.RU
Карта сайта

Анализ редактором плана авторского материала, критерии его оценки - Вопросы экзаменационных билетов по курсу «Литературное...

^

Анализ редактором плана авторского материала, критерии его оценки


Проверенный приём оценки редактором композиции рукописи - анализ её плана. А если будет необходимость, придется составить план не только всей рукописи, но и специально какой-то одной из её частей.
В своей практике редактор встречается с

планами трёх видов:



Далеко не всегда, особенно когда материал невелик по объёму, план заносится на бумагу, но как продуманная последовательность суждений он обязательно существует для журналиста. Важно, чтобы, приступая к написанию текста, он представлял себе не только суть проблемы, но и основные элементы конструкции: заголовок, хотя бы в первой, рабочей формулировке, начало, концовку, порядок изложения. План автора всегда подвижен. Его можно и нужно менять в ходе работы.
Обсуждая с автором

план будущего произведения,

редактор получает возможность включиться в его творческий процесс на ранних этапах, иногда уже при заказе материала оказать помощь автору. Именно на этих начальных этапах

закладываются основы целостной конструкции текста

. Совместная работа над планом помогает редактору понять особенности мышления автора, выработать тактику общения, найти форму для замечаний, определить направление рекомендаций.
Составляя

план завершённого автором произведения,

редактор как бы идёт за ним по тексту, следя за развитием авторской мысли. Текст делят на части и эти части озаглавливают либо в форме тезисов, либо в форме вопросов.
Готовя

план переработки материала,

редактор чётко мотивирует каждое предложенное им конструктивное изменение. Изменения необоснованные, не подкреплённые убедительными доводами, - типичное проявление вкусовщины и

редакторского произвола.


Работа над планом — одна из точных методик редактирования. Она делает для редактора очевидными достоинства и недостатки построения авторского текста.
Заголовок, начальные фразы и концовка публикации требуют особого внимания редактора. Основное требование к заголовку — соответствие содержанию публикации. Его контактная функция, рассчитанная на привлечение внимания читателя, не должна входить в противоречие с функцией информационной. Нарочитая красивость, надуманность первых фраз свидетельствуют о непродуманности позиции. Концовка информационных материалов предопределена логическими схемами, определяющими их построение. Заголовок, начальные фразы и концовка публикации создают "рамку" журналистского произведения, которая должна быть прочной.

  1. ^ Основные требования, предъявляемые к заголовку журналистского материала.



Заголовок есть выдвинутый элемент текстовой конструкции, выделенный шрифтом и подчеркнутый средствами верстки. Белинский писал, что есть пословица: видна птица по полету, и добавлял «а книга по заглавию». Лит.форма заг.-двойственна.1) заголовок самостоятелен (может быть прочитан вне текста как элемент полосы, подборки). Но все же 2) это элемент текста и между ними всегда есть лог.отношения, в общем виде они могут быть представлены как отнош. логич.субъекта и предиката. Отсюда правило – заголовок должен нести содержательную инфу. Для этого нужно из текста выбрать ключевые слова. Если заг подкрепляется текстовым повтором – это есть хорошо. Риторический прием такой, однако. * Предикат - понятие, определяющее предмет суждения - субъект - и раскрывающее его содержание (в логике). Кроме того, заг. выполняет

контактную функцию

с читателем, поэтому должен быть ярким, оригинальным, возбуждающим, но в погоне за удовлетворением читателя, заголовок не должен вступать в противоречие с инфой, которая в тексте. Заг может выполнять и

конструктивные функции,

то есть, предваряя чтение указанием на конструкцию материала и тем облегчая его восприятие. Случается, что заг. начинает сам текст, то есть 1-ое его предложение. Главное в загах журналистских текстов - информативность. Она достигается их предметностью и однозначностью. В Америке сложилась четкая схема заг. Комплекса. Хедлайн (заглавная строка) – привлекает яркой деталью, лид (сжатое изложение новости) – сообщает суть, точен и конкретен. Вместе х. и л. содержат до 70% инфы. И все-таки заг не должен выдавать всей инфы, а то зачем тогда статья. Для аналит. и худматериалов характерны ассоциативные заголовки. Коммерсант изобилует хорошими двухчастными загами: «Добровольский сбил итальянского судью. С толку» или через двоеточие «Контрабандные картины: Эрмитажу чужого не надо».

Часто употребляется игра слов, трансформация цитат: «Кричали бабушки Ура и в воздух челюсти бросали». Редактор должен учитывать и заголовки соседних статей – А то могут возникнуть каламбуры! Заг сборника должен учитывать особенности всех включенных туда материалов.
Бойтесь штампов, трафаретов, будьте выше этого!

