.RU
Карта сайта

рах земскіх устаноу па законе 1864 г. маглі захапіць іх у свае руки - 1(в) Предмет и методология «Истории государства...

рах

земскіх устаноу па законе 1864 г. маглі захапіць іх у свае

руки.

Дапусціць такога царызм ніяк не мог. На утварэнне вы­барных земствау, прычым у Віцебскай, Мінскай і Магилёўскай губернях и па спецыяльным выбарчым законе, урад адважыщся толькі 1911 г. Такім чынам, калі характарызаваць мясцовае кіраванне Беларусі у перыяд капіталізму, то неабходна вылучыць спецыфічныя рысы, якія адрозніваюць яго ад управления ва унутраных раёнах Расійскай імперіи. Перш за усё трэба адзначыць, што да канца самауладдзя тут заставалася Віленскае генерал-губернатарства і па меры абвастрэння супярэчнасцей паунамоцтвы генерал-губернатара узрасталі, а тэрыторыя пашыралася шляхам далучэння суседніх губерняу.
45(в) Деятельность белорусских национальных организаций. Всебелорусский конгресс 1917 г. 30 ноября 1917 г. представители различных партий Великой белорусской рады опубликовали «Воззвание ко всему белорус­скому народу», в котором содержалась политическая программа, предусматривавшая создание в Беларуси демократической рес­публики, установление федеративных связей с Великороссией и другими республиками, наделение крестьян землей, создание бе­лорусского войска и Краевой рады, которая бы осуществляла всю полноту власти в Беларуси.
15—17 декабря 1917 г. проходил I Всебелорусский съезд, про­ведение которого было поддержано и Белорусским областным комитетом (БОКом) при Всероссийском Совете крестьянских де­путатов в Петрограде. Задача съезда — решить вопрос о судьбе Беларуси. На этом съезде было решено образовать на территории Беларуси республику, которая бы находилась в составе Россий­ской федерации, т.е. вновь идея автономии была подтверждена. Но съезд принял резолюцию, в которой говорилось, что оконча­тельно вопрос о государственности Беларуси должен быть решен Белорусским Учредительным Собранием, до созыва которого вся власть должна быть передана избранному на съезде Всебелорус-скому Совету крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. Ре­шение Всебелорусского съезда поставило вопрос о прекращении деятельности всех ранее созданных органов власти на территории Беларуси, в том числе и Облискомзапа. Но последнее негатив­но было воспринято Совнаркомом Западной области, который, используя солдат, отдал распоряжение окружить здание и аресто­вать президиум съезда и вновь созданный орган краевой власти. Таким образом, демократический процесс становления белорусской государственности был прекращен и заменен администрирова­нием и давлением со стороны большевиков Западной области.
Президиум Всебелорусского съезда 18 декабря 1917 г. провел подпольное заседание в депо Либаво-Роменской железной дороги и избрал исполком Рады съезда, который принял решение воору­женным путем отстаивать национальную государственность стра­ны и послать в Брест, где шли переговоры Советской России и Германии, делегацию, которая бы представляла и защищала инте­ресы Беларуси. Но делегация не была признана ни Германией, ни Советской Россией, ее просто не допустили к переговорам.
