.RU
Карта сайта

А) Свободные цены — - План Понятие, признаки и виды субъектов хозяйственной деятельности Учредительные документы юридического лица


А) Свободные цены —

это цены, которые свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов (ст. 190 ХК). В статье 7 Закона «О ценах и ценообразовании» отмечено следующее, что свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.

^ Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полез­ность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический раз­мер прибыли зависит от уровня согласованной цены.


Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Более того, цена является су­щественным условием любого хозяйственного договора (ст. 189 ХК Украины), в отличие от общегражданских договоров, в кото­рых цены могут быть не согласованы и тогда определяются на ос­новании «обычных» цен (ст. 632 ГК Украины).


Цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зави­симости от изменения цен на сырье (материалы) и других фа­кторов, влияющих на формирование затрат. Так, в п. 3 ст. 692 ГК Украины говорится, что если договором купли-продажи установ­лено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от по­казателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затра­ты и т.п.), но при этом не определен способ ее пересмотра, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара.


Б) Государственные цены

подразделяются

на две группы: фикси­рованные и регулируемые цены.
Фиксированные цены

прямо устанавливаются государством в лице строго определенных государственных органов, перечень ко­торых установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.1996. Фиксированные цены не могут быть увеличены или уменьшены субъектами хозяйствования.


Регулируемые цены

— это предельные уровни цен или предельные отклонения от государственных фиксированных цен. Регулируемые цены бывают максимально предельными или минимально предельными.


^ Государственные цены устанавливаются на:



В переходный период к рыночной экономике в Украине пре­имущественно действуют два вида цен: свободные (рыночные) и государственные. При этом их удельный вес в общей массе произ­водимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.


"Основу действующей системы цен образуют свободные цены. Регулируется в Украине всего около 8 % товарных цен, тогда как в США - 1/5, а в Японии - 2/5"/11/. Учитывая разрушенность, разбалансированность и высокий уровень колонизации внутреннего рынка, надлежащих оснований для такой высокой доли свободных цен в Украине нет.

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свобод­ные рыночные цены. Но перейти целиком только к ним нельзя. Да и нигде в мире этого нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где про­текают экономические процессы, наиболее полно отвечающие ин­тересам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государ­ство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся эко­номических условий переходить к регулируемым или даже фикси­рованным ценам.


2. В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие основные виды:

  1. оптовые цены на продукцию промышленности;



  2. цены на строительную продукцию;



  3. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;



  4. тарифы грузового и пассажирского транспорта;



  5. розничные цены;



  6. тарифы на коммунальные и бытовые услуги;



  7. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).



Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственно­сти в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупает­ся оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.


Оптовая цена предприятия (отпускная цена)

— цена изгото­вителя продукции, по которой предприятие реализует произведен­ную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим пред­приятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обес­печивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовый ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в услови­ях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.


Норма прибыли формируется на рынке в результате конкурен­ции товаропроизводителей, она может меняться и фактически ме­няется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производ­ства и реализации применительно к разным условиям цен и выби­рают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.


А. Оптовые цены промышленности

— цены, по которым пред­приятия и организации-потребители оплачивают продукцию опто­во-сбытовым и снабженческим организациям.


Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка — это цена на услугу по снабжению и сбыту.

Как любая цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.


^ Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к произ­водству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сфе­рой обращения (оптовой торговлей).


^ Разновидностью оптовой цены промышленности является

цена биржевого товара

(или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависи­мости от качества товара, отдаленности товара от места поставки и других обстоятельств, предусмотренных биржевым контрактом.


В. Цены на строительную продукцию

определяются с учетом ее сметной стоимости. При этом различают:



  1. цену, определенную на основании твердой сметы. В твердую смету изменения могут вносится только на основании соглашения сторон.



  2. цену, определенную на основании приблизительной сметы. В случае возникновения необходимости существенно превысить

    приблизительную смету, подрядчик обязан своевременно преду­предить об этом заказчика.

С. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

пред­ставляют собой оптовые цены, по которым реализуется сельскохо­зяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.

