.RU
Карта сайта

Часть IIЛогика - Минто Б. М62 Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма/Пер,...

Часть II


Логика


делового


мышления


Введение


Используя принцип магической пирамиды для решения специфических


задач составления бизнес-текстов, вы часто будете испытывать трудности при управлении логическими структурами своего мышления. Обычно вы без осо­бых усилий определяете объект (тему), формулируете вопрос, описываете ситуацию и осложнение, составляете перечень основных тезисов документа. Выбрав название и составив оглавление, можно приступать к серьезному за­нятию - изложению всего этого хозяйства на бумаге.
Однако вне зависимости от того, насколько тщательно и аккуратно вы при­думали начальные фразы документа, вы вряд ли сможете сразу же в пер­вом черновике описать все логично и с соблюдением всех правил. Те сужде­ния, которые казались сгруппированными так убедительно в пирамидальные формы, вдруг оказываются сомнительно связанными только взаимным место­положением в документе. А казалось бы, железная аргументация при первых же попытках тщательнее проверить выводы вдруг рассыпается как карточный домик на ряд неубедительных фраз.
К сожалению, вы вряд ли сможете устранить недостатки, если не прило­жите к этому особые усилия. И все потому, что идеи - при изложении их на бумаге - имеют свойство приобретать в глазах автора невыразимое очарова­ние. От них исходит ослепительный свет авторского озарения, с которым очень сложно бороться.
Самым эффективным способом преодолеть это психологическое давление будет иметь под рукой контрольный список правил, которыми вы постоянно пользуетесь, объединяя идеи в группы. Список позволит вам оценить свой текст критически. Вы освободитесь от родительской гордости и сможете объективно понять, что вы написали. (Конечно же, этот метод вдвойне эффективен, если вы читаете чьи-либо чужие наброски.)
Существует четыре ключевых подхода к процедуре проверки построения магической пирамиды, позволяющие полностью высвободить ваши критичес­кие способности:
1. Вы можете критически оценить, в каком порядке выстроены идеи в группах.

  1. Вы можете критически оценить, правильно ли установлены причины рассматриваемых вами проблем.

  2. Вы можете критически оценить выводы и рекомендации.

4. Вы можете критически оценить сам текст, рассказывающий о проблемах и способах их решения.
В следующих главах говорится о теории и практическом использовании указан ных четырех подходов. Содержание этих глав может показаться вам несколько более абстрактным по сравнению с тем, каким оно было в первой части. Одна­ко эти теоретические сведения настолько важны, что - я уверена - вы прило­жите максимум усилий для их усвоения. В конце концов, без решения общих вопросов раз и навсегда вы будете вновь и вновь натыкаться на них в своей суматошной практике реального бизнеса.
Глава 7

^ Методы организации идей в группах


Вы уже знаете, что идеи и суждения в любых группах должны быть логи­чески связаны и упорядочены. В группах, где связь дедуктивная, проблем не возникает, потому что логический порядок в них строго задан порядком аргу­ментации. А вот в группах с индуктивной связью с проблемой порядка и хаоса идей необходимо разобраться. Вам следует определить, как вы хотите выстро­ить идеи, выбрать для них надлежащий порядок и оценить, правилен ли он.
Вы должны понимать, что суждения, объединяемые в группы при создании документа, неслучайно выпрыгивают на бумагу. Они всегда выплывают из созна­ния, потому что мысленно воспринимаются как логически связанные. Например:

Чтобы обнаружить такую связь, наше сознание идет по пути мыслительного анализа. В этом случае порядок идей определяется порядком аналитических опе­раций, которые вы совершаете в своей голове, объединяя суждения в группы. Но наш разум в состоянии генерировать только три метода логического анали­за такого рода (Рис. 28).
1. Порядок может определяться причинами, порождающими и предваря­
ющими какое-либо следствие. Какое бы пожелание или рекомендацию
вы ни высказывали читателю - уволить менеджера по продажам или, ска­
жем, перенести ответственность за рост прибылей на региональный уро­
вень, - вы советуете сделать так, потому что уверены: данное действие
послужит причиной вполне определенного результата. Вы уже заранее
определили для себя, чего хотите добиться. И только после этого вы ищете
и находите необходимое действие для достижения светлой цели.
Если для достижения определенного результата требуется несколько последовательных действий (например, три шага в решении проблемы), они превращаются в процесс или систему действий - группу причин, спо­собных во взаимосвязи породить требуемое следствие. Эти требуемые для завершения процесса шаги могут быть совершены только последователь­но: один за другим в единицу времени. Таким образом, группирование действий, совершаемых в процессе достижения определенного резуль-тата, всегда осуществляется в порядке временного развертывания.
^ 2. Порядок может определяться разделением целого на части. Скорее всего, вы отлично знакомы со схемами организационных структур или схемами

