.RU
Карта сайта

Литература Киевской Руси - Древнейший период истории Рима Источники по ранней истории Рима


^ Литература Киевской Руси

. До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая — «Остромирово Евангелие». Наиболее образованными в Киевской Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосий Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Усвоение церковно-славянской письменности сопровождалось перенесением на Русь при болгарском посредстве основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых, апокрифы («Хождение Богородицы по мукам»), историография («Хроника» Иоанна Малалы), а также произведений болгарской литературы («Шестоднев» Иоанна), чехо-моравской (жития Вячеслава и Людмилы). В К. Р. переводились с греческого языка византийские хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос («Девгениево деяние»), «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, с древнееврейского — книга «Есфирь», с сирийского — повесть об Акире Премудром. Освоение памятников иностранной литературы сопровождалось творческим отношением к переводу. Со 2-й четверти 11 в. развивается оригинальная литература (летописание, жития святых, проповедь). В «Слове о законе и благодати» митрополит Иларион с риторическим искусством, не уступавшим византийскому красноречию, трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди других народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями государственного строительства. Летописцы обращались к поэтическим преданиям языческого фольклора. Нестор пришёл к осознанию родства восточнославянских племён со всеми славянами. Его «Повесть временных лет» приобрела значение выдающейся хроники европейского средневековья. Житийная литература насыщалась актуальной политической проблематикой, и ее героями стали князья-святые («Жития Бориса и Глеба»), а затем подвижники церкви («Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик»). В житиях впервые, хотя в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества («Хождение» игумена Даниила). В «Поучении» к детям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Литературные традиции Киевской Руси и богатейший устный эпос подготовили возникновение «Слова о полку Игореве».

^ Архитектура и изобразительное искусство

. Вековой опыт восточнославянских племён в области деревянного зодчества и сооружения укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их высокоразвитые ремесленные навыки и традиции художественного творчества были усвоены искусством Киевской Руси. В быстром решении сложных идейно-художественных задач, которые возникали в ходе установления феодальных отношений, огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Ближнего Востока) с развитием торговых и политических связей. В относительно краткий период расцвета Киевской Руси древнерусские мастера освоили новые для них приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.
Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных брёвен ещё долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9—начале 10 вв. в некоторых сёлах появились обширные дворы вотчинников, а в княжеских владениях — деревянные замки (Любеч). Из укрепленных посёлков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к оборонительному валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской области; города разрушены в 1241).
На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новые. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль — резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов) с оборонительным земляным валом, рубленой стеной на нем и со рвом извне, и из посада (порой укрепленного). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных — бревенчатыми домами в один-два сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню («повалушу»), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Дворцы в кремлях с середины 10 в. имели 2-этажные каменные части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой дворцы вмещали залы площадью более 200 м2 (Киев). Общими для городов Киевской Руси были живописность их силуэта, где доминировал кремль с его красочными дворцами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с окружающим ландшафтом, возникавшая благодаря искусному использованию рельефа местности не только в стратегических, но и в художественных целях.
Со 2-й половины 9 в. летописи упоминают деревянные христианские храмы (Киев), число и размеры которых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020—26, зодчий Миронег) и даже 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989—996, разрушена в 1240) имела, возможно, 25 верхов. Она была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в, каменные проездные башни в городских укреплениях (Золотые ворота в Киеве), каменные крепостные стены (Переяслав-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога — все конца 11—начала 12 вв.) и величественные трёхнефные (Спасо-Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045—50, и Полоцке, 1044—66) храмы с хорами вдоль трех стен для князей и их близких. Универсальный для византийского культового строительства тип крестово-купольного храма, по своему истолкованный древнерусскими зодчими, купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра и пр. Указывают на связи зодчества Киевской Руси с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трех сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряженно-медлительный ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затененных хорами боковых нефов к просторной и ярче освещенной подкупольной части среднего нефа, ведущего к главной апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений, которые порождаются пространственными членениями и многообразием точек обзора. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (середина 11 в.) исполнены преимущественно византийскими мастерами. Росписи в башнях — полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь предается посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд которых устремлен прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряженность и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра этой эпохи («Остромирово евангелие» 1056—57, Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую виртуозные по исполнению великокняжеские венцы, подвески-колты и др. ювелирные изделия, которыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы славянской и античной мифологии совмещаются с христианскими символами и иконографией, отражая типичное для средних веков двоеверие, долго удерживавшееся в народной среде. В 11 в. получает развитие и иконопись. Произведения киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, которые вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для иконописцев всех древнерусских княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к искусству Киевской Руси, не сохранилось.
Во 2-й пол. 11 в. на смену княжескому строительству храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125), а ведущим типом становится трехнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объем, массивные стены, разделенные на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление богатырской мощи и почти аскетической простоты. В Киеве соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073—78, разрушен в 1941). Новгородские храмы начала 12 в. увенчаны тремя куполами, один из которых — над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113). Величавая простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с основным объёмом собора Юрьева монастыря (зодчий Петр), придающее особую цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений древнерусского зодчества 12 в. В 12 в. заметно меняется и стиль живописи. В замечательных мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился; мозаики и фрагменты фресок главным образом в Софийском музее-заповеднике, Киев) выполненных византийскими и древнерусскими художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик отдельных святых. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, которые в своих работах всё больше отходят от канонов византийского искусства и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба — в Киеве, 12 в.) преобладают славянские черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям.
Художественная культура Киевской Руси получила дальнейшее развитие в период феодальной раздробленности в различных древнерусских княжествах, обусловленное особенностями их экономической и политической жизни. Возникает ряд местных школ (владимиро-суздальская школа, новгородская школа), сохраняющих генетическую общность с искусством Киевской Руси и некоторое сходство художественно-стилистической эволюции. В местных течениях приднепровских и западных княжеств, северо-восточных и северо-западных земель всё сильней дают себя знать народные поэтические представления. Выразительные возможности искусства расширяются, но слабеет пафос величавой формы. Высокие достижения искусства Киевской Руси, явившиеся вкладом в мировую историю культуры, служили для местных течений, а затем для русского, украинского и белорусского искусства критерием художественного вкуса и образцом, к которому они неоднократно обращались как к источнику вдохновения и подражания.

