.RU
Карта сайта

Глава 2. КУЛЬТОРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА - Учебное пособие

Глава 2. КУЛЬТОРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА




Культурология (от латинского cultura и греческого logia) – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры. Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен американским антропологом Лесли Уайтом («Науки о культуре», 1949 г.). С тех пор культурологией стали называть науку, способную рассматривать не отдельные аспекты и формы культуры, а как целостное исследование культуры.
Хотя культурология признается на всех уровнях образования и науки, но дискуссии о предмете и месте в системе научного знания еще продолжаются. О предмете и месте в культурологии пока не сложилось единого мнения. Условно в таком споре можно выделить две противоположные позиции –

изоляционистскую,

согласно которой у культурологии свой, не похожий на другие науки, подход, и

интегративистскую,

в основании которой лежит убеждение, что культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

2.1. Этапы развития культурологии


Культурология, как отрасль научного познания, является наиболее поздним этапом развития гуманитарных наук в рамках западной. Основы этой традиции были заложены в Древней Греции, где сформировалась система образования и воспитания – «пайдейя». Она должна была вложить в человека знания и душевные свойства, достойные свободного и образованного гражданина. При этом уделялось равное внимание, как развитию тела, так и развитию духа и разума посредством изучения поэзии, музыки, красноречия и философии, с элементами научных знаний о человеке и мире.
Эти так называемые «свободные искусства» продолжали преподаваться в школах и университетах средневековой Европы (V - XVI вв. н. э.), хотя господствовавшая христианская церковь подчинила образование и науку богословию. Эпоха Возрождения (XIV - XVI вв.) попыталась восстановить античное понимание мира, поставив в центре мироздания и человека, и Бога. Культура Возрождения базировалась на идеале «гуманизма», направленного на полную реализацию всех способностей человека в науке, искусстве, общественной жизни. Интерес к античной истории, философии, мифологии стал основой того, что мы называем сегодня гуманитарными науками.
В XVII - XX вв. произошли грандиозные изменения в науках о природе, поскольку идеалом научности стало точное, математическое, экспериментальное естественнонаучное знание. Ученые-гуманитарии также обращаются к описанию процессов и структур в истории человеческого общества и культуры. При этом, сам человек как бы «растворяется» в этих процессах и структурах, выпадая из гуманитарных исследований. В этом русле развития науки и возникает культурология с ее стремлением к системному и объективному описанию культурных явлений.
Однако в конце XX века в культурологии усиливается стремление вернуться к классической гуманитарной традиции, чтобы вновь сделать человека основной проблемой, главным мерилом и ценностью гуманитарных исследований. На становление и развитие культурологического знания повлияли не только научные достижения, но и социально-культурные процессы. Они, в наибольшей степени, повлияли на историю человеческой цивилизации на рубеже тысячелетий.
В перечне кардинальных изменений необходимо назвать изменение баланса между естественной (природной) и искусственной (созданной человеком) средой. Так называемая «глобализация» привела к размыванию некогда незыблемых границ между цивилизациями и культурами, породила страх перед утратой культурной и религиозной самобытности. Стало очевидным, что характерное для современного мира переплетение религиозных, национальных, военных, экономических противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления.

^ 2.2. Структура и состав культурологического знания


Культурология

изучает культуру, прежде всего, с целью теоретического и исторического познания данного феномена. Она, прежде всего, выступает как общая теория культуры, позволяющая перерабатывать материал, поставляемый эмпирическими «науками-донорами». Культурология (в широком смысле) познает то, как порождаются, функционируют, транслируются и интерпретируются и стихийно, и целенаправленно «социальные конвенции» по интеграции людей и регуляции форм их совместной жизнедеятельности.
Собственно культурология (в узком смысле) – интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования. Культурология, как самостоятельная научная дисциплина, занимая собственное место в системе социально-гуманитарного знания, имеет

объект, предмет, цель, задачи, методы, программы, содержание и уровни

исследования.