XX. Общее понятие об основных видах текста и способах изложения


Способ изложения формируется как последовательность элементов смысловой структуры в процессе порождения речи. Этот процесс закреплен в тексте. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной автором, и характером действительности, служащей предметом речи.
Традиционная классификация. ^ Три способа изложения и три вида текста: повествование, описание, рассуждение. Цель повествования – передать движение событий во времени. Цель описания – создать картину действительности: перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в один момент. Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определенных положений.
Старинные риторики учили: повествование занимается действием, описание – предметом, рассуждение – отношением предметов и действий. Повествование обязано своим порождением памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам.
Современные исследования в области стилистики и теории текста заставляют уточнить эти представления. Академик В.В. Виноградов выделял как перспективное учение о типах композиционно-словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода целостных структур.___ Сегодня мы рассматриваем способы изложения как функционально-смысловые типы речи, воплощающиеся в структурные единицы текста, к-е характеризуются смысловой целостностью, структурной завершенностью, организацией по определенной схеме, графической оформленностью. Функционально-смысловой подход к тексту литературного произведения позволяет редактору объединить в ходе анализа лингвистическую и литературоведческую методики.
Речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Большинство редакторов имеет дело с материалами информационными, справочными, с литературой научной, научно-популярной – работают в разветвленной системе СМИ. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении.

^ Существуют и такие виды текста как




^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТЕКСТА

ЛОГИЗИРОВАННЫЕ ВИДЫ ТЕКСТА

повествование

описание

рассуждение

объяснение

сообщение

Информационное описание

умозаключение

определение

К ТАБЛИЦЕ. Определения «изобразительные» и «логизированные» говорят сами за себя. ___ Структура текстов первого ряда (повествование, описание, рассуждение, объяснение) типична для материалов убеждающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздействие. Здесь прослеживается риторическая традиция. ___ Во втором ряду (сообщение, информационное описание, умозаключение, определение) – тексты информационных материалов СМИ, официальных документов, научных публикаций. Для информационных материалов характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений.
^ О РАЗЛИЧАЯХ МЕЖДУ ВИДАМИ ТЕКСТА ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДОВ (ПОПАРНО). Повествование и сообщение. Предмет общий – событие. Но, в отличие от повествования, сообщение не прослеживает движение событий во времени и их развитие. ___ Описание и информационное описание. Общее – фиксируют признаки предметов и явлений. В отличие от свободных в выборе приемов их построения традиционных описаний, информационные описания строятся по определенной схеме. ___ Рассуждение и умозаключение. В отличие от богатого по своим изобразительным и конструктивным возможностям рассуждения, умозаключение имеет в своей основе строгую логическую формулу. ___ Объяснение и определение. Определение раскрывает содержание понятий в обобщенной форме, а объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчетливое представление о предмете или явлении. В отличие от определения, форма объяснения свободна.
^ Всё сказанное выше относится к монологической форме, преобладающей в журналистике. Диалог и полилог (смена высказываний нескольких персонажей) в чистом виде встречаются редко, не считая интервью и бесед.
^ ЛОГИЧЕСКАЯ И СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕКСТА. ИХ ПОСТРОЕНИЕ

Повествование и описание. Смешанный текст

. Логические структуры повествования и описания однотипны: их составляющие (узлы повествования и элементы описания) равноправны; связь между ними сочинительная. ___ Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы – прежде всего прошедшего времени совершенного вида, обладающие наиболее отчетливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие прекращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий. Виноградов: «Прошедшее время совершенного вида, свойственное быстрому рассказу, повествованию, отличается динамизмом». ___ Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в прошедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Одна из функций настоящего времени глагола в грамматике называется «настоящее изобразительное». Когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть различные глагольные формы, - они семантически близки к настоящему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их. Иногда в описаниях вообще не встречаем глагольных форм. ___ В «чистом» виде описания и описания в газетных материалах встречаются редко. Чаще перед нами «смешанный» текст. В речи повествование и описание взаимодействуют, отражая разнообразные формы пространственно-временных отношений. Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определенных условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, появиться их обрывы, включаться фрагменты, в которых описываются результаты действия. ___ Повествование намного легче описания. Прочитав описание, в результате поэлементного знакомства с предметом описания мы должны представить себе его как представление. А строя повествование, каждый его узел мы представляем отдельно и, выявляя характер связи между ними, подчеркиваем лишь смену этих узлов.
Логическая и синтаксическая структуры информационных публикаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекватное действительности знание. Этому способствуют СТЕРЕОТИПЫ ПОСТРОЕНИЯ. Привычность, закрепленность формы и конструктивных приемов помогают сконцентрировать внимание на фактическом наполнении материала.

