.RU
Карта сайта

Тема 8. Естественно-научные методы датирования и проблемы исторической хронологии

Тема 8. Естественно-научные методы датирования и проблемы исторической хронологии.


Хронология, как знание, позволяющее определять временной интервал между историческим фактом и настоящим временем. Римская хронология как фундамент европейской хронологии. Скалигер, Петавиус, другие церковные хронологи. Церковная традиция и создание в XVI-XVII веках н.э. современной версии хронологии древности.
Критика хронологии Скалигера-Петавиуса. Де Арсилла (de Arcilla) – 16 век, профессор Саламанкского университета доказывал, что вся древняя история сочинена в Средние века. Исаак Ньютон (1643-1727) – великий английский ученый, математик, физик. Опубликовал большой труд «Исправленная хронология древних царств» («The Chronology of Ancient Kingdoms amended. To which is Prefix"d, A Short Chronicle from the First Memory of Things in Europe, to the Conquest of Persia by Alexander the Great»). Жан Гардуэн (Jean Hardouin) (1646-1729) – видный французский ученый, автор многочисленных трудов по филологии, теологии, истории, археологии, нумизматике. Директор Французской королевской библиотеки. Автор нескольких книг по хронологии, где подверг резкой критике все здание скалигеровской истории. По его мнению, большинство «памятников античности» изготовлены существенно позже или является подделками. Петр Никифорович Крекшин (1684-1763) – личный секретарь Петра I, в своей книге подверг критике принятую сегодня версию римской истории. Роберт Балдауф (Robert Baldauf) – немецкий филолог второй половины 19 века – начала 20 века, приват-доцент Базельского университета. Автор книги «История и критика» (4-х томах). На основании филологических соображений сделал вывод, что памятники «античной» литературы имеют позднее происхождение (созданы в Средние века). Эдвин Джонсон (Edwin Johnson) (1842-1901) – английский историк 19 века, подверг скалигеровскую хронологию серьезной критике, доказывал, что ее нужно существенно укоротить. Николай Александрович Морозов (1854-1946) – выдающийся русский ученый-энциклопедист. Совершил прорыв в исследованиях по хронологии. Подверг развернутой критике скалигеровскую версию хронологии и истории. Предложил идеи нескольких новых естественно-научных методов анализа хронологии. Основные труды: «Откровение в грозе и буре» (1907), «Пророки» (1914), «Христос» (книги 1-7, 1924-32). Вильгельм Каммайер (Wilhelm Kammeier) (конец 19 века – 1959) – немецкий ученый, юрист. Разработал методику определения подлинности старинных официальных документов. Обнаружил, что почти все античные и ранне-средневековые западноевропейские документы на самом деле являются позднейшими подделками или копиями. Сделал вывод о поддельности древней и средневековой истории. Иммануил Великовский (1895-1979) – врач-психоаналитик (уроженец России). Жил и работал в России, Англии, Палестине, Германии, США. Написал ряд книг на тему древней истории, где отметил некоторые противоречия и странности. Сделал попытку объяснить их с помощью «теории катастрофизма».
Новая хронология Фоменко-Носовского. Естественно-научные методы датирования, используемые в «новой хронологии». Первая группа – математико-статистические методы обработки формализованной датирующей информации, извлекаемой из письменных исторических источников. Метод локальных максимумов, основанный на анализе объемов хронологических отрезков летописей. Метод численных династий, основанный на анализе длительностей правлений в династиях. Метод упорядочивания исторических текстов во времени, основанный на сформулированных и экспериментально проверенных принципе затухания частот упоминаний полных собственных имен в исторических хрониках без дубликатов и принципе дублирования этих частот в исторических хрониках с дубликатами. Метод гистограмм частот разнесений связанных имен основан на анализе косвенных зависимостей в распределении летописных имен. Метод матриц связей, позволяющий исследовать династические списки имен с целью обнаружения в них дубликатов, а также мест стыка хроник, из которых была составлена данная династическая история. Метод анкет-кодов, основанный на сравнении двух потоков биографий правителей с целью обнаружения в них статистически значимых повторов. Метод правильного хронологического упорядочивания географических карт, основанный на разработке для географической карты специальной анкеты, отражающей ее основные признаки. Вторая группа – астрономические и календарно-астрономические методы. Метод непредвзятого датирования античных лунных и солнечных затмений. Метод проверки глобальной хронологии по второй производной лунной элонгации, основанный на мысли американского астронома Роберта Ньютона, что с помощью датировок античных и средневековых затмений можно определить зависимость параметра второй производной лунной элонгации от времени. Метод статистического и геометрического анализа старинных звездных каталогов и их датирования на основе собственных движений звезд. Метод датирования зодиаков. Третья группа – физические методы независимого датирования (радиоуглеродный, дендрологический и другие физические методы).

