.RU
Карта сайта

1. Понятие к и менеджмента К

1.Понятие К и менеджмента К


Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.
Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».
Хотя корпоративные права варьируется в разных юрисдикциях, есть четыре признака корпорации:[1]
Юридическое лицо
Ограниченная ответственность
Свободная продажа акций
Централизованное управление советом директоров
Модели корпоративного управления
Система корпоративного управления призвана регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, а также согласовывать цели заинтересованных сторон (акционеров компании), обеспечивая эффективное функционирование компаний. Существуют различные модели корпоративного управления:
В англо-американской модели интересы акционеров представлены большим количеством мелких инвесторов, управление находится в руках менеджмента корпорации. В немецкой (инсайдерск) модели все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, персонал, банки, общественные организации).
Англо-американская и Германская модели — два крайних варианта. Между которыми находится множество промежуточных национальных форм. Японская модель корпоративного управления характеризуется как полностью закрытая и основанная на банковском контроле, это позволяет снизить проблему контроля менеджеров. Семейная модель управления распространена во всех странах мира, в этой системе управление корпорациями осуществляется членами близкими родственниками (семьей). В российской модели корпоративного управления принцип разделения прав собственности и контроля обычно не признается.
Признаки корпорации
Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность.
Проанализируем корпорацию по признакам:
Во-первых, корпорация не является простой суммой индивидов. Она есть ассоциация, союз лиц, т. е. соответствующим образом организованный коллектив, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов и который организационно и имущественно действует вовне как единое целое от своего собственного имени. Надо отметить, что соединство (свободное соединение различных людей) существует с момента начала мира и возникает там, где имеются общие дела, основанные на общих интересах. Но не всякое соединство представляет собой корпорацию. Например, таковым не является простое товарищество.
Во-вторых, корпорация - это объединение не только людей, но и капиталов (в некоммерческих корпорациях - взносов). Круг лиц, предоставивших свои капиталы для организации деятельности корпорации, а также размер их капитала (вклада, пая, акций и т. п.) может быть строго определен в любой момент существования категории капиталов и составляют ее финансовую основу.
Капитал, предоставленный учредителями либо участниками корпорации, может существовать в его производительной форме, т. е. в форме определенного хозяйственно-производственного комплекса или конкретного имущества. Последнее чаще имеет место при создании мелких фирм, выступающих обычно в форме товариществ. И все же как потребительная стоимость в форме конкретного имущества капитал принадлежит на праве собственности корпорации в целом. Участники корпорации остаются собственниками вложенного капитала как стоимости.
В-третьих, корпорация - это объединение людей для выполнения какой-либо социально полезной деятельности. Какая деятельность является таковой, в законе прямо не определено. Как правило, указываются лишь виды деятельности, признаваемые вредными, опасными для общества и поэтому запрещаемые. Все остальные, согласно принципу: «Разрешено все, что не запрещено», имеют право на существование.
Деятельность корпораций может осуществляться в различных сферах общественной жизни. Конечно, пристальное внимание привлекает к себе сфера производства, сфера, где создаются материальные блага. Именно производственные корпорации задают тон и определяют возможности предприятий, работающих в других сферах: торговли, обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, быта и т. п. Однако авангардом здесь все же являются финансовые корпорации, обеспечивающие «питанием» развитие всех остальных.
Капитал, объединяемый в корпорации, должен функционировать, т. е. постоянно «двигаться», работать на достижение стоящих перед корпорацией целей. Эффективное использование капитала и налаживание какой-либо социально полезной деятельности - дело довольно сложное. Bот почему внутри корпорация выделяются специализированные звенья (отделы, цеха, участки), взаимодействие между которыми достигается с помощью создаваемого в ней аппарата управления.
Наконец, четвертый момент, получивший отражение в определении корпорации, состоит в том, что коллективное образование, организация становится корпорацией, если она приобретает статус юридического лица. Об этом свидетельствует факт ее регистрации в государственном органе. Государственная регистрация юридического лица - необходимое правило не только для России, имеющей генетические корни в романо-германской системе права, но для большинства стран континентальной Европы.
Менеджмент корпорации предполагает присутствие определенных
корпоративных признаков, получивших название «корпоративная
идентичность», что означает степень соответствия системы управления
данного конкретного предприятия принципам и признакам корпоративного
управления. Корпоративная идентичность включает в себя такие понятия
как корпоративная культура, корпоративная философия, корпоративный стиль
управления.
Корпоративная культура – это совокупность ценностей, норм, принципов и
традиций, которая разделяется всеми сотрудниками организации, позволяет
идентифицировать организацию во внешней среде и добиться ее
внутренней интеграции. Философия корпорации – это сформировавшаяся в ней
система мировосприятия, обычно закрепленная в положениях основных
документов компании.Корпоративный стиль управления характеризуется набором добровольно
принимаемых компанией норм, определяющих и регулирующих
внутрикорпоративные отношения. В ряде стран это закрепляется в так
называемых кодексах корпоративного управления, включающих в себя в
первую очередь рекомендации по организации деятельности совета
директоров как основного и наиболее действенного механизма
корпоративного управления.Одной из основных проблем корпоративного управления является
соблюдение баланса интересов всех заинтересованных групп: акционеров,
менеджеров и рядовых работников компании, органов государственного
управления и кредиторов.