46(в) Установление Советской власти в Беларуси в 1917 г. Облисполкомзап. Часовы урад сваiх абяцаннняу не выконвау. Насельнiцтва Беларусi
пакутвала ад цяжару утрымання больш як 2-х мiльеннай армii.Восенню 1917г. яшчэ больш пагоршылася сацыяльна-эканамiчнае становiшча. У Беларусi бальшавiкi умацавалi свае пазiцыi толькi у Мiнскiм i Гомельскiм Саветах. Сялянскiя Саветы знаходзiлiся пад уплывам эсэрау.25 кастрычнiка 1917г. бальшавiкi зверглi Часовы урад у Петраградзе. Мiнскi Савет 25 кастрычнiка абвясцiу сябе уладай.Быу арганiзаваны ваенна-рэвалюцыйны камiтэт (ВРК) на чале з Ландэрам.Процiдзеянне бальшавiкам у Мiнску Камiтэт выратавання рэвалюцii (Калатухiн).На барацьбу з iмi бальшавiкi Мiнска вызвалi войскi з Заходняга фронту.Мiнскi Савет узяу уладу.У Магiлеве, дзе была Стаука Вярхоунага Глаунакамандуючага генерала Духонiна,з дапамогай бальшавiкоу з Петраграда на чале з прапаршчыкам Крыленка была устаноулена Савецкая улада. Армii Заходняга фронту перайшлi
на бок бальшавiкоу.26 лiстапада 1917г. быу створаны выкынаучы камiтэт Зыходняй вобласцi i фронту.Тыя Саветы,дзе бальшавiкi не мелi пераважнай большасцi, распускалiся,праводзiлiся новыя выборы,якiя забяспечвалi усталяванне сваей улады.Такi характар насiла змена улады у Вiцебску i Гомелi.У лютым 1918г. бальшавiкi амаль завяршылi працу па арганiзацыi Савецкай улады у губернях,паветах. Бальшавiкi пачалi праводзiць сацыяльна-эканамiчную палiтыку. Над прадпрыемствамi быу устаноулен рабочы кантроль. Нацыяналiзаваць паспелi толькi 11 прадпрыемствау. Рабочыя атрымалi 8-гадзiнны рабочы дзень,пачалася барацьба з беспрацоуем. Бальшавiкi змагалiся са злачынцамi. 30 лiстапада 1917г. была створана у Беларусi мiлiцыя.
47(в) Провозглашение Белорусской Народной Республики в 1918 г.: формально – правовой аспект деятельности Рады БНР. Мiрныя перагаворы у Брэсце,на якiя не дапусцiлi беларускую дэлегацыю, былi сарваны,немцы пачалi наступленне,захапiлi Мiнск.Тады Выканкам усебеларускаг з'езда,утвораны нацыянальнымi сiламi у снежнi 1917г.,аб'яуляе сябе уладай.Быу створаны Народны Сакратарыят(Варонка).9 сакавiка 1918г. было абвешчана аб утварэннi БНР,урад стау называцца Рада БНР(Серада). Грамата якiя былi выдадзены Радай,паказалi,што БНР бярэ курс на усталяванне у Беларусi дэмакратычных асноу грамадсага ладу.25 сакавiка 1918г. на сесii рада БНР была прынята 3-я Устауная грамата,у якой абвяшчалася незалежнасць БНР.Незалежнасць БНР прызнала Лiтва,Турцыя,Фiнляндыя,нават Савецкая Расiя.Адкрывалiся беларускiя школы,дзейнiчау Беларускi педагагiчны iнстытут.У эканамiчнай вобласцi была арганiзавана Беларуская гандлевая палата i распрацавана праграма ажыцяулення фiнансава-грашовай сiстэмы у рэспублiцы.Стварэнне БНР з'яулялася заканамерным вынiкам нацыянальна-вызваленяага руху.Акт аб незалежнасцi Беларусi прымусiу
бальшавiцкi урад перагледзець сваю палiтыку у адносiнах да яе,а пазней пайсцi на стварэнне,хоць i абмежаванай у правах,але ж беларускай савецкай дзяржаунасцi. Рада БНР и Народный Секретариат фактически не были реальными органами власти, а лишь положили начало как акт только политический.
48(в) Первый съезд компании Беларуси: государственно – правовое значение его постоновлений. I Всебелорусский съезд проходил в Минске с 5 по 17 декабря 1917 г. В нем приняли участие 1872 делегата: 1167 имели реша­ющий голос, 705 — совещательный. По социальному составу съезд состоял из крестьян, рабочих, солдат и интеллигенции. По национальному составу делегаты его были в основном бело­русами. Съезд по представительству был полномочным органом в решении вопроса о создании краевой власти. В резолюции предпо­лагалось немедленно образовать из делегатов орган краевой влас­ти в лице Всебелорусского совета крестьянских, рабочих и солдат­ских депутатов, тем самым подчеркивалось непризнание сущес­твующих органов власти, подчиняющихся Облискомзапу. Реше­ние было негативно воспринято СНК, что повлекло за собой не­медленную политическую акцию против съезда, т.е. его разгон. Но члены президиума Всебелорусского съезда не подчинились решению.
