.RU
Карта сайта

Трезвеннеческая деятельность – - Основные термины и понятия, применяемые в антинаркотической воспитательно-профилактической...


^ Трезвеннеческая деятельность –

форма трезвого бытия и трезвенный способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира в аспектах формирования культуры здоровья.

Трезвенник –

человек, не имеющий питейной запрограммированности и не употребляющий спиртное.

^ Трезвенник естественный

– человек, физически свободный от отравления табачно-алкогольно-наркотическими ядами и избежавший табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности. (по А.А.Звереву)

^ Трезвенническая мысль.

В своем развитии Т.м. прошла долгий и тернистый путь от первого предположения о том, что посредством сурового наказания можно предупредить пьянство, до современных теорий формирования трезвого образа жизни подростков и молодежи. Рассматривая развитие трезвеннической педагогической мысли во всемирной истории, А.Н. Якушев выделил четыре основные этапа:
- первый этап – доэмпирический – примерно с VII тыс. до н.э. по XIV в. до н.э., когда преобладали алкогольные предрассудки и иллюзорные представления;
- второй этап – метафизическо-философский – примерно c XIV в. до н. э. по IV в. до н.э., когда высказывались предположения и субъективные взгляды о том, что опьяняющие изделия вредны для здоровья человека;
- третий этап – метафизически-педагогический – примерно с IV в. до н. э. по 1878 год, когда высказывались предположения и субъективные взгляды о том, что посредством антиалкогольного воспитания и обучения можно предупредить пьянство;

-

четвертый этап – научно-педагогический – с 1878 года по настоящее время, когда особое значение приобретают эмпирические исследования.

^ Трезвенническое просвещение –

вооружение учащихся и молодежи знаниями о вреде курения, ал-ля и других наркотиков, должно учитывать ряд факторов: 1) четко представлять назначение избранной формы воспитательного воздействия (лекция, беседа, объяснение в ходе урока); 2) у школьников и молодежи должно сложиться представление о том, что они лично могут сделать для уменьшения и, в конечном счете, искоренения пьянства; 3) учитель должен наметить, против каких ошибочных мнений, позиций, установок направит он свою деятельность.

Трезвенничество

( от лат. temperantia – воздержание), раньше – движение трезвенничества. Слово использовалось для обозначения полного воздержания (значение, широко применяемое в Англии). Таким образом: отель для трезвенников, гостиница трезвенников и т.д., где алкогольные изделия запрещены.

^ Трезвенное воспитание –

целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящую свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, здравосозидания, здравотворчества, правильного поведения и духовно-нравственных ценностей своего народа. На взгляд С.С.Аникина более емкое понятие, чем, к примеру «трезвенническое воспитание», потому что под ним скрыты разнообразные формы жизнедеятельности человека, которые существуют вопреки идеологии опьянения.

^ Трезвенное образование

как процесс

– освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы трезвенных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической трезвеннической деятельности, ценностных ориентаций на культуру здоровья и отношений;

как результат

достигнутый трезвенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта трезвеннической деятельности и отношений;

как система

– совокупность трезвенных образовательных программ и государственных образовательных учреждений, органов управления образованием.

^ Трезвенное обучение –

специально организованный трезвенный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности:

преподавание

(«руководство учением») – организация учебного труда обучаемых, формирование у них трезвенной мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания трезвенного образования;

учение

усвоение содержания трезвенного образования и опыта учебно-познавательной трезвеннической деятельности обучаемыми.

^ Трезвенное развитие личности

– процесс формирования трезвой личности как социального качества индивида в результате его социализации и трезвеннического воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

^ Трезвенное самовоспитание –

осознанная, целеустремленная трезвенническая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

^ Трезвенное самообразование

– активная целенаправленная познавательная трезвенническая деятельность человека, связанная с поиском и усвоением трезвенных знаний в интересующей его области.

Трезвенность

– мировоззрение, которое не признает оправданным употребление опьяняющих веществ в любых дозах и по любым поводам. Т.

– разумная сознательная жизнь без мифов и иллюзий, жизнь духовно-нравственная, здравая, правильная деятельность в которой отвергается всякое употребление опьяняющих веществ. (по С.С.Аникину)