2.Принципы менеджмента корпорации


1. Общие принципы работы корпорации
Корпоративное управление - разновидность социального управления. Корпорация представляет собой определенную организованную систему, элементом которой выступает управление. Его суть - воздействие на корпорацию как систему общественных отношений (организованную систему) с целью их упорядочения, сохранения их специфики.
Корпоративное управление является сознательным управлением, которое осуществляется специально формируемыми в корпорации органами. Более того, органы корпорации образуются в порядке, определенном законодательством, и законодательство определяет разграничение компетенции между этими органами. Поэтому корпоративное управление - это, прежде всего управление, осуществляемое на основании закона и принятых в соответствии с законом внутренних документов корпорации.
Принципы корпоративного управления - это исходные начала, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования системы корпоративного управления обществом.
Основные принципы корпоративного управления были изложены в документе «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписанном министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г. Принципы корпоративного управления ОЭСР носят рекомендательный характер и могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики. В соответствии с принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечивать:
- защиту прав акционеров;
- равное отношение к акционерам;
- признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;
- своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;
- эффективный контроль над администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления перед акционерами.
Принципы корпоративного управления ОЭСР послужили основой при создании российского Кодекса корпоративного поведения, закрепившего следующие принципы корпоративного поведения.
Во-первых, акционеры должны иметь реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе, и иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав. Иными словами, система корпоративного управления должна защищать права акционеров.
Во-вторых, система управления АО должна быть такова, чтобы совет директоров АО, с одной стороны, мог осуществлять стратегическое управление деятельностью АО и эффективно контролировать деятельность исполнительных органов, а с другой - был подотчетен акционерам общества.
В-третьих, исполнительные органы должны разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, будучи подотчетными совету директоров и акционерам общества.
В-четвертых, при осуществлении управления обществом должно обеспечиваться своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, доступной для акционеров общества и инвесторов.

