.RU
Карта сайта

Раздел 2. Общество в истории (ось «времени») - Обществоведение для граждан Новой России Московский Государственный...

Раздел 2. Общество в истории (ось «времени»)


2.1 История как общественное явление


«Всемирная история есть разумное необходимое обнаружение абсолютного духа».
Г.Ф.В. Гегель

^ История как осознание народом фактора времени.

История есть общественное явление, напрямую связанное с самосознанием народа. Более конкретно, история -- осознание народом фактора времени.
Единой истории человечества не существует, поскольку каждый народ осознает время по-своему, в соответствии с теми культурными ценностями и воззрениями, которые он вырабатывает в ходе своего развития. Когда один народ начинает описывать историю другого народа, он волей-неволей переносит на него собственное понимание прошлого, свой исторический опыт, и такое описание оказывается заведомо пристрастным и неточным.

^ Универсальной модели развития не существует.

Универсальной модели развития общества не существует, каждый народ идет своим собственным путем, и формы и этапы развития при внешнем сходстве у разных народов остаются различными по сути. История народов протекает не только с разной скоростью и в разном ритме, но и подчас в разных направлениях, не говоря уже о существенных отклонениях, тупиках или многовековом топтании на месте.
В истории есть и поступательное движение, и циклы, и периоды регресса и упадка. И каждый народ осознает это по-своему, давая собственную версию истории, с заложенными в ней оценками того, что считать прогрессом, а что регрессом.

^ История как творческий акт.

История является творческим актом, в котором творцом выступает коллективная сущность, состоящая из многих поколений – прошлых, настоящих и будущих. Действия отдельных личностей – великих и заурядных – отражаются в истории через народ и в контексте народа, который придает действиям смысл, дает им оценку, соотносит с общей логикой. Вне исторического самосознания народа любое действие – даже чрезвычайно масштабное – немедленно утрачивает смысл, становится проявлением хаоса, а не порядка.
Поэтому осознание логики истории народа является необходимым элементом обществоведения. Без этого знание об обществе повисает в воздухе и становится пустой абстракцией.
^ Общество -- явление историческое, оно неразрывно связано с осознанием народом логики своего развития. И любая типология обществ, их сравнение между собой, метод их изучения не могут не учитывать того, что члены данного общества сами думают о нем, о его истоках, его содержании и цели его существования.

^ Три взгляда на исторический процесс.

Осмысление истории народа может проходить с различных философских позиций. Можно выделить три основных взгляда на историю:

Каждая из этих позиций содержит в себе особую логику осмысления истории.

^ Консерватизм: история как упадок.

Консервативное видение исторического процесса берет за образец древние общества и их структуру. Здесь действует принцип нисхождения истории от «золотого века» к «веку железному». Исторический процесс представляется постепенным отходом от изначальной нормы, упадком и деградацией. Это сказывается и на трактовке исторических событий: эпизоды древнейшей истории народа превозносятся, воспеваются в культуре и принимаются некритично. Все последующее оценивается в сравнении с миром древних: чем больше сходства, тем лучше рассматриваемый исторический период, чем меньше -- тем хуже.
Такие взгляды свойственны большинству традиционных религий, осмысляющих логику истории как движение от рая к аду, к светопреставлению и финальной катастрофе, которая разразится из-за того, что люди отошли от образцов «великого прошлого». В конце истории наступит избавление и восстановление изначального «золотого века».
Чем консервативнее общество, чем фундаментальнее в нем религиозные начала и установки, тем шире преобладание скептического отношения к нововведениям и процессам модернизации.

^ Циклизм: история как неизменность.

Циклическое понимание истории свойственно не только древним религиям (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство), но и некоторым современным историческим школам (Н.Я.Данилевский (1822–1885), О.Шпенглер (1880-1936), А.Тойнби (1889-1975), Л.Н.Гумилев (1912-1992) – показательно название книги Л.Н.Гумилева «Конец и вновь начало», М., 2004). Согласно этому взгляду на историю однолинейного прогресса не существует: любое общество, народ или цивилизация развиваются по циклическому принципу, причем ритм этого развития и длина циклов не совпадают. У каждого общества есть расцвет, зрелость и упадок. Но мера этих явлений понятна только изнутри данного общества и не может быть оценена извне.
Историки данного направления считают, что ничто в жизни человечества принципиально не меняется, все научные достижения и новые теории скрывают под собой некое постоянное содержание. Технический прогресс не несет в себе автоматически прогресса морального: человечество и в новейшие эпохи остается жестоким, иррациональным, эгоистичным и наивным, -- точно таким же, как всегда. Об этом свидетельствуют, в частности, мировые войны и тоталитарные режимы, появившиеся в ХХ веке -- как раз тогда, когда более всего велось разговоров о «гуманизме», «прогрессе», «мире», «развитии» и «правах человека».
Задача историка, стоящего на позициях циклизма, состоит в том, чтобы точно определить, в какой точке цикла находится рассматриваемое общество, и какова структура этого цикла в целом.