Сообщение

. Как композиционно-речевая форма сообщение констатирует факт или представляет его как то, что должно обязательно свершиться. В отличие от повествования, сообщение не должно отражать временные и пространственные отношения, в отличие от рассуждения, сообщение не должно передавать динамику смыслового развития. Самый краткий вариант сообщения – одно распространенное предложение, содержащее много сведений, поэтому с усложненной синтаксической структурой. Первая фраза в сообщении – ведущая, это смысловой центр, от нее все зависит.

^ Информационное описание

. В научной, справочной, учебной литературе информационное описание выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Так, в описание реки будут включены сведения об ее длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и др. Последовательность этих элементов предопределена и логически обоснована, нарушать ее не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечением информации из текста, позволяют сопоставить данные в однотипных описаниях, легко их запомнить. Цель информационных описаний – сообщить новое знание читателю.

Рассуждение

. Рассуждение – это самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Иногда недостаточно рассказать о событии и описать его, надо установить связь между явлениями, обобщить их сделать вывод. ___ Логические и синтаксические особенности рассуждения предопределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. РАССУЖДЕНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ВЫВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, к-е имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – цепь суждений, к-е все относятся к одному предмету или вопросу и к-е идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений вытекают другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос. Особенности логических, смысловых связей отражается на синтаксической структуре рассуждения. Если для описания и повествования характерен параллелизм, то основная единица рассуждающей речи – прозаическая строфа с цепной связью. Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являющееся предикатом суждения, в следующем предложении повторяется. Т.о. синтаксическая структура рассуждения отражает движение, развитие, сцепление мыслей. ___ В рассуждении главное – субъект и объект мысли; временной план и соотнесенность сказуемых играют в рассуждении второстепенную роль. В рассуждениях в газетах преобладают существительные, т.к. задача такой статьи – раскрыть содержание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о событиях или описать их. ___ Рассуждение редко существует в «чистом» виде. Часто оно осложнено включением других видов текста. .
Информационные публикации прессы не предназначены для представления сложных мыслительных операций. Они фиксируют их результат – новое знание о действительности.

Умозаключение

. В полной мере умозаключение встречается крайне редко, в отличие от публикации научной информации. Чаще мыслительные операции развиваются по сокращенной схеме умозаключения, в к-й отсутствует одна из посылок, так как подразумевается, что она известна читателю. Знание этой посылки может быть обусловлено «вертикальным контекстом», т.е. существованием общеизвестных истин.

^ Определения и объяснения

. В отличие от рассуждений, в к-х всегда закреплен процесс выведения нового знания, определения и объяснения лишь фиксируют суждения о существенных признаках предмета или класса предметов. Некоторые считают определение самым простым ( с т. зр. структурной организации), наиболее устойчивым и логически строгим видом речи, к-е является процессом развертывания понятий. Объяснение рассматривается как разновидность определения с усложненной для достижения коммуникативных целей структурой. ___ Структура всякого определения двухчастна, она включает в себе определяемое и определяющее: стилистика (определяемое) – раздел языкознания, в к-м исследуются функционирование языковых единиц в рамках литературного языка (определяющее). ___ Синтаксическое оформление определения позволяет передать наиболее постоянный характер связи между его частями: именительный падеж предиката без связки или с незнаменательной связкой «есть» указывает на завершенность процесса раскрытия содержания понятия. ___ Операция логического определения основана на перечислении признаков предметов или явлений, и в этом может быть усмотрено его сходство с описанием. Но цель определения, характер перечисляемых признаков, тип связи между ними отличаются от того, что мы наблюдаем в описаниях. Выбор перечисляемых признаков в этом случае диктуется представлением об общем, а не о частном, неповторимом. Такие признаки могут быть найдены и сформулированы не в результате непосредственного наблюдения, а лишь в ходе исследования и обобщения. И хотя синтаксическая связь между перечисляемыми определением признаками по типу своему является сочинительной, это не свободное перечисление, а удовлетворяющее строгой логической схеме, и работа редактора над ним опирается на знание логики. Определение в своей строгой форме – дефинитивной синтаксической конструкции – необходимый элемент информационного и справочного текста. В текст журналистского произведения определения обычно включаются в форме объяснений. Логика трактует в этом случае объяснение как совокупность приемов, имеющих целью выявить более ясное и отчетливое представление об явление. Сравнение, описание, различие, указание на причины, составление простейших моделей усложняют синтаксическую структуру текста. Определение понятия формируется в нем сочетанием различных типов высказываний. ___ До недавнего времени определение и объяснение понятий в теории редактирования рассматривались как разновидность рассуждений. Однако определенность цели, структурная и смысловая целостность, специфичность формы дают основание рассматривать определения и объяснения как самостоятельные способы изложения. Это существенно для работы над структурой текста. ___ В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостным конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация т.н. «непонятного слова».