На практике закупочные цены для от­дельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, про­данной по различным каналам реализации (заготовительным ор­ганизациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхоз­ном рынке и др.). Закупочные цены — договорные (свободные) цены, которые устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена состоит, во-первых, из себе­стоимости, во-вторых, из нормы прибыли, необходимой для про­должения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расши­ренного воспроизводства.
D

. Тарифы, грузового и пассажирского транспорта — это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные эле­менты тарифа — издержки и прибыль транспортных организаций, а также НДС.


Особенностью формирования издержек в этой отрасли являет­ся то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и вы­грузка) и ставки затрат за движенческую операцию (транспорти­ровка грузов).
E

. Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организа­циям.

Они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими элемен­тами, ее образующими: оптовой ценой промышленности и торго­вой надбавкой или торговой скидкой.

Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предпри­ятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения то­варов.
F

. Тарифы на коммунальные и бытовые услуги — это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми орга­низациями и коммунальными службами.

К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.
Цены на эти услуги включают себестоимость и прибыль.
G

. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены), обладают рядом специфических черт, а именно:


а) отражают внешнеэкономические связи отечественных субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования;


б) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.


Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте.

Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе контрактных (внешнеторговых) цен, формирующихся в со­ответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативны­ми ценами.

^ Мировой ценой

считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они рассчитываются в СКВ.
Мировая цена есть денежное выражение мировой интернацио­нальной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т. д.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государ­ства, которое проводит регулирование внешнеэкономической дея­тельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта, установление индикативных цен и т.п. На ми­ровые цены большое влияние оказывает инфляция.

Индикативные цены на товары (работы, услуги) применяются в таможенных целях и устанавливаются государством на основании статистической оценки уровня цен реализации таких товаров (ра­бот, услуг) для предупреждения занижения цен.


В соответствии с п. 2 указанного Положения под индикативными понимаются цены на товары, "которые отвечают ценам, сложившимся или складывающимся на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на мо­мент осуществления экспортной (импортной) операции с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определен­ных согласно законодательству Украины. Индикативные цены могут вводиться на товары: относительно экспорта которых при­менены антидемпинговые меры или начаты антидемпинговые расследования или процедуры в Украине или за ее пределами; относительно которых применяются специальные импортные процедуры в соответствии со статьей 19 Закона Украины «О внеш­неэкономической деятельности»; относительно экспорта которых установлен режим квотирования, лицензирования; относительно экспорта которых установлены специальные режимы; экспорт которых осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»; в иных случаях во исполнение международных обязательств Украины.
Перечни индикативных цен на соответствующие товары содер­жатся в приказах Министерства экономики и по вопросам евро­пейской интеграции Украины, публикуемых в газете «Урядовий кур'єр» не менее чем раз в месяц (см., например, приказ Мини­стерства экономики и по вопросам европейской интеграции Укра­ины «Об утверждении перечня минимальных уровней индикатив­ных цен на некоторые виды продукции, которая экспортируется из Украины в ноябре 2003 года» от 03.11.2003 г. № 304).
На импортированные товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением: 1) расходов по закупке; 2) расходов по доставке товаров до границы в валюте стра­ны-экспортера. При пересечении границы, то есть на территории Украины, импортная стоимость пересчитывается в гривни по офи­циальному курсу НБУ. К ней добавляются таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.
Уровень мировых цен учитывается внутри страны и в рознич­ных ценах, и в тарифах на услуги, например, в гостиницах для ино­странцев, при продаже потребительских товаров за иностранную валюту в специальных валютных магазинах, и в оптовых ценах.

^ Внешнеторговую цену товара следует отличать от таможенной стоимости товара.

Таможенная стоимость

определяется расчет­ным путем и включает цену товара, указанную во внешнеэкономи­ческих контрактах (фактурную стоимость), а также все дополни­тельные расходы, возникающие у покупателя до момента пересе­чения груза таможенной границы Украины. Например, если товар реализуется в вагонах на ж.-д. станции Одесса-порт, то для опреде­ления таможенной стоимости товара к цене контракта прибавля­ется стоимость выгрузки груза из вагонов и погрузки его на суда (стоимость экспедирования) в порту Одесса. Таможенная стои­мость служит базой для начисления таможенных сборов, таможен­ной пошлины и НДС при таможенном оформлении груза.


