.RU
Карта сайта

Учебное пособие часть 1 Москва 2002 удк 349 ббк20 Г79 - 4


22


Литература

                  1. Андреев В.К. Транспортное право. - Калинин, 1977.

                  1. Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного пра­
                    ва. - М, 1986.

                  1. Витрянский В.В. В срок, без потерь и порчи // Хозяйство и
                    право. 1983. №12.

                  1. Волков М.М. Основные принципы правового регулирования
                    деятельности гражданской авиации. - Л., 1972.

                  1. Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация пе­
                    ревозки грузов. - М., 1997.

                  1. Курцев Н.П., Левина Г.Н. Транспортное право России. — Бел-
                    го-род, 1996.

                  1. Тарасов М.А. Транспортное право. - Ростов-на-Дону, 1968.

Вопросы для самоконтроля



                  1. Что представляют собой принципы транспортного права и ка­
                    ково их значение?


                  1. В каких нормативных актах закреплены основные принципы
                    транспортного права?


                  1. Какова система принципов транспортного права?

                  1. В чем проявляется взаимосвязь принципов транспортного права?

                  1. В чем суть принципа свободного перемещения грузов, пассажи­
                    ров, багажа?


                  1. Какие существуют организационно-правовые предпосылки осу­
                    ществления перевозки грузов?


                  1. Что означает принцип сочетания централизованной регламен­
                    тации перевозок с ведомственным регулированием их осу­
                    ществления?


                  1. Каково содержание принципа взаимного сочетания общегосу­
                    дарственных интересов с интересами транспортных предпри­
                    ятий и клиентов?


                  1. Как действует принцип повышения эффективности и качества
                    транспортной деятельности?


                  1. В чем заключается значение принципа законности и укрепления
                    дисциплины на транспорте?

23


Практическое контрольное задание
Классификация принципов транспортного права ^ Время - 2 часа
Основные вопросы:

                  1. Принципы, отражающие организацию и осуществление пере­
                    возок.

                  1. Принципы, характеризующие транспортную деятельность.

Нормативные источники

                  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Ст. 15.

                  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1996.
                    Ст. 784, 791-796.

                  1. Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1,15.

                  1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
                    Гл. 1,8.

                  1. Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1, 3, 10.

                  1. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
                    1998. Гл. 1.

Литература

                  1. Быков Л.Г. Предприятие и транспорт. Правовые основы. - М.,
                    1979.

                  1. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
                    1999.

                  1. Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права
                    (железнодорожный транспорт). - М., 1997.

                  1. Ордамский Н.С. Правовые проблемы железнодорожного
                    транспорта в СССР. - Саратов, 1981.

                  1. Остроумов Н.Н. Правовое регулирование воздушного транс­
                    порта. -М., 1989.

                  1. Савичев Г.П., Витрянский В.В. Правовое обеспечение сохран­
                    ности грузов при перевозке. - М., 1989.

                  1. Трегубов В.И. Транспортное право. - М, 1975.

24


ЗАДАЧИ


Задача 1


Министерство путей сообщения РФ с участием Государствен­ного комитета по оборонным отраслям промышленности РФ разра­ботало Правила перевозки грузов в нестандартной таре и упаковке. Их подготовка была обусловлена невозможностью, вследствие осо­бых обстоятельств, осуществления перевозок отдельных грузов на основании действующих правил.
Правила перевозки грузов в нестандартной таре и упаковке были утверждены МПС РФ 5 марта 1998 г. с указанием, что они согласо­ваны с Госкомитетом по оборонным отраслям промышленности РФ и направлены в Министерство юстиции РФ для регистрации.
В сопроводительном письме Минюсту РФ Министерство путей сообщения РФ, обосновывая необходимость издания Правил, сосла­лось на ст. 5 Транспортного устава железных дорог Российской Фе­дерации. В соответствии с этой статьей федеральный орган испол­нительной власти в области железнодорожного транспорта с уча­стием заинтересованных организаций вправе разрабатывать прави­ла перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
Получив от МПС РФ информацию о том, что Правила находят­ся в Минюсте РФ на регистрации, Госкомитет по оборонным от­раслям промышленности РФ в целях осуществления перевозки при­надлежащих ему грузов направил Московской железной дороге про­ект договора об особых условиях перевозки этих грузов, имеющих не­стандартные тару и упаковку.
В проект договора помимо пунктов, вытекающих из Правил пе­ревозки грузов в нестандартной таре и упаковке, были включены три пункта, устанавливающие особый порядок перевозки груза, не преду­смотренный Правилами.
Московская железная дорога отказалась подписывать проект договора. При этом руководство МЖД указало, что, во-первых, до­говор выходит за рамки Правил, а, во-вторых, сами Правила не обла­дают юридической силой, так как не зарегистрированы в Министер­стве юстиции РФ.

                  1. Обоснована ли мотивация руководства Московской железной
                    дороги?

                  1. Подлежат ли регистрации Правила перевозки грузов в нестан­
                    дартной таре и упаковке, разработанные МПС РФ?

                  1. На каком принципе транспортного права базировались дейст­
                    вия МПС РФ по разработке Правил?

25
• В каком виде (в виде правового требования, дозволения или
запрета) обращен этот принцип к участникам транспортных правоот­
ношений - МПС РФ и Государственному комитету по оборонным от­
раслям промышленности РФ?

