.RU
Карта сайта

Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53 - 32

Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях
Практикум
Приведите пример групп, проявлявших эффективную креативность, в работе которых бы вы принимали участие. Как вы переходили от крупных элементов к мелким и обратно в ходе креативного процесса?
Выберите задачу или работу, в которую вы вовлечены, и разгруппируйте ее на параллельные, последовательные и гнездовые ТОТЕ, необходимые для ее воплощения.
Как ограничения по времени влияют на групповую креативность применительно к паттернам метапрограмм?
Какие типы креативности могут быть стимулированы посредством установления временных ограничителей? Каким типам креативности это может препятствовать?
Какустановление географических ограничителей влияет на групповую креативность применительно к паттернам метапрограмм?
Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 8.5. КАРТА Б

Существуют кластеры



Мечтатель

Реалист

Критик

метапрограмм, естественным образом связанные с мечтателем, реалистом и критиком



Что

Как

Почему

Видение «по направле-

Действие «по направле-

Логика «прочь от»



нию к»
Длительный срок

нию к» Короткий срок

Длительный/ короткий

Установлени типов ограш метапрограм

е различных 1чителей м ведет нию различ-



Будущее

Настоящее

срок
Прошлое/ будущее









ных стилей мышления







Метапрограммы могут стать важными инструментами: • расширения группового пространства восприятия; • увеличения гибкости для членов группы • движения по направлению к пространству решения







Например: если установить временной лимит (5 минут), люди становятся реалистами



Ключевые положения
С каждой стадией цикла («мечтатель», «реалист», «критик») можно ассоциировать конкретные кластеры паттернов метапрограмм.
Гибкость группы можно повысить путем приписывания различных кластеров паттернов метапрограмм.
Метапрограммы дают нам безоценочный способ выявления и описания различий между индивидуальными стилями и подходами.
Практикум
Подумайте, какая естественная связь существует между некоторыми паттернами метапрограмм. Определите паттерны, которые кажутся вам связанными естественным образом (например, видение -» длительный срок, действие -» задача, логика -»мелкие «группы» и т. п.).
Какие еще контекстуальные элементы могут влиять на метапрограммы группы?
Подумайте, как вы могли бы применять метапрограммы в собственной профессиональной реальности.
f Глава 8- Динамика креативности при решении проблем в организациях
Р^ АЗДЕЛ 8.5. КАРТА В

1. Цели, доказательства и действия для каждой стадии креативного цикла (мечтатель, реалист, критик) различны



2. Различные стадии креативного цикла должны быть сбалансированы



3. Не следует отдавать
приоритет мечтателю с ущербом для других стадий

















5. Важно:

4.



Важно оценить по достоинству стадию критика и определить его позитивные намерения и эффективность



2.1. Элементы различных стадий представлены на каждой стадии



• организовать; • подвести итоги; • реструктурировать и интегрировать различные точки зрения на всех трех стадиях



