Повествование


Повествование

представляет собой рассказ о событиях, который ведется в определенной временной последовательности. Последовательность эта может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, может быть нарушена добавочными линиями повествования, возвратами в прошлое, экскурсами в будущее.
События, о которых ведется рассказ в повествовании, называются его узлами, с точки зрения логики они равноправны, связь между ними сочинительная.
Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы, главным образом на формы прошедшего времени совершенного вида, способные передать законченные действия, их смену, движение событий во времени.
Существуют два основных способа повествования — эпический и сценический. В первом случае дается общее представление о свершившихся событиях, результатах каких-то действий, во втором — события осмысливаются образно, внимание читателя обращается на подробности.
При редактировании повествовательных текстов необходимо установить, удачно ли выбраны узлы повествования, ясна ли суть происходившего, его связь с предыдущими и последующими событиями, устранить неясности, возникающие из-за пропуска узлов, исключить упоминание о событиях несущественных. Специального внимания требует оценка авторской манеры изложения, умения вести рассказ. Последовательность узлов повествования и их разработка должны передать смену событий, изменение объекта наблюдений. Читатель должен получить представление о том, как происходили события — быстро или медленно.
Логическая и синтаксическая структуры информационных материалов, сообщающих о событиях, опираются на стереотипы, выработанные практикой. Привычность, закрепленность формы и конструктивных приемов способствуют концентрации внимания читателя на фактах — выявляют для него смысл и новизну события или явления, помогают извлечь из текста точное, адекватное действительности знание. При литературной правке следует иметь в виду, что отход от закрепленных практикой композиционных схем вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Ни один из элементов структуры не может быть освобожден от информационной нагрузки.
Хроникальное сообщение, один из видов информационных материалов, предельно кратко соотносит событие со временем его совершения, констатируя факт или представляя его как-то, что обязательно должно совершиться (ответы на вопросы, что, где и когда произошло или обязательно произойдет).
Сообщение с коротким комментарием, другой вид информационных материалов, может содержать несколько узлов повествования. В основе их последовательности лежит хронологический принцип или принцип смыслового развертывания.
Самый краткий вариант сообщения — одно распространенное предложение с усложненной синтаксической структурой. Если же в сообщение входит несколько предложений, первая фраза — всегда ведущая, остальные зависимы от нее и равноправны между собой. Связь между ними осуществляется через ключевые слова, часто их повтором.

^ Повествование как способ изложения и вид текста.


Самый распространенный способ изложения. Цель повеств. – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, в какой последовательности происходили события. Связь между узлами повествования сочинительная. В синтаксисе опора на глагольные формы, в 1 очередь на глаголы прош.вр.сов.вида. Параллелизм синтаксических конструкций. При редактуре нужно рассмотреть все композиционные узлы - чтобы читатель понял, о чем идет речь. Отступление от прямой хронологии должно быть обосновано. При этом нужно указать переход от смысловых узлов: быстро или медленно.

^ Повеств. делится на два способа: эпический и сценический.

Эп. - ведется обобщенный рассказ о событиях свершившихся, о каком-то результате. Сц. – события излагаются наглядно, смысл происходящего раскрывается через жест, движения действующих лиц, внимание акцентируется на подробности. Используется при образном осмыслении событий. Но есть и 3-й, современный – «кинематографический». Это когда черты сценического изложения выражены особенно ярко, а темп подчеркнуто стремителен - демонстрация действия в конкретно-зрительной форме. Как считает Раскорякова, за повествовательным текстом еще «должно вставать живое лицо автора, слышаться его голос». А редактор должен проследить за тем, чтобы в общей структуре повеств. от автора в полную меру выполняло свои функции. В биографическом повествовании особенно важна логика построения текста, соразмерность частей, ведь в СМИ нет столько места, как в спец.энциклопедии. Но есть и опасность подмены рассказа о каком-то перце рассказом автора о себе (вспомним шлюху-балалайку).

^ Особенности редактирования повествовательных текстов.


