.RU
Карта сайта

Курс лекций Часть II 2-е издание, стереотипное Минск 2005 удк 321 (476) б бк 66 - 42

^

Основные направления молодежной политики на современном этапе


В современных условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой стратегии и тактике социального и политического развития молодежи.
Решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь реальных результатов.

^ Молодежная политика

– это своеобразная, сложная динамическая система, в которой функционирование каждого компонента системы должно подчиняться главной цели – созданию условий для свободного развития личности, раскрытию индивидуальных склонностей и способностей молодых членов нашего общества, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей.
Формирование молодежной политики возможно только на базе системного подхода, который предусматривает отношение к ней как к целостности, которая имеет свои составные элементы, подсистемы, связанные с другими компонентами общества, и в то же время является самостоятельной активной частью процесса производства и воспроизводства общественной жизни, социализации молодых поколений.
При формировании и реализации основных направлений, целей и задач молодежной политики необходимо учитывать все особенности современного этапа в развитии общества.
Политическая социализация современного поколения молодежи происходила в иных, чем при административно-командной системе, условиях. Это поколение выросло в условиях крушения и низвержения авторитетов, разрушения привычных ценностей и идеалов, разрушения сложившейся системы воспитания. Но оно также росло и в условиях политической свободы, политического плюрализма, политической борьбы.
Современное поколение молодежи выросло в иных экономических условиях, в условиях сильного имущественного расслоения, значительного влияния теневой экономики, становления совершенно иных принципов межличностных отношений.
В этих условиях особое значение приобретает способность правящей элиты к проведению молодежной политики в условиях новой социальной реальности, к последовательному формированию сильной государственной молодежной политики, реформированию системы образования и воспитания.
Формирование государственной молодежной политики на современном этапе развития белорусского общества должно включать в себя следующие основные процессы:

Важнейшим направлением современной молодежной политики является формирование и укрепление правовых, экономических, экологических, духовно-нравственных и организационных условий для гражданского становления, воспитания и социальной самореализации молодежи.
Современная концепция государственной молодежной политики в Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие направления:

^ 1.

Улучшение жилищных условий молодежи

. Совершенствование законодательно-нормативных актов, формирующих государственную молодежную жилищную политику. Дальнейшее развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (представление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования). Поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики.

^ 2. Профориентация и трудоустройство молодежи

. Развитие системы содействия занятости молодежи, обеспечение гарантии первого рабочего места, обеспечение вторичной занятости студентов и учащихся, поддержка студенческого отрядного движения, формирование республиканской системы центров занятости и профориентации молодежи.
В структуре молодежной политики особое значение принадлежит проблемами молодежной занятости. Мировая статистика свидетельствует, что доля молодежи в структуре безработного населения высока во всех экономически развитых странах. Среди безработных в нашей республике она составляет примерно 45%. Трудности с трудоустройством испытывают многие выпускники средних специальных и высших учебных заведений.
Большую роль в реализации права молодежи на труд призван сыграть новый Трудовой кодекс Республики, который вступил в действие с 1 января 2000 года. В нем существует самостоятельная глава «Особенности регулирования труда молодежи», в которой урегулированы многие проблемы трудовой деятельности молодежи: льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы.
Министерством образования и Министерством труда принято совместное Постановление «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» (1999 г), которое направлено на урегулирование проблемы трудоустройства выпускников государственных учебных заведений.

^ 3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи

. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем.

^ 4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи

. Методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи. Научное и информационное обеспечение, материально-техническое и кадровое укрепление общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.

^ 5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи

. Содействие участию молодежи в реализации комплексных программ по решению научных и научно-технических проблем, внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Усиление материальной базы и пропаганды научного и научно-технического творчества молодежи. Совершенствование системы поддержки молодых ученых, специалистов, изобретателей и рационализаторов.

6.

^ Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов в селе

. Создание надлежащих условий для труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств.

^ 7. Усиление международного молодежного сотрудничества.

Развитие и укрепление контактов молодежи Республики Беларусь со сверстниками из зарубежных стран, создание постоянно действующего многофункционального механизма международных связей молодежи, присоединение к существующим международным программам, информирование и координация деятельности молодежных объединений по включению их в эти программы.

^ 8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма

. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений

. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив. Организационно-методическая и финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, вовлечение их в процесс реализации государственной молодежной политики.
В нашей республике действует много различных общественных и государственных программ по работе с молодежью, детьми, подростками. Многие из них инициированы Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, например, программа «Дети Беларуси», в структуре которой выделены программы «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды» и т.д. Создан и функционирует специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

^ 10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи

. Развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей правовую защиту и социальную адаптацию молодежи. Апробация современных форм и методов профилактической и социально-адаптационной работы, в том числе в области наркозависимости и алкоголизма, венерических заболеваний и СПИД. Повышение роли общественности в защите прав молодежи, создание механизма правового информирования и консультирования. Разработка концепции и поэтапное введение системы ювенальной юстиции.

