.RU

4.3. Градации качества продукции - Содержание

^

4.3. Градации качества продукции


Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ РИСО 9000-2001). Градации качества - категория одноименного товара, отличающаяся между собой установленными значениями показателей качества.
Товары разных градаций качества, за исключением опасных, могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов. Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые в свою очередь устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.
Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - нестандартная или брак. К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным.
Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы.
^ Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим – к неликвидным. В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества:
- к первой градации относятся товары пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений;
- вторая градация – товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту;
- третья градация – опасные товары, не пригодные для использования по назначению. К данной градации относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а также для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил. В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации.
^

Тема 5. История развития управления качеством


Вопросы:

[лекции – 2 ч.]

5.1. История развития управления качеством в России


5.2. Опыт развития управления качеством в США


5.3. Японский опыт управления качеством



^

5.1. История развития управления качеством в России


Историю развития управления качеством продукции в России можно проследить, начиная со времени правления государством Ива­на Грозного, когда впервые были введены стандартные калибры — кружала — для измерения пушечных ядер.
В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволяло произво­дить их далеко от Свияжска – в Угличе.
Однако для данного периода характерны лишь стандартные решения. Начало более широкому внедрению стандартизации в про­изводство с целью повышения качества продукции было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.
В первом Собрании законов Российской империи эпохи Петра I присутствует ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемос­ти с целью повышения качества продукции, выпускаемой на отечест­венных предприятиях. Особое внимание Петр I уделял стандартиза­ции оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 года сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолети, когда будет повелено, делать одним калибром».
В контексте рассматриваемого вопроса об отечественном опыте управления качеством несомненный интерес представляет указ Пет­ра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста указа ясны требова­ния государя не только к качеству продукции, но и к системе контро­ля качества, государственного надзора за ним, а также меры наказа­ния за выпуск дефектной продукции.
Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петер­бурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии (с целью установления наличия или отсутствия брака), которым вменялось в обязанность следить за качеством экспорти­руемого Россией сырья (льна, древесины) и продукции.
Развитие промышленности и транспорта в России привело к рас­ширению работ по стандартизации. В 1860 голу был установлен еди­ный размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооруже­ние железнодорожных дорог, а в 1898 году — единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд же­лезнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сор­тамент (состав продукции по маркам, профилям, размерам) профилей прокатной стали.
Внедрение национальных стандартов и единых требований к ка­честву продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых приме­няли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в част­ности, к распространению трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), что затрудняло производство продукции и контроль за ее качеством.
Одним из первых после Октябрьской революции был принят Дек­рет «О введении международной метрической системы мер и ве­сов» (14 сентября 1918 года), имевший важное значение для развития стандартизации.
В 1926 году был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же го­ду приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандарт­ных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали осно­вой для овладения методами передовых зарубежных фирм по контро­лю качества продукции на базе системы допусков и посадок. Одной из первых форм управления качеством продукции стала проверка из­делий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные, то есть соответствующие и несоответствующие стандарту.
К 1975 году в стране действовало уже более 20 тыс. стандартов, охватывающих важнейшие виды промышленной и сельскохозяй­ственной продукции, более 15 тыс. отраслевых стандартов и свы­ше 100 тыс. технических условий.
Для планомерного повышения качества выпускаемой продукции были введены аттестация промышленной продукции по высшей, первой и второй категории качества и присвоение Государственного знака качества.
Следует отметить, что множество разработанных стандартов, ат­тестация промышленной продукции на категории качества не приво­дили к желаемому результату, так как все мероприятия проводились без системного подхода и лишь на одной стадии жизненного цикла изделия — стадии производства. Практика показывает, что только системный подход управления качеством позволяет добиваться по­ложительных результатов.
Проследим шаг за шагом последовательность воплощения сис­темного подхода к организации работ по улучшению качества про­дукции в отечественной практике.
В 1955 году на предприятиях Саратова были разработаны и внед­рены организационно-технические мероприятия по обеспечению бездефектного изготовления и сдачи изделий в отдел технического контроля с первого предъявления. Они образовали саратовскую сис­тему управления качеством (систему БИП). Ее цель — создание для производства условий, обеспечивающих изготовление продукции без отступлений от технической документации.
Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, являлся процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчислялся как процентное отношение количе­ства партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных в ОТК. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.