^ Трезвенные движения –

широкая активная противоалкогольная деятельность населения.
Первое Т.д. (1858 – 1860) началось в период революционного подъема и явилось наиболее ярким его проявлением. Движение возникло сначала в Ковенской, потом Виленской и Гродненской губерниях, а через год распространилось на десятки других. Оно было стихийным и истинно народным, суть его состояла в том, что в знак протеста против злоупотреблений откупщиков, сравнительной дороговизны и значительной токсичности водки, россияне коллективно отказывались от ее употребления. Население не подчинялось распоряжению царизма об уничтожении существующих и запрещении создания новых обществ трезвости. 26.10.1860 г. был принят законодательный акт о замене с 1863 г. откупной системы акцизной.
Второе Т.д. началось в мае 1885 г. в связи с предоставлением сельским обществам права закрывать в пределах своих территорий кабаки. В течение нескольких лет десятки тысяч обществ потребовали очистить их земли от питейных заведений. Русь быстро трезвела, царизм быстро остановил этот бесподобный социальный процесс введением водочной монополии. Теперь частные кабаки сменили государственные казенки, право местного запрета было резко ограничено, начался подъем пьянства, однако даже в 1913 г. душевное потребление абсолютного потребления алкоголя в России было в 7 раз ниже, чем во Франции и равнялось всего лишь 3,13 л. Противоалкогольная борьба прогрессивных сил России, в том числе и большевиков, нарастала.
11.03.1914 г. новый министр финансов Барк расширил возможности закрытия питейных заведений сельскими обществами, это вызвало третье Т.д., которое с началом войны завершилось установлением трезвости на огромных просторах нашей Родины, причем не по воле царя, как считают многие, а народа.
Советская власть сохранила режим трезвости, и он был закреплен Постановлением СНК «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, «крепких напитков» и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», утвержденное В.И. Лениным 19.12.1919 г., и «Планом Электрификации РСФСР», предписавшем сохранить «Запрещение потребления алкоголя… как, безусловно, вредного для здоровья населения».
Октябрьский 1924 года пленум ЦК ВКП (б) по настоянию Сталина, Бухарина, Рыкова и еще четырех единомышленников принял решение о введении водочной монополии. Пленум ЦК партии был против этой опасной меры, однако «семерка» сделала нужное заявление, будто В.И. Ленин летом и в сентябре 1922 г. «несколько раз заявлял каждому из нас, что… необходимо будет ввести водочную монополию…». (И.В. Сталин Соч. т.9.с.192). Сталин скрыл письмо Ленина от 13.10.1922 г., адресованное ему лично, в котором против введения водочной монополии выдвинуты два веских аргумента: «…серьезнейшие моральные соображения и ряд деловых возражений Сокольникова» (В.И. Ленин. Соч., изд. 5, т.45, с.223). Против введения монополии возражали многие, в том числе старые большевики-ленинцы, например, Н.К. Крупская. В прениях на октябрьском 1924 года Пленуме ЦКК она призвала «бороться против закона о введении монопольки" при этом обратила внимание «на полную необоснованность цифровых данных Госплана, на отсутствие даже попытки выяснить причины распространения самогона», на «отрицательное отношение Владимира Ильича к торговле сивухой» («Известия» 11.10.1924 г., с.6.).
Монополию ввели через год (1.10.1925 г.) после решения октябрьского Пленума ЦК партии, причем перерыв был использован для подготовки населения к этому пагубному событию с помощью надуманных оправданий опасного шага и «рыковки» (30 водочные изделия). Отсюда видно, что монополия была введена обманным путем.
Вредоносное мероприятие сразу же породило массу бед: дезорганизацию производственной деятельности, общественной и семейной жизни; невыполнение планов, массовые прогулы и порчу оборудования; разложение партийных, профсоюзных и государственных кадров; резкий подъем самогоноварения, хулиганства и преступности. Создалась кризисная ситуация, для выхода из нее решили создать Общество борьбы с алкоголизмом (ОБСА).
Общество было открыто в феврале 1928 г., с июля стал выходить его журнал «Трезвость и культура». Началось замечательное советское трезвенное движение. Под влиянием Общества и при его непосредственном участии в 1929 г. вышли прогрессивные и серьезные противоалкогольные законы. Большую активность проявляли дети, особенно пионеры, они устраивали трезвенные митинги и демонстрации. Закрывались предприятия алкогольной промышленности и места торговли спиртным, многие труженики добровольно переходили к трезвости, были найдены интересные формы проведения трезвенной работы. Под влиянием ОБСА и детского движения первый пятилетний план так изменили, чтобы к завершению его резко снизилось производство водки и пива; во вторую пятилетку предполагалось полностью изжить эти отравляющие жидкости.
Триумфальное шествие трезвости испугало кое-кого из власть предержащих, поэтому на всесоюзный совет противоалкогольных обществ, ОБСА и журнал «Трезвость и культура» обрушились тяжелые и необоснованные удары. Ясная, четкая и реальная цель – утверждение в стране трезвости, была осуждена как узкотрезвенническая, вместо нее выдвинули широкую и туманную – выполнение «указаний т. Сталина об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс». («Культура и быт».-1931.-№27.-с.11.). «Новаторы» решили уничтожить пьянство путем борьбы с клопами, вшами, грязью и т.п. Эта идеологическая диверсия привела к ликвидации трезвенного движения (1932 г.). Общество уничтожили, однако, положительные результаты его деятельности долго давали знать о себе, не случайно до войны пьянство в СССР было слабо распространено, о чем свидетельствует, например, такой факт: в 1980 г. продано алкогольных изделий в 7,8 раз больше, чем в 1940 г., а население за это время выросло только на 1,36 раза.
В 1981 г. начался пятый этап Т.д. Оно связано с межведомственной научно-практической конференцией «Профилактика пьянства, алкоголизма в промышленном городе», состоявшейся в г. Дзержинске. Здесь пропагандисты трезвости впервые открыто и единым фронтом выступили против сторонников так называемого умеренного питья и были поддержаны большинством делегатов. (по Г.А. Шичко)

^ Трезвенные убеждения

– основанная на научных трезвенных знаниях и личном опыте уверенность в несостоятельности алкогольного поведения и в объективной социальной необходимости осознанного полного воздержания людей от употребления алкоголя и активного участия в антиалкогольной деятельности.

