.RU
Карта сайта

Политическая система общества - Конспект лекций по курсу «политология»

^

Политическая система общества



Организационная


подсистема:


Государство, партии,
общественно-политич.
организации и движения.



Культурно-идеологическая подсистема:


политическая культура, идеология, общественное мнение

Нормативная подсистема:

политико-правовые, организационные, нравственно-политические и др. нормы




Информационно-коммуникативная подсистема:


Средства массовой информации и коммуникации, научно-информационная инфраструктура.

  1. Организационная подсистема.

Включает непосредственные субъекты политической жизни общества в виде государства, партий, общественно-политических организаций и движений. Не все из них созданы для политических целей. Государство и партии являются сугубо политическими по своему назначению. Другие организации создаются, как правило, для удовлетворения не политических, а групповых, культурных, спортивных, профессиональных и др. интересов. Но многие из этих интересов не могут быть удовлетворены без участия государства. И поэтому эти организации вынуждены участвовать в политической жизни, проводя свои интересы через государственные решения.

  1. Вторая подсистема – культурно-идеологическая. Анализируя политическую подсистему общества, мы видим, что партии в ней руководствуются определенными идеологиями, т.е. совокупностью теоретических идей, выражающих интересы социальных групп.

Культурная часть подсистемы обеспечивает: стабильность политической системы общества, единство различных слоев населения, возможность предвидеть и просчитать реакцию населения на политико-управленческие решения.

  1. Политическая система в целом и каждый ее организационный институт в отдельности функционируют на основе определенных политических норм. Часть норм (традиции, обычаи) составляют содержание политической культуры, но в целом нормативная подсистема выполняет самостоятельную роль в политике. Политическая норма – это правило политического поведения, признанное как в масштабе всего государства, так и в рамках отдельных политических институтов. Нормативная подсистема состоит из: норм деятельности общественных организаций; неписаных правил, обычаев и традиций; этико-моральных принципов и норм; правовых норм (конституция, нормативные акты, законы).

  2. И, наконец, информативно-коммуникативная система выполняет функции информирования и взаимосвязи между людьми. При чем сюда можно отнести не только средства массовой информации, но так же и сеть научных и научно-информационных учреждений, объектом деятельности которых выступает изучение политики.

Все подсистемы политической системы общества взаимосвязаны, и их можно рассматривать как ее определенные аспекты.
Итак,

политическая система

это не только государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и иные организации, но и нормы и принципы политической деятельности, политические отношения, политическое сознание, политическая культура. Взаимодействуя, они дают в конечном итоге политическую систему.

4.2 Классификация политических систем



По источнику власти



По отношению к действительности



По состоянию политической структуры и по уровню политической культуры



По характеру и направленности политического процесса



Англо-американский тип – характеризуется свободной политической культурой, которая опирается на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегуляции В такой системе четко реализуется принцип разделения власти на три ветви (законодательную, исполнительную, судебную) и четко определены их функции.
Континентально-европейские политические системы – это системы, которые сложились в Франции, Германии, Италии, Скандинавских странах. Для них характерно сочетание и взаимодействие элементов старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности. Партии и политические объединения свободно функционируют в рамках существующих конституционных норм. Представительские и исполнительские ветви власти действуют на основе определенных законом регламентов и процедур.
Политические системы тоталитарного типа – характеризуются сосредоточением власти немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации пребывают под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует все элементы политической системы, включая и государство. Основной является идеология руководящей партии. Слишком расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит предсказуемый и принудительный характер.