Музыка

. Разнообразные источники (народные песни, былины, летописи, произведения древнерусской литературы, памятники изобразительного искусства) свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и торжественно-церемониальная музыка. В военных походах участвовали трубачи и исполнители на «бубнах» (ударных инструментах типа барабана или литавр). При дворе князей и у представителей дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, которые они зачастую сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время официальных приёмов, празднеств, на пирах князей и др. именитых людей. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княжеских дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связаны самые ранние письменные памятники русского музыкального искусства — рукописные богослужебные книги с условной идеографической записью напевов. Основы древнерусского церковно-певческого искусства были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоятельного певческого стиля — т. н. знаменного распева, наряду с которым существовал ещё особый род т. н. кондакарного пения.
Богатая и разносторонняя культура Киевской Руси явилась основой для последующего развития культур русского, украинского и белорусского народов.

^ РОССИЯ В ПРЕДДВЕРИИ СМУТЫ


Ливонская война.

Успехи на востоке и юго-востоке окрылили московских политиков. Их взоры устремились на северо-запад, к Балтике. Здесь, по южному и восточному берегам Финского залива и южнее, лежали древние новгородские и псковские земли. Захвачены они были в XIII в. и позднее в ходе агрессии в Прибалтику и на Русь крестоносцев, шведских королей.
Россия с ее развивавшимся сельским хозяйством, промыслами, торговлей остро нуждалась в морских путях на запад, связях с европейскими странами. Об этом мечтали русские купцы, а дворяне — о новых землях в Прибалтике.
По договору 1554 г. дерптский епископ должен был платить Москве “Юрьевскую дань” за захваченный когда-то русский город Юрьев (Дерпт). Но он не выполнял это условие. Более того, Орден вступил в союз с Сигизмундом II Августом, королем польским и великим князем литовским, против России. Назревала война.
В январе

1558 г.