^ 3. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов


Как известно, одной из основных требований рыночной экономики - это развитие конкуренции, состязательности субъектов предпринимательской деятельности, устранения барьеров на пути выхода их на рынок всех товаров и услуг.
В Украине этому препятствует очень высокий уровень монополизации рынка, при котором практически нет возможности для конкуренции как основного двигателя предпринимательства и производства в рыночных условиях.
По данным Антимонопольного комитета Украины, 536 промышленных предприятий занимают монопольное положение на 700 рынках (согласно методике Антимонопольного комитета Украины доля их на соответствующих общегосударственных рынках превышает 35%). В частности, по результатам проведенного Антимонопольным комитетом Украины совместно с Министерством статистики обследования, наиболее монополизированными оказались рынки машиностроения (99,7%), химической и нефтяной промышленности (68,9%), металлургии (44,9%) [9,с.107].
Кроме них, существует великое множество региональных монополистов, среди которых производители хлеба, молочных и мясных продуктов. Это приводит к сплочению производителей - монополистов против других субъектов предпринимательской деятельности и потребителей, давлению с их стороны на органы власти и управления.
Сосредотачивая в своих руках важные экономические рычаги, монопольные образования стремятся к получению максимально возможной прибыли, работают ради собственных интересов, могут навязывать своим партнерам невыгодные условия, удерживать на высоком уровне цены.
Одним из направлений государственной защиты от злоупотребления монопольным положением на рынке является ценовая политика, которая нашла выражение в Положении "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований", утвержденного КМУ от 22.02.1995г. №135.
Вышеназванное положение изменило политику государства в отношении регулирования цен естественных монополий и хозяйствующих субъектов, которые включены в перечень предпринимателей, занимающих монопольное положение на общегосударственных и региональных рынках, и тех, кто нарушает требования антимонопольного законодательства Украины.
Теперь согласно положения регулирование цен производится в отношении соответствующих субъектов предпринимательской деятельности, а не по отдельным видам товаров и услуг, как это было предусмотрено действующим законодательством. Нарушение требований антимонопольного законодательства в ценообразовании, связано с такими видами цен, как:
- установление монопольно низких цен;
- установление монопольно высоких цен;
- установление дискриминационных цен.
Как монопольные, так и дискриминационные цены пагубно влияют на экономику в целом, так и на конкретных потребителей.
^ Монопольная цена - это цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителей (ст.1 Закона Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности"). Так, установление монопольно низких цен, приводит к ограничению конкуренции.
Установление монопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары предприятием занимающим монопольное положение на рынке приводит к нарушениям прав потребителей, которые отказываются от закупок товара.
Одним из подобных дел, рассмотренных Антимонопольным комитетом Украины, связанного с монопольными ценами, является дело Бершадского электрического завода (Винницкая область). В январе 1994 г., Киевское предприятие обратилось к заводу с просьбой о закупке температурных реле РБ5-1. Производитель предложил цену 110 тыс. крб. за штуку, хотя еще в конце 1993 года она составляла 13 тыс. крб. предприятие было вынуждено отказаться от закупки.
По этому факту Комитет возбудил дело. В процессе расследования было установлено, что завод занимает монопольное положение на рынке температурных реле этого типа. Цена изделия предприятием завышена. Факторами, вызвавшими ее рост, стали не обосновано завышенные расходы по статье "Материальные расходы" и нарушение методики расчета прибыли.
По результатам рассмотрения дела Комитетом принято распоряжение, которое обязывало администрацию завода немедленно прекратить нарушение, снизить монопольно высокую цену до экономически обоснованного уровня.
В результате цена на продукцию завода снизилась более чем на 40%, что обеспечило экономию для потребителей около 5 млн. крб. из расчета на каждые 100 штук реле и позволило им приобрести необходимую продукцию[9, с. 109].