4. Понятие и сущность источника финансирования


Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность организации.
Поэтому забота о финансах является отправным моментом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение.
Основными источниками информации для анализа формирования и размещения финансовых ресурсов организации служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств, приложение к балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
«Источник средств (Source of Financing) - это условное название какой-либо статьи в пассивной стороне бухгалтерского баланса, трактуемой как совокупность капитала собственников и обязательств, т. е. задолженности, предприятия перед третьими лицами» [1]
Каждая статья пассива означает, по сути, вклад соответствующего лица (собственники, кредиторы, государственные органы, банки и др.) в финансирование активов данной организации.
При нормальном функционировании организации те, кто профинансировал её деятельность, смогут получить вложенные ими средства в объеме, означенном в балансе или даже превышающем его. Обособление источников средств в балансе предопределяется сутью и природой двойной записи.
Как правило, источники средств появляются как результат целенаправленных действий - например, получение банковского кредита означает приток денежных средств на расчетный счет и одновременно появление в пассиве баланса источника этих средств в виде задолженности перед банком.
Вместе с тем источники могут возникать в известном смысле спонтанно как результат финансово-хозяйственной деятельности - например, выявление финансового результата за отчетный период сопровождается необходимостью начисления и уплаты налога на прибыль, что выражается в обособлении в пассиве баланса статьи «Задолженность по налогам и сборам», т. е. в составе источников появляется новый источник.
Нередко тот или иной источник образуется с целью идентификации плана использования средств фирмы. Необходимо особо подчеркнуть, что источник средств следует отличать от собственно средств. Источник - это искусственная конструкция, обусловленная применением двойной записи в учете.
«Оценка структуры источников проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. В соответствии с этим различны подходы к анализу». [2]
Так, внешние пользователи (банки, поставщики и др.) оценивают изменение доли собственных средств организации в обшей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении сделок. Риск нарастает с уменьшением доли собственных источников средств.
Внутренний анализ структуры источников имущества связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности организации. Основными критериями выбора являются степень риска, цена источника финансирования, условия его использования, срок уплаты долга и др.
Альтернативные источники финансирования, доступные для организации, предполагают различную степень незащищенности от риска, вплоть до возможности утраты контроля над организацией.
При этом важно оценить, куда вкладываются собственные и заемные средства - в основные фонды и в другие внеоборотные активы или в мобильные оборотные средства. Хотя с финансовой точки зрения повышение доли оборотных средств в имуществе и благоприятно для организации, это не означает, что все источники должны направляться только на рост оборотных средств.
«Анализ состава и структуры финансовых источников начинается с оценки их динамики и внутренней структуры. При этом особое внимание уделяют анализу движения источников заемных средств, рассматривая такие пассивы, как долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, включая авансы, полученные от покупателей и заказчиков, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные пассивы».
При этом выявляется тенденция изменения объема и доли кредитов банков и займов, не погашенных в срок. Увеличение их абсолютной суммы и доли свидетельствует о наличии у организации серьезных финансовых затруднений.
Затем проводятся сравнение векторов структурной динамики актива и пассива баланса и оценка факторов, влияющих на соотношение собственных и заемных источников, а, следовательно, и на финансовую устойчивость организации.
К числу важнейших факторов, обусловленных внутренними и внешними условиями работы организации, как правило, относят:
· различия величин процентных ставок за кредит и ставок дивидендов. Если процентные ставки за кредит ниже ставок дивидендов, то следует повышать долю заемных средств. Долю собственных средств целесообразно увеличить тогда, когда ставка дивиденда ниже процентной ставки за кредит;
· сокращение или расширение деятельности организации, в связи с чем сокращается или увеличивается потребность в привлечении заемных средств для образования необходимых товарно-материальных запасов;
· накопление излишних или слабо используемых запасов устаревшего оборудования, материалов, готовой продукции, товаров для продажи, отвлечение средств в образование сомнительной дебиторской задолженности, что также приводит к привлечению дополнительных заемных средств;
· использование факторинговых операций (продажа долгов дебиторов банку).
Итогом совершенных расчетов является сравнение привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов и их использования.
Сравнение показателей статей пассива баланса позволяет оценить суммы привлеченных дополнительно средств из внешних источников. Анализ распределения прибыли вместе со сведениями о начисленной амортизации за отчетный период позволяет исчислить средства, привлекаемые в оборот организации за счет внутренних источников.
Заключительным этапом анализа является проверка правильности размещения имущества организации.
В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства.
Источниками собственных средств являются:
· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
· резервы, накопленные предприятием;
· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
К основным источникам привлеченных средств относятся
· ссуды банков;
· заемные средства;
· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
· кредиторская задолженность.