производственных процессов. Так что, если вы собираетесь определить, допустим, «ключевые факторы успеха в производственном процессе», то для начала структуру процесса придется изобразить или представить на­глядно. При этом вы четко установите, что и где необходимо сделать, что­бы преуспеть в целом. В итоге вы сможете объединить суждения в группы, упорядочив их согласно вашей схеме или наглядному представлению. Вот вам и структурный порядок.
3. Порядок может определяться соображениями классификации. Когда бы вы ни говорили, что «компания столкнулась с тремя проблемами», вы утверждаете это весьма и весьма приблизительно. У компании может быть множество проблем - великое множество больших и малых, - из которых вы выделяете только три как заслуживающие наиболее пристального вни­мания по сравнению с остальными. А выделяете каждую из ряда всех про­чих на основании того, что у них есть особые признаки. Говоря проще, потому что это на ваш взгляд самые первостепенные проблемы.

Рис. 28.

Основания для объединения в группы диктуют порядок суждений в группах

Все три проблемы первостепенны, но и среди этой троицы можно выделить самую важную, вторую по важности и т.д. (если важность одинакова, пробле­мы невозможно классифицировать). Поскольку они отличаются друг от друга по степени проявления значимого признака, вы группируете их в соответствии с этой степенью. Такой порядок называется ранжирующим.
Эти три универсальных метода, согласно которым возможно упорядочить идеи и суждения в группах, могут использоваться как в сочетании, так и по отдельности. Но хотя бы один из этих методов обязательно должен обосновывать логический порядок высказываний в ваших группах. Остановимся на этом подробней.

^ Временная последовательность


Временная последовательность возникновения или осуществления каких-либо идей или акций - это порядок, простейший для понимания. Он же являет­ся самым распространенным для бизнес-документов. Все, что необходимо для последовательного группирования - это шаг за шагом описать действия, ко­торые необходимо совершить, чтобы добиться желаемого результата.
Хотя эта задача кажется вроде бы элементарной, просто удивительно, как часто совершаются ошибки при описании хронологической последовательнос­ти шагов. Соответственно, этот самый распространенный логический недоста­ток вы, скорее всего, обнаружите и в своих записях. Выход здесь довольно прост. Когда вы используете временную последовательность для выстраивания идей в группе, включите свое воображение и наглядно представьте самого себя совершающим предполагаемые шаги.
Спросите себя: «Что я сделаю сначала, если собираюсь добиться этого ре­зультата? Что затем?» Отвечая на эти вопросы, вы быстро обнаружите, где сби­лись с мысли и нарушили логическую последовательность. Или же поймете, что объединяете в группу идеи, не связанные во времени между собой, то есть ошибаетесь.

^ Незавершенное установление порядка


Постарайтесь критически оценить предлагаемый логический порядок в следующем примере.
Стратегическое планирование включает в себя использование времен-ного цикла:
Установление потребностей.
Разработку стратегии для создания удовлетворяющих потребность товаров/услуг.
Выполнение.
Реакция рынка и быстрый рост.
Замедление роста, наивысший уровень развития и зрелость.
Получение большого количества денег.
Закат/упадок.
Если бы вы подходили к оценке изучаемого порядка с точки зрения здра­вого смысла, вы бы могли решить, что здесь действительно представлены все этапы цикла планирования, и они расположены в надлежащей очередности. А теперь поставьте себя на место исполнителя. Во-первых, вы бы определили потребности, во-вторых, - разработали стратегию, потом воплотили бы заду­манное в жизнь, а затем... Затем, кажется, у вас проблемы.
Оказывается, автор объединил в группу три действия, которые предприни­мает компания и четыре результата. Задумайтесь на секунду, и вы сразу же пой­мете, что на самом деле четыре шага из семи описывают нормальную кривую жизненного цикла товара/услуги:

Должно быть, на третьем стратегическом этапе автор имел в виду, что не­обходимо составить «отчет о реакции рынка» с выделением четырех фаз такой реакции. Еще об одном пункте плана - получении большого количества денег -мы еще не упоминали. Но ведь это всего лишь одна из характеристик фазы «до­стижение наивысшего уровня развития», так что об этом пункте вообще не должно быть и речи, хотя по смыслу он наиболее приятный.