Что касается дискриминационных цен (тарифов, расценок), то здесь следует отметить следующее. Дискриминационные цены могут устанавливаться как субъектами хозяйствования, так и государственными органами власти и местного самоуправления. В первом случае установление цен хозяйствующими субъектами приводит к нарушению прав потребителей, а во втором лишает равноправия самих хозяйствующих субъектов.
В Украине, в западном мире ценовая дискриминация получила широкое распространение. Она например, имеет место тогда, когда продавцами при одинаковых издержках производства и распределения назначаются разные цены на одни и те же товары различным покупателям, либо когда назначаются одинаковые цены разным покупателям при неодинаковых издержках. Крупными фирмами используются различного рода скидки на цены определенных групп покупателей или отдельных регионов с тем, чтобы вытеснить своих конкурентов и добиться монопольного положения на рынке.
В настоящее время наблюдаются также случаи установления дискриминационных цен для предпринимателей со стороны органов власти и управления. Это объясняется медленным отходом части государственных органов, особенно регионального и местного уровня, а также разных объединений от административных методов управления, их стремлением переложить трудности экономического кризиса на плечи предпринимателей.
Так, например, в январе 1996 года в Комитет от Одесского городского Совета народных депутатов поступило заявление по поводу неправомерных действий Одесской облгосадминистрации. В сентября 1995 года облгосадминистрация издала распоряжение, в соответствии с которым все поставщики тепловой энергии, кроме областного арендного предприятия "Одесстеплокоммунэнерго", осуществляют поставку тепла детским дошкольным учреждениям и общеобразовательным школам по цене 3120000 крб., а в то время как ОАП "Одесстеплокоммунэнерго" - по цене 6870000 крб. Установление таких тарифов означало предоставление ОАП "Одесстеплокоммунэнерго" льгот, которые поставили его в привилегированное положение относительно других предпринимателей Одесской области. Таким образом, в распоряжении были обнаружены признаки нарушения, предусмотренные в Законе Украины "Об ограничении монополизма ...". В ходе рассмотрения дела была создана комиссия, которая установила, что указанное распоряжение Одесской облгосадминистрации было издано без согласование с Одесским территориальным отделением, таким образом была устранена дискриминация предпринимателей (Антимонопольный Комитет Украины. Годовой отчет .- 1996. - С.88).
Согласно "Положения о государственном регулировании цен (тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований" регулирование цен на продукцию монопольных образований осуществляется путем:
- установления фиксированных цен;
- предельных уровней цен;
- предельных уровней торговых надбавок и снабженческо-сбытовых
наценок;
- предельных нормативов рентабельности;
- путем введения обязательного декларирования изменения цен.
Декларирование означает необходимость объявлять о принятии решения о повышении свободных цен.
Вместе с декларацией представляется ряд документов. Среди них - данные о предполагаемом изменении цен, калькуляция себестоимости, объем производства, достигнутый и предполагаемый размер прибыли, основание изменения цен.
При введении обязательного декларирования изменения цен монопольные образования могут изменить цену на продукцию только после декларирования этого изменения, регистрации нового размера цены.
Решения относительно уровня цен принимается соответствующими органами в 20-дневный срок после получения материала по обоснованию изменения цен.
Решение относительно введения или отмены государственного регулирования цен, регистрации декларированных цен или их изменения направляются монопольному образованию, соответствующему органу Антимонопольного комитета и органу государственного контроля за ценами.
Согласно п.9 названного выше положения, хозяйствующие субъекты, у которых проверками выявлены нарушения требований антимонопольного законодательства Украины путем установления монопольных или дискриминационных цен, обязаны в 10-й срок после получения акта проверки уведомить соответствующие органы о принятых мерах.

