.RU
Карта сайта

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины - Учебно-методический комплекс для студентов специальности


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины


^ 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды».


Образовательный стандарт по дисциплине «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» не разработан.

Дидактические единицы по дисциплине «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды»


ДЕ 1. Бюджетный и внебюджетный фонд
ДЕ 2. Социальное страхование и социальное обеспечение
ДЕ 3. Пенсионный фонд
ДЕ 4. Фонд социального страхования
ДЕ 5. Фонд обязательного медицинского страхования
ДЕ 6. Целевые федеральные и территориальные бюджетные фонды
ДЕ 7. Доходы фонда
ДЕ 8. Расходы фонда
ДЕ 9. Финансовая устойчивость фонда
ДЕ 10. Эффективность и результативность функционирования бюджетных и внебюджетных фондов

1.2 Целью

учебной дисциплины дисциплине «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» является изучение основ функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов в финансовой системе современного государства.
Основными

задачами

данного учебного курса являются:

^ 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:



  1. Состав и назначение российских целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  2. Закономерности функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов на микро- и макроуровнях.

  3. Основные понятия, категории и инструменты, относящиеся к финансовым отношениям на уровне целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  4. Основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки в области социального страхования.

  5. Нормативные основы функционирования российских целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  6. Структуру доходов и расходов российских целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  7. Методы построения эконометрических и актуарных моделей вариантов развития бюджетных и внебюджетных фондов.

  8. Направления развития и совершенствования российских целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

В результате изучения дисциплины студент должен

уметь:



  1. Анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы, возникающие в ходе функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  2. Применять существующую нормативно-правовую базу для организации деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  3. Использовать источники экономической, социальной и управленческой информации, относящейся к целевых бюджетных и внебюджетным фондам.

  4. Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели оценки эффективности и результативности целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  5. Определять величину и структуру доходной и расходной частей целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  6. Рассчитывать величину различных видов пенсий, социальных пособий, выплат по временной нетрудоспособности.

  7. Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности функционирования бюджетных и внебюджетных фондов, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий.

  8. Обосновывать направления повышения сбалансированности и сокращения дефицита целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  9. Оценивать результативность функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие

навыки:



  1. Методологии экономического исследования предметного поля дисциплины.

  2. Сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  3. Проведения анализа эффективности и результативности функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  4. Определения величины различных видов пенсий социальных пособий, выплат по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  5. Построения эконометрических и актуарных моделей различных сценариев развития бюджетных и внебюджетных фондов;

  6. Разработки направлений совершенствования функционирования существующих целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Обладать следующими

компетенциями:



    • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1- 080100 – 00);

    • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2- 080100 – 00);

    • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3- 080100 – 00);

    • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4- 080100 – 00);

    • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5- 080100 – 00);

    • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6- 080100 – 00);

    • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7- 080100 – 00);

    • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8- 080100 – 00);

    • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9- 080100 – 00);

    • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10- 080100 – 00);

    • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11- 080100 – 00);

    • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12- 080100 – 00);

    • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13- 080100 – 00);

    • способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14- 080100 – 00);

    • способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15- 080100 – 00);

    • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5- 080100 – 00);

    • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13- 080100 – 00).

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи. «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» является специальной профессиональной дисциплиной для профиля «Государственные и муниципальные финансы» направления подготовки «Финансы и кредит». В этой связи помимо изучения и закрепления теоретических основ функционирования российских целевых бюджетных и внебюджетных фондов, в рамках преподавания данной дисциплины предполагается развития компетенций, связанных с методологическими аспектами оценки эффективности и результативности их функционирования, а также практическими навыками, необходимыми будущим специалистам для работы в секторе государственных и муниципальных финансов. Особенность курса состоит в том, что помимо изучения материалов лекций, учебников, нормативных актов, необходимо активно использовать информацию о текущем состоянии целевых бюджетных и внебюджетных фондов России. Для этого студентам при подготовке к занятиям необходимо использовать материал официальных сайтов внебюджетных фондов, знакомиться с материалом периодических изданий. Перечень которых приведен в рекомендуемом списке литературы настоящего учебно-методического комплекса.
Спецкурс «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» имеет междисциплинарные связи со следующими дисциплинами: «Экономическая теория» (в части овладевания понятийным и методологическим аппаратом), «Финансы» (теоретические основы функционирования целевых бюджетных внебюджетных фондов), «Бюджетная система» (связь целевых бюджетных внебюджетных фондов с другими звеньями финансовой системы страны), «Страхование», «Налоги и налогообложение» (в части базовых основ определения величины ряда доходных и расходных частей внебюджетных фондов).