^ 4.3 Основные направления развития политической системы в Украине


Большинство современных политологов оценивая политическую практику ограничиваются двумя типами политической системы - демократия и диктатура. Демократия определяется как народная форма правления, где народ наделен властью и осуществляет ее непосредственно сам или через своих представителей. При диктатуре такая возможность отсутствует.
Независимая Украина избрала демократический тип политической системы, что и записано в Конституции. Сегодня протекает сложный процесс перестройки политической системы, которая включает в себя:

Некоторые из этих элементов уже вошли в нашу жизнь, некоторые – нет. Кроме того, коренного реформирование требует и экономика Украины – постепенно осуществляется переход к рыночным отношениям. А это в свою очередь должно сопровождаться системой законодательных и других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, чтобы это все не вылилось в разгул рыночной стихии.
Выход из экономического и политического кризиса требует быстрого построения новых систем:

  1. Экономической – с рыночными отношениями, приватизацией, одинаковыми условиями функционирования всех форм собственности.

  2. Политической – с новыми политическими отношениями, правовым государством, парламентскими партиями, гражданским обществом и самоуправлением.

  3. Социальной – со справедливым распределением материальных и культурных благ, новой организацией труда, эффективной социальной защитой населения.

Тема 5


Государство как основной политический институт общества


5.1.Понятие, структура, типология политических систем
5.2 Возникновение, признаки и функции государства
5.3 Формы правление и территориального устройства государств

Основные термины:

автономия, конфедерация, монархия, республика, федерация.

^ 5.1 Понятие, структура, типология политических систем


Власть, которой стремятся политические партии, осуществляется, посредством определенного механизма, каковым является политическая система общества. От нее зависит собственно вся жизнь общества: степень свобод, благополучия граждан, престиж государства, функционирование субъектов политики.
Политическая система возникла вместе с возникновением государства и необходимостью обеспечить управление обществом. Первым аналогом самого понятия “политическая система” было слово “полития”, т.е. принадлежность к полису, а затем появилось понятие политическое устройство. Оно предполагало участие граждан в деятельности политических институтов, например, в суде и народных собраниях.
За многовековую историю развития общества появилось много различных политических систем. Политическая система выглядит как определенное множество взаимосвязанных и образующих устойчивую множественность элементов. К компонентам политической системы можно отнести: государство, политические партии, общественные организации и движения.
Политическая система – это совокупность органов и организаций, использующих широкий набор средств для реализации власти, для управления делами общества на основе правовых норм и принципов, действующих в данном обществе.
Сущность политической системы, в основном, характеризуют следующие особенности:
1.Верховенство в обществе, т.е. через политическую систему осуществляется власть и принимаются все важнейшие решения во всех областях жизни общества.
2.Обусловленность другими сферами жизни, что означает, что политическая система, несмотря на свою руководящую роль в обществе не может обойтись без экономической базы и других сфер жизни общества. Это надстройка, которая не может существовать без базиса.
3.Зависимость от активности масс, ибо политические решения принимаются не сами по себе, а при непосредственном участии в этом людей.
4.Широкий спектр методов, которые использует политическая система для решения своих задач: от разъяснительных, пропагандистских до принудительных, насильственных, в зависимости от того, какая это система.
Политическая система выполняет следующие функции:
-управленческая, т.е. политическое руководство всеми сферами жизни общества;
-регулятивная, подразумевающая выработку норм поведения людей в политической жизни;
-интеграционная, т.е. сплочение всех слоев общества вокруг общих задач и ценностей;
-мобилизационная, т.е. выявление и приведение в действие всех сил для достижения целей;
-информационная, подразумевающая ознакомление населения с результатами своей деятельности и задачами на последующий период;
-прогностическая, т.е. определение на основе анализа развития политической жизни дальнейших возможностей и перспектив развития данного общества.
Структура политической системы.
Политическая система имеет свою специфику и состоит из следующих элементов:

^ 5.2 Возникновение, признаки и функции государства


Возникновение государства связано с определенным этапом развития общества, с появлением неравенства, частной собственности и классов.
Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства.
Большинство историков различают шесть основных теорий происхождения государства:

  1. теологическая теория;

  2. патриархальная теория;

  3. органическая теория;

  4. теория насилия;

  5. психологическая теория;

  6. теория общественного договора (естественного права)

  7. историко-материалистическая теория.