5,6.Интегрированные КС


Современные корпорации, как диверсифицированные многофункциональные структуры, отличаются сложностью внутрипроизводственного взаимодействия. Промышленная или товарная политика в них, в отличие от отдельных предприятий, включает рационализацию процессов производства между структурными звеньями, а также потоков сырья и товаров. Характерно, что даже у крупных промышленных предприятий, входящих в вертикально-интегрированные структуры просто изымается ряд управленческих функций. Это требует создания адекватного экономического механизма, под которым нами понимается система взаимодействия в корпорации, включая организационные структуры, их обеспечивающие.
Институциональная структура крупной промышленной корпорации представляет совокупность микро- и макроинститутов, то есть распространяющихся на данную корпорацию формальных и неформальных норм, правил, включая традиции группового и индивидуального поведения, отрасли и ее подсистем, предприятий, эргономические институты и т.д. Потенциальные и реальные институты, функционирующие в корпорации, образуют институциональное пространство. Институциональное пространство отрасли имеет довольно насыщенную структуру, в которой действуют как специфические для данной корпорации институты, так и проекции общенациональных институций [4, 6].
Увеличение темпов экономического роста и переход промышленности на качественно новый уровень развития требует перестройки организационно-экономического механизма управления производством, введения новых организационно-правовых форм экономической деятельности (создания крупных промышленно-производственных комплексов, финансово-промышленных групп, концернов, консорциумов и т.д., то есть формирования интегрированных корпоративных структур) и таких организационно-правовых форм управления, которые по своей экономической природе ориентировались бы на развитие новых факторов производства. Организационно-правовые формы интегрированных корпоративных структур возникают и развиваются как элементы институциональной структуры промышленности [9, 11].
В целостной системе государственного управления должен быть реализован основополагающий принцип: экономический эффект на уровне макроэкономики должен быть больше, чем сумма эффектов его составленных частей. Такое положение обеспечивается при помощи развития институциональных отношений. Следует упорядочить воспроизводственные процессы в экономике путем совершенствования системы ценообразования, налоговой политики, финансово-кредитных механизмов, правового их обеспечения.
В основе образования различного рода объединений лежат процессы корпорирования. Специфика правового оформления долевого бизнеса в разных странах, а точнее, в разных правовых системах позволяет дать лишь очень общее определение корпорации. Корпорация - организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственностью. Термин «корпорация», используемый в американской экономико-правовой системе, соответствует понятию «компании» в европейской [10, 13, 15].
Понятие «корпорация» в российских условиях приобрело специфический оттенок. Оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами, не исключая участия физических лиц.
Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигают достаточно много причин для объяснения интеграции предприятий. Из анализа мирового опыта можно выделить следующие основные предпосылки интеграции предприятий. Основная причина реструктуризации предприятий в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергический эффект. Синергический эффект в данном случае может возникнуть благодаря экономии, обусловленной масштабами деятельности, комбинированием взаимодополняющих ресурсов, минимизацией трансакционных издержек, возросшей рыночной мощью из-за снижения конкуренции (мотив монополии), взаимодополняемостью в области научных исследований и конструкторских разработок [7].
Предпосылками интеграции также выступают стремление к повышению качества управления и повышение его эффективности, желание снизить налоговую нагрузку, возможность диверсификации производства и использования временно избыточных ресурсов, мотив продажи «вразброс» и т.д. Целью интеграции является также рост капитализированной стоимости интегрированных компаний [1].
Многие авторы подчеркивают [2, 3, 5, 14], что одной из предпосылок вертикальной интеграции предприятий является стремление к минимизации трансакционных издержек. То обстоятельство, что трансакционные издержки могут быть существенно сокращены и даже предотвращены в случае, если экономическая координация осуществляется не с помощью рынка, а внутри фирмы, где действует административная система управления, является фактором не только появления фирм вообще, но и их роста, в том числе по правилам горизонтальной либо вертикальной интеграции.
Вертикальная интеграция часто обусловлена технологическими связями между предприятиями и обеспечивает экономию на масштабе, консолидацию и эффективное использование ресурсов. Горизонтальная интеграция позволяет минимизировать упущенную выгоду. Диверсификацию риска и возможность опосредованно воздействовать на партнеров обеспечивает диагональная интеграция (объединение с предприятием, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции).
Многие промышленные предприятия России стали осуществлять арьергардную интеграцию с целью создания собственной системы энерго- и теплообеспечения. Это позволяет избежать трансакционных издержек, порождаемых сложностью поиска приемлемых компромиссов с естественными монополиями, а также снизить прямые производственные издержки за счет получения более дешевой электроэнергии и тепла с собственных энергетических установок.
В 1995 г. вновь созданные коммерческие, финансовые, финансово-коммерческие группы и компании и трансформированные, возникшие в результате приватизации, промышленные предприятия, а также промышленные и финансово-промышленные группы стали объединяться. Коммерческие фирмы и финансово-коммерческие группы начали покупать промышленные предприятия, участвуя в приватизации, залоговых аукционах, конкурсах, и создавать торгово-финансово-промышленные объединения. Примеры - «Менатеп», «Альфа», «Онэксим», «Микродин», «ЛогоВАЗ». Такие объединения носят временный характер, они будут существовать только в переходный период. Управление образованными в последние годы группами осложняется такими аспектами, как масштаб, неоднородность объектов управления, несвязанность их между собой [12].
Во второй половине 1990-х годов начался процесс оптимизации функционирования российских корпоративных структур. Предприниматели начали искать логику своего бизнеса. Многие компании стали изменяться. В результате в течение последних пяти лет фактически происходит второй передел собственности. Это нормальный и естественный процесс, может быть, пока не всегда цивилизованный по своей сути, но уже направленный на то, чтобы казаться цивилизованным извне. И это уже большой шаг вперед.
Многие диверсифицированные корпорации формируются, как и ранее, за счет размещения свободных денежных средств, покупаются наиболее перспективные предприятия. Одной из главных целей является достижение устойчивости корпорации за счет создания бизнес-портфеля, сбалансированного с точки зрения жизненных циклов различных отраслей и подверженности влиянию рыночной конъюнктуры. Именно такие объединения в российской действительности чаще всего называются холдингами.
Большая часть вертикально интегрированных компаний была выстроена нефтяными и металлургическими компаниями. Интеграция назад (в первые переделы), как правило, была необходима для защиты от монополизма поставщиков. Интеграция вперед объяснялась желанием увеличить добавленную стоимость, иными словами, получать большую прибыль.
В 1999-2000 гг. изменились критерии формирования интегрированных структур (в отличие от прежних финансово-промышленных групп): технологическая и финансово-экономическая целесообразность присоединения новых активов (предприятий); существенно более высокий уровень корпоративного контроля дочерних структур (75% и выше); организационно-правовая трансформация (в том числе слияния, консолидация в рамках и между холдингами, переход на единую акцию в холдингах и др.).
В 1999-2000 гг. появилась новая тенденция - переход от сравнительно аморфных образований типа конгломератов к более однородным в отраслевом плане вертикально интегрированным структурам, имеющим четкие организационно-правовые границы. В наиболее явном виде этот процесс наблюдается в нефтяной и металлургических отраслях, отмечен он также в химической промышленности, гражданском авиастроении, ряде секторов ВПК (хотя здесь многолетние попытки создания или, точнее, восстановления вертикально интегрированных структур «сверху» не были успешными) [8, 12].