2.2.
Критика можно обнаружить даже на стадии видения



б.
Каждой стадии соответствуют различные стили мышления

Ключевые положения
.Сбалансированность — ключевой критерий управления динамикой групповой креативности. Ни одной стадии или типу креативности не должно отдаваться предпочтение за счет других стадий и типов.
Эффективное управление креативностью в группе подразумевает постоянное подведение итогов и инкорпорацию точек зрения всех членов группы. Практикум
Какие виды проблем могут возникнуть, если «мечтатель» возьмет верх над «реалистом»? Над «критиком»?
Часть III. Управление групповой креативностью
Раздел 8.6. Достижение консенсуса в группе
Системы и группы интуитивно стремятся к пропорциональности и равновесности применительно к различным процессам и функциям. Роли «мечтателя», «реалиста» и «критика» — не столько типы личности, сколько выражение тенденции человека воплощать или выражать определенную установку или метапрограмму в группе или команде. Эта тенденция зачастую формируется динамическими влияниями, которые на нее оказывают другие члены группы и руководитель команды.
Для менеджеров (особенно на руководящих должностях) важно развить в себе способность выполнять все три роли («мечтателя», «реалиста» и «критика»), чтобы понимать и направлять креативные процессы членов группы. Базовые принципы эффективного управления креативностью группы для достижения какой-то цели — «подстройка с ведением» и «признание и добавление».
Следующее упражнение направлено на то, чтобы исследовать применение выработанных вами навыков для управления паттернами метапрограмм, ассоциированных с различными ролями внутри креативного цикла. Цель этой деятельности — исследовать методы применения моделей и понятий НЛП для управления фазой мечтателя в групповом процессе. Вместо того чтобы пытаться решить проблему, руководитель группы должен предложить идею или фантазию и попытаться привести группу к консенсусу относительно общей цели. Задача руководителя — признать и выявить каждую роль так, чтобы она внесла конструктивный вклад в креативный цикл. Позиция руководителя в группе — это метапозиция.
После взаимодействия каждый член группы должен нарисовать картину, отражающую его или ее понимание проблемы с точки зрения роли «мечтателя», «реалиста», «критика» или руководителя. Затем группа сравнивает и поясняет свои рисунки. Вместо того чтобы искать различия, руководитель пытается найти общие элементы рисунков, осуществить подстройку с ведением группы к общей картине или видению, которое включало бы элементы индивидуальных точек зрения. Задача руководителя — синтезировать индивидуальные точки зрения мечтателей, реалистов, критиков и руководителей в общую диаграмму или образ, который инкорпорирует общие элементы различных стилей мышления. Аналогичный процесс подобен тому, который пришлось использовать менеджеру из раздела 7.3 для координации своей команды разработчиков.
Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях
Затем вся группа переходит в метапозицию относительно собственного креативного процесса. В каком-то смысле, все члены группы становятся сторонними наблюдателями. Способность группы осознавать и самостоятельно корректировать паттерны собственного процесса и задачи чрезвычайно важна для развития успешной команды. Метазнанию группового процесса способствует занятие физически обособленной метапозиции применительно к групповому взаимодействию.
Каждый член группы должен привести два-три примера того, что ему показалось действительно ценным в навыках руководителя, и предложить что-то еще, что руководитель мог бы добавить к своим действиям или усилить — применительно к сообщениям, поощрению мета-программ, подстройке с ведением и т. п.
Общий временной фрейм для презентации проекта и дискуссии должен равняться примерно 20 минутам. Временной фрейм для итоговой метапозиции — 10 минут.
По окончании этой части сравните динамику упражнения, которое включает комплементарные взаимосвязи, с упражнением на интерви-зию в предыдущей главе, которое предполагало симметричные взаимосвязи. Данное упражнение по ряду признаков оказывается более сложным. В упражнении на интервизию нередко бывает проще сфокусироваться на решении, чем на проблеме, поскольку взаимодействие уже началось с проблемы. В упражнении этого раздела критику легче проявиться, чем в упражнении на интервизию, потому что критик, как правило, ищет проблемы, связанные с новой идеей, тогда как в первом упражнении проблема была определена изначально. Эти упражнения стартуют с разных этапов креативного цикла.
Упражнение: Достижение консенсуса в группе
1. Разбейтесь на группы по четыре: «руководитель», «мечтатель», «реалист» и «критик». «Мечтатель», «реалист» и «критик» должны принять роль согласно метапрограммным инструкциям, приведенным ниже.



«Мечтатель»
Что

«Реалист»
Как

«Критик»
Почему

Репрезентативные предпочтения
Подход Временной фрейм

Видение
К Длительный срок

Действие
К
Краткий срок

Логика
От
Длительный/ краткий срок

Часть III. Управление групповой креативностью











«Мечтатель»

«Реалист»

«Критик»



Что

Как

Почему

Временная ориентация

Будущее

Настоящее

Прошлое/







будущее

Референтность

Внутренняя (Я)

Внешняя

Внешняя





(окружение)

(другие)