^ 1.4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ» (124 часа) на 2011 – 2012 уч. год для студентов Ф-400 и Ф-500



^ Наименование тем



Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)



Лекции



Практические занятия



Самостоят. работа



^ Всего часов по теме



Очная форма обучения



VIII семестр



Тема 1 «

Экономическое назначение и этапы развития целевых бюджетных и внебюджетных фондов»

6 часа (0,17 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

16 часов (0,44 У ЗЕТ)

28 часов (0,78 У ЗЕТ)

Тема 2 «

Модели построения целевых бюджетных и внебюджетных фондов»

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

16 часов (0,44 У ЗЕТ)

28 часов (0,78 У ЗЕТ)

Тема 3 «

Финансовое регулирование целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ»

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

18 часов (0,5 У ЗЕТ)

30 часов (0,83 У ЗЕТ)

Итого за VIII семестр:

20 часов (0,56 У ЗЕТ)

16 часов (0,44 У ЗЕТ)

50 часов (1,39 У ЗЕТ)

86 часов (2 У ЗЕТ)

Тема 4 «

Пенсионный фонд. Пенсионное обеспечение граждан в РФ»

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

24 часа (0,67 У ЗЕТ)

Тема 5 «

Фонд социального страхования РФ. Фонд медицинского страхования. Здравоохранение в РФ»

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

24 часа (0,67 У ЗЕТ)

Тема 6 «

Резервный фонд и Фонд Национального благосостояния РФ. Территориальные и зарубежные целевые внебюджетные фонды»

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

20 часов (0,56 У ЗЕТ)

Тема 7 «

Методические подходы оценки эффективности и результативности функционирования бюджетных и внебюджетных фондов в РФ»

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

22 часа (0,61 У ЗЕТ)

Тема 8 «

Направления совершенствования бюджетных и внебюджетных фондов в РФ»

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

22 часов (0,61 У ЗЕТ)

Итого за IX семестр:

32 часов (0,89 У ЗЕТ)

30 часов (0,83 У ЗЕТ)

50 часов (1,39 У ЗЕТ)

112 часа (3,11 У ЗЕТ)

Итого по курсу:

52 часа (1,44 У ЗЕТ)

46 часов (1,28 У ЗЕТ)

100 часов (2,78 У ЗЕТ)

198 часов (5,5 У ЗЕТ)

Заочная форма обучения (учебная дисциплина для данной формы обучения не предусмотрена)



Второе высшее (учебная дисциплина для данной формы обучения не предусмотрена)



^ 1.5 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.


Лекция 1. Экономическое назначение и этапы развития целевых бюджетных и внебюджетных фондов.


Фонд как экономическая категория. Общие признаки, характеризующие фонды. Понятие «внебюджетный фонд». Функции и экономическое назначение внебюджетных фондов. Виды внебюджетных фондов. Понятие, экономическое содержание и функции целевых бюджетных фондов. Основные цели, задач и источники финансирования целевых бюджетных и вне-бюджетных фондов. Возникновение государственных внебюджетных фондов. Критерии выделения этапов развития внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Обзор основных этапов развития системы целевых бюджетных и внебюджетных фондов (мировой обзор). Специфика становления и развития целевых бюджетных и внебюджетных фондов в России (до 1990-х годов). Направления развития и реформирования бюджетных и внебюджетных фондов в РФ на современном этапе.

Основные понятия:

бюджетная система Российской Федерации, целевой бюджетный фонд, внебюджетный фонд

Лекция 2. Модели построения целевых бюджетных и внебюджетных фондов.


Экономическое содержания понятия «модель построения целевых бюджетных и внебюджетных фондов». Основные и дополнительные элементы модели. Характеристика типов элементов: бюджетные, распределительные, страховые, накопительные, комбинированные. Концептуальные подходы к построению моделей. Классификация существующих моделей. Примеры практической реализации моделей построения целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Преимущества и недостатки современных моделей построения бюджетных и внебюджетных фондов. Подходы Всемирного Банка и Организации Экономического сотрудничества и развития

^ Основные понятия:

модель социальной защиты,

распределительная модель, накопительная модель, модель Всемирного банка, модель Бевериджа, модель Бисмарка, доходы бюджета, минимальные государственные социальные стандарты, минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы, расходы бюджета

^ Лекция 3. Финансовое регулирование целевых бюджетных и внебюджетных фондов в РФ.


Подходы к определению финансового регулирования. Методы финансового регулирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Нормативная база финансового регулирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов в современной России. Характеристика базовых нормативных положений регулирования. Государственный финансовый контроль над средствами целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Обязательные социальные страховые взносы: назначение, правовое регулирование, порядок исчисления и уплаты. Сравнительный анализ единого социального налога (ЕСН) и обязательных социальных страховых взносов. Распределение ставки обязательного страхового социального взноса между государственными внебюджетными фондами. Взаимоотношения плательщиков обязательных социальных страховых взносов с государственными внебюджетными фондами. Контроль за правильностью исчисления и уплаты обязательных социальных страховых взносов.

^ Основные понятия:

финансовое регулирование,

бюджет, бюджетная классификация, бюджетный процесс, налог, платеж, бюджетные ассигнования, расходные обязательства, бюджетные обязательства, публичные обязательства, публичные нормативные обязательства, денежные обязательства, страховые взносы, страхователи, физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, отчетный период, страховой тариф, взнос работодателя

^ Лекция 4. Пенсионный фонд. Пенсионное обеспечение граждан в РФ.