7.ФГП и холдинги


Понятие и состав финансово-промышленной группы
Финансово-промышленная группа — разновидность концерна, при котором в состав объединения предприятий обязательно входит кредитная организация — банк.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.
Финансово-промышленная группа — это долговременное договорное объединение ряда компаний, действующее как основное для технологической или экономической интеграции.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).
Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций (рис. 4.6):
промышленные;
торговые;
кредитно-финансовые организации.
Особенности создания и деятельности финансово-промышленных групп
В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.
Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.
Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:
по решению правительства с участием госпредприятия;
на основе договорного объединения частных предпринимателей;
по межправительственным соглашениям.
Кроме того, они могут создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением одним из участников пакета акций других предприятий, становящихся участниками финансово-промышленной группы.
Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):
во главе ФПГ стоит финансовая компания;
иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;
характерная единая политика ценообразования;
имеет единое имущество;
организационное единство и юридическая самостоятельность.
Финансово-промышленные группы имеют следующие преимущества:
возникают новые возможности для оптимального использования и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;
создаются реальные возможности для структурной перестройки производственных подразделений группы;
происходит укрепление технологических связей между различными этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;
улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновационных проектов.

Хо́лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.
Характерные черты холдинга
Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
осуществление межфирменных связей;
финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
предоставление консультационных и технических услуг.
Типы холдинга
В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:
имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».
В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты".