^ Прогресс: история как поступательное развитие.

Третий взгляд на историю, появившийся в Западной Европе в Новое время вместе с эпохой Просвещения (XVIII век), рассматривает историю как однонаправленный и необратимый прогресс, как поступательное движение, где каждый последующий этап качественно совершенней предыдущего.
Впервые термин «прогресс» применительно к течению времени употребил англичанин Френсис Бэкон (1561-1626). В 1750 году французский философ Тюрго (1727-1781) сформулировал аксиому прогресса в следующих словах: «Тотальная масса человеческого рода идет постоянно ко все большему совершенству».
Теории «исторического прогресса» берут за образец опыт западно-европейской цивилизации, рассматриваемый как путь непрерывного прогресса и развития. При этом по умолчанию считается, что по этому пути суждено пройти всем остальным народам, странам, культурам и цивилизациям. Общества, которые развиваются по иной траектории, прогрессистский подход автоматически записывает в «недоразвитые», «примитивные» и «нецивилизованные».
В последние двести лет прогрессистский взгляд на историю завоевал много сторонников, став официальной догмой не только западной исторической школы, но и большинства ученых-гуманитариев во всем мире. Распространение идеи «прогресса» связано с притягательностью западной культуры и техники, а также материального благосостояния для остальных народов. И если, с теоретической точки зрения, все взгляды на логику истории могут быть аргументированы с одинаковой убедительностью, пример материального благополучия стран Запада добавляет веса западной гипотезе «прогресса», особенно в глазах тех слоев населения, для которых материальные ценности убедительнее и весомее, нежели духовные и нравственные.
Противники этой теории возражают, отказывая техническому развитию в том, чтобы быть высшим критерием, коль скоро оно не сопровождается соответствующим развитием духовной сферы.

^ Единой картины истории не существует.

Наличие трех основных позиций в выборе взгляда на логику истории показывает, что в сфере обществоведения никакой единой исторической картины просто не может быть. И консерваторы и прогрессисты будут настолько по-разному толковать то или иное событие, ту или иную реформу, ту или иную историческую личность, что может сложиться впечатление, что речь идет не об истории одного и того же народа, а о чем-то совершенно различном.

Контрольные вопросы



  1. Назовите три основных взгляда на сущность исторического процесса.

  2. Как видят историю консерваторы?

  3. На чем основывается вера в прогресс?

  4. Может ли быть техническое развитие основным аргументом в пользу в пользу теории всеобщего прогресса? Обоснуйте свой ответ.

  5. В чем, на ваш взгляд, циклисты видят подтверждение своим теориям о том, что все в истории повторяется?


2.2. Общество и его содержание


«Общество – это природа, но только целиком
созданная человеком.»
М.Вебер

Определение «общества».

«Общество» (по лат. «societas», отсюда -- «социальный», т.е. относящийся к «обществу», «общественный») в широком значении этого термина есть способ и, одновременно, среда существования человека. В отличие от животного, поведение человека, помимо биологических механизмов, определяется влиянием общества, которое формирует личность, делает человека человеком. Все представители животного мира появляются на свет готовыми к самостоятельному существованию в окружающей среде, снабженными аппаратом инстинктов и генетических программ. Ребенок же с момента рождения попадает не в природную, а в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная с самых элементарных функций – питания, передвижения и т.д.

«Неотения».

Для того, чтобы подчеркнуть общественный характер человека, психологи (в частности, А.Портман) выдвинули термин «неотения», предлагающий рассматривать первый год существования новорожденного человека как «пребывание в социальной утробе». В сравнении со сходными биологическими видами человек появляется на свет слишком рано для самостоятельного существования в окружающем мире, и это заставляет рассматривать начальный период развития ребенка как продолжение цикла «беременности» («пренатальное» состояние), проходящее не в физическом, а в социальном организме. Лишь после 10-12 месяцев пребывания в общественных условиях (семьи или иных социальных институтов) ребенок получает навыки адаптации к окружающему миру, которыми животные наделены в момент своего появления на свет.
Теория «неотении» подчеркивает фундаментальное влияние общества на человека не только в периоды воспитания, развития рассудочной деятельности и активного участия в общественных процессах, но и на самом первом этапе жизни, когда закладываются многие механизмы, в дальнейшем предопределяющие структуру личности и ее идентичность.

^ Язык основа социальности.

