.RU

Монография посвящена малоизученной проблеме лич­ностной организации времени деятельности и жизни в целом. В многогранной авторской концепции преодолен разрыв, - 16

164

^ Активность личности как жизненная темпоральная система
тивных и объективных возможностей и ресурсов, соотнося жела­тельное ("хочу") с реальным, т. е. данным сейчас (внешними ус­ловиями, обстоятельствами жизни и внутренним опытом), и субъ­ективной оценкой своих возможностей ("могу"). Субъект — тот, кто самостоятельно строит стратегию собственной жизни, придер­живаясь определенной жизненной линии, ибо, как отмечено у Дж. Гибсона, "рельсы не сходятся только для машиниста". Мы мо­жем проследить различные стратегии целеполагания и целедости-жения у различных людей, их зависимость от субъективной оценки результатов прошлого опыта и удовлетворенности достигнутым в жизни результатом.
Преобладание в мотивации стремления к избеганию неудач или стремления к успеху влияет на процесс целеполагания и целеосу-ществления; можно, сопоставляя доминирующее стремление в мо­тивации личности с оценкой своих возможностей (субъективным ресурсом), проследить, как оценивают разные люди свои возмож­ности и на что при этом в большей степени ориентируются.
Разница между оценкой своих возможностей и удовлетворен­ностью своей жизнью в данный момент будет отражать субъектив­ную оценку возможной перспективы самореализации в сложив­шихся условиях и обстоятельствах жизни. Таким образом, мы по­лучаем ряд интересных закономерностей.
1. Преобладание стремления к успеху над избеганием неудачи прямо не влияет на субъективную оценку своих возможностей относительно настоящего, т. е. оценка своих возможностей не за­висит от преобладания стремления к успеху или избегания неудач.
2. Довольные и недовольные своей жизнью используют различ­ные стратегии, на которые влияет не преобладание стремления к успеху или страха неудач, а субъективная оценка своих возмож­ностей, которая строится либо предпочтительно с опорой на то, что есть (до 20%), либо больше рассматривается как собственный потенциал (от 20%).
Среди испытуемых с преобладанием неудач встречаются как довольные своей жизнью, так и недовольные. При этом удовлетво­ренные своей жизнью оценивают свои возможности, опираясь на оценку результатов, достигнутых на данный момент времени, — отношение «могу—сейчас» (вычисляемое как разница этих процент­ных показателей) у них меньше 20%, т. е. свои возможности они расценивают, больше опираясь на то, что есть сейчас (чем на то, чего они желают достичь). Испытуемые, неудовлетворенные своей жизнью, оценивают свои возможности значительно выше. достиг­нутого ими на данный момент времени результата; отношение «могу—сейчас» у них больше 20%, т. е. свои возможности они рассматривают с опорой не на то, что есть в наличии, а больше как собственный потенциал.
____ _ _____^ Глава четвертая__.._...,__165
Среди испытуемых с преобладанием успеха также есть удовле­творенные своей жизнью и неудовлетворенные. Удовлетворенные своей жизнью оценивают свои возможности, исходя из оценки результатов достигнутого на данный момент времени; а неудовле­творенные оценивают свои возможности значительно выше достиг­нутого ими на данный момент времени результата.
В общем, можно сделать следующий вывод: именно субъектив­ная оценка своих возможностей относительно реальной жизненной ситуации влияет на удовлетворенность или неудовлетворенность в жизни, а не стремление к успеху или страх перед неудачей. Испы­туемые, которые считают, что они способны и могут достичь гораздо большего, чем есть в настоящий момент, и рассматривают свои возможности как свой потенциал, неудовлетворены своей жизнью. Наоборот, испытуемые, которые оценивают свои возможности как незначительно превосходящие то, что есть в настоящий момент (при средних значениях преобладания успеха и неудач), удовле­творены своей жизнью».
По Н. А. Растригиной, «разница (отношение) между «могу» и «хочу» отражает степень противоречия между самооценкой лич­ностью своих способностей и возможностей и субъективной оценкой перспективы развития в данных условиях и обстоятельствах жизни. Может ли человек в данных условиях свободно реализовать все свои желания, или испытывает трудности, или не вполне осознает, что он может и чего он хочет, поддерживая высокую самооценку (иллюзией всемогущества) и испытывая неудовлетворенность в жиз­ни» [96, с. 41].
«Что же касается соответствия своих возможностей своим же­ланиям и влияние на них разницы успеха—неудачи, то данное ис­следование позволило получить следующие эмпирические резуль­таты.
1. Оценка своих возможностей относительно своих желаний не связана прямо с преобладанием стремления к успеху или избеганию неудач.
2. Удовлетворенные и неудовлетворенные своей сегодняшней жизнью используют различные стратегии, что больше складывается не под влиянием стремления к успеху или боязни неудач, а зависит от оценки своих возможностей ("могу") в отношении желаемого ("хочу").
3. Независимо от преобладания стремления к успеху или опыта • неудач, неудовлетворенность в жизни возникает, если желания значительно превосходят возможности. Однако среди испытуемых с преобладанием неудач, в случае небольшого преобладания страха неудачи, довольные и недовольные своей жизнью испытуемые ис­пользуют различные стратегии; а при более высоких показателях преобладания неудач у неудовлетворенных своей жизнью испы-
^66 ^ Активность личности как жизненная_темпдра^ъная^:истема
туемых их желания значительно расходятся с их возможностями. Среди испытуемых, выбирающих успех, при низких и средних показателях величина расхождения желаний и оценки своих воз­можностей не связана прямо с удовлетворенностью настоящим, а при очень высоких показателях стремления к успеху оценка своих возможностей близка или равна желаемому, а иногда даже превос­ходит желаемое.
Стратегию соотношения реального, возможного и желательного довольные и недовольные жизнью испытуемые выстраивают по-разному. Неудовлетворенные своей жизнью испытуемые оценивают реальное и возможное достаточно остро; у них разница между оценкой своей удовлетворенности "сейчас" и оценкой своих воз­можностей быть удовлетворенным "могу" в процентном выражении (т. е. результат вычитания баллов "сейчас—могу", который харак­теризует оценку возможности относительно оценки того, что есть "сейчас") не превышает 25%. При этом их оценка своих возмож­ностей относительно желаний либо значительно превосходит их же­лания, либо равна им, либо их незначительно превышает (до 27%).
У неудовлетворенных своей жизнью испытуемых при значи­тельной самооценке своих возможностей относительно реального положения дел (от 25% и выше) происходит либо снижение же­ланий (так, чтобы возможности превысили желания), либо совпа­дение возможного и желаемого, либо человек выискивает более широкие перспективы для реализации в будущем своих возмож­ностей и все возрастающих желаний. При низкой оценке своих возможностей в настоящем неудовлетворенные жизнью испытуемые продолжают ориентироваться на свои желания, которые значитель­но превосходят возможности (от 30% и выше).
4. Существует группа испытуемых, у которых отрицательное соотношение между возможным и желательным. Некоторые из них в своем жизненном целеполагании учитывают свои возможности, но не видят дальнейшей перспективы (ничего не желают). Другие слишком обременены внешними, но не внутренними обязательст­вами, так что они желают только того, что требуют эти обстоя­тельства, а значит, у них отсутствует ответственность перед собой. Наконец, у третьих желания ограничиваются внутренним запретом;
это может быть стратегией более высшего морально-нравственного порядка, однако в нашем исследовании эти моменты детально не анализировались.
Если удовлетворенность жизнью "здесь и теперь" рассмотреть как способность (возможность) оптимально достигать желаемого, то, очевидно, что на конкретном этапе жизни (в настоящем) разные люди по-разному оценивают свои способности координировать свои усилия для полной реализации своих возможностей. Испытуемые могут быть более ориентированы на будущее (ожидаемые послед-
________ ____Глава четвертая_____ _____________167
ствия) или на прошлое (прошлые события), наконец, на сущест­вующие в настоящем внешние обстоятельства. Вообще-то личность по определению — организатор своей жизни и должна бы разре­шать противоречия между реальными и идеальными, реальными и оптимальными моделями поведения, но в действительности это происходит не всегда.
С учетом ожидаемых результатов своих действий человек строит поведение. Мы предложили испытуемым определить степень удов­летворенности жизнью в категориях «сейчас», «могу», «хочу» по шкале от 0 до 100%. Это позволило нам определить субъективную оценку потенциала своих личностных возможностей по сравнению