^ Тема 9. Проблема стохастичности и управляемости в современной науке.


Теории управления: генезис и основные подходы. Специфика управления в естественных, технических и общественных системах. Формирование и взаимное влияние технических и социальных идеалов управляемости друг друга. Политическое управление. Институты, формы и механизмы политического управления, критерии эффективности. Факторы риска. Методика анализа политического риска. Главные факторы политического управления. Современные концепции политического управления. Публичная политика. Структура и технология политического управления. Политическое управление в современной России: характер, основные направления, специфика.
Выборы как механизм политического участия, их роль и функции в политической жизни общества. Избирательное право Избирательная система. Типы избирательных систем. Модели избирательных систем: сравнительный анализ. Факторы эффективности выборов. Избирательный процесс. Влияние политических режимов на избирательный процесс. Избирательные кампании как способ политической мобилизации. Технологии избирательных кампаний. Избирательная система России.

^ Тема 10. ХХI век и интегративные процессы в гуманитарном и естественнонаучном знании.


Общенаучное знание, общенаучные средства и метода познания как теоретико-методологическая основа процесса интеграции науки.
Связь возросшей роли науки в жизни общества с потребностью в синтезе естественнонаучного и гуманитарного знания, вовлечение в интегративное движение технических и прикладных наук. Развитие науки еще в ХIХ –ХХ вв. показало, что приращение нового знания наиболее интенсивно происходит в мести соприкосновения различных научных дисциплин в результате их взаимодействия. Но лишь во второй половине ХХ и начале ХХI века стало очевидным, что и что эта тенденция является общей для развития современной науки в целом.
Усиление взаимосвязи основных групп современной науки как выражение объективной тенденции в развитии человечества и повышения эффективности как естественнонаучного, так гуманитарного знания. Взаимодействие различных групп наук и проведение междисциплинарных исследований как решение комплексных задач науки, техники, производства. Демонстрация научной сферы деятельности, наряду с приращением новых знаний и внедрением их в производство, расширяющихся возможностей участия в решении важных социально-экономических задач. Укрепление связи между группами наук (в области социальной информации и управления, в развитии кибернетики и других наук). Опосредованность взаимосвязи гуманитарных и естественных наук техническими науками. Техническое знание как синтезом обществознания и естествознания. Возникновение таких наук, как техническая эстетика, эргономика и др.
Интегративные тенденции в познании и дифференциация стилей мышления (экологический, космический, кибернетический, вероятностный, социальный, политический, экономический, психологический и т.д.), формирование современного общенаучного стиля мышления. Специфика, стилей мышления естествоиспытателей, гуманитариев и представителей технических наук.
Необходимость и достаточность современного уровня в развитии интегративных процессов: возрастание взаимосвязи общественных, естественных и технических наук как основа, на которой формируются и приобретают общенаучный статус понятия и иные компоненты научного знания. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и его последователи. Интеграция содержания естественнонаучного и гуманитарного образования как условие целостности образовательной среды в «школе будущего».

Аннотация дисциплины «Проблемы ноосферной безопасности и устойчивого развития»


Содержание разделов дисциплины.


^ Тема 1. Концепция стратегии устойчивого развития России.


Развитие цивилизации и биосфера. Рост численности населения. Рост потребления энергоресурсов. Модели прогноза роста населения Земли на ближайшие 150 лет. Качество жизни. Выводы исследователей «Римского клуба». Проблемы пищевых ресурсов. Конференция Рио-92.

^ Тема 2. Повестка дня на XXI век.


О понятии устойчивого развития. Основные принципы устойчивого развития Российской Федерации. Цели и задачи устойчивого развития России. Показатели устойчивого развития. Специфика перехода России к устойчивому развитию.

^ Тема 3. Экологическая политика и противодействие угрозам природного и техногенного характера.


Экологическая ситуация в России. Оценка допустимого антропогенного воздействия на ее экосистемы. Эколого-экономическое районирование территории России. Экологическая политика. Противодействие угрозам природного и техногенного характера.