Это самый распространенный вид изложения. Это рассказ о событиях, который ведется в определенной временной последовательности. Она может быть

прямой

или может быть нарушена

добавочными линиями

повествования.
События, о которых ведется рассказ, называются

узлами повествования

. Они с точки зрения логики равноправны и соединены сочинительной связью.
Есть два вида повествования –

эпический

и

сценический

. В первом случае ведется обобщенный рассказ о свершившихся событиях. При сценическом типе события излагаются более наглядно, образно.
При редактировании повествовательных текстов надо, прежде всего, установить, насколько удачно связаны между собой узлы повествования, ясна ли суть происходящего, его связь с предыдущими и последующими событиями. Последовательность узлов повествования и их разработка должны передать смену событий. Читатель должен понять, как происходило действие – быстро или медленно.
В информации логическая и синтаксическая структуры опираются на стереотипы. Привычность, закрепленность форм способствует концентрации внимания читателя на событиях. Здесь, прежде всего, необходимо выявить новизну события. При редактировании надо помнить, что отход от привычных композиционных схем вносит дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Ни один из элементов не может быть освобожден от смысловой нагрузки.

^ Самый краткий вариант сообщения

– одно распространенное предложение с усложненной синтаксической структурой. Если такое сообщение состоит из нескольких фраз, первая всегда ведущая, остальные зависимы от нее и равноправны между собой. Связь осуществляется через ключевые слова.
Другой вид информационного материала –

сообщение с коротким комментарием

. Здесь может быть несколько узлов повествования, которые связаны или хроникально, или с помощью принципа смыслового развертывания.
В

хроникальном сообщении

событие соотносится со временем его совершения, констатируя факт или представляя то, как оно обязательно должно свершиться.

^ 24 25 Описание как способ изложения и вид текста.


Цель опис. – создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенный момент. Язычок говорила про какого-то Ганимеда. Существенная черта опис. – единовременность этих признаков. Характерны номинативные предложения, глаголы несов.вида, чтобы достичь «статику фактов, эффекта остановленного времени» (это надо было хрень такую придумать!). Композиция описания определяют не только элементы описан, но и расположение общей части описания.

Делится на синтетическое и аналитическое описание (когда опис. начинается с общей части).

Принципы описания: 1) по степени важности (сначала более важные вещи) 2) Существуют традиционные схемы описания в науке 3) Библиографические описания - тоже описания.

^ Опис. делятся на статические и динамические.

Зависит от объекта описания - в покое он или в движении. Правда и от наблюдателя тоже зависит – если предмет неподвижен, а набл. сам в движении – будет динамика. В описании также очень важны детали. В отличие от научных текстов, где дет. - обусловлена, в опис. чем деталь неожиданнее, тем ценнее. Часто в худ лит-ре опис.передается глазами героя. В публицистике именно в опис. Проявляется личность, характер, автора, его особенности восприятия и выражается авторская идея. Нпр. Михаил Кольцов на страницах «Правды» писал очерки (собраны в книгу «Испанский дневник») об испанском народе, героически вступившем в борьбу с наци. Информационное описание почти никогда не приводится полностью. Автор рассчитывает на осведомленность читателя. Особый жанр инф.о. – опис.процессов. Оно близко к повествованию, но создает у читателя целостную картину, временные рамки которой вполне определены. Редакторская работа над опис.идет в 2-х направлениях. Оценивается, достигнута ли целостность, точность описания, и какова его роль в общей структуре текста.

^ Особенности редактирования описательных текстов.


Описание – способ изложения, при котором картина целого создается с помощью последовательного перечисления его свойств и характерных черт. В большинстве случаев оно фиксирует внешние, видимые особенности предмета, присущие ему в определенный момент. Описания обычно делятся на статические (когда объект находится в состоянии покоя) и динамические (если объект движется или изменяется).
Фрагменты текста, которые и составляют описание, называются его элементами. Логическая структура описания проста. Это просто последовательность равноправных элементов., объединенных сочинительной связью. Синтаксическая связь осуществляется

сочинительными союзами, синтаксическим параллелизмом

(однотипным построением). В отличие от повествования в описаниях обычно преобладают глаголы

несовершенного вида

.
Описание обязательно должно включать в себя наиболее характерные и существенные детали, расположенные в такой последовательности, чтобы читатель смог представить целостную картину.
В публицистике описания подразумевают, прежде всего, эмоциональное воздействие на читателя. Эту задачу выполняет отбор элементов описания, их систематизация (порядок перечисления и др.). Редактор должен проследить, чтобы были отобраны наиболее характерные элементы описания, а принцип их построения выдерживался последовательно.
В информации описание, прежде всего, должно давать точное представление о предмете, перечисляя не только внешние, но и скрытые признаки, например родовые признаки объекта наблюдений. Как и в повествовании, их последовательность и стилистика предопределены схемами, разработанными применительно к тем задачам, которые информационные описания выполняют в учебной литературе. В принципе в журналистике полные описания встречаются редко, так как они часто повторяют то, что читателю уже известно. Поэтому акцент обычно делается на новое знание и полезные сведения (привет Станку). С точки зрения логики и композиции в информационном описании чаще всего реализуется принцип как от частного к общему, так и наоборот.
Теперь самое важное. При редактировании описания надо обязательно исправлять следующие ошибки:

(короче говоря, когда журналист не знает толком, что описывает)
Sorry, что тут только три билета. Остальные пришлю в воскресенье.