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
^ Патриархальная теория

также как и теологическая теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э).
Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных.
Возникновение органической теории

связывают с успехами естествознания в XIX в. Появление дарвинизма привело к тому, что многие социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.
В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом.
^ Теория насилия

также возникла

в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутсткий, Е.Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.
Представителями психологической теории

,

возникшей в XIX в., были Г.Тард, Л.И.Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.
^ Теория общественного договора (естественного права

)

была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция, Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По этой теории, до появления государства, люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). Дж. Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное обра­зование государств имело в своей основе согласие народа.
Возникновение историко-материалистической теории связано не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, но и с именами их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства
Современная теория видит смысл государства в обеспечении прав народов, связывает власть с правами человека, являющимися первичными по отношению к власти.
Государство – это организация суверенной политической власти, которая в рамках правовых норм и на определенной территории осуществляет управление общественными процессами и обеспечивает безопасность личности и нации.
Экономической основой государства выступает система господствующих производственных отношений.
Черты государств:
наличие власти (государственный аппарат), наличие территории, суверенитет, право на использование принуждения и силы, правовые нормы.
Функции государств:
Внутренние: политическая (законотворческая, защита конституционных основ, государственное управление); экономическая (принятие бюджета, финансовая деятельность, хозяйственная деятельность и т.д.); социальная; национально-интеграционная; образовательная; культурно-воспитательная; правоохранительная; экологическая; демографическая и др.
Внешние: защита национального суверенитета и интересов государства, оборона и национальная безопасность, развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, международными организациями; реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях и др.

^ 5.3 Формы правление и территориального устройства государств


По структурно-властному признаку государства делятся на: монархии и республики.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены Конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, где монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии.
Вторая основная форма правления – республика, источником власти в которой является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.
В президентской республике президент избирается выборщиками или народом, он одновременно глава государства и правительства, он назначает членов правительства, он вправе накладывать вето на законы, принимаемые парламентом (США).
В парламентской республике парламент формирует правительство, правительство подконтрольно парламенту, парламент может выразить недоверие правительству, что влечет за собой его роспуск. Президент избирается парламентом, имеет представительские функции, а также функции, которыми наделяют его парламент, правительство (Италия, Германия, Венгрия).
В смешанной республике президент лично предлагает состав правительства, который обязательно должен быть утвержден парламентом. Президент избирается на всенародных выборах. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр (Франция, Финляндия, Австрия, Болгария, Украина, Польша).
Формы государственного устройства.
Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное – форма государственного устройства, при которой территория подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области и т.д.), действует единая конституция, централизованное руководство обществом (Франция, Япония, Украина).
Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько субъектов – государственных образований (штаты, кантоны, земли), юридически обладают определенной политической самостоятельностью, автономией. Они объединяются в одно союзное государство, где наряду с союзной конституцией, действуют конституции субъектов федерации (США, Канада, Германия).
Конфедерация. Государства, образующие конфедерацию полностью сохраняют свою независимость, имеют свои органы власти и управления. Объединенные органы создаются для координации некоторых сфер деятельности (военной, внешнеполитической и т.д.). В прошлом конфедеративное устройство было в США (1776-1787 г.г.), Швейцария (до 1848 г.), Германский союз (1815-1867 г.г.).

^ Тема 6


Политические партии и общественные организации


6.1Сущность, функции, типы партий и партийных систем.
6.2 Общественные организации и их роль в политической жизни.