49(в) Государственно – правовые акты первого правительства ССРБ. Манифест – первый конституционный акт ССРБ. Пленум ЦК РКП(б), рассмотрев проблему государственного строительства в Беларуси, 24 декабря 1918 г. принял решении о создании ССРБ как независимого суверенного государства. Это решение Пленума было рассмотрено на VI Северо-Западной конференции РКП(б) 30 декабря 1918 г., которая объявила себя 1-ым съездом КП(б) Беларуси и приняла резолюцию «Об образо­вании Социалистической Советской Республики Белоруссии» и постановление «О границах ССРБ».

Манифест Временного Рабоче-Крестьянского Советского Правительства Белоруссии от 1 января 1919 г.

(Смоленск) — первый конституционный акт. Он заложил основы государствен­но-правового строительства БССР; провозгласил БССР; закре­пил полноту власти Советов рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов; провозгласил земли, воды, недра, фаб­рики достоянием народа. Объявил недействительными все зако­ны Рады и оккупационных властей, ввел в действие на всей тер­ритории БССР декреты РСФСР, подчеркнул, что Временное пра­вительство БССР поставлено на посты решением 1-го съезда КПБ(б) и волей Советов Белоруссии.
В состав Временного Рабоче-Крестьянского Правительства БССР вошли руководящие работники Северо-Западного обко­ма партии, Облискомзапа, Белнацкома (Председатель Д.Ф. Жи-лунович (Цишка Гартны) и члены правительства — А. Мясников, С. Иванов, А. Червяков, И. Рейнгольд, О. Дыло, В. Фальский, Ф. Шантыр и др.).
С 5 января 1919 г. Минск — столица БССР, а 8 января Вре­менное Рабоче-Крестьянское Советское Правительство Белорус­сии переехало из Смоленска в Минск.
50(в) Первый съезд Советов Белоруси: декларация съезда. Усложнение международной обстановки и агрессивные заявле­ния со стороны Польши в отношении Беларуси обусловили приня­тие 3 января 1919 г. Пленумом ВЦИК постановления «О призна­нии независимости БССР» и ускорили созыв 1-го Всебелорусского съезда Советов, который прошел 2—3 февраля 1919 г. в Минске. На повестку дня были вынесены 6 вопросов.
1. О текущем моменте.
2. Отчет Временного Правительства.
3. О границах ССРБ.
4. Об отношении к советским республикам.
5. О Конституции.
6. Выборы ЦИК ССРБ.
Были рассмотрены все вопросы и приняты соответствующие решения. Значение I Всебелорусского съезда Советов в том, что он одобрил создание ССРБ, принял Конституцию ССРБ и реше­ние об объединении Белоруссии с Литвой, сформировал на мно­гопартийной основе ЦИК в составе 50 человек, 45 из которых были большевиками.
51(в) Конституция БССР: дополнения, принятые к Конституции ССРБ 1919 г. Первая Конституция ССРБ юридически закрепила образо­вание республики и ее классовую сущность — диктатуру пролета­риата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принци­пы социалистического строя и советской формы власти в ССРБ; декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления:
• Всебелорусский съезд Советов:
•Центральный Исполнительный Комитет; Малый президиум, Большой президиум, которые форми­ровались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст.ст. 27, 29), так как Конституция не предус­матривала создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не го­ворилось об избирательном праве и бюджете республики. В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.
52(в) Второй съезд Советов БССР: дополнения, принятые к Конституции ССРБ 1919 г. II Всебелорусский съезд Советов, проходивший 17 декабря 1920 г. в Минске, предложил конституционное оформление БССР, внес существенные изменения и дополнения в Конституцию БССР, избрал делегатов на VIII Всероссийский съезд Советов, избралЦИК БССР, одобрил предварительные условия Рижского дого­вора.
В повестку дня было внесено И вопросов, каждый из кото­рых имел важное значение для государственно-правового строи­тельства суверенной Белоруссии.
На съезде присутствовали 202 делегата от различных партий, но большинство из них (161 человек) являлись представителями компартии. Это был многонациональный по своему составу фо­рум, так как на нем присутствовали и белорусы, и русские, и евреи, и поляки, и латыши, и представители других националь­ностей. Но большую часть делегатов (109 человек) составляли белорусы.