^ 26 Рассуждение как способ изложения и вид текста.


Цель рассужд. – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснения причин явлений, доказательство истинности или ложности положений, короче – углубление знаний о мире. Суть 1-м изложил философ Асмус (не Саша). Это самый сложный способ изложения, ведь рассужд – процесс выведения нового знания. Рассужд.-ряд суждений, кот.все относятся к определенному предмету или вопросу, которые идут одно за другим таким образом, что из предыдущего вытекает последующее, в результате чего дается ответ на поставленный вопрос. Специфика логических связей отражается на синтаксисе: основная единица рассужд. -прозаическая строфа с цепной связью. Логическая структура: связь подчинительная. Временной план, тип сказуемых не так важен. Правила построения рассужд.: в него должна входить

посылка

– точно и определенно сформулированная главная мысль рассуждения;

основная часть –

цепь умозаключений, отражающих мыслительные операции, приводящие к новому суждению;

вывод

-соотнесен с посылкой и логически вытекает из ходу рассуждения. К тому же не только возвращает к тезису, но и развивает его. Иногда еще вводится перед основной частью

разъяснение посылки

. Наиболее широкая и частая разновидность расс. –

расс.-доказательство

. То есть когда истинность одного суждения обосновывается при помощи других, истинность которых уже установлена. Основные части логического док-ва – тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис

– суждение, истинность которого обосновывается.

Аргументы

– суждения, с помощью которых обосновывается.

Демонстр

. – выведение истинности тезиса из аргументов.

^ Док-ва

могут быть

прямыми

(основаны на несомненном начале),

косвенными

(истинность тезиса обосновывается путем опровержения истинности противоречащего ему положения) и

опровержениями

(доказывается ложность самого тезиса). Правила рассуждения: тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и точно определ.; Доводы не должны противоречить друг другу, в ходе док-ва не должна происходить подмена тезиса – нарушение 1-го закона лог.мышления.; аргументы должны быть истинными, обоснованными независимо от тезиса.
Другой вид рассужд-

рациональное объяснение.

Не претендует на единственно правильную трактовку, а обосновывает лишь возможность того или иного вывода. Еще один вид – рассужд.-

практический силлогизм

, когда жур-ст строит рассужд на своих собственных наблюдениях. 1-ая его посылка – формулировка результата, которого надо добиться, 2-аясредства к достижению цели. Вывод рассужд – описание действия, которое ведет к достижению цели. В таком рассужд.главное найти соотношение между общим и частным, убедиться в правильности этого отношения.
Вообще рассужд.не всегда необходимо, нпр. Не стоит изобретать велосипед и выводить любому лоху известные истины.

^ Построение рассуждений, их основные части, связи логического следования.


Главная цель рассуждения, полагают любимые нами всеми четыре автора, - углубление наших знаний об окружающем мире: исследование явлений, выяснение их причин, доказательство истинности или ложности определенных положений.
Любое рассуждение начинается с

посылки

. Это точно сформулированная и определенная главная мысль. Иногда за ней следует также

разъяснение посылки

, но эта часть не обязательна. За ней идет

основная часть

. Это цепь умозаключений, отражающих мыслительные операции, приводящие к новому суждению. В конце, полагает Накорякова, обязательно должен быть

вывод

, который соотнесен с посылкой и логически вытекает из хода рассуждения.
Текст правильно построенного рассуждения всегда фиксирует процесс вывода нового знания. Суждения при этом располагаются в логически обусловленной последовательности. Одно суждение с необходимостью вытекает из другого, развивает его и дает основание для нового суждения.
Поэтому связь между частями рассуждения подчинительная, а сами они находятся в отношениях логического следования, когда одна мысль плавно вытекает из другой.
Есть несколько видов рассуждений.