Объектом

культурологического познания выступает исторический социальный опыт людей в тех формах деятельности и взаимодействия, который закрепляется в культурных традициях, ценностях, нормах, в устойчивых образцах поведения.

Предметом

культурологического познания является изучение содержания (образа мыслей и действий) и структуры (внутреннее устройство), процессов культурогенеза (порождение и становление) и культурной динамики (сила, скорость и направленность изменений), технологии функционирования и правил интерпретации социокультурного опыта во всех видах и формах человеческой практики. Опираясь на эти объективные закономерности, культурология становится способной выявить так называемое «ядро» (дух, код, архетип, гены) культуры.
Именно здесь обнаруживается исторический способ системной упорядоченности, семантической выраженности, практики освоения и творческого развития, наследования и трансляции социокультурного опыта сообществ людей.

Целью

научно-культурологического изучения культуры является постижение творческих возможностей человека, познание его природы в особенностях личностного самосознания и сознания социальных общностей.

Главная задача

культурологии сводится к строительству «генетики» культуры, объясняющей закономерности историко-культурного процесса в национальном и мировом масштабах, прогнозирование их, а в перспективе и управление ими. Среди основополагающих задач выделяются следующие: анализ культуры как системы культурных феноменов, выделение типов связей между элементами культуры, исследование ментального содержания культуры, исследование типологии культур и культурных единиц, разрешение проблем социокультурной динамики, исследование культурных кодов и коммуникации.
Предмет, цель и задачи культурологии предусматривают исследовательские

программы,

направленные на открытие базисных структур культур, ответственных за сохранение и трансляцию социального опыта, а также факторов, оказывающих мутационное воздействие на «гены» и перестраивающих «код» культурного развития.
В свою очередь, предмет, цель, задачи и программы культурологических исследований требует привлечения разностороннего материала из многих областей и сфер социального и культурного творчества. Полем культурологического исследования становится образ мысли, образ жизни, образ деятельности социальных групп и народов как субъектов истории, что составляет

содержание

культурологических исследований.
Реконструкция и дешифровка знаковых систем предполагает постановку, формулировку и решение исследовательских проблем на разных

уровнях

. Первый уровень – эмпирический слой культурной деятельности – совокупность предметов и явлений культурного творчества людей. Второй уровень

коммуникативный слой культуры – способы общения, образования и воспитания. Третий, самый глубинный

уровень

культуротворческий слой деятельности, обнаруживается на основе моделирования ядра культуры.
Столь сложный характер объекта и предмета исследования определяет и

структуру

самого культурологического знания. В культурологии особое значение приобретают теоретические исследования, которые позволяют переработать материал, поставляемый всеми эмпирическими «науками-донорами». Научная теория любой науки является сложным построением, включающим в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методики экспериментальной проверки теоретических построений.
Поэтому, первый и фундаментальный элемент культурологии –

теоретическая культурология,

изучающая культуру во всей полноте проявлений ее сущности, в многообразии формообразований и принципов функционирования. Переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самовоспроизводящую систему. Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу, имея ряд практических применений.
Вторым элементом структуры фундаментальной культурологии является

историческая культурология,

изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения, динамику рождения и становления, а также функционирования внебиологических форм и способов жизнедеятельности людей. Историческая культурология, как элемент культурологического познания, изучая культурно-историческую типологию сообществ, призвана обеспечить выявление архетипов культуры как итога ее исторического развития.

Прикладная культурология

осмысливает культурную практику людей, прикладные аспекты которой весьма многообразны. Она призвана использовать фундаментальные знания для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов. Прикладная культурология проводит экспертизу проектов культурной политики, законов и юридических документов, направленных на регулирование деятельности институтов культуры. Следующее направление прикладной культурологии – культурологизация системы образования с целью формирования системы ориентиров жизнедеятельности, особенно в условиях резких перемен общественной жизни.
Прикладное значение культурологии проявляется в социализации человека, адаптации в конкретной социокультурной среде. Также она вырабатывает меры по предотвращению конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и (или) ликвидации их последствий. Направлением прикладной культурологии считается изучение и охрана культурного наследия. Все новые ее направления порождаются потребностями и постоянно встающими проблемами социокультурного развития общества.