Значение и место Пенсионного фонда РФ в системе пенсионного обеспечения. Экономическая и правовая основы функционирования Пенсионного фонда РФ. Правовое положение Пенсионного фонда РФ (ПФР) как внебюджетного. Основные задачи и функции ПФР. Доходы ПФР. Плательщики страховых взносов. Порядок уплаты страховых взносов. Индиви-дуально-персонифицированный учет в системе пенсионного страхования РФ. Расходы ПФР. Порядок размещения средств Пенсионного фонда РФ, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии. Резерв бюджета Пенсионного фонда РФ. Специфика работы территориальных отделений фонда. Управление Пенсионным фондом РФ. Контроль за порядком формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ. Пенсионное обеспечение в России. Виды пенсий. Роль и значение актуарных расчетов в пенсионном страховании. Особенности формирования и использования негосударственных пенсионных фондов. Зарубежный опыт функционирования пенсионных фондов. Направления повышения уровня пенсионного обеспечения в стране. Этапы пенсионной реформы. Проблемы, стоящие перед ПФР на современном этапе развития.

^ Основные понятия:

Пенсионный фонд,

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обязательное пенсионное страхование, обязательные платежи при обязательном пенсионном страховании, средства обязательного пенсионного страхования, инвестирование средств пенсионных накоплений, государственная управляющая компания, застрахованное лицо, индивидуальный (персонифицированный) учет, дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии, государственная поддержка формирования пенсионных накоплений, работодатель застрахованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, трудовая пенсия, страховой стаж, установление трудовой пенсии, пенсионные накопления

^ Лекция 5. Фонд социального страхования РФ. Фонд медицинского страхования. Здравоохранение в РФ.


Развитие системы социального страхования в России. Правовое положение Фонда социального страхования РФ (ФСС) как внебюджетного. Структура Фонда социального страхования РФ (ФСС). Основные задачи и функции ФСС. Доходы ФСС. Расходы ФСС. Выплата социальных пособий и компенсаций. Понятие и признаки социального пособия. Классификация социальных пособий. Особенности содержания, назначения, выплаты и исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Пособие в связи с несчастными случаями на производстве и про-фессиональными заболеваниями. Характеристика пособий гражданам, имеющим детей. Пособия как вид организации социальной помощи. Процесс начисления пеней на задолженности по обязательным перечислениям в ФСС. Контроль над полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей. Специфика работы территориальных отделений фонда. Проблемы, стоящие перед ФСС на современном этапе развития. Правовое положение Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) как внебюджетного. Структура Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ. Основные задачи и функции ФОМС. Доходы ФОМС. Расходы ФОМС. Специфика работы территориальных отделений фонда. Проблемы, стоящие перед ФОМС на современном этапе развития. Направления совершенствования обязательного медицинского и социального страхования в РФ.

^ Основные понятия:

фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования,

базовая программа обязательного медицинского страхования, застрахованное лицо при обязательном медицинском страховании, объект обязательного медицинского страхования, обязательное медицинское страхование, обязательное страховое обеспечение, страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию, страховой риск при обязательном медицинском страховании, страховой случай при обязательном медицинском страховании, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, территориальная программа обязательного медицинского страхования, объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, страховой случай для социального страхования при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях

^ Лекция 6. Резервный фонд и Фонд Национального благосостояния РФ. Территориальные и зарубежные целевые внебюджетные фонды.


Назначение стабилизационных фондов экономике страны. Порядок формирования Резервного фонда в РФ и его назначение. Порядок формирования Фонда Национального благосостояния РФ и его назначение. Территориальные и зарубежные целевые внебюджетные фонды. Территориальные целевые бюджетные фонды, их состав, структура и зависимость от специфики территориальных социально-экономических условий. Источники формирования и направления расходования. Инвестиционный фонд. Фонд содействия реформированию ЖКХ. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Федеральный фонд софинансирования расходов, формируемых за счет средств федерального бюджета. Федеральный фонд компенсаций. Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Федеральный фонд регионального развития.

^ Основные понятия:

резервный фонд, Фонд Национального благосостояния, нефтегазовые доходы федерального бюджета, ненефтегазовый трансферт федерального бюджета, нефтегазовый трансферт федерального бюджета

^ Лекция 7. Методические подходы оценки эффективности и результативности функционирования бюджетных и внебюджетных фондов в РФ.


Методические различия понятий «эффективность» и «результативность». Критерии и показатели результативности и эффективности деятельности целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Финансовая результативность целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Социальная результативность целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Способы оценки эффективности и результативности.

Основные понятия:

результативность, эффективность

Лекция 8. Направления совершенствования бюджетных и внебюджетных фондов в РФ.


Недостатки, присущие целевым бюджетным и внебюджетным фондам в России на современном этапе развития. Причины несбалансированности и дефицита внебюджетных фондов России. Анализ программ реформирования пенсионного и медицинского страхования России. Сравнение направлений совершенствования и реформирования с зарубежным опытом.

Основные понятия:

дефицит бюджета, дотация, профицит бюджета, субвенция, субсидия

Семинарские занятия


^ Семинарское занятие № 1


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.