^ 4. Органы, осуществляющие регулирование цен и ценообразования


Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй­ственной ситуации

могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

^ В отношении подавляющего большинства товаров, производи­мых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие

правила и принципы ценообразования

, в ряде случаев уста­навливает предельные уровни рентабельности или цен и таким пу­тем осуществляет свои управляющие функции. Однако государст­венные органы по общему правилу не устанавливают конкретные цены на изделия, изготовляемые отдельными собственниками.


^ Государственное регулирование цен осуществляется примени­тельно к продукции

предприятий, занимающих монопольное по­ложение

на рынке товаров, а также на товары и услуги, опреде­ляющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.


Поэтому в период перехода к рынку в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразова­ния должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы това­ров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен опре­делять и реализовывать цели и приоритеты экономического и со­циального развития.


^ Одним из основных направлений государственной деятельно­сти в сфере экономики является проведение ценовой политики.


Ценовая политика является составной частью общей экономи­ческой и социальной политики Украины и направлена на обеспе­чение:

- регулирования государством отношений обмена между субъ­ектами рынка с целью

обеспечения эквивалентности

в про­цессе реализации национального продукта;


-

соблюдения необходимой паритетности цен

между отрасля­ми и видами хозяйственной деятельности;


- стабильности оптовых и розничных цен.


Функции

по обеспечению ценовой политики в соответствии со ст. 116 Конституции Украины и Закона Украины «О ценах и цено­образовании» возложены

на Кабинет Министров Украины

. В част­ности, этот орган:


а) устанавливает порядок ценообразования для казенных предприятий;


б) издает правила по установлению или регулированию цен для
сторон публичного обязательства;


в) утверждает перечень ресурсов, продукции и услуг:


- определяющих существенное воздействие на общий уровень и динамику цен;


- имеющих социальное значение для населения;


- природных монополистов.


г) определяет полномочия органов государственного управления в сфере установления и применения цен (тарифов), а также
контроля за ценами (тарифами).


Данные полномочия подтверждены Решениями Конституцион­ного суда Украины от 02.03.99 г. по делу № 1-18/99 (дело о комму­нальных услугах) и от 10.02.2000 г. по делу № 1-21/2000 (дело о ценах и тарифах на жилищно-коммунальные и иные услуги).


В своих Решениях Конституционный Суд Украины отметил, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полно­мочиям Верховной Рады Украины относится определение основ политики ценообразования и выработка на законодательном уров­не принципов установления и применения цен (осуществлено в За­коне «О ценах и ценообразовании»). Однако только Кабинет Ми­нистров Украины обеспечивает проведение политики ценообразо­вания, осуществляет непосредственное регулирование цен (тари­фов), а также контроль за ними.


Органы государственной исполнительной власти и местного са­моуправления устанавливают цены и тарифы на отдельные виды продукции, товаров и услуг в соответствии с полномочиями, опреде­ленными Кабинетом Министров Украины в постановлении № 1548 от 25.12.96 «

Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов местных советов относительно регулирования цен (тарифов)»

. В частности:


1.

Государственный комитет строительства, архитектуры и жи­лищной политики

формирует сметную нормативную базу и опре­деляет порядок ее применения

в строительстве

.



  1. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные админи­страции

    наделены правом регулировать

    залоговые цены на стек­лянную тару

    .



  2. Министерство здравоохранения по согласованию с Минис­терством экономики и по вопросам европейской интеграции

    ут­верждает

    перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию.

  3. Министерство транспорта

    :



а) подает Кабинету Министров Украины предложения относительно установления

тарифов на перевозку грузов железнодорожным тран

спортом в пределах Украины и связанные с ними услуги;


б) устанавливает по согласованию с Минэкономики:


- тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой внешне­торговых и транзитных грузов в морских и речных портах (на причалах), и услуги, которые предоставляются судам за­граничного плавания в морских и речных портах (на прича­лах) Украины;


-

тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа же­лезнодорожным транспортом

в международном и внутрен­нем соединении (кроме пригородных перевозок);


-

тарифы на перевозку пассажиров и багажа автобусами меж­дугородных межобластных маршрутов

;


- аэронавигационные сборы за аэронавигационное обслужива­ние воздушных судов в воздушном пространстве Украины;


-

аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов и п

ас­сажиров в аэропортах Украины (посадка-взлет воздушного судна, обслуживание пассажиров в аэровокзале, сверхнорма­тивная стоянка воздушного судна, обеспечение авиационной безопасности).



  1. Госкомсвязи по согласованию с Минэкономики устанавлива­ет тарифы:

а) на основные

услуги электросвязи

, которые предоставляются
на территории Украины, и услуги международной связи;


б) на универсальные

услуги почтовой связи

, которые предоставляются на территории Украины, и услуги международной связи;


в) на прием и доставку отечественных

периодических печатных
изданий по подписке.