Трезвость

– естественное, творческое и единственно разумное состояние человека, семьи, общества, государства. Т. это полная свобода от табачно-алкогольно-наркотических самоотравлений. (по А.А. Звереву) Обзор С.С. Аникиным десяти словарей общего порядка показал, что слово Т. в большинстве из них отсутствует. Исключение составляют словарь Т.Ф. Ефремова, где этот термин раскрывается как «здоровая рассудительность, свободная от иллюзий, самообмана» и словарь С.И. Ожегова, который дает более чем скромное определение: «Трезвость – 1. см. трезвый; 2. Воздержание от спиртных напитков; 3. Состояние трезвого человека». Видимо читателю следует иметь большую интуицию и богатое воображение или опыт, чтобы чувствовать, понимать, а затем раскрывать значение термина Т. Авторами большинства словарей слово «трезвый» рассматривается в нескольких вариантах: как не пьяный, не хмельной, вообще воздержанный в спиртном, непьющий и не упивающийся. А также как человек, отличающийся «здравой рассудительностью», свободой от иллюзий, самообмана, кто «руководствуется в своих поступках, суждениях требованиями рассудка», «здравого смысла», «чуждый мечтательности, фантазерства», «здравомыслящий», «рассуждающий и поступающий здраво, разумно», «без хмеля в голове», как «трезвенный человек».
Словари энциклопедического характера о Т. не сообщают ничего, зато трезвенников относят к членам религиозных групп, таких как анпиловцы, колосковцы, чуриковцы, которые возникли в конце XIX – начале XX века, и были близки к духовным христианам, которые пропагандировали трезвость и религиозно-нравственное самосовершенствование. Вполне вероятно, что составители словарей усматривали в слове Т. религиозно-мистический смысл, и видимо, поэтому изъяли его из словарного запаса русского языка в советский период времени.
Попытка отыскать слово Т. в церковных словарях также не увенчалась успехом. Для Г. Дьяченко быть трезвым, то же что и быть бодрственным, т.е. бдительным, неусыпным, неустрашимым, храбрым, сильным. В его понимании, быть трезвенным – значит быть воздержанным. Рассуждая о Т., он говорит о душевной трезвости, о таком состоянии духа, когда тот недоступен увлечениям, пристрастию и прочим склонностям. Когда человек, напротив, руководствуется в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи. Такая трезвость, по утверждению Г. Дьяченко, приобретается опытом и продолжительной жизнью. Он считает, что Т. – есть украшения старости. И поясняет, что благодаря Т. пожилых людей, сберегается все хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни. Но он, также как и большинство авторов, не рискует дать определение Т. и, видимо, понимает Т., как умеренность, бодрствование и здравомыслие.



^ Трезвый образ жизни

– реально практикуемые нормы, правила и стереотипы поведения людей, способы их повседневной деятельности, характеризующиеся полным воздержанием от потребления алкоголя и других наркотических веществ и активным участием в преодолении наркотических предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольных обычаев, эпизодического употребления алкоголя и других наркотиков.
Ряд авторов под Т.о.ж. (Д.М. Аронов, Б.М. Левин, В.Н. Ягодинский и др.) понимают только неупотребление алкоголя, другие (А.Л. Афанасьев, Н.А. Гринченко, А.Г. Макеева, А.Н. Маюров, Л.К. Фортова, В.В. Макаров и др.) расширяют этот спектр на другие препараты и вещества, употребляемые с целью изменения психического состояния.
Традиционно образ жизни трактуется как форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений. Он фиксирует особенности: коммуникативных способностей личности, межличностного общения, группового и индивидуального поведения; склада мышления людей в трудовой, общественно-политической и других сферах жизнедеятельности; отношений к научным знаниям, религии и политике и т.д.
Формируют и обуславливают образ жизни социально-экономических, культурных и природных условий, но он не сводится к совокупности тех или иных обстоятельств. Образ жизни отражает взаимосвязь и взаимодействие коллективности и индивидуальности, общественного и личного, как утверждает С.С. Аникин. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, состоящая из элементов материальной и духовной жизни общества.
Т.Н. Авдонина под Т.о.ж. понимает такой образ жизни личности, отличительной чертой которого является трезвый стиль поведения и общения, который характеризуется двумя показателями:

  1. Потребление спиртных изделий (сознательный и добровольный отказ от потребления спиртных изделий);

  2. Отношение к потреблению спиртных изделий (критическое отношение к любым формам потребления алкоголя).

Она считает, что закрепление Т.о.ж. будет происходить через традиции, обычаи, обусловленные трезвостью, и социальные институты, которые позволят расширить его в виде образца поведения и форм общения до уровня традиционного образа жизни. (по С.С. Аникину)
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.