По каждому вопросу были приняты нормативные акты, имев­шие разные названия (обращение, резолюция, тезисы и т.д.), но одинаковую высшую юридическую силу, ибо были приняты выс­шим законодательным органом государства. Среди многих приня­тых нормативных актов («Обращение к трудящемуся народу», «Резолюция по земельному вопросу», «Резолюция о народном просвещении» и др.) особое значение имели дополнения к Консти­туции ССРБ, в которых определялись система, структура, поря­док комплектования центральных органов Советской власти и их взаимоотношения. Съезд Советов Белоруссии являлся высшим органом власти в республике, а в период между съездами высшей властью был ЦИК Советов Белоруссии в составе 60 человек, избираемый съездом Советов.
53(в) Оброзавание и ликвидация Литовско – Белорусской Советской Республики. Декларация о провозглашении независимости ССРБ 1920 г. Как уже отмечалось, решение об объединении Белоруссии с Литвой было принято I Всебелорусским съездом Советов 3 фев­раля 1919 г., но реализация была осуществлена только 27 февра­ля, когда произошло объединение ЦИК ССРБ и ЦИК ЛССР. Избрание Президиума ЦИК Литбел во главе с председателем К.Г. Циховским и СНК Литбел, председателем которого был утвер­жден B.C. Мицкявичус-Капсукас. Несколько позднее (4—6 марта 1919 г.) прошел объединенный съезд КПБ(б) и КПЛ(б). Основными задачами нового государства были:
• обеспечение независимости трудящихся Литбел,
• обеспечение неприкосновенности границ Литбел. Литбел была образована в составе Минской, Гродненской,
Виленской, Ковенской и части Сувалковской губерний с населе­нием более 4 млн. человек. Столица — Вильно. В августе 1919 г. ее территория была полностью оккупирована польскими войска­ми. Литбел формально просуществовала до июля 1920 г., когда произошло второе провозглашение ССРБ. Успешные боевые действия Красной Армии в ходе летнего наступления 1920 г. привели к освобождению Минска 11 июля 1920 г. Подписание мирного договора между РСФСР и буржуаз­ной Литвой 12 июля 1920 г. включило в состав Литвы земли с го­родами Гродно, Щучин, Ошмяны, Сморгонь, Браслав, а также Виленский край с г. Вильно, и, как следствие этого, прекратила существование Литовско-Белорусская ССР.
Декларация о провозглашении независимости ССРБ была принята 31 июля 1920 г. в Минске на торжественном заседании Военно-революционного комитета, Минского губернского комите­та Компартии Литвы и Белоруссии с участием представителей профсоюзов и других общественных организаций Минска и Минс­кой губернии. В ней указывалось, что ССРБ — независимое со­ветское государство. В общем плане определялись границы рес­публики и подчеркивалось, что ССРБ строится на принципах беспощадной диктатуры пролетариата и использования всего опы­та Советской России. Закрепляя незыблемость Советской власти, Декларация восстанавливала основные положения об организации народнохозяйственной жизни, провозглашенные Манифестом Вре­менного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии, и отме­няла все законы польской оккупационной власти о восстановле­нии частной собственности.
В Декларации объявлялось, что впредь до созыва свободно избранного съезда Советов рабочих и красноармейских депута­тов вся полнота власти принадлежит Военно-Революционному Комитету.
Заканчивалась Декларация призывом к гражданам объеди­ниться с целью поднятия культурного уровня страны, восстанов­ления народного хозяйства и завершения борьбы с интервентами.
54(в) Договор 1921 г.: значение в становлении государственно – правовых отношениях БСС и РСФСР. 18 декабря 1920 г. на первой сессии ЦИК БССР образован Совет Народных Комиссаров, который принимал меры по восста­новлению промышленности, сельского хозяйства, реализации программы перехода к новой экономической политике, уделял внимание развитию народного образования, подготовке кадров, стабилизации обстановки, укреплению советской власти. Качес­твенно новые взаимоотношения ССРБ и РСФСР законодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г. В нем признавались независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон.