  1. Минфин по предоставлению Межведомственной комиссии по вопросам государственной ценовой политики в горно-металлурги­ческом комплексе

    устанавливает размеры коммерческой (оптово-сбытовой) и других видов надбавок к цене производителей

    на гор­норудную продукцию отечественного производства

    , реализуемую для последующей продажи на внутреннем рынке субъектами хо­зяйствования независимо от формы собственности.



  1. МОН, Госкоминформ,

    другие центральные органы исполни­тельной власти, которые размещают государственный заказ

    на вы­пуск печатной продукции,

    устанавливают норматив рентабельно­сти производства (в случае выпуска печатной продукции за счет бюджетных средств) в размере 5 процентов и на их доставку к по­требителям в размере 5 процентов.



  2. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики

    устанавливает тарифы

    на электроэнергию

    , отпускаемую населе­нию для бытовых потребностей, а также:



- предельный уровень оптовых и розничных цен

на природный газ

, используемый для потребностей населения и бюджет­ных организаций;


-

тарифы на транспортировку магистральными трубопровода­ми природного газа, нефти, нефтепродуктов

, аммиака и эти­леновых веществ, которые поставляются потребителям Украины;


- тарифы на хранение и транспортировку природного газа рас­пределительными сетями и поставку природного газа;


- по согласованию с Минэкономики предельный уровень опто­вой цены на природный газ для предприятий коммунальной теплоэнергетики, тепловых электростанций, электроцентра­лей и котельных субъектов хозяйствования (в объемах, кото­рые используются для производства тепловой энергии для на­селения, бюджетных учреждений, при условии ведения эти­ми предприятиями отдельного приборного и бухгалтерского учета тепла и горячей воды для указанных потребителей).



  1. Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные админи­страции, исполнительные органы Львовского и Криворожского городских советов

    регулируют (устанавливают)

    тарифы на пере­возку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пас­сажирском транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, трол­лейбусе

    (который работает в обычном режиме движения).



  1. Укрпромжелезтранс

    устанавливает тарифы на перевозку грузов железнодорожными подъездными путями,

    погрузо-разгрузочные работы

    и другие услуги, которые предоставляются пред­приятиями промышленного железнодорожного транспорта.



  2. Госкомзем по согласованию с Минфином и Минэкономики

    :



- устанавливает цены (тарифы) на разработку

документации по землеустройству

и проведения землеоценочных работ;


- определяет предельные размеры платы

за выполнение земле­устроительных работ

в случае бесплатной передачи гражда­нам Украины земельных участков в соответствии с законо­дательством.


Вышеуказанным постановлением КМУ № 1548 от 25.12.1996 установлены также

другие полномочия органов управления всех

уровней

в отношении регулирования цен и тарифов в различных сферах.
Государственная инспекция Украины по контролю за ценами имеет право(п.7) [4]:

  1. проводить в любых субъектах предпринимательства проверки бухгалтерских документов, книг, отчетов, калькуляций и т.п.

  2. получать необходимые для проверки порядка установления применения цен и тарифов сведения, справки, другие документы и копии с них об уровне и экономической обоснованности цен на товары, их технико-экономических характеристик, эффективности, потребительских свойствах и т.п. от объединений, предприятий и организаций (включая органы стандартизации, статистики, банки и др.);

  3. при осуществлении своих полномочий обследовать с соблюдением соответствующих правил производственные, складские, торговые и др. помещения, объединений предприятий и организаций, используемые для изготовления, хранения и реализации товаров и сырья, а также организаций для оказания различных услуг;

  4. прекращать операции субъектов предпринимательства по счетам в банках и в других финансово-кредитных предприятиях в случае отказа в проведении проверки или допуска работников государственных инспекций по контролю за ценами для обследования производственных, складских и других помещений, используемых для изготовления, хранения и реализации сырья и товаров.