со

своим желанием быть удовлетворенным и их соотношение — с выраженностью удовлетворенности—неудовлетворенности сейчас.
На основе всех этих данных мы попробовали выявить способы самоорганизации личности во времени. Типообразующими были выдвинуты следующие параметры: а) преобладание мотивации до­стижения успеха или избегания неудачи; б) оценка личностью своих возможностей достичь желаемого относительно настоящего;
в) временная позиция. Были выявлены три типа. У первого мо­тивация к успеху превосходила мотивацию к избеганию неудачи. У второго мотивация к успеху была близкой (или равной) моти­вации избегания неудачи. У третьего мотивация избегания неудачи превосходила желание достичь успеха.
Результаты данных для каждого типа отдельно приведены в таблицах

[96].



168 Активность личности как жизненная темпоральная система _

Как видно из таблицы, среди представителей этого типа пред­ставлены как люди довольные жизнью, так и недовольные. При этом преобладающая величина устремления к успеху не оказывает прямого влияния на удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью и на существующие противоречия (между "хочу" и "могу", между "имею" и "хочу" и т. п.). Однако чем выше желание успеха и субъективная оценка собственных возможностей ("сейчас—могу"), тем ниже степень удовлетворенности. При незначительном же пре­обладании стремления к успеху желания равны или незначительно превышают возможности. Оценка своих возможностей у испытуе­мых этого типа может снижаться с ростом стремления к достиже­нию успеха, либо оставаться равной и даже превосходить свои желания. А в общем у представителей этого типа преобладает максимализм, ориентация на полное, абсолютное (на 100%) удов­летворение своих желаний.
____________ _____^ Глава четвертая _____________169

Как видно из таблицы, абсолютное большинство представителей этого типа жизнью довольны. Они равномерно распределяют соб­ственные усилия по ходу жизни так, чтобы их желания не намного превышали возможности, это дает им удовлетворение своей судьбой и снижает, если не сводит вообще на нет, мотивационные проти­воречия. Свое настоящее они оценивают как среднее по возмож­ностям (средние показатели разности "сейчас—могу"),
Только незначительное число представителей этого типа своей жизнью не довольно. У них отмечены крайние оценки своих воз­можностей (либо все, либо ничего) при незначительной мотивации к достижениям.