С целью упрочнения военного и хозяйственного союза прави­тельства обеих республик объявляют об объединении наркоматов:
1) военньпс и морских дел;
2) Высшего Совета Народного Хозяйства;
3) внешней торговли;
4) финансов;
5) труда;
6) почт и телеграфов;
7) путей сообщения.
В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях советских республик.
Проходивший 14 декабря 1922 г. IV Всебелорусский съезд Советов принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических отношений.
30 декабря 1-й съезд Советов СССР в основном утвердил проекты Договора об образовании СССР и Декларации об обра­зовании СССР, которые ввиду их чрезвычайной важности пере­давались на дополнительное рассмотрение республик.
Весной 1923 г. Президиум ЦИК БССР образовал комиссию для изучения проекта Конституции СССР и разработки предло­жений по его улучшению. Поправки к тексту проекта Конститу­ции СССР были переданы в Конституционную комиссию Прези­диума ЦИК СССР, которая большую часть из них включила в текст проекта Конституции СССР. Конституция СССР была при­нята и введена в действие ЦИК СССР 6 июля 1923 г., который принял постановление дополнительно направить ее на обсуж­дение в высшие органы советских республик. ЦИК ССРБ, его Президиум, СНК ССРБ принимали активное участие в выработке окончательной редакции Конституции СССР.
В январе 1924 г. V Всебелорусский съезд Советов одобрил доработанный текст Конституции СССР, которая была утвержде­на 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов.
55(в) Уголовное право в 1921 – 1928 г. Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июля 1922 г., состоял из общей и особенной частей. Из 227 статей 56 приходилось на общую часть. Особенная частьсостояла из 8 глав, в которых регламентировались уголовно-право­вые отношения, касающиеся следующих видов преступлений:
1) государственные;2) должностные;
3) нарушение правил об отделении церкви от государства;4) хозяйственные;
5) против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;6) имущественные; 7)воинские;
8) нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общест­венную безопасность и публичный порядок.
За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел.
Преступления разделялись на две категории: направленные против основ нового порядка или признаваемые наиболее опасны­ми и все остальные преступления.
Мерами социальной защиты являлись (в ст. 32 УК дан пере­чень наказаний):
• лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;
• изгнание из пределов страны на срок или бессрочно;
• принудительные работы без содержания под стражей;
• условное осуждение;
• поражение прав и др.
В 1930-х годах карательная политика ужесточается путем усиления уголовной ответственности за отдельные виды преступ­лений и введения новых составов преступлений. Так, 7 августа 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопера­ции и укреплении общественной (социалистической) собствен­ности», по которому за хищение грузов на транспорте, имущества колхозов и совхозов предусматривалась высшая мера наказания (расстрел) с конфискацией имущества, и лишь при смягчающих обстоятельствах эта мера заменялась лишением свободы не ниже 10 лет с конфискацией имущества. По постановлению ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. УК был дополнен статьями об измене Родине, которые предусматривали такое же наказание, как и за хищение имущества.
57(в) Востоновление целостности территории БССР в 1920-30 годах. Как известно, территория Беларуси, соединяя Россию и За­падную Европу, имеет большое стратегическое значение. И как следствие многочисленных войн, Беларусь неоднократно меняла свои границы и административно-территориальное деление. 1 янва­ря 1919 г. была впервые провозглашена БССР, в которую входи­ли Витебская, Гродненская, Смоленская, Могилевская, Минская губернии и белорусские поветы Виленской и Ковенской губер­ний со столицей в Минске.
Однако 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение о при­соединении к РСФСР Витебской, Могилевской и Смоленской губерний. Литбел создавалась как противовес в борьбе против БНР и Литовской буржуазной республики за установление своей власти, для предотвращения войны между Польшей и Советской Россией.
ЦК РКП(б) шел на отделение от БССР Витебской и Моги-левской губерний достаточно продуманно, потому что знал о настроениях Польши, требовавшей возвращения Беларуси с целью воссоздания Речи Посполитой. Поэтому предполагалось, что при захвате Польшей других территорий эти губернии станут осно­вой для возрождения белорусской государственности.
В августе 1919 г. территорию Литбел полностью оккупирова­ли польские войска и только в июле 1920 г. состоялось вторичное провозглашение БССР.
