.RU
Карта сайта

Тема № 12 «Конституционный Суд Российской Федерации» - Курс лекций конституционное право для студентов: квалификация...

^

Тема № 12 «Конституционный Суд Российской Федерации».




  1. Понятие и функции конституционной юстиции



  2. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти

  3. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

  4. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  5. Структура и организация Конституционного Суда Российской Федерации

  6. Принципы конституционного судопроизводства

  7. Решения Конституционного Суда Российской Федерации

1. Понятие и функции конституционной юстиции.


Каким бы совершенным ни был парламент, периодически

неизбежно принятие им законов

, которые

не соответствуют или противоречат конституции

страны. Во-первых, потому что

законов

и других нормативных правовых

актов

принимается

много

и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью

квалифицированности

. Во-вторых,

на принятие

законов оказывают

влияние

различные

политические силы

, часто ставящие свои

партийные

или

конъюнктурные

цели

выше всех других

. Наконец, столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны

элементарные человеческие ошибки

.
Однако

вред

от

неконституционных

законов, а тем более от

антиконституционных

, весьма

велик

, ибо от таких законов размывается

конституционный порядок

и страдают

права и свободы

граждан.
Поэтому в западных странах уже на ранней стадии строительства правового государства была осознана необходимость

придать судебной власти функцию контроля

за конституционностью законов, а также нормативных правовых актов, исходящих от

исполнительной власти

. Первым эту функцию принял на себя

Верховный суд США

(1803 г.), который в рамках полномочий суда общей юрисдикции объявил один из законов неконституционным, т. е. недействительным. Позже, уже в XX в., в Европе возникли

конституционные суды

, ставшие

специальными судебными

органами конституционного контроля (так называемая

конституционная юстиция

). Ныне

такие суды

действуют

в большинстве стран Европы

.
Функцию обеспечения

конституционной законности

в сфере нормотворчества

нельзя

целиком

вверять парламенту

, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным

средством самоконтроля

. Эту функцию

может

выполнять

глава государства

, но он большей частью является

главой исполнительной власти

, а потому

контролировать

законодательную власть

не должен

. Более логично наделить правом

конституционного контроля судебную власть

, поскольку

она независима

от законодательной и исполнительной власти и непосредственно

занимается правоприменением

.

Понятие

″конституционный контроль″

часто употребляется в одном смысле с понятием

″конституционный надзор″

, хотя контроль и надзор − термины

не идентичные

. Под

контролем

обычно понимают право какого-то органа

проверять

деятельность

вплоть до отмены

актов другого, подконтрольного органа.

Надзор

сводится к

наблюдению

, позволяющему

указать

на ненадлежаще принятый или незаконный акт, который

поднадзорный

орган

должен

изменить

или

отменить

сам. Для

конституционной юстиции

больше подходит термин

″контроль″

, что, однако,

не означает подчинения

ей законодательных и исполнительных органов.

Содержание конституционного контроля

в различных правовых системах не однозначно. Творцы этих систем, однако, единодушны в том, что речь не должна идти о возможности

непредставительного и неизбираемого органа

, каким является

суд

, произвольно отменять акты, которые принимаются демократически избранным представительным органом (парламентом).
В правовых государствах эту возможность

увязывают

с самой важной задачей, которой подчинены все органы государственной власти, а именно

защите прав и свобод человека и гражданина

.
Дополнительно к этому

судебным органам

, осуществляющим конституционный контроль, придают функции:

    • толкования

      конституци

      и,

    • решения споров о

      компетенции органов государственной власти

      ,

    • признания

      действительности

      или

      недействительности всеобщих выборов

      ,

    • установления

      конституционности правоприменительной практики

      и конкретных

      действий исполнительной власти

      и др.

Таким образом, конкретная наполненность функции конституционного контроля в различных странах выглядит по-разному.
Ныне в зарубежных странах сложились

две основные модели судебного контроля.


Американская модель

, основанная на опыте США, предоставляет право выносить решения о неконституционности законов

Верховному суду

страны (это США, Канада, Япония, Австралия, Индия, Скандинавские страны, Швейцария и др.). Здесь высший

суд общей юрисдикции

вправе объявить неконституционным

любой закон

, который подлежит применению

в конкретном деле

.