В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправительст­венных соглашений о принципах торгово-экономического сотруд­ничества, в которых содержатся определенные сторонами форму­лировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях про­изводят по договорным ценам, а в других случаях — для отдель­ных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции — применяются мировые цены.
В ряде соглашений, заключенных Украиной с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость проведения согласован­ной политики в области ценообразования. Важно предупредить рост цен за счет необоснованного включения затрат в себестои­мость, использовать согласованные принципы и методы калькули­рования себестоимости продукции. Поэтому основной целью таких соглашений становится обмен информацией о применяемых нор­мативных документах по ценообразованию, представляющих вза­имный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции.
Кроме того, возникает необходимость в проведении согласован­ной ценовой политики при межгосударственных поставках и де­нежно кредитных отношениях.
5. Контроль

за соблюдением дисциплины цен. Ответственность в сфере ценообразования


Функции контроля в области дисциплины цен возложены на правительственный орган государственного управления —

^ Госу­дарственную инспекцию по контролю за ценами (далее — Госцениспекция).

Госценинспекция действует

в составе Министерства экономики

и подчиняется ему.
Госценинспекция имеет территориальные органы — государст­венные инспекции по контролю за ценами в Автономной Респуб­лике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Госценинспекцию возглавляет

начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по предоставлению Министра экономики.


Основными задачами Госценинспекции и ее территориальных органов являются организация и осуществление контрольно-на­блюдательных функций по вопросам соблюдения центральными и местными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, предприятиями, учреждениями и организациями требований относительно формирования, установ­ления и применения цен и тарифов.
Для выполнения возложенных на нее задач Госценинспекция:
- проводит мониторинг цен и тарифов на товары и услуги по­требительского рынка, готовит предложения по применению мероприятий к стабилизации ценовой ситуации;
- осуществляет проверки соблюдения порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;
- выдает по результатам проверок органов исполнительной власти, субъектов хозяйствования обязательные для выпол­нения предписания относительно устранения нарушений по­рядка формирования, установления и применения цен и та­рифов;
- применяет меры за нарушение субъектами хозяйствования порядка формирования, установления и применения цен (тарифов) и осуществляет иные полномочия, предусмотрен­ные законодательством.
Ряд полномочий

Госценинспекции соотнесен с полномочиями государственной налоговой службы,

о чем имеется отсылочная норма в Законе «О ценах и ценообразовании».
Как уже указывалось выше, Госценинспекция применяет меры ответственности

к нарушителям государственной дисциплины цен.

В соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразова­нии» выручка, необоснованно полученная хозяйствующими субъ­ектами в результате нарушения государственной дисциплины цен, подлежит изъятию. При этом с виновного лица взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной выручки

.
Выручка считается полученной неправомерно,

если субъект хозяйствования:


а) осуществляет начисление непредусмотренных законодательством наценок к регулируемым ценам и тарифам;
б) применяет свободные цены на продукцию (услуги и работы),
на которые установлен режим государственного регулирования;
в) применяет цены на продукцию (услуги, работы) с рентабельностью, уровень которой превышает установленный законодательством предельный уровень рентабельности;
г) применяет цены с нарушением установленного порядка обязательного декларирования их изменения;
д) завышает или занижает размер предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, которые включаются в структуру цены, или не включает таковые в структуру цены, на
которую установлено государственное регулирование;
е) включает в структуру регулируемых цен дополнительные
расходы, не предусмотренные законодательством, или включает
расходы сверх установленных размеров;

ж) включает в стоимость продукции и услуг, цены на которые
регулируются, фактически не выполненные или выполненные не в
полном объеме услуги (работы);


з) применяет торговые и снабженческо-сбытовые надбавки (на-
ценки) сверх установленного предельного размера;


и) применяет цены на услуги, не предусмотренные нормативно-
правовыми актами, устанавливающими для него соответствующие
перечни платных услуг.


Необоснованно полученная субъектами хозяйствования сумма выручки рассчитывается следующим образом:




Вопросы для самоконтроля:



  1. Что такое цена как экономическая категория?



  2. Каково значение цены как правовой категории?



  3. Какие существуют виды цен?



  1. В чем отличие государственных регулируемых и государ­ственных фиксируемых цен?



5. Как разграничиваются полномочия различных органов
управления в сфере ценообразования?


6. Какие санкции предусмотрены законодательством за нарушение порядка ценообразования?




2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.