Осенью 1920 г.— новое наступление Польши и оккупация значительной части Беларуси. По Рижскому мирному догово­ру (предварительным условиям) Беларусь теряла 108 тыс. км2 и 4 млн. человек в пользу Польши.
Фактически после второго провозглашения ССРБ она вклю­чала территорию только одной Минской губернии. И лишь обра­зование СССР в 1922 г. и переход к мирному строительству соз­дали благоприятные условия для справедливого решения террито­риального вопроса. Неоднократно проходили укрупнения БССР (в 1924, 1926 гг.), следствием которых было изменение админист­ративно-территориального деления республики. В 1938 г. в БССР было введено областное деление, а в 1939 г., после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилев-скую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановическую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22 и Пинскую область — 11 районов.
58(в) Гражданское и гражданско – процессуальное право Беларуси в 1920 30 гг. Законодательство восстановительного периода было направлено прежде всего на укрепление государ­ственной собственности. Законодательные акты БССР конкре­тизировали и дополняли законы РСФСР, в том числе ГК и ГПК РСФСР, введенные в действие на территории республики в 1923 г. Гражданский кодекс закрепил общее правило неотчуждаемос­ти государственных предприятий в собственность частных лиц. Однако в связи с НЭПом постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 г. было разрешено отчуждение бездействующих предприятий, но наибольшую исковую защиту получила государ­ственная собственность. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения, исковая давность при этом не применя­лась. Объявлялись недействительными сделки, которые влекли явный убыток для государства. Большое внимание уделялось ко­оперативной собственности. Частным лицам разрешалось откры­вать торговые и промышленные предприятия. Постепенно расши­рялись имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и других по нисходящей линии.
59(в) Основные положения Конституции БССР 1927 г. VI Всебелорусский Чрезвычайный съезд Советов, проходивший 9—15 января 1924 г., поручил ЦИК БССР подготовить в соответ­ствии с Конституцией Союза ССР и изменившимся территориаль­но-административным делением республики проект новой Консти­туции Белоруссии и представить его на утверждение VII Всебелорусскому съезду Советов. Созданная 15 января на съезде Консти­туционная комиссия представила в феврале 1925 г. проект новой Конституции на рассмотрение четвертой сессии ЦИК БССР.
Сессия ЦИК БССР, одобрив работу комиссии, решила напра­вить подготовленный ею проект местным исполнительным коми­тетам для изучения и обсуждения среди широких масс рабочих и крестьян. В процессе обсуждения трудящиеся предложили внести ряд изменений и дополнений в отдельные статьи проекта.
Вначале предполагалось рассмотреть проект Конституции БССР и принять ее на VII Всебелорусском съезде Советов, но на этом съезде вопрос о принятии новой Конституции не обсуждался, так как часть внесенных в проект предложений при обсужде­нии требовала дополнительного изучения.
В связи с необходимостью доработки проекта Конституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г. создал комиссию в составе пяти человек (А.Г. Червяков (председатель), А.И. Кри-вицкий, И.А. Адамович, М.А. Сегаль и А.И. Бейлин). В марте 1927 г. Бюро ЦК КП(б)Б рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Оконча­тельное редактирование с учетом поправок, предложенных на заседании Бюро ЦК КП(б)Б, было поручено Конституционной комиссии. Конституционная комиссия с учетом замечаний отредактиро­вала проект Конституции БССР и внесла его на рассмотрение VIII съезда Советов, делегаты которого после обсуждения утвер­дили новую Конституцию Белорусской Советской Социалисти­ческой Республики. К сожалению, не все вопросы, касающиеся высших органов власти и управления, нашли отражение в Конституции. Так, ни­чего не сказано ни о периодичности созыва сессий ЦИК, ни о составе Президиума.
Местным органам власти и управления в Конституции посвя­щены четыре главы (VII—X), в которых раскрываются их систе­ма, структура, порядок комплектования. Что же касается компе­тенции, то она не получила должного отражения и дана в общем плане. Законодатель в статье 54 дает перечень шести направле­ний работы местных Советов (окружных и районных съездов Со­ветов, их исполкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов), которые именует задачами Советов.