Таблица 4 Показатели мотивации, удовлетворенности жизнью и самооценка возможностей у третьего типа

№ респ.

Мотивация к

Раз­ница 2-х
моти­вов

Удовлетворенность в жизни

Разница между удовлетворенностью

Оцен­ка воз­мож­ностей

успеху

избе­ганию

сейчас

могу

хочу

сейчас-хочу

сейчас-могу

могу-хочу

49

19

21

-2

65

70

100

35

5

30

-25

27

16

18

.2

60

70

40

20

10

-30

40

26

15

17

-2

25

70

75

50

45

5

40

170 ^ Активность личности как жизненная темпоральная система

Как показано в таблице, у представителей третьего типа субъ­ективная возможность добиться успеха (внутренние и внешние ресурсы) увеличивается вместе с ростом желания и снижением удовлетворенности. Иными словами, чем больше человек хочет добиться успеха и чем меньше при этом он доволен собой насто­ящим, тем больше у него шансов получить желаемое. Субъективная возможность добиться успеха уменьшается, если желания расхо­дятся с возможностями, а человек при этом продолжает испытывать удовлетворение от себя настоящего. Наконец, чем ниже субъек­тивная возможность добиться успеха в настоящем, тем больше исполнение желание ориентировано на будущее (они откладываются на потом).
Попробуем проанализировать влияние оценки своих возмож­ностей разрешить противоречие между желательным и сложив­шейся ситуацией у испытуемых всех трех типов, довольных жизнью и недовольных, при их ориентации на успех или неудачу». Как показывают результаты исследования Н. А. Растригиной [96], удов­летворенность в жизни прямо не связана ни с ориентацией на избегание неудач, ни со стремлением к успеху, ни с преобладанием
_ __________ _ ____ ^ Глава четвертая____________ _ _ 171
одной из этих мотиваций; скорее, она зависит от способностей личности оптимально согласовывать свои возможности и желания со сложившимися условиями (соответствующая разность колеблет­ся от 0 до 25). Интересно, что на самооценку испытуемых не влияют ни ориентация на успех, ни страх перед неудачами, однако значительное преобладание в мотивации личности ориентации на опыт неудач, независимо от используемой стратегии самооргани­зации, приводит к снижению удовлетворенности в жизни. А чрез­мерно завышенная вера в свои силы и возможности (разрешить противоречие между желаниями и сложившимися условиями жиз­ни — разность 75—30) не связана с преобладанием стремления лич­ности к успеху или страхом неудачи. Это выражено у каждого из выделенных типов, но преобладает у людей, неудовлетворенных в данный момент времени «сейчас».
Преобладание в ориентации личности стремления к успеху или избеганию неудачи при чрезмерно заниженной оценке своих сил и возможностей разрешить противоречия между «хочу» и «могу» также присуще представителям всех трех типов. Однако у лиц, ориентированных на успех, заниженная самооценка проявляется только у неудовлетворенных жизнью. Соответственно, у лиц, ис­пытывающих страх перед неудачами, занижение самооценки воз­можно в двух случаях: у довольных жизнью — при незначительном преобладании страха перед неудачами, у недовольных жизнью — при значительном преобладании страха перед неудачей.
Полученная типология способов самоорганизации личности под­тверждается и на уровне внутренних неосознаваемых темпоральных представлений испытуемых (по ассоциациям на слово «время»). Рассмотрим наиболее выраженные примеры темпоральных представ­лений у испытуемых различных типов с наличием мотивационных противоречий и без них (т. е. у лиц, жизнью довольных).
Сначала рассмотрим испытуемых из группы неудовлетворен­ных, имеющих противоречия между желаниями и возможностями, настоящим и будущим и т. д. по всем трем типам. (См. стр. 64)
Испытуемые первого типа с выраженными мотивационными противоречиями (недовольные собой или жизнью).
№ 53. Значительная уверенность в своих силах при слабой ориентации на успех. В ассоциациях на «время» преобладает по­зитивный боевой настрой — «жизнь, свобода, дорога вверх».
№ 18. Значительная ориентация на успех при некотором пре­обладании уверенности в своих силах. Ассоциации на «время» — позитивны, но они не «боевые», в них, скорее, проявляется надежда на получение поддержки извне — «цветы, звезды, любовь, доброта,
взаимопонимание ».
№ 24. При очень высокой оценке своих возможностей значи­тельно выражено стремление к успеху. Здесь испытуемый воспри-
172 Активность личности как жизненная темпоральная система_ __
нимает время
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.