^ Спутанная логика


Выше был приведен относительно простой пример незавершенного поряд­ка. Но те же приемы критической оценки подходят и для тех случаев, где мысли спутаны и плохо соединены логически. Например:
Оценка успешности бизнеса
Во многом зависит от творческих подходов.
Сегментирование потребностей рынка.
Сегментация предложения. Изменения во времени.
Начальные или более поздние стадии жизненного цикла.
Конкурентная динамика.
Отсутствие монопольного положения на существующих рынках.
Определяется сильными сторонами нашего позиционирования отно-сительно конкурентов.
Что имелось в виду в данном перечислении? Если это последовательность дейст­вий во времени, то в оценке успешности бизнеса, по словам автора, надо руко­водствоваться следующим: первое - быть креативным, второе - изменяться во времени, третье - ... Но здесь решительно нет никакого смысла! Какие действия подразумевает автор в соответствии с указанным порядком? Сегментировать, оценивать изменения, выяснять намерения конкурентов? Вы можете найти здесь хоть какую-то более или менее обоснованную последовательность?
А теперь лучше, не правда ли?
Оценка успешности бизнеса требует точного анализа:
во-первых, сегментов рынка;
во-вторых, тех позиций, которые занимает компания в каждом сегменте по сравнению с конкурентами;
в-третьих, изменений в позиционировании компании стечением времени.

^ Ложное объединение в группы


Вы оценили, как эффективно работают приемы критического мышления, ког­да налицо спутанная логика. Не менее эффективно они позволяют установить оплошность, когда вы произвольно соединили идеи, относящиеся к разным группам, как в этом примере:
Традиционная оценка эффективности инвестиций строится на сравнении бу-дущих прибылей и вероятных издержек.
Такая оценка зачастую технически не обоснована.
Оценка строится на упрощенных концепциях.
Оценка ведет к неверным рекомендациям.
Может ли мне хоть один умник сказать наверняка: эти соображения располо­жены в порядке значимости? Во временной последовательноаи? В структурном порядке? Или ни в одном из перечисленных? Если вы критически подойдете к списку и здраво его оцените, то сразу же поймете, что третье соображение яв­ляется следствием первых двух. То есть автор, кажется, хотел сказать:
Оценка инвестиций при помощи сравнения будущих доходов с возможными издержками ведет к неверным рекомендациям.
Концепция сама по себе упрощена.
Такой подход технически необоснован.
Итак, порядок в данном случае - это последовательность изложения аргу­ментов во времени, в том смысле, что вы вынуждены сначала излагать концеп­цию, а потом уже пользоваться на практике возможно даже ошибочными реко­мендациями и выводами. Это плохо. Но нужна ли вам в данном случае лучшая концепция и лучшее обоснование? Этого достаточно? Если получаются невер­ные практические рекомендации, то не все ли равно, из какого обоснования они вытекают - упорядоченного или хаотического? Я не знаю точного ответа. То, что я старалась показать, - это как упорядочить идеи логически, чтобы вы оказались в таком положении, которое позволило бы вам самим убедиться в завершении логического процесса обдумывания. А вы не сможете убедиться в этом до тех пор, пока концепция сама по себе туманна.
Иногда вы будете замечать, как временная последовательность налага­ется на существующую структуру таким образом, что последняя начинает дик­товать число и очередность шагов. К формированию структурного порядка мы теперь и перейдем.

^ Структурный порядок


Начнем с определения. Что такое структурный порядок? Это логический по­рядок, который отражает именно то, что вы представляете наглядно или изобрази­ли (диаграмма или карта, рисунок или фотография). Изображенное или пред­ставленное «нечто» может быть реальным или концептуальным, объектом или процессом. Однако «нечто» обязательно должно быть разделено на вполне внятные части.

^ Создание структуры


Разделяя целое на части, вы должны быть уверены в том, что соблюдаются следующие правила:

Чтобы легче запомнить, можно воспользоваться мнемоническим сокраще­нием: ВИИД («взаимное исключение, исчерпывающее дополнение»). Так вот, со­здавая любую организационную структуру на предприятии, вы автоматически контролируете выполнение этих правил (как на рис. 29). Взаимное исключение здесь означает, что отдел по производству автопокрышек не дублирует функ­ции отдела по производству посуды, а отдел по производству спортивного обо­рудования не дублирует функции двух первых отделов. Исчерпывающее допол­нение означает, что эти три отдела целиком описывают структуру компании «Акрон автопокрышки и резиновые изделия», и кроме них никаких других «партизанских» отделов нет.
Если, выстраивая структуру, вы воспользуетесь методом деления целого на части, то будете уверены, что полученная структура всеобъемлюща. Простейший способ построения в структурном порядке - группирование идей в той после­довательности, в какой они увязываются на схеме или диаграмме.
И снова коварнейший вопрос. Как определить, какой порядок расположе­ния частей принят на схеме или диаграмме? Этот вопрос регулярно возникает у всех, кому приходится описывать структуру организации или компании. Чаще всего это порядок типовых блоков в организационной схеме, который отражает использованные вами принципы разделения на части.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.