учителей и родителей, является то, что дебаты

учат учиться и совершенствоваться,

не останавливаясь на достигнутом.
Каковы возможности использования методики дебатов в учебном процессе?

^ Дебаты в образовательном процессе


Как уже отмечалось выше, дебаты, являясь новой педагогической технологией, служат эффективным средством обучения и воспитания, что предопределяет активное применение дебатов в учебном процессе.
В настоящее время в России накоплен богатый опыт использования дебатов в учебном процессе.
Формат дебатов, а также отдельные его элементы успешно применяются в различных сферах образовательной деятельности: в школах, в высших учебных заведениях, как элемент образования взрослых и деятельности педагогического коллектива.

^ Цели и задачи использования дебатов в процессе обучения


Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала; позволяет решать следующие задачи:
-

обучающие,

так как способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
-

развивающие,

так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
-

воспитательные,

так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
-

коммуникативные,

так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Такая полифункциональность свидетельствует о неоспоримых достоинствах дебатов и обязана структуре дебатов как таковых.
Почему я как учитель хочу использовать дебаты в процессе обучения истории?

15 причин, по которым я хочу использовать методику дебатов в процессе преподавания истории


^ 1. Я хочу идти в ногу со временем


Современные процессы обновления содержания школьного образования основываются на инновационных идеях. Тенденциями развития образовательной области «гуманитарные науки, общественные дисциплины» в связи с переходом на новую структуру исторического и обществоведческого образования являются:
- с одной стороны, модернизация традиционного обучения через повышение эффективности усвоения заданных образцов;
- с другой стороны, разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской, творческой деятельности.
В реализации и той, и другой тенденций видное место занимают дидактические игры, разновидностью которых являются дебаты, функции которых в учебном процессе многообразны: обучающая, развивающая, коммуникативная, воспитательная, релаксационная и т.д. Использование методики подготовки и проведения дебатов позволяет поднять на более высокий уровень проведение деловых игр на уроках гуманитарного цикла в условиях, когда особую актуальность приобретает развивающе-ролевая форма организации учебного процесса.

^ 2. Я хочу, чтобы у моих учеников был устойчивый интерес


к истории, чтобы они любили мой предмет и с удовольствием шли на урок


Использование дебатов способствует формированию устойчивой мотивации изучения истории. Нередко учащиеся, которые к обычному уро-
ку едва осиливали параграф, готовясь к дебатам, не только осваивают основной учебный материал, но и прорабатывают массу дополнительной литературы. Во многом это обусловлено также личностной значимостью учебного материала для учащихся, что достигается путем имитации на уроке реальных жизненных ситуаций.

^ 3. Я хочу, чтобы мои ученики хорошо знали историю


Как известно, качество знаний определяется такими характеристиками, как прочность, действенность, системность знаний. Благодаря использованию методики дебатов по ходу урока можно ненавязчиво и эффективно способствовать повышению качества знаний учащихся.
Знания становятся:
-

более прочными

(через овладение умением выделять главное в учебном материале, структурировать его, умением схематизировать знания при запоминании и развертывать при воспроизведении, наконец, через преимущественное использование логической памяти);
-

более действенными

(учащиеся работают над правильным применением основных понятий, свободно используют знания по образцу в знакомых и новых ситуациях, самостоятельно преобразуют учебный материал и ищут новые пути решения учебных проблем);
-

более системными

(поскольку учащиеся овладевают умениями сравнивать и анализировать, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, обобщать).

^ 4. Я хочу способствовать формированию у учащихся исторического мышления


Использование дебатов в процессе обучения истории способствует формированию исторического мышления, системного видения проблемы, создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений.

^ 5. Я хочу создать учащимся благоприятные условия для самореализации учащихся на уроке


Использование дебатов предусматривает организацию групповой работы. Учебная деятельность на таких уроках осуществляется в межличностном общении школьников, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

^ 6. Я хочу научить учеников учиться


Использование на уроках дебатов позволяет реализовать поисковый, исследовательский тип обучения, целью которого является развитие способности к учению, углублению понимания изучаемых вопросов.
Дебаты позволяют реализовать исследовательское обучение на 3-х уровнях:





Ученик ставит проблему и ищет пути ее разрешения



Преподаватель ставит проблему, а метод ее решения ученик ищет самостоятельно

Преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Проблемная формулировка темы позволяет активизировать учебный процесс, так как учащиеся изучают тему, а не абстрактные факты и события. На таких уроках, как правило, организуется совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы, с выделением конкретной учебной задачи.

^ 7. Я хочу проводить дебаты на уроках, так как не могу не делать этого на уроках истории


Использование дебатов на уроках истории обусловлено спецификой содержания предметной области. Практически на каждом уроке истории учащиеся встречаются с разными, порой противоположными, точками зрения, подходами, дискуссионными проблемами. Нередко возникают «стихийные» дебаты по какому-либо вопросу. Так, вариативность, проблем-ность, наличие элемента субъектности обществоведческого знания в целом и при трансляции его в частности, значимость компонентов его для ученика обуславливают все большее внимание к таким игровым формам обучения, как дискуссии разных типов: «круглый стол», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание» и т.п., а также имитационно-моде-лирующие игры. Дебаты способствуют формированию исторического мышления.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.