Европейская модель

(Австрия, ФРГ, Венгрия, Испания, Италия и др.) отличается тем, что

специальные конституционные суды

рассматривают вопрос о конституционности закона

вне зависимости от наличия конкретного судебного дела

. Кроме того, некоторые из них рассматривают такие вопросы

в связи с жалобами граждан

.

Первая

модель предусматривает

конкретный

контроль, а

вторая

абстрактный

.

Особняком

стоит

Франция

, где

конституционный совет

обладает правом

предварительного

контроля, т. е. проверки закона

до его вступления в силу

.
Эта беглая характеристика

современной конституционной юстиции

призвана только обозначить самые

общие корни

аналогичного института

российского конституционного права

. Как видим,

правовое государство

непременно наделяет

судебную власть

функцией

конституционного контроля

, хотя организационные формы осуществления этой функции могут быть разными. Конституционная юстиция в

Российской

Федерации восприняла

основные черты европейской модели

, главным образом из практики деятельности

Федерального конституционного суда ФРГ

. Конституционный Суд Российской Федерации весьма

схож

по своим задачам с такими же судами других

посттоталитарных государств

(Венгрия, Словакия, Хорватия, Белоруссия и др.), осуществляющих

переход к демократическому

правовому государству

.

^ 2. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти.


Конституционный Суд

был создан в Российской Федерации в

1991 г.

Его

предшественником

можно считать

Комитет конституционного надзора

СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России

подобного рода институтов не существовало

, поскольку считалось, что Верховные Советы

принимать неконституционные законы не могут

, а для

контроля

за соблюдением Конституции вполне достаточно

Президиума Верховного Совета

СССР. Советская юридическая наука дружно

критиковала

западную

конституционную юстицию

за охрану

интересов буржуазии

и

вторжение

в прерогативы

законодательных

органов.

Первый период

российского

Конституционного Суда

, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма,

закончился в октябре 1993 г.

Конституционный Суд в этот период

имел право

проверять

конституционность

не только

нормативных актов

, но и

действий должностных лиц

, что постоянно

втягивало его в политическую борьбу

между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего, в конце концов,

прямым участником бурных политических событий

того времени, была

приостановлена Указом Президента РФ

.
Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон

″О Конституционном Суде Российской Федерации″

от 21 июля

1994 г.

(ныне действует в редакции от 5 февраля

2007 г.

), в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР ″О Конституционном Суде РСФСР″. Новый Закон внес

значительные изменения

в

компетенцию

и

структуру

Суда.
Согласно Закону установлен

предельный возраст

пребывания в должности судьи −

70 лет

. Полномочия судьи

не ограничены определенным сроком

(до 2005 г. действовал срок в 15 лет). Назначение на должность

судьи Конституционного Суда

на

второй срок не допускается

. В отличие от прежней однопалатной структуры Суда теперь в нем образуются две палаты (по 9 и 10 судей), которые

равноправны

и

решения

которых имеют

такую же юридическую силу

, как и решения

Суда в целом

. Конституционный Суд стал

более самостоятельным в организационном и финансовом отношении

, а также в

кадровых

вопросах.

Существенному

изменению подверглась

компетенция

Конституционного Суда.

Суд

теперь

не может

действовать

по

собственной инициативе

, что в прежнем Законе

допускалось

в процедуре дачи заключений о конституционности

действий и решений Президента

и ряда

других высших должностных лиц

государства. Из полномочий Суда

исключена оценка правоприменительной практики

; она теперь

может исследоваться

только для того, чтобы

уяснить

, какой

смысл

придается тому или иному закону

в процессе его применения

.
Наряду с этим Конституционный Суд приобрел некоторые новые полномочия. Он

приобрел право:



    • давать

      официальное толкование Конституции РФ

      ,

    • разрешать

      споры о компетенции между органами государственной власти

      , а кроме того,

    • по жалобам на нарушение прав и свобод граждан

      и по

      запросам судов

      проверять

      конституционность закона

      ,

      примененного

      или

      подлежащего применению

      в

      конкретном деле

      .