Задача 2


21 февраля 2000 г. при получении груза, доставленного железной дорогой на открытом подвижном составе, фирма "Оникс" обнару­жила его повреждения. В связи с этим грузополучатель потребовал от начальника станции составления коммерческого акта.
^ Начальник станции отказался составлять коммерческий акт, ука­зав на то обстоятельство, что повреждения груза незначительны.
В тот же день фирма "Оникс" направила письменное заявление начальнику отделения железной дороги. В заявлении грузополучатель обратил внимание на невыполнение начальником станции ст. 46 Транспортного устава железных дорог РФ, обязывающей железную дорогу составлять коммерческий акт при обнаружении недостачи или повреждения (порчи) груза.
^ Через день - 23 февраля - начальник отделения железной дороги дал распоряжение начальнику станции о составлении коммерческого акта для удостоверения факта повреждения прибывшего груза фирмы "Оникс".
После составления акта при расчете за перевозку груза в окон­чательную сумму был включен сбор за его хранение в течение време­ни, вызванного задержкой составления коммерческого акта.

                  1. Оцените действия начальника станции.

                  1. Какой принцип транспортного права им нарушен?

                  1. В чем конкретно выражено это нарушение?

                  1. Подлежит ли включению в окончательную сумму за перевозку
                    груза сбор за его хранение в течение времени, вызванного задержкой
                    составления коммерческого акта?

Задача 3


Фирма "Пропосан" предъявила претензию Восточно-Сибирской железной дороге о взыскании штрафа за неподачу вагонов для вы­полнения заявки на перевозку леса в мае 2000 г.
Перевозчик в своем объяснении отверг претензию грузоотпра­вителя, ссылаясь на то, что фирма "Пропосан" не оплатила ранее состоявшиеся перевозки, предусмотренные заявкой. Это и повлекло за собой неподачу вагонов под погрузку.
^ В исковом заявлении фирма "Пропосан " в обоснование правомер­ности своих требований привела следующие аргументы:

26


/. Вина железной дороги вытекает из ст. 105 Транспортного устава железных дорог РФ, в соответствии с которой при неподаче вагонов железная дорога несет имущественную ответственность в виде штрафа.

                  1. Железная дорога освобождается от уплаты штрафа за невы­
                    полнение принятой заявки на перевозку грузов только вследствие не­
                    преодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных
                    обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.


                  1. Ссылка Восточно-Сибирской железной дороги на то, что при­
                    чиной неподачи вагонов явилась неоплата грузоотправителем уже
                    состоявшихся перевозок грузов, не может быть принята в качестве
                    довода, так как невнесение провозной платы за осуществленные пе­
                    ревозки грузов и исполнение заявки на подачу вагонов для новой пере­
                    возки не связаны между собой.




                  1. Кто прав в данном споре?

                  1. Каким принципом транспортного права следует руководство­
                    ваться арбитражному суду для принятия правильного решения?

Вопросы для самоконтроля

                  1. ^ Каковы критерии классификации принципов транспортного права?

                  1. В чем заключается централизованная регламентация перевозок
                    различными видами транспорта?


                  1. По каким вопросам перевозки издаются ведомственные
                    нормативные акты?


                  1. Каким федеральным органам исполнительной власти в области
                    транспорта предоставлено право регулирования перевозки в
                    особых условиях?


                  1. Каковы основные параметры, характеризующие качество ока­
                    зываемых транспортных услуг?


                  1. В чем заключается требование доставки грузов в установлен­
                    ный срок?


                  1. Что означает требование доставки груза без потерь?

                  1. Какие обязанности возлагаются на грузоотправителя для обес­
                    печения качества перевозки?


                  1. В чем проявляется взаимосвязь законности и укрепления дисцип­
                    лины на транспорте?


                  1. Какие обязанности возложены на перевозчика, грузоотправите­
                    ля, грузополучателя для осуществления контроля над своевре­
                    менной доставкой груза без потерь?


27


3. Источники транспортного права


Основные вопросы:

                  1. Понятие источников транспортного права, их система.

                  1. Виды источников транспортного права.

                  1. Тенденции и перспективы развития транспортного законода­
                    тельства.

Изучение данной темы связано с ознакомлением с обширной нормативной базой по транспортному праву.
Нормативные источники, регулирующие перевозки различными видами транспорта, представляют собой совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, которые устанавливают, изменяют или отменяют правоотношения в области организации и осуществле­ния перевозок.
Указанные источники образуют определенную систему, вклю­чающую две основные группы:

                  1. законы;

                  1. подзаконные нормативно-правовые акты.

Среди законов выделяется Конституция Российской Федерации. Как правовой фундамент развития всего российского законодательст­ва, основной закон государства является базой для нормативных ис­точников, регулирующих перевозки различными видами транспорта. Он закрепляет принцип свободного перемещения товаров и услуг, важнейшие положения, касающиеся управления федеральным транс­портом и деятельности транспорта.
Эти принципиальные конституционные положения находят кон­кретизацию в законах и иных нормативно-правовых актах. В частно­сти, вопросы организации и осуществления перевозок регулируются Гражданским кодексом РФ. В главе 40 "Перевозка" закреплены об­щие условия перевозки, установлены правила ее организации, поря­док подачи транспортных средств для погрузки и выгрузки.
В этой главе Гражданского кодекса РФ регламентируются вопро­сы провозной платы, ее размеров, порядка взимания, возмещения рас­ходов, понесенных в связи с льготами и преимуществами, установ­ленными по провозной плате.
В главе определены виды договоров, составляемых в связи с пе­ревозкой. Отдельные статьи Гражданского кодекса РФ закрепляют содержание долгосрочного договора об организации перевозок, дого­вора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договоров меж­ду транспортными организациями.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.