Основные термины:

альтернативные движения, артикуляция интересов, ассоциации, политические интересы, лоббизм, партийная система, многопартийность

^ 6.1 Сущность, функции, типы партий и партийных систем


Слово “партия” происходит от латинского слова “partio”, что означает “часть целого”. Политическая партия представляет собой общность людей, объединенных организационно и идеологически, которая выражает интересы определенного класса, социального слоя (слоев) или общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Черты политических партий:

Партия обладает правом:

Партии, представленные в парламенте, имеют более широкие полномочия: направлять представителей в государственные органы, формируемые парламентом, имеют доступ к СМИ и в период между выборами, имеют право на самороспуск, слияние, разделение, создание молодежных, женских и других организаций, могут иметь любое имущество для обеспечения своей деятельности, в некоторых странах имеют право на государственное финансирование.
Функции партий:
Главная цель партии – завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающих ее групп населения. Можно выделить ряд сторон этой функции: идеологическую, политическую, организаторскую.
Идеологическая функция заключается в выявлении, обосновании, выражении интересов людей, объединенных в данной партии.
Политическая функция состоит в практическом участии в борьбе за власть, ее осуществление, принятие политических решений и в контроле за их исполнением.
Организаторская функция выдвигается на первый план после выборов. Это пропаганда в обществе своих идей, формирование общественного мнения.
ВИДЫ политических партий:

  1. по методам выполнения программ: революционные и реформистские;

  2. по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

  3. по представительству в высших органах власти: правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные);

  4. по месту в политическом спектре: левые, центристы, правые;

  5. по стилю общения внутри партии: демократические, антидемократические;

  6. по организационной структуре: парламентские, лейбористские, авангардные;

  7. по социальной направленности программ: социал-демократические, коммунистические, либерально-демократические, националистические, фашистские, религиозные, народные;

  8. по идейным основаниям их деятельности: идеологические, прагматические, харизматические;

  9. по характеру членства: кадровые и массовые.

Партийные системы
Партийная система – это взаимодействие партии (партий) с государством, объединение или противодействие взаимозависимых партий стремящихся к завоеванию и осуществлению власти.
Выделяются в основном три типа партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.
ОДНОПАРТИЙНАЯ система характерна для тоталитарных и авторитарных обществ (бывший СССР, Куба, Северная Корея, Ливия, Кения). Это такое взаимодействие с государством, когда партия в единственном числе, убежденная в своем превосходстве и праве на политическое руководство.
ДВУХПАРТИЙНАЯ система характерна для демократического, устойчивого общества (в США –демократическая и республиканская партии, в Англии – консервативная и лейбористская партии). Это система, при которой только две из имеющихся в наличии партий реально участвуют в осуществлении государственной власти. Положительными моментами этой системы является ориентация партий на решение не частных, а общенациональных задач, умеренность политики. Негативным моментом является недостаточное представительство других политических сил, сопротивление возникновению других партий.
МНОГОПАРТИЙНАЯ система характерна для многих стран (Италия, Швеция, Португалия, Норвегия, Япония, страны бывшего СССР, в том числе Украина). Это система, при которой действуют несколько партий, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов
Существуют три основных политических режима, которым соответствуют определенные политические системы. Демократическому политическому режиму свойственна многопартийность, в соответствии с которой деятельность партий формально не ограничивается.
Авторитарному политическому режиму, как правило, соответствует принцип однопартийности, т.е. законодательное закрепление за одной из разрешенных партий формального статуса правящей.
Тоталитарному политическому режиму свойственна деятельность только одной политической партии, все другие распущены и запрещены. Она стоит над государством, осуществляет доминирующую роль. Постепенно такая система дискредитирует себя.

^ 6.2 Общественные организации и их роль в политической жизни


Общественные движения – это добровольное с объединение граждан, созданное для реализации и защиты гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод.
Виды общественно-политических движений:
1) в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, экономические, конфессиональные, экологические, антивоенные, этнополитические и др.
2) в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, общедемократические;
3)в зависимости от количества участников: массовые или элитарные;
4) в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристы, правые;
5) в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, межгосударственные, общегосударственные и др.;
6) в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные и др.;
7) в зависимости от характера возникновения: сознательно организованные или стихийные;
8) в зависимости от способа организации: фронты, ассоциации, объединения и др.;
9) в зависимости от методов действия: насильственные и ненасильственные.
Для всех общественных движений характерен ряд признаков:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную структуру снизу доверху, способствующее развитию трудовой, социальной, политической активности и самодеятельности своих членов, защищая их интересы.
Характерные черты общественных организаций:

Общественные организации и движения имеют много общего. Это открытость для всех граждан, элемент самодеятельности, оперативность в действиях и возможность маневрирования средствами.
В зависимости от целей своей деятельности общественные организации делятся на имеющих политические черты и не имеющих таковых.