После завершения полного комплектования (февраль 1995 г.) Конституционный Суд РФ возобновил свою деятельность.

Конституция

РФ (ст. 125) учреждает Конституционный Суд РФ

в системе судебной власти

, четко определяя (в отличие от других высших судов)

его состав

(19 судей),

компетенцию

,

юридическую силу решений

.

Полномочия

Конституционного Суда регламентируются

в ряде

других

статей Конституции

РФ:

Помимо этих специальных норм,

организация

и

деятельность

Суда регламентируются

общими

для всех судебных органов

конституционными положениями.

Конституционный Суд

не наделяется в Конституции эпитетом ″верховный″ или ″высший″, поскольку он учреждается как

федеральный суд

в

единственном

числе, а

не возглавляет

федеральную систему органов конституционной юстиции.

Конституционный Суд

РФ −

судебный орган

конституционного

контроля,

самостоятельно

и

независимо

осуществляющий

судебную власть

посредством

конституционного судопроизводства

. Полномочия придаются ему в целях

защиты основ конституционного строя

, основных

прав и свобод

человека и гражданина, обеспечения

верховенства

и

прямого действия

Конституции РФ

на всей территории

Российской Федерации.
Одна из

наиболее важных черт статуса

Конституционного Суда РФ состоит в том, что он

призван решать исключительно вопросы права

, что является своеобразной

преградой

для вторжения в политику

. Суд ни при каких обстоятельствах

не должен отдавать предпочтение политической целесообразности

, пытаться

оценивать

чьи бы то ни было

практические действия

вне их

правовых

форм. При осуществлении конституционного судопроизводства

Суд воздерживается

от

установления

и

исследования фактических обстоятельств

, когда это входит в

компетенцию других судов

или

иных органов

. Это существенно

суживает правомочия Суда

, но создает

четкий водораздел

с другими судами.

Полномочия

Конституционного

Суда

РФ

не ограничены

определенным

сроком

, вследствие чего

состав судей

никогда не должен

смениться одновременно

, а

суд

прекратить

свою деятельность

по каким-либо причинам

.

Решения

Суда

обязательны

на всей территории

Российской Федерации

для всех

представительных, исполнительных и судебных

органов государственной

власти, органов

местного

самоуправления,

предприятий

, учреждений, организаций,

должностных лиц

,

граждан

и их

объединений

. Следовательно,

не существует органа

государственной власти и какого-либо

должностного лица

, включая

главу государства

, который бы мог

давать

какие-либо

указания Суду

, если Суд действует в пределах своей

компетенции

.
Конституционный

Суд

РФ действует

на основе Конституции

РФ и

Федерального

конституционного закона, изменение которых является делом весьма сложным. Федеральный конституционный закон

закрепляет

не только

цели

и

структуру

Конституционного Суда, но и

принципы

конституционного судопроизводства, поскольку

не существует

соответствующего

процессуального кодекса

или

закона

для регламентации этого вопроса (

другие

высшие суды действуют на основании

специальных процессуальных кодексов

− уголовного, гражданского, арбитражного).
Поскольку

осуществление Судом

его

полномочий

способно

затронуть

интересы самых сильных органов

государства, закон предусматривает

гарантии

независимости Суда

, призванные

обезопасить

его от

любых влияний

. Установлено, что Конституционный

Суд независим

в

организационном

,

финансовом

и

материально-техническом

отношениях от любых других органов.

Финансирование

Суда производится за счет

федерального бюджета

и

обеспечивает

возможность

независимого конституционного судопроизводства

в полном объеме. Необходимыми для обеспечения своей деятельности

средствами Суд распоряжается самостоятельно

. Он

ни от кого не зависит

в отношении

информационного

и

кадрового

обеспечения и

распоряжения имуществом

.

Президент

РФ,

Государственная

Дума РФ,

Совет

Федерации и

Правительство

РФ

назначают

своих

постоянных представителей

в Конституционном Суде РФ, которые

участвуют в заседаниях

Суда,

представляя

соответствующую правовую позицию по конкретному делу. Они

не вправе оказывать

какое бы то ни было

давление

на Суд

или предпринимать

действия

, способные

нарушить независимость

Конституционного Суда в

принятии решений

. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.