При комплектовании как высших, так и местных органов власти и управления Конституция закрепляет ярко выраженный классовый принцип. Так, в главе XI речь идет об избирательном праве, а в статье 71 указываются семь категорий лиц, которые не могут избирать и быть избранными. Этот перечень абсолютно идентичен тому, который содержит Конституция РСФСР 1918 г. (ст. 65). В статье 70 отмечается, что «все, добывающие средства жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающие для первых возможность производительного труда, могут избирать и быть избранными». Лица, состоящие в Красной Армии и Красном флоте, также не ограничивались в избирательных правах.
По Конституции БССР 1927 г. избирательное право не было ни всеобщим, ни равным, ни прямым (ст.ст. 26, 57).
В отличие от Конституции СССР 1924 г., которая не содер­жит ни раздела, ни главы о правах и свободах граждан СССР, Конституция БССР 1927 г. в первой главе «Общие положения» закрепляет демократические права и свободы, устанавливает обя­занности граждан БССР. Из 23 статей этой главы 17 посвящено правам, свободам и обязанностям. Так, не только провозглашают­ся, но и гарантируются права на создание организаций, проведе­ние митингов, шествий, свобода выражения мнений, свобода со­вести, равенство прав граждан независимо от расовой и нацио­нальной принадлежности, право свободного пользования родным языком и другие права и свободы. И лишь две обязанности возлагаются на граждан БССР — трудиться (ст. 7) и всеобщая воинская повинность (ст. 13).
До принятия новой Конституции БССР в 1937 г., (т.е. за 10 лет), в Конституцию БССР 1927 г. были внесены отдельные изменения, коснувшиеся как прав и свобод граждан, так и органов управления и административно-территориального деления республики.
60(в) Конституция БССР 1937г.: изменения в структуре и компетенции оргонов государственной власти. 5 января 1936 г. была утверждена Конституция СССР Чрезвы­чайным VIII Всесоюзным съездом Советов, а 19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР. В ней были четко определены эко­номические и политические основы советского общества: социа­листическая собственность на орудия и средства производства и Советы депутатов трудящихся.
Закреплялись важнейшие принципы социализма: полное по­литическое и социальное равноправие всех граждан БССР неза­висимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, их пра­ва и свободы.
Высшим органом власти в БССР являлся Верховный Совет, а в период между сессиями Верховного Совета — Президиум Верхов­ного Совета БССР.
Верховный Совет осуществлял законодательную власть, изби­рал Президиум Верховного Совета БССР, формировал и утвер­ждал правительство — СНК БССР и контролировал их деятель­ность. Впервые Конституция содержала разделы о бюджете респуб­лики, суде и прокуроре. Следует отметить, что законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР. В случае необходимости между сессиями Верховного Со­вета его Президиум мог внести изменения в действующее законо­дательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. Впервые было произведено разграничение между органами государственной власти и центральными органа­ми государственного управления. Образуемый Верховным Сове­том и подотчетный ему, СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом БССР. Местные Советы депутатов трудящихся, образованные вместо съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, являлись органами государственной власти. Исполкомы местных Советов были отнесены к органам государственного управления.
Конституция БССР внесла большие принципиальные изме­нения в советскую избирательную систему: выборы в Советы осуществлялись на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании.
Конституцией БССР утвержден герб, флаг республики, т.е. символы белорусской государственности (ст.ст. 119 и 120), а также столица (ст. 121). Конституция БССР привела политическую надстройку в со­ответствие с экономическим базисом и социальной структурой общества, сложившимися к середине 3,0-х годов XX в. Принятие ее дало новый толчок для развития всех отраслей советского права.
56(в) Репрессивная политика на территории БССР в 1920-30 гг. Цяжкае становішча працоўных штурхала іх на барацьбу за сацыяльнае і нацыянальнае вызваленне. У 1921—1925 гг. гэта барацьба набыла характар партызанскай вайны. Партызаны спальвалі маёнткі памешчыкаў, сядзібы асаднікаў і чыноўнікаў, рабілі напады на паліцэйскія ўчасткі. Колькасць партызан даходзіла да 6 тыс. чалавек. У 1924— 1925 гг. імі было праведзена каля 280 баявых аперацый. Найбольш вядомымі арганізатарамі партызанскай барацьбы на тэрыторыі Заходняй Беларусі былі камуністы. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.