Тема 7


Политическое сознание и политическая культура


7.1 Сущность политической культуры, ее структура и функции
7.2 Классификация политических культур
7.3 Политическая культура личности

Основные термины:

культура, менталитет, политическая культура, политическое сознание.

^ 7.1 Сущность политической культуры, ее структура и функции


Политика как деятельность, тем более как профессия, предлагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности. 0днако, в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. Существует более 30 ее определений.
Впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ Гердер в 18 в. Осмысление и разработка этой проблемы началась в 50-е годы XX ст. Пробу концептуального осмысления этого явления сделал Г.Алмонд в статье "Сравнительные политические системы"(1956г.) Тут же были проанализированы ее взаимосвязи с политический системой, сформулированы понятия субкультур, показана внутренняя дифференциация политической культуры. В разработку этой проблемы внесли свой вклад С.Верба, А.Липсет, Л.Пай. Они рассматривали политическую культуру как совокупность позиций и образцов поведения затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. Как особую модель ориентации в политических действиях.
Сегодня мы рассматриваем политическую культуру как часть общей культуры, являющейся продуктом жизнедеятельности людей. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это часть общей культуры, непосредственно связанная с деятельностью в политической сфере. Это культура политического мышления и политической деятельности, степень цивилизованности способов функционирования политических институтов.
Именно через политическую культуру проявляются особенности конкретной политической системы, господствующий режим, политическое сознание и поведение социальных общностей и политических лидеров.
Политическая культура – это система устойчивых представлений ориентаций, ценностей, убеждений, позиций, образцов поведения в сфере взаимоотношений власти и народа, которые, так или иначе, проявляются в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивают воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Сущность политической культуры проявляется в:
- степени знания и использования гражданами гражданских прав;
- степени понимания и осуществления массами политики государства;
- степени включенности граждан в политическую жизнь общества;
- степени развитости политических институтов и участия масс в них;
- наличия демократических основ реализации политики государства;
- определенной политической системы, от которой зависит вся жизнь общества;
- стиле и методах общения субъектов политики в политическом процессе;
- обоснованности подготовки и деловитости осуществления политических решений;
- степени компетентности и сознательности совершаемых поступков;
- умение сочетать общегосударственные и региональные интересы.
Политическое сознание и политическая культура близки по содержанию, но не тождественны.
С помощью сознания раскрываются процессы отражения феномена политики в сознании людей, а с помощью политической культуры – феномены политического сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социальных знаний, оценок, ориентаций и норм, навыков, образцов их политического поведения.
Политическая культура общества – преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп. Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социального класса и общества в целом.
Элементами структуры политической культуры являются:

        1. политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

        2. политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

        3. политический опыт (традиции, обычаи, политическая память общества).

Функции политической культуры:

        1. Установление политических отношений, что означает составление и реализацию на основе теоретического анализа программ создания политических институтов, властных структур.

        2. Нормативно-регулирующая, обеспечивающая посредством идеалов, правовых и политических норм определенных взаимоотношений между социальными общностями, гражданами и государством.

        3. Коммуникативная – это средство связи граждан с политической системой, с другими членами общества через СМИ, школы, вузы, руководствуясь принципом гласности.

        4. Воспитательная – направленная на формирование и развитие личности как субъекта политических отношений на основе ценностей и норм, соответствующих интересам определенной социальной общности.

        5. Прогностическая – заключается в том, что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий.

        6. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры.

Политическая культура имеет такие разновидности: политическая культура региона; политическая культура социальной (национальной) общности; политическая культура партии (организации); политическая культура политической элиты; политическая культура личности.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.