Вообще в журналистике рассуждения представляют собой более свободную, нежели строгое умозаключение, форму развития мысли. В ней реализуются различные возможности научного объяснения явлений действительности. Часто они не претендуют на единственно правильную трактовку. Суждения могут связываться друг с другом не в форме силлогизма. В текстовую конструкцию вводят конкретные факты, примеры, которые иллюстрируют главную мысль автора.
Смысловые возможности рассуждений неограниченны. Они могут строиться на исследовании отношений между причиной и следствием, на различных типах сопоставлений и противопоставлений, на аналогиях, гипотезах, фиксации сходства и др.
Редактор обязан выявить и выверить логическую структуру рассуждения, убедиться в правильности связей между суждениями точности их выразителей.
Основные ошибки:

28. Приемы построения рассуждений в публицистическом тексте. Традиции и современная практика.


См. билеты (там все абсолютно есть):
Билет №18 Рассуждение как способ изложения и вид текста.
Билет 23. Построение рассуждений, их основные части, связи логического следования
Единственное, что мона добавить, что в публицистическом тексте рассуждение представляется собой более свободную, нежели в классическом умозаключении, форму развития мысли – понятия соотносятся с фактами, примерами, иллюстрациями. О традициях и совр. Практике можно сказать, что законы логики как придумали хрен знает когда, так они и существуют и поныне. (у Раскоряковой приводятся примеры грамотного рассуждения из «Публичных чтений о Петре Великом» С.М. Соловьева). А потому логичность, следование одного умозаключения из другого приветствовались в рассуждениях во все времена!

^ 29. Доказательство как один из видов рассуждения. Приемы его построения.


Самая часто встречающаяся разновидность рассуждений – доказательство. В его процессе истинность одного суждения обосновывается с помощью других суждений, истинность которых уже установлена.
Любое доказательство состоит из нескольких частей. Тезис- суждение, истинность которого обосновывается в ходе данного доказательства. Аргументы – суждения, при помощи которых мы обосновываем истинность тезиса. Демонстрация – выведение истинности тезиса.
Доказательства бывают

прямыми

(основанными на несомненном начале, когда истинность тезиса подтверждается истинностью аргументов),

косвенными

(когда истинность тезиса обосновывается путем опровержения истинности противоречащего ему положения – антитезиса, введенного в структуру рассуждения) и

опровержениями

(когда доказывается ложность или несостоятельность тезиса).
При построении доказательства надо помнить о нескольких правилах:

Требования повышенной концентрации смысла и ограниченный объем текста журналистского произведения предопределяют ограниченный объем стилистический особенности рассуждений и требования и к их композиции. Редактор должен оценить, насколько четко и рационально построен текст, позаботиться о том, чтобы ход мысли автора был понятен читателю, и владеть приемами, помогающими организовать изложение.
Про то, как избежать ошибок в рассуждениях, см. пред билет.

^ 30. Определение в тексте журналистского материала. Виды определений, приемы введения их в текст.