Способ сравнения

Согласование

Согласование

Рассогла-







сование

2. «Руководитель» описывает группе общий проект или идею и взаимодействует с участниками на протяжении 10-15 минут, чтобыусовершенствовать идею.
«Руководитель» пытается осуществить подстройку с ведениемкаждого члена группы, чтобы достичь консенсуса.
Базовой стратегией «руководителя» должно быть признаниевклада каждого члена группы и затем суммирование этих вкладов с целью расширения или направления концентрации в сторону общей цели.
После взаимодействия «руководитель», «мечтатель», «реалист» и«критик» независимо друг от друга рисуют картину, представляющую их понимание проекта или идеи, и сравнивают рисунки в поиске общих черт.
После того как все члены группы сравнят и объяснят свои рисунки, «руководитель» сообщает, какие аспекты рисунков согласуются с его видением, и предлагает сделать те или иные дополнения,которые еще приблизят картины других к восприятию самого «руководителя».
По окончании этой части члены группы выходят из своих ролей иперемещаются в физически обособленную метапозицию. Каждыйчлен группы называет две-три характеристики навыков руководителя, которые он по-настоящему ценит, и высказывает свои предположения относительно того, что «руководитель» мог бы добавить к своим действиям, или чему следует уделить больше внимания.
Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях
Р^ АЗДЕЛ 8.6. КАРТА А



Упражнение





Развитие общей цели или видения



























Группы по четыре:





Фаза!





Фаза 2



• руководитель;



• мечтатель; • реалист;



Руководитель

Мечтатель



Члены группы рисуют каптины и гпавнивают

• критик



Представляет

• видение; • нагюавлен на



их в поиске сходства



Контекст



группе общую идею

позитив;



1
Руководитель призна-



мозгового штурма



или проект

• долгосрочное будущее;



ет и дополняет карты





• внутренняя референтность;



Реалист







• согласование









Осуществляет подстройку







• действия;





с ведением;признает







• направлен





и дополняет карты членов



Группа взаимо-



на позитив;





группы с целью их обога-



действует согласно



• краткосроч-





щения и достижения



соответствующим



ное будущее;





консенсуса



стилям мышления



• внешняя ре-



















• согласование





Критик





• логика;



ФазаЗ





• избегает





негатива;



Группа выходит





• долгий срок



из своих ролей





и краткий срок;



и перемещается





• референтность



в физически





«на других»;



обособленную





• рассогласование



метапозицию









1





Члены группы признают навыки.







продемонстрированные руководи-







телем, и добавляют какие-то альтер-







нативы, которые позволяют руково-





















дителю расширить свои

способности



Часть III. Управление групповой креативностью
Ключевые положения
Эта деятельность сконцентрирована на том, как применять модели и понятия, представленные в данной книге, при управлении стадией «мечтатель» группового креативного процесса.
Единственно верного способа управлять группой не существует. Различные руководители группы обладают различными стилями, которые могут быть одинаково эффективны.
Базовыми принципами эффективного направления креативности группы к общей цели являются «подстройка с ведением» и «признание и дополнение».
Способность группы осознавать и самостоятельно корректировать паттерны собственного процесса и его цели чрезвычайно важна для построения эффективной команды.
Метазнанию о групповом процессе способствует занятие физически обособленной метапозиции, из которой группа может оценить собственное взаимодействие.
Практикум
Приведите примеры ситуаций, когда бы вы успешно управляли креативным процессом группы. Как вы осуществляли подстройку с ведением или признание и дополнение, чтобы вести группу к общей цели, видению или миссии?
Насколько важной для успеха, по-вашему, является осознание группой ее собственного процесса?
Какие элементы процесса группа должна осознавать?
МЛЕНИЕ
^ ИННОВАЦИОННЫМ МЫШЛЕНИЕМ В ГРУППАХ И КОМАНДАХ

Обзор главы 9 Основные задачи главы 9
Представить и рассмотреть типы стратегий коммуникации, связанных с креативностью, выделить аспекты, относящиеся к управлению.
Определить роль невербальной коммуникации в стимулированиии управлении креативностью группы.
Определить и провести ролевую игру, синтезирующую различныенавыки и движущие силы, задействованные в эффективном управлении групповой креативностью.
Разделы и цели каждого раздела
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.