.RU
Карта сайта

Безопасность жизнедеятельности


МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В. С. СЕРГЕЕВ
Безопасность жизнедеятельности
Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования
. в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.07. — Безопасность жизнедеятельности)
Москва • 2004


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I


Основы безопасности и ее слагаемые 5

^ Глава 2


Физиология: труда и комфортные условия жизнедеятельности

27


,Глаца 3


Обеспечение комфортных условий жиэнедеятельности 45

Глава 4


Негативные факторы к системе "'человек—среда обитания"

61


Глава

5
Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания

81


Глава в


Идентификация травмирующих и вредных факторов.опасные зоны

129


Глава 7


Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов

137 Глава 8


Экобизащитная техника и средства индивидуальной защиты

150


Глава 9


Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

1в7



Оглавление

Глава 10


Радиационная защита населения

209


Глава 11


Аварийно химические опасные вещества и химическая защита

235


Глава 12


Взрыве- и пожаробезопасность

253


Глава 13


Основы устойчивости функционирования экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях

268


Глава 14


Российская' система предупреждения' и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)

281


Глава 15


Задачи и структура органов защиты персонала на отдельном объекте
304

Глава 16


Организация защиты населения в мирное и военное время

315


Глава 17


Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

341


Глава 18


Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности 359
Источники и литература

405


ГЛАВА

1


Основы безопасности и ее слагаемые

^ 1.1. Понятие безопасности


"Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания". Тaкoe определение зтой отрасли знаний дается в словаре-справочнике "Безопасность жиз­недеятельности" Она охватывает теорию, и практику за­щиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоро­вья в среде обитания.
Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина предполагает решение следующих основных задач:

— ликвидация отрицательных последствий воздействия опас­ных и вредных факторов — создание комфортного состояния среды обитания человека.
Курс "Безопасность жизнедеятельности" предусматривает процесс познания сложных связей человеческого организма и среды обитания. Организм человека безболезненно переносит те или иные оказываемые на него воздействия до тех пор, пока они не превышают предела адаптации. В данном учебном курсе рассматриваются вопросы безопасности в бытовой сфере; произ­водственной среде; городской среде (селитебной зоне); чрез­вычайных ситуациях мирного и военного времени.
Но вначале необходимо уяснить, что же включает в себя понятие безопасности. В литературе встречаются разные его определения. В уже названном словаре-справочнике безопас­ность определяется как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опаснос­тей или отсутствие чрезмерной опасности. Мы будем опираться
и •

на определение, данное в нормативных актах Российской Фе­дерации.
Согласно официально принятой в России точке зрения под безопасностью понимается "состояние защищенности жизнен­но важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (Закон РФ "О безопасности", ст. 1). В свою очередь жизненно важные интересы определя­ются как "совокупность потребностей, удовлетворение кото­рых надежно обеспечивает существование и возможности про­грессивного развития личности, общества и государства". Угроза безопасности рассматривается как "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства". Таким образом, катего­риальный аппарат данного определения безопасности включает такие понятия, как "защита", "угрозы", "интересы'*, "потреб­ности", "существование" (синоним жизнедеятельности), "развитие", а также "личность", «общество", "государство".
Безопасность является важнейшей потребностью человека вслед за его потребностью в еде, воде, одежде, жилище, в информации. Собственно, вся повседневная деятельность людей направлена на удовлетворение физиологических, социальных и духовных потребностей, включая и обеспечение безопасности. Когда какие-либо из них не удовлетворяются, нарушается ди­намическое равновесие в системе жизнеобеспечения челове­ка, наступают изменения к худшему, нередко необратимые, гибельные.
Безопасность предполагает отсутствие, ограничение или снятие опасности. Но парадокс состоит в том, что безопас­ности без опасности не бывает. При этом не имеет значения, что мы часто не замечаем их наличия или отсутствия. Когда есть безопасность или нам кажется, что она есть, мы склонны просто о ней не думать, пребывая как бы в естественном со­стоянии. Безопасность обретает свое существование именно в связи с появлением угроз. Другими словами, основным крите­рием для безопасности является чувство опасности или спо­собность определять социальные или природные явления, кото­рые могут нанести ущерб в настоящем или будущем.
Безопасность — категория философская. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает некой абстракт­ной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов конкретного мира.
Безопасность является неотъемлемым свойством любой сис­темы, которое отражается в таких системных признаках, как целостность, относительная самостоятельность и устойчивость. Утрата любого из этих, признаков ведет к гибели системы, а отсюда — необходимость их защиты от любых разрушительных воздействий. Все сущее сопротивляется своему разрушению. Человека здесь отмечает то, что он как существо разумное имеет возможность бороться за сохранение своей жизни и обес­печение своей безопасности сознательно, упреждающе. Проблема заключается лишь в том, как он использует згу возможность. Некоторые исследователи рассматривают безопасность, как систему гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие. и защиту основных ценностей — как внутреннее свойство процветающей.системы в условиях
Если за меру возможной опасности, взять .категорию риска, то безопасность можно характеризовать как состояние, в котором риск возникновения угрозы либо, вовсе отсутствует, либо он равен нулю. Но поскольку такого достояния не бывает, то известная степень опасности или риска присутствует всегда, даже если у нас есть ощущение или иллюзия полной безопас­ности. То есть, речь может идти в одном случае — об идеальной ситуации, к которой надо стремиться, но которая прин­ципиально недостижима, а в другом — признать не абсолют­ность, а относительность категории "безопасность", предпо­лагающую реальное и постоянное существование риски и опас­ностей. В последнем случае человек, социальная группа, общество, государство или группы государств сознательно или неосознанно сами устанавливают для себя меру приемлемого риска в отношениях самих с собой, между собой, с окружающим их миром. Когда риск представляется им вполне прием­лемым, они чувствуют себя в безопасности. Определить же меру приемлемости риска помогают сложившаяся у людей пси­хология восприятия и угроз; накопленный опыт, знания, уме­ния и навыки; сопоставления в системе ценностей, стандартов, нормативных требований; складывающиеся конкретные ситуации выбора из двух и более зол меньшего.
Одним из главных понятий безопасности жизнедеятель­-
ности является так называемая "аксиома о потенциальной опас­-
ности" [3].
Анализ общественной практической деятельности дает ос­нование для утверждения о том, "что любая жизнедеятель­ность человека потенциально опасна".
Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые
1.1. Понятие безопасности