Значимость этой системы заключалась в том, что через количест­венный критерий — процент сдачи продукции с первого предъявле­ния — удавалось оценить качество работы. Ответственность за ка­чество была возложена на самих исполнителей. Для этого постоянно проводились аттестации рабочих и контролеров.
Однако саратовская система БИП при всех достоинствах имела ряд недостатков. Так, она распространялась только на рабочих цехов основного производства. Система работала по принципу «есть де­фект — пет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и раз­личную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции. В частности, она не позволяла контролировать и управ­лял, уровнем (стадией) разработок и проектирования изделий, не ох­ватывала такие важные стадии жизненного цикла изделия, как реали­зация и эксплуатация или потребление.
В 1957—1958 годах на предприятиях г. Горького (сегодня — Ниж­ний Новгород) появилась система КАНАРСПИ (качество, надеж­ность, ресурс с первого изделия). Здесь был сделан упор на повыше­ние надежности изделий в эксплуатации за счет укрепления техни­ческой подготовки производства, на долю которой приходилось 60—85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и прово­дились их исследовательские испытания, выявлялись причины, вы­зывающие отказы изделия в эксплуатации, разрабатывались мероп­риятия по их устранению.
Характерным для дайной системы управления качеством являет­ся то, что она выходит за рамки одной стадии изготовления продук­ции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и про­ектирования, эксплуатации или потребления.
Внедрение КАНАРСПИ на ряде предприятий Горьковской об­ласти позволило сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2—3 раза; повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5—2 раза, увеличить их ресурс в 2 раза; снизить трудоем­кость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3—2 раза.
В 1963—1964 годах на Ярославском моторном заводе была раз­работана и внедрена система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса). Ее цель — увеличение надежности и дол­говечности выпускаемых двигателей. В этой системе был учтен опыт предшествующих разработок БИП и КАНАРСПИ. Однако был вве­ден и новый важный элемент — управление связями между потреби­телями изделий и проектировщиками.
В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности дета­лей и узлов, лимитирующих моторесурс. Основным показателем в сис­теме является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, вы­раженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется. После достижения установленного моторесурса намечается его новое повышение. Для каждого последующего этапа увеличения моторесур­са разрабатывается и проводится комплекс конструкторских и техно­логических мероприятий, а также опытно-исследовательских работ.
Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярослав­ских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс. часов, увеличить гарантийный срок работы двигателя на 70%, сни­зить потребность в запасных частях более чем на 20%. Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комп­лексного подхода к управлению качеством продукции путем обоб­щения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.
В 1975 году па предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим миро­вым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстан­дартом была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции. В этой связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества. Были созданы группы качества, разработаны про­граммы качества, в вузах введены в программы обучения дисципли­ны по стандартизации и сертификации.
В 1978 были разработаны и утверждены Госстандартом основ­ные принципы ^ Единой системы государственного управления каче­ством продукции (ЕСГУКП).
При переходе к рыночным условиям исчезли директивные мето­ды управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, ко­торые напрямую ощутили требования мирового сообщества к ка­честву продукции.
Большой заслугой Госстандарта РФ в переходный период к рын­ку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы управления качеством с международными стандартами ИСО семейства 9000, которые представляют собой более высокий уровень развития науки управления качеством.
Если в США и Японии на протяжении многих лет реализуются программы повышения качества, проводится активная политика в во­просах качества, осуществляется долгосрочное планирование каче­ства, то в Европе, за редкими исключениями, управление качеством ограничивалось, по существу, контролем качества.
В течение 80-х годов повсюду в Европе наблюдалось движе­ние к повышению качества продукции, работ и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.
В последние годы качество стало фактором обеспечения конку­рентоспособности продукции европейских стран. Для реализации данной стратегии потребовались:

В 1985 году образованы Европейский координационный совет по испытаниям и сертификации и Европейский комитет по оценке и сер­тификации систем качества. Главная задача комитета — полностью, с наименьшими затратами, удовлет­ворить запросы миллионов потребителей единого европейского рынка.
В сентябре 1988 года президенты 14 крупнейших западноевро­пейских фирм подписали соглашение о создании ^ Европейского фонда управления качеством (ЕФУК). Область его деятельности охваты­вает следующие направления:

ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК)
учредил Европейскую премию по качеству, которая, начиная с 1992
года, присуждается лучшим фирмам.
^ Отличительные особенности европейского подхода к решению проблем качества:

Особенности западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству отражены в следующей таблице.

Сравнение подходов к качеству



^ Западный подход (США и Европа)

Восточный подход (Япония)

1. Качество основывается на низком уровне цен
2. Первая цель – прибыль, качество – категория случайная
3. Вопросы качества покупатели должны согласовывать с поставщиком
4. Общие идеи насчет качества

  1. Качество основывается па низком уровне дефектов

  2. Первая цель качество, прибыль не замедлит последовать

  3. Соглашение с требованиями покупателя по вопросам качества

  4. Строгая политика качества к каждому предмету


  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.