Определение раскрывает содержание понятий в обобщенной форме, тогда как объяснение имеет свободную форму, оно более основательно и детально. Структура любого опред. – двухчастна: определяемое и определяющее (нпр. Демократия –это…). Еще недавно опред. и объяснения рассматр.как разновидность рассуждения. Кстати, вообще все здесь сказанное относится лишь к монологической форме речи.
Определение, пишет г-жа Молибоженко (я это взял из лекций), – это логическая операция, заключающаяся в выявлении сути предмета или явления. В нем раскрывается суть процесса или понятия. Сначала появились классификационные определения. Это когда значение слова или понятия раскрывается через род и видовые отличия. Потом наши уважаемые филологи изобрели еще и генетические определения. Это когда понятие раскрывается через историю возникновения («видовое отличие представляет собой не свойство, а способ образования или возникновения объекта). Его используют, если нормальное определение еще не сформировано из-за недостатка знаний.
Еще определения делят на словесные (в речи), остенсивные (у нас это иллюстрации). Также определения бывают номинальные (когда объясняется значение слова) и реальные (раскрывается содержание собственно понятия). Еще эти несчастные определения также делятся на аналитические (раскрывается уже установленное содержание понятия) и синтетические (в понятие привносится нечто новое).
По своим функциям определения делятся на регистрирующие (когда просто перечисляются уже известные признаки), уточняющими (когда вводятся дополнительные сведения) и учреждающими (раскрывается смысл нового события или явления).
При введении определений надо помнить о нескольких моментах:
Объемы определяемого и определяющего должны совпадать
Надо указывать ближайший родовой признак
В определении не должно быть тавтологии, «порочного круга» (когда содержание понятия раскрывается через определяемое)
В качестве видовых признаков надо указывать понятия, которые известны читателю
Нельзя давать отрицательные определения.
Еще г-жа Накорякова пишет, что надо избегать лишних классификационных определений, а также очень осторожно относиться к «переводу» научных определений на разговорный язык. Это часто встречается в информационных публикациях, когда термины и профессионализмы вводятся в текст для красоты и наглядности. В публицистике регулярно происходит уточнение существующих определений. Пример – слова «спонсор» и «меценат», разницу между которыми определили лишь недавно. Также в публицистике термины часто переносятся на новые ситуации и явления. (всю эту туфту можно не читать, главное, как я понял, - выучить виды определений и правила их создания).
Цель определения — раскрыть содержание понятия.
В отличие от рассуждения, закрепляющего процесс выведения нового знания, определение фиксирует уже известные существенные признаки предмета или класса предметов. Установление таких признаков — результат предшествующего исследования и обобщения, они не могут быть сформулированы в ходе непосредственного наблюдения, как это происходит при формировании описания. В основе текстовой конструкции определений лежит строгая логическая схема, и работа редактора опирается на знание логики.
Существуют различные виды и схемы построения определений, но структура их всегда двухчастна. Она включает определяемую и определяющую части. Наиболее традиционны определения классификационные (через ближайший род и видовое отличие) и генетические (через указание на происхождение предмета). Они могут быть номинальными (объясняется значение слова) и реальными (раскрывается содержание понятия), аналитическими (раскрывается значение установленного понятия) и синтетическими (привносится новое в содержание понятия). По функции в тексте определения бывают регистрирующими, уточняющими и учреждающими. Кроме словесных существуют определения остенсивные (путем указания на предмет). В журналистских публикациях функции остенсивных определений выполняют иллюстрации.
Правила определений основываются на требованиях фактических, логических и стилистических. Фактическая точность и правильность определений зависит от истинности и существенности перечисляемых в них признаков и находится в прямой зависимости от уровня, достигнутого научным знанием, но определяющая их часть не должна включать неизвестные для читателя понятия.
Небрежность отбора признаков, неточное словоупотребление, невнимание к стилистическим особенностям публикации часто служат причиной логической, стилистической и содержательной дефектности определений.
Попытка придать определению в журналистском материале форму определения классификационного, как правило, несостоятельна. Перенасыщенность дефинитивными конструкциями придает тексту специфическую стилистическую окраску. С другой стороны, боязнь засушить изложение может привести к приблизительности в толковании понятий, злоупотреблению образными языковыми средствами. Через образные средства раскрыть содержание понятий невозможно.
Полное раскрытие содержания понятий, подробная расшифровка терминов и слов профессиональной лексики в информационных публикациях встречаются редко. В большинстве случаев границы содержания понятий очерчиваются лишь в самом общем смысле. Однако ответственность за их правильное употребление с редактора не снимается.
Определения и объяснения могут выступать в качестве самостоятельных единиц текста или входить в другие текстовые конструкции.


31. Редактирование текстов, содержащих определения.


С этим билетом есть определенные трудности, так как я точно не знаю, что именно г-жа Молибоженко имела в виду. Надеюсь, что угадал…
Этот билет пересекается с билетом 19. Там я уже писал, что надо по возможности избегать лишних классификационных определений.
Редактор, по мнению Накоряковой, должен оценить форму и правильность определения. Надо помнить, что далеко не у каждого понятия есть классические определения. Попытки дать такие им классические определения в периодике чаще всего обречены на провал.
В журналистике часто приходится сталкиваться с необходимостью объяснить сложное понятие простыми словами. В этом случае «переводить» научное определение на обычный язык нужно очень осторожно, чтобы не облажаться.
В информации очень часто используются термины и слова профессиональной лексики. Они, по мнению Накоряковой, нужны, прежде всего, как фон при рассказе о конкретном событии. Все эти термины понятны читателю лишь частично, а так как определения в публикациях всегда очень приблизительны, то ответственность за то, поймет их читатель или нет, ложится на плечи редактора.
Если пояснения к термину необходимы, то для этого чаще всего используют приложения. Также часто прибегают к подбору синонимов, включают в текст описания, дающие конкретные представления о предмете заметки
Но включение каждого термина в текст должно быть строго мотивированным. Нельзя перенасыщать ими заметку.
В общественно-политических публикациях употребление терминов имеет свои особенности. Специфических, присущих только общественным наукам терминов немного, и они чаще всего не нуждаются в комментарии и разъяснении. Главная особенность общественно-политических терминов заключается в том, что у них постоянно корректируется и меняется значение.
Также в общественно-политической журналистике старые термины регулярно переносятся на новые ситуации. В этом случае в текст иногда вводится объяснение, которое поясняет его новое значение.
Горский Д. П. Логика. Учебное пособие для педагогических училищ. М., 1961
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.