русская армия вступила в Ливонию. Под ее ударами пали Нарва, Дерпт и другие города. Но вскоре в правительстве возникли разногласия — его глава Адашев со своими сторонниками предлагал прекратить военные действия на северо-западе и перенести их на юг — наступать на Крым. В 1559 г. Россия заключает перемирие с Ливонским орденом. Воспользовавшись передышкой, его руководители перешли под покровительство Сигизмунда. Часть орденских земель захватили Дания (остров Эзель) и Швеция (Ревель и северную Эстонию). Иван вместо ослабленного Ордена получил трех грозных противников — польского, датского и шведского королей.
Иван Васильевич, стоявший, как и ряд других деятелей, за продолжение войны в Ливонии, охладел к “Избранной раде” и Адашеву. Правительство пало. Адашева царь послал воеводой в Юрьев, и он там вскоре умер, как полагают, ко времени — над ним нависла угроза расправы: мнительный и подозрительный монарх обвинил его в отравлении только что усопшей царицы Анастасии, своей любимой жены. В том же подозревал царь и своего духовника Сильвестра, протопопа Благовещенского собора в Кремле, его сослали.
Война в Ливонии возобновилась. Русские войска захватывают новые земли и города. Начинаются военные действия на территории Литвы—к русским переходит Полоцк (1563 г.) и другие места. Но в следующем году русская армия терпит сильное поражение на реке Улле под Полоцком. Начинается полоса неудач. Как нередко случалось и раньше, царь винит в них всех, кроме самого себя; начинаются очередные казни. Некоторые воеводы, среди них — Андрей Михайлович Курбский, герой “Казанского взятия” и иных походов и сражений, бегут за рубеж, в ту же Литву.
В 1564 г. царь начинает большое наступление. Но терпит новую неудачу. Война затягивается. Одновременно, нарушив перемирие, возобновляет набеги крымский хан. В том же году полчища Девлет-Гирея опустошают рязанские и другие земли на юге.
По существу России с этого времени пришлось воевать на двух фронтах: западном, против Литвы и Ливонии, и южном, против Крыма и стоявшей за ним Турции.
...30 мая 1566 г. в Москву въехало пышное литовское посольство. Возглавлял его гетман Ходкевич. Царь и бояре услышали его предложение — заключить перемирие; по нему Россия сохраняет за собой земли, захваченные в Прибалтике. Царь созвал Земский собор, и его участники — члены Боярской думы, церковные иерархи, приказные дельцы, верхи дворянства и купечества — высказались за продолжение войны. Им казалось возможным успешно завершить ее, завоевать всю Ливонию.
В последующие годы победы перемежались поражениями. Русским вскоре пришлось столкнуться на полях сражений с объединенными войсками Речи Посполитой, как стали называть Польшу и Литву, которые объединились в единое государство по
Люблинской унии 1569 г. Тогда же Турция и Крым организовали поход на Астрахань, окончившийся, правда, провалом.
Набеги крымцев не прекращались. В 1571 г. их большое войско дошло до Москвы, сожгло ее. В следующем,

1572 г.

Девлет-Гирей повторил нашествие в еще больших масштабах; его цель — захват и расчленение России на улусы во главе с крымскими князьями и мурзами. В многодневных сражениях под Серпуховом, селом Молоди и Москвой русская армия М. И. Воротынского наголову разгромила врага. Россия была спасена. Однако крымские набеги, а ими отмечен 21 год из 25 лет Ливонской войны, сыграли свою, и немалую, роль в ее исходе.
Правда, тогда же и позднее русские армии одержали новые победы в Ливонии, захватили почти всю ее, кроме Риги и Ревеля (походы 1572—1575 и 1577—1578 гг.). Но ликовать было рано— вскоре начались поражения, все более серьезные. На польско-литовский престол, вскоре после смерти Сигизмунда II, вступил Стефан Баторий, князь трансильванский, незаурядный полководец. В коалиции со шведами он наносит удары по русским войскам, переносит военные действия на территорию противника.
Стефан Баторий отбивает в 1579 г. у русских Полоцк, Великие Луки и другие города и земли. Царь крайне удручен — страна разорена тяготами и бедствиями войны, неурожаями и эпидемиями, голодом и разрухой. Служилые люди, смертельно уставшие, не хотят воевать; крестьяне и посадские люди бегут на окраины, спасаясь от мобилизации и податей, бесчинств опричников, воевод и своих помещиков. Ко всему прибавились репрессии, личные переживания царя — однажды в припадке гнева он смертельно ранит старшего сына Ивана, наследника престола (1582 г.). Известно, что на царевича Ивана делали ставку противники Грозного царя. Жертвами террора стали многие видные деятели, в том числе военачальники, тысячи простых людей.
Казалось, страна и ее правитель агонизируют: впереди — катастрофа. Но героическая оборона Пскова, который Стефан Баторий осаждал пять месяцев, не стяжав успеха, заставила его пойти на переговоры. В 1582 г. в Яме-Запольском русские послы заключили перемирие с Речью Посполитой, в следующем году — Плюсское перемирие со Швецией. Россия потеряла все завоевания в Ливонии. Война из-за нее, стоившая стране, ее народам огромных жертв и длившаяся четверть столетия, окончилась безрезультатно. Только в ходе войны со Швецией (1590—1593 гг.), при сыне Ивана Грозного Федоре, удалось вернуть южное побережье Финского залива и Карелию.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.