Культурология – наука о закономерностях содержания и морфологии, процессах генезиса и динамики культуры, технологии функционирования и правилах интерпретации социального опыта во всех видах и формах человеческой практики.


^ 2.3. Методы культурологических исследований


Многообразие существующих научных дефиниций культуры требует более четкой и узкой его конкретизации. В этой связи культуру, как объект познания культурологии, можно обозначить как исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению таких форм деятельности и взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, паттернов, традиций и т.п.
Методами культурологии считается

совокупность приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры. В перечне методов культурологического анализа культуры выделяются две группы. К первой группе относятся

методы «наук-доноров»,

которые используются выборочно, с учетом их способности разрешать проблемы общего культурологического плана. Вторая группа –

собственно культурологические

методы.
Методы «наук-доноров» применяются в качестве социальных и (или) гуманитарных подходов в исследовании культуры. Специфика культурологического анализа культуры заключается в целостности, системности и характеризуется комплексным подходом к изучению всех явлений. Целостность культуры заключается в ее внутреннем единстве, когда свойства целого не сводятся к свойствам частей. Системность выражает наличие связей между структурными элементами культуры, где каждый из них приобретает свое значение, функцию и содержание.
В первой группе культурологических исследований предмета используются методы описания и классификации самобытных артефактов (идеографический метод), «вживания» во внутренний смысл явлений выбранных объектов культуры (метод эмпатии), сравнительно-исторический анализ сходных артефактов (метод типологии), выявление сходных и уникальных черт объектов культуры, созданных в разных культурных средах (кросс-культурный метод).
Ко второй группе относятся методы, позволяющие выявить объективные причинно-следственные связи внутри культуры посредством структурно-функционального подхода (метод системного теоретического моделирования), осмыслить духовные явления в культурной жизни (метод интерпретации отдельных артефактов, сфер культуры и культуры в целом). Здесь особую значимость приобретают методы анализа и изучения артефактов как культурных текстов в рамках герменевтической парадигмы.
М. Вебер впервые предположил, что в науках об обществе и культуре, где объект и субъект анализа невозможно разделить, должны использовать одновременно метод объяснения и метод понимания. Вебер назвал его методом «объясняющего понимания». В перечне культурологических методов необходимо выделить те, применение которых позволяет получить достоверные знания о предмете исследования.
1. Идеографический метод – описание уникальных культурных объектов.
2. Метод эмпатии – ликвидация дистанции между объектом и субъектом.
3. Кросс-культурный метод – сравнительный анализ аналогичных объектов.
4. Метод системного подхода – рассмотрение объекта как части целого.
5. Метод моделирования – теоретическая реконструкция сущности объектов.
6. Метод интерпретации – толкование модели в контексте замысла творца.
Алгоритм методов культурологического исследования схематически можно представить в следующей последовательности:

идеографический метод - метод эмпатии - кросс-культурный метод - метод системного моделирования - метод интерпретации.

Это обеспечивает «объясняющее понимание» сущности объектов культуры и культуры в целом.

Вопросы и задания для самоконтроля:


1. Перечислите этапы развития культурологической науки.
2. Какова структура и состав культурологического знания?
3. Каково содержание предмета культурологического исследования?
4. Каков алгоритм методов культурологи?

Глава 3. ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕОРИИ В КУЛЬТУРОЛОГИ


Различия в мировоззренческих и методологических позициях мыслителей, изучавших феномен культуры, разнородность задач тех научных дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложность и многомерность самого явления культуры породили различные теоретические подходы, направления и школы. Среди них особо выделяются:

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.