Огромную роль на раннем этапе жизни человека играет язык, на котором говорят окружающие. Его звуки, интонации, а позже и схватываемые ребенком простейшие смыслы формируют структуру мышления, предопределяя заложенные в нем ассоциации, логические связи, структурированные процессы. Язык настолько важен для человеческого существа, что некоторые ученые приравнивают его к самой сущности «общества», а социальную среду отождествляют с языковой средой.
«Общество» как среда бытия человека основано на коммуникации, общении, обмене знаниями, а следовательно, язык лежит в центре общественного бытия.
Структура общества и структура языка, преобладающего в обществе, представляют нераздельное целое до такой степени, что невозможно строго провести между ними водораздел или решить вопрос о том, что первично -- «язык» или «общество».

^ Пол как социальное явление.

Другим важнейшим элементом, закладываемым в период самого раннего детства, является половая идентификация. Эта область формирования личности подробно исследуется психологами, сексологами и психо-аналитиками, строящими на тщательном анализе отношений в семье в первые годы жизни ребенка личностный портрет и, в первую очередь, структуризацию его половой идентичности.

^ Общество содержит в себе смысл, разум и волю.

В обществе концентрируется сущность человеческого бытия: все что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Общество выполняет в отношении людей ту же роль, какую выполняет природа для остальных живых существ. Более всего человек отличается от животных наличием разума и воли. Следовательно, силовыми линиями структуры человеческого общества становятся именно эти качества. В обществе запечатляется, развивается, передается и видоизменяется «коллективный разум», и на основании маршрутов и структур этого «коллективного разума» определяется спектр и ориентации действий, проекты и решения индивидуума. Можно сказать, что «общество» представляет собой «большого человека», коллективную личность, живую и развивающуюся.
Общество содержит в себе, производит и подчас видоизменяет смыслы, выстраивает их иерархии, распределяет и группирует их. Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей.
Точно так же и с понятием воли. Индивидуальная человеческая воля (если не брать во внимание проявление чисто биологических потребностей и влечений) становится реальностью только в общественном контексте, где она приходит во взаимодействие с волей других людей. Из совокупности волевых импульсов складывается жизнь конкретного общества.
Даже высшие истины религии тесно связаны с наличием общества. В «Евангелии» Христос говорит: «...Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (От Матфея 18: 20). Это означает, что для полноценной религиозной организации необходимо минимальное общественное измерение, которое и является изначальным условием существования священного института Церкви.

^ Семья как модель общества.

Первичной ячейкой общества является семья. Институт семьи известен в той или иной форме на протяжении всей истории человечества. Зафиксированы исторически различные типы семей: полигамные (в том числе «полиандрии» – т.е. «многомужество»), моногамные, патриархальные, матриархальные, с различными моделями наследования (по отцу, по матери, к старшему брату, к младшему брату и т.д.)
В семье структурируются основные общественные отношения – иерархия, культура, распределение функций полов, преемственность, отношение к собственности, обрядовая сторона жизни, модели соучастия в больших коллективах и т.д. Семья есть малая модель общества, а само общество может быть уподоблено большой семье.
Наиболее древние правовые кодексы, как правило, относятся к урегулированию отношений в семье – в вопросах брака, наследства и т.д. Древнейшие системы запретов (табу), составляющие архаический пласт религиозных культов, также связаны с систематизацией семейных отношений – в частности, с запретом на кровосмешение (инцест).
В православной традиции христианская семья называется «домашней церковью», так как в ней, по словам Христа, «во имя Божие собраны двое или трое». Брак в христианстве считается таинством, и брачный символизм широко используется для описания отношений Бога с людьми: Христос часто предстает в образе Жениха, а Церковь, иногда душа христианина, -- в образе невесты Христовой.
В семье отражаются в миниатюре основные модели общественных отношений.

^ Патриархальная семья.

В последние тысячелетия большинство народов живут в условиях патриархальной семьи (моногамной или полигамной), осмысленной как важнейшая правовая, нравственная, социальная, культурная и политическая категория. В Римском праве патриархальные отношения были жестко регламентированы, основные публичные функции делегировались главе семьи, а жена и дети до определенного возраста рассматривались как своеобразная «частная собственность» домохозяина (наряду с рабами). В патриархальной семье высшим является старший мужчина, глава семьи. Женщины и дети находятся от него в психологической, юридической и экономической зависимости.
Патриархальные принципы настолько укоренились в человеческой психологии, в самом устройстве общества, в языке, культуре, религии, экономике, что продолжают оказывать решающее влияние на человека и в последние века, когда западно-европейское общество выдвинуло программу отказа от патриархата, юридически уравняв в правах мужчин и женщин и провозгласив «равенство полов». Тем не менее в обычной жизни и в семейной практике социальная программа эмансипации женщин, подкрепленная изменением юридической базы, до конца так и не воплотилась. За это ответственны тысячелетия патриархальной истории, повлиявшей на мужскую и женскую психологию, на культуру, мышление, бытовое поведение и даже структуру языковых форм
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.