9




Опасность — негативное свойство живой и неживой мате­рии, способное причинять ущерб самой материи: людям, при­родной среде, материальным ценностям. Источником опас­ности может быть все живое и неживое, а подвергаться опас­ности также может все живое и неживое. Опасности не обла­дают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, веще­ства и информации, они существуют в пространстве и во времени .Риск является неизбежным продуктом той ''машины' которую мы называем "принятием решений' во всех сферах жиз­недеятельности общества — экономической, политической, социальной. Риск — это совокупный продукт индустриализа­ции. Он может быть определен как систематическое взаимо­действие общества с угрозами и опасностями.
Все мы ежедневно принимаем решения о соотношении риска с выгодой. Даже такие простые процессы, как переход улицы, езда на автомобиле или перелет на самолете, связаны с определенной степенью риска, хотя большинство из нас вряд ли думает об этом. Как правило, мы склонны согласить­ся на известную долю риска за избранный нами образ жизни. Как показывают социологические исследования, основ­ная цель в жизни любого человека — не достижение макси­мально возможного уровня безопасности, а обеспечение при­емлемого для него уровня жизни.
Уровень жизни — это уровень обеспечения безопасности человека. Уровень обеспечения безопасности определяется ко­личеством доступных для человека материальных благ, необхо­димых для жизнедеятельности, а также степенью его защи­щенности от техногенных и природных опасностей. Среди многих факторов, которые следует принимать во внимание при оценке риска, необходимо назвать: юридичес­кие законы, обычаи, этнические нормы, моральные ценнос­ти, устремления и предпочтения людей.
Аксиома о потенциальной опасности предусматривает ко­личественную оценку негативного воздействия, которое оце­нивается риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни. Риск определяется как отношение тех или иных неже­лательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.
В мировой практике находит признание концепция при­
емлемого риска, т.е. риска, при котором защитные меро­
приятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопас­
ности. Для обычных общих условий приемлемый риск: гибели
для человека принимается равным 106 в год, т.е. 1 на 1 млн
случаев в год [22]. Степень риска оценивается в мировой прак­тике для различных видов деятельности вероятностью смер­тельных случаев.
Американские специалисты подсчитали, вероятности риска в результате того или иного события для получения сопоставив мых показателей риска:. Минимальным из рассчитанных: рис­ков является риск смерти в результате падения метеорита. Ой равен 6 х 10'11 за год, иными словами, человек имеет шесть шансов из миллиарда погибнуть в течение ста лет от времени падения метеорита. Существуют гораздо более высокие риски, но люди считают их для себя приемлемыми. Так, выкуривание, двадцати сигарет в день может привести к смерти с вероятностью 5 х 10-3, т.е. человек имеет пять шансов из тысячи погибнуть в течение года от курения, но многие тем не менее продолжают курить. Риск для находящихся в одной комнате с курильщиком равен1×10-5, риск при вождении мотоцикла —2×10-3, при вождений автомобиля —1,7×10-4, при рентгенодиагностике —
1×10-5. Таков бытовой фон рисков, полученных в результате обобщений большого статистического материала.
Первопричиной многих негативных процессов в природе и
обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая
создать техносферу необходимого качества по отношению как
к человеку, так и к природе. В настоящее время, чтобы ре­
шить возникающие проблемы, человек должен совершенство­
вать техносферу, снизив ее негативное.влияние на человека и
природу до допустимых уровней. Достижение этих целей вза­
имосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека
в техносфере, одновременно решаются задачи охраны приро­
ды от ее губительного влияния. .
Таким образом, понятие "безопасность" можно рассмат­ривать, с одной стороны, как защищенность систем, объек­тов, существ, изделий и т.п. от какого-либо "поражающего фактора" или их совокупности. С другой стороны, безопас­ность — это еще свойство любой системы, условие ее Сущест­вования и развития, это и процесс, и результат самой деятель-

10
Гл. 1. Основы безопасности и ее слагаемые
1.2. Объекты, субъекты, системы безопасности

11




ности, предполагающий ее осмысленность с точки зрения приемлемого риска [5].
Наше современное общество стало обществом риска, а это фактически новая ступень общественного развития. В неста­бильном обществе возрастает степень техногенных рисков. Утеря государством контроля над процессами использования, хранения, транспортировки и переработки радиоактивных и других особо опасных материалов, возникновение междуна­родного подпольного рынка этих материалов, падение произ­водственной и государственной дисциплины, использование техногенных рисков в качестве шантажа, отсутствие у государ­ства средств на поддержание и обновление основных фондов производства, расхищение оружия и боеприпасов и их распол­зание по тысячам незаконных вооруженных банд и формиро­ваний — этот список потенциальных опасностей можно про­должать и продолжать.
Ситуация всеобщего риска постепенно меняет всю социаль­ную организацию общества. Расширенное производство рисков вынуждает государство и общество в целом создавать законы и все более разветвленную систему защиты от рисков.
Система защиты от рисков становится самостоятельной политической силой. Безопасность может быть достигнута про­ведением единой государственной политики в области обеспече­ния безопасности, системой мер экономического, политического, экологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.