8.Бизнес-системы корпорации


9.Функции корпоративного менеджмента


Корпоративное управление – это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами, а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.
Рассматривая корпоративное управление, выделяют следующие его функции:
1) функция планирования, которая предполагает:
- разработку научно обоснованной программы развития акционерного общества в целом либо направлений его деятельности или отдельных подразделений;
- определение целей и задач (краткосрочных и долгосрочных) по реализации данной программы;
- обеспечение программы необходимыми материальными, финансовыми, организационными и трудовыми ресурсами;
- определение средств достижения планируемых результатов;
2) функция организации, которая представляет такой вид деятельности, который направлен на более конкретные цели, а именно на формирование управляемой и управляющей систем. Она включает:
- проработку организационной структуры акционерного общества;
- формирование органов акционерного общества, определение или корректировку их компетенции;
- установление порядка взаимодействия участников управленческих отношений;
- осуществление координации между структурными подразделениями и т.д.;
3) функция руководства, которую можно рассматривать как воздействие субъекта управления на содержание деятельности управляемого объекта для достижения сформулированной в плане цели. Руководство - постановка перед объектами корпоративного управления задач, вытекающих из требований реализации функции планирования;
4) функция контроля, которая в корпоративном управлении имеет два значения. Первое значение связано с тем, что контроль - одна из основных функций управления, второе - это постоянно действующий фактор управления, не связанный исключительно с проверкой исполнения управленческих решений. Контроль охватывает все стороны деятельности хозяйственного общества, представляя собой постоянное наблюдение за упорядоченностью управляемой системы, за ее состоянием. Контроль дает информацию для других основных функций управления, не утрачивая при этом своего самостоятельного значения;
5) функция координации, которая призвана обеспечить отлаженный механизм на всех этапах и уровнях осуществления хозяйственной деятельности организации. Координация - это определенная согласованность, признанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы. Координация предполагает согласованность действий, частей и элементов в течение длительного времени и при решении типичных задач в рамках общей для данной системы задачи.
Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.
На базе общих функций корпоративного управления формируются такие, которые свойственны тому или иному субъекту управления и вытекают из его специфики. Специальные функции служат развитию общих функций, применительно именно к особенностям субъектного характера. Специальные функции характеризует то, что они обеспечивают учет специфических особенностей данного субъекта управления и объекта его воздействия и различаются в зависимости от особенностей сфер, отраслей управления, предприятий, учреждений и организаций и т.д. К подобным специальным функциям можно отнести: мотивационную - стимулирование усилий всех заинтересованных лиц организации на выполнение поставленных задач; инновационную, связанную с освоением и внедрением новейших достижений в области высоких технологий, методов организации и управления человеческими ресурсами; маркетинговую, призванную обеспечить устойчивую нишу и экономически рентабельное функционирование компании на рынке своего продукт и другие.

10.организационные структуры корпорации


Общий тип организационной структуры корпорации зависит прежде всего от типа взаимодействий производственных подразделений корпорации. Можно применить следующее правило:
Если в корпорации существуют производственные подразделения, которые получают от других подразделений корпорации более 80% своих материалов и сырья, и на такие подразделения приходится более 80% общего объема текущих затрат корпорации, то следует выбирать функциональную структуру.
Если в корпорации существуют производственные подразделения, которые получают от других подразделений корпорации более 80% своих материалов и сырья, и на такие подразделения приходится более 50% общего объема текущих затрат корпорации, то следует выбирать смешанную структуру — основной бизнес управляется по функциональному принципу, а вспомогательные и прочие подразделения — по дивизиональному принципу.
Во всех остальных случаях следует применять дивизиональную структуру управления.
Напомним, что при функциональной структуре управления корпорация берет на себя функции производственной координации и сбыта продукции, а также дополнительные обеспечивающие функции (снабжение, кадры, финансы). В функциональной структуре все подразделения имеют статус центров издержек или центров расходов, и лишь сбытовые подразделения получают статус центров доходов. Центром инвестиций оказывается корпорация в целом.
В дивизиональной структуре управления большинство подразделений ведут производство и сбыт самостоятельно и являются центрами прибыли либо центрами инвестиций. Соответственно, основные управленческие функции децентрализуются.
В смешанной структуре выделяются отдельные подразделения в статусе центров прибыли или центров инвестиций для вспомогательных видов деятельности (снабжение, ремонт) или «некорневых» бизнесов. Основной бизнес корпорации находится в функциональной системе управления.
Следует особо подчеркнуть, что тип организационной структуры корпорации не имеет никакого отношения к юридической форме существования как компании в целом, так и отдельных бизнесов. Вполне возможны и нередко встречаются ситуации, когда функциональная структура существует в форме формально независимых юридических единиц. С другой стороны, и в России, и за рубежом дивизиональные структуры управления успешно реализуются в рамках единого юридического лица. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.