^ 11. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.


12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений

. Создание методологической основы разработки учебных планов и программ, учебно-методических материалов. Разработка эффективных методов обучения с учетом профессиональных и социальных особенностей.

^ 13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики

. Обеспечение условий доступа к информации, характеризующей жизнедеятельность молодежи. Развитие и поддержка молодежных средств массовой информации. Проведение исследовательских работ, научно-практических и учебных мероприятий, реализация издательских проектов.
Рассматривая проблемы формирования и реализации молодежной политики, следует также отметить, что важнейшим ее направлением должна стать работа по созданию условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости, предпринимательства, международного сотрудничества.
В настоящее время мировое сообщество вступило в новый этап развития молодежной политики. В новом тысячелетии предполагается развернуть единые международные информационно-научные комплексы, широкую сеть социальных служб, работающих по общим международным программам, но обязательно учитывающих региональные аспекты. К 2010 году в реализацию молодежных программ планируется вовлечь многочисленные категории молодежи, проживающей в разных странах – членах ООН.
^

Контрольные вопросы


  1. В чем особенности молодежи как социальной группы общества?

  2. Назовите основные положения концепции молодежной политики в Республике Беларусь.

  3. Каковы основные принципы молодежной политики в нашей стране?

  4. Что значит «самореализация» молодого поколения?

  5. Какие органы государственного управления участвуют в проведении молодежной политики?

  6. Какие организации и институты кроме государства участвуют в реализации молодежной политики?

  7. Назовите основные направления государственной молодежной политики.

  8. Какие молодежные организации Вы знаете?

  9. Что, с вашей точки зрения, означает процесс демократизации общественной жизни молодежи?

  10. Какие нормативные документы приняты в процессе становления новой концепции молодежной политики в республике Беларусь?

Литература


  1. Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» // Народная газета, 22 мая 1992 г.

  2. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 24.
    Ст. 290.

  3. Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» от 29.10.1991 г. //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 33. Ст. 598.

  4. Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности» //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 5. Ст.25.

  5. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» //Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1999. № 32. Ст. 457.

  6. Указ Президента Республики Беларусь «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь» от 21 января 1998 г. № 46 //Сборник указов Президента Республики Беларусь. 1998. № 3. Ст. 57.

  7. Указ Президента Республики Беларусь от 6 января 1998 г. № 3 об утверждении Президентской программы «Дети Беларуси» //Собрание декретов и указов Президента Республики Беларусь. 1998. № 1. Ст. 16.

  8. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2000–2003 годы. – Мн., 1999.

  9. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 17 мая 1999г. № 59 и приказ Министерства образования Республики Беларусь от 17 мая 1999 г. № 285. «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» //БНПИ. 1999. № 14.

  10. Александрова А.Б. Молодежные проблемы. //Аналитический доклад. – М., 1997 г.

  11. Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к военной службе. //Материалы республ. научно-практической конференции. – Мн., 1999 г.

  12. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. – СПб., 1996.

  13. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. – Мурманск, 1998. С. 133.

  14. Лапина С.В. Молодежная культура и организация досуга молодежи. – Мн., 2000 г.

  15. Лисовский В.Т. Молодежь России: социальное развитие. – М.; Наука, 1992.

  16. Манаев О. Молодежь и гражданское общество: белорусский вариант. – Мн., 1999 г.

  17. Молодежь Беларуси: социальная политика и условия самореализации //Научное издание. – Мн.: ИСПИ, 2000 г.

  18. Молодежь и научно-технический прогресс. //Материалы научно-технической конференции. – Брест, 1997 г.

  19. Молодежь Беларуси. // Информационный вестник. – Мн., 1998 г.

  20. Несовершеннолетние в Республике Беларусь. Основы правового положения, правовой защиты и ответственности: научно-практический комментарий к законодательству и иным нормативным актам о несовершеннолетних /Под общ. ред. И.О.Грунтова. – Мн., 1999 г.

  21. Скробов А.П. «О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ». //Социально-политический журнал. 1998. № 3.

  22. Социальная политика. / Под общ. ред. проф. Волгина Н.А. – М., 2003.

  23. Холостова Е.В. Социальная политика: Учебное пособие. – М. 1999.

  24. Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже ХХІ века. // Материалы конференции. – Могилев, 1998 г.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.