^ Тема 4. Экономика устойчивого развития.


Рента как экономический рычаг развития. Центральная идея реформирования экономики. Основные принципы развития. Макроэкономическая политика и перспективы.

^ Тема 5. Стратегия природопользования и экологизация.


Цели и задачи стратегии природопользования. Экономические механизмы природопользования. Стратегия устойчивого управления лесами России. Земля как важнейший ресурс России. Экономически эффективная и социально-справедливая стратегия землепользования. Экологизация хозяйственной деятельности. Развитие рынка экологических услуг и экологически чистой продукции. Экологизация законодательства.

^ Тема 6. Социальный аспект стратегии устойчивого развития.


Демографическая политика. Права человека и консолидация общества. Качество жизни и социальная справедливость. Интересы социальных групп. Рынок труда и трудовые отношения. Социальное страхование и пенсионное обеспечение. Здравоохранение и здоровый образ жизни. Образование и культура.

^ Тема 7. Территориальный аспект стратегии устойчивого развития.


Роль региональных факторов в стратегии устойчивого развития. Основные положения стратегии устойчивого развития территорий. Принципы обеспечения устойчивого развития регионов. Формы и методы регулирования устойчивого регионального развития.

^ Тема 8. Стратегия развития науки и высоких технологий России.


Выбор приоритетов в области высоких технологий. Потери научного потенциала. Ориентация на долгосрочные тенденции применения научного потенциала. Сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала – как условие устойчивого развития России.

^ Тема 9. Реализация стратегии устойчивого развития.


Роль государства в переходе к устойчивому развитию. Законодательное обеспечение реализации стратегии устойчивого развития. Формирование системы государственного управления переходом к устойчивому развитию. Безопасность и устойчивое развитие.

^ Тема 10. Глобальные угрозы и безопасность.


Иерархия угроз. Глобальные опасности, обусловленные деятельностью человека и их причины. Глобальная социальная структура. Безопасность ноосферы. Глобализация и процесс перехода к устойчивому развитию мира и России. Россия в системе международных отношений, связанных с устойчивым развитием. Проблема международного рынка и экологических квот.

^ Тема 11. Интеграция экономики, экологии и термодинамики.


Природо-промышленные системы. Формализация. Стратегия исследования. Базовая динамическая модель. Характер взаимодействий экономики и природы. Постановки задач управления устойчивым развитием природо-промышленных систем.

^ Тема 12. Устойчивое развитие и менеджмент.


Экологическая устойчивость и экономическое развитие. Теоретические перспективы устойчивого развития. Многоцелевые задачи. Этика устойчивости: будущие поколения и экологическая справедливость.

^ Тема 13. Аналитические методы и подходы.


Необходимость интеграции методов. Оценка доступности ресурсов. Эколого-экономические модели развития. Геоинформационные системы.

^ Тема 14. Методы анализа экологической политики и результативности.


Поддержка экологической политики и экологического менеджмента. Методы принятия решений. Политические инструменты устойчивого развития. Теории, методы, конструктивные схемы.

^ Тема 15. Практические примеры устойчивого развития экономики.


Региональные модели: Тамбовская и Томская области в аспекте устойчивости хозяйственной деятельности.

^ Тема 16. Динамические модели конфликтных ситуаций между природой и сельским хозяйством.


Интегрированная динамическая модель. Сценарии развития. Индикаторы качества.

Аннотация дисциплины «Прогнозирование и планирование


в условиях рынка»


Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Организация прогнозной и плановой работы. Объективная необходимость прогнозирования и планирования в современных условиях.


Тема 2. Факторы, ограничивающие использование прогнозирования и планирования в условиях рынка.


Тема 3. Прогнозирование темпов и важнейших пропорций развития экономики.


Тема 4. Обоснование приоритетов социально-экономического развития.


Тема 5. Формирование структуры экономики и обеспечение ее материальной и финансовой сбалансированности.


Тема 6. Разработка государственной экономической политики. Формы инвестиционной политики. Мобилизация денежных средств и планирование их эффективного использования.


Тема 7. Разработка тарифной системы, обоснование эффективной занятости и совершенствование организации труда. Прогнозное регулирование зарплаты, рынка труда и других социально-трудовых отношений.


Тема 8. Разработка торгового баланса и прогнозирование экспортно-импортной деятельности.


Тема 9. Разработка прогнозов и планов отраслей. Комплексное исследование рынка.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.