.RU

Тема 31. Память и представление - 1. Педагогика как наука

Тема 31. Память и представление


^ Вопрос № 1. Установите соответствие между познавательным процессом и его характеристикой:



обобщенное и опосредованное отражение существенных связей и отношений действительности

1. восприятие

закрепление, сохранение и воспроизведение опыта

2. воображение

построение новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта

3. мышление

формирование образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств

4. память

Вопрос № 2. Вид памяти, характеризуемый способностью сохранять актуальную информацию до момента необходимости, называется__________ памятью



  1. эйдетической

  2. зрительной

  3. оперативной

  4. кратковременной

Вопрос № 3. К функциям представления НЕ относится:



  1. коммуникативная

  2. регулирующая

  3. настроечная

  4. сигнальная

Вопрос № 4. Памятью называется психический процесс, который заключается в…



  1. механизме фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом

  2. удержании прошлого опыта, чего уже нет в настоящем

  3. способе существовании психики во времени

  4. обобщенном отражении предметов и явлений действительности

Вопрос № 5. В кратковременной памяти одновременно находится в среднем…



  1. 9 элементов

  2. 11 элементов

  3. 5 элементов

  4. 7 элементов

Вопрос № 6. Вид памяти с длительностью хранения информации не более 30 секунд называют...



  1. долговременной

  2. кратковременной

  3. оперативной

  4. сенсорной

Вопрос № 7. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены…



  1. Дж. Уотсоном

  2. Г. Эббингаузом

  3. У. Найссером

  4. Б.Ф. Зейгарник

Вопрос № 8. Тип зрительной памяти, долго сохраняющий яркий образ со всеми деталями увиденного – это ______ память



  1. наглядно-образная

  2. словесно-логическая

  3. эйдетическая

  4. эмоциональная

Вопрос № 9. Основанием разделения представлений на зрительные, слуховые, органические является…



  1. участие воли

  2. ведущий анализатор

  3. обобщенность

Вопрос № 10. Отражение предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта – это…



  1. ощущение

  2. воображение

  3. мышление

  4. представление


ГЛОССАРИЙ:



Виды представления по анализатору

– выделяют

зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, органические, осязательные, двигательные, пространственные.



Виды представления по степени волевых усилий

– выделяют:

непроизвольные

(возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека) и

произвольные

(возникающие в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели).

Виды представления по степени обобщенности

– выделяют:

единичные

(представления, основанные на наблюдении одного предмета) и

общие

(обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов).

Долговременная память

– вид памяти, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения информации, закодированной по смыслу, что приводит к установлению ассоциативных связей между элементами.

Закономерности запоминания

– выявлены в резульатте исследований Г. Эббингауза:

  1. Самое заурядное событие может оставить глубокий след в нашей памяти и человек может помнить его всю свою жизнь.

  2. И наоборот, яркое, громкое происшествие, может легко стереться из памяти, и мы забудем его через некоторое время.

  3. Обратив единожды внимательный взгляд на некое событие, можно зафиксировать его для дальнейшего воспроизведения впоследствии.

  4. Запомнив какую-либо цепочку или ряд событий, мы увереннее всего воспроизведем начало и конец.

  5. Ассоциации играют важную роль для запоминания и воспроизведения впечатлений от некоего события.

  6. Запоминание материала будет более эффективным, если повторять материал не целиком за один раз, а частями в течение периода.

  7. Интерес человека к какому-либо событию или явлению, является своеобразным ускорителем для извлечения воспоминаний.

  8. Все события и происшествия, запомнившиеся нам, вступают в ассоциативную связь между собой; и др.

Иконическая память

– разновидность сенсорной памяти, сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на ​очень короткое время.

Кратковременная память

– вид памяти со временем хранения информации до 30 с., которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, так как объем кратковременной памяти ограничен и по сути равен объему внимания (7 + 2 объекта.) Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения.

Логическая память

– память, построенная на выделении и запоминании ​логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми ​элементами. См. также «Механическая память».

Лурия, Александр Романович

(1902-1977) – советский психолог, основоположник нейропсихологии, автор книги «Маленькая книжка о большой памяти», где описывает свои эксперименты с мнемонистом Шерешевским, обладателем уникальной памяти.

Механическая память

– направленная на запоминание не ​связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом ​отношении элементов. См. также «Логическая память».

Мнемический

– относящийся к запоминанию (греч. mnemonikon – искусство запоминания)

Мнемотехника (или мнемоника)

– система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (например, запоминание последовательности цветов радуги по первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

Непроизвольная память

– характеризуется отсутствием установки на запоминание и использование информации. При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, тем не менее что-то запоминается.

Оперативная память

– вид памяти, характеризующийся хранение информации в течение срока, необходимого для решения определенной задачи, по завершении которой информация исчезает.

Память

– психический процесс, обеспечивающий существование психики во времени путем сохранения, удержания и использования информации. Включает в себя следующие механизмы: запоминание (регистрация информации), хранение (удержание информации), воспроизведение (использование), узнавание и забывание (утрата либо невозможность воспроизведения имеющейся информации). По времени сохранения материала выделяют: сенсорную, кратковременную, промежуточную, оперативную, долговременную память.

Представление

– психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Выделяют 1) представления памяти (

репродуктивные

) и 2) представления воображения (

продуктивные

).

Произвольная память

– характеризуется наличием установки на запоминание и использование информации, сознательное стремление запомнить.

Промежуточная память

– вид памяти, промежуточная инстанция между ​кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация ​сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память (что как правило, происходит во сне).

Реминисценция

– эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удалось воспроизвести.

Свойства представления

– 1) наглядность, 2) фрагментарность, 3) неустойчивость, непостоянство 4) обобщенность.

Сенсорная память

– вид памяти с сохранением информации не более 2 с., отображающая физические характеристики стимулов. Характеризуется точностью вопринятой информации, и невозможностью оперировать ею.

Функции представления

– 1) сигнальная: отражение в каждом конкретно случае не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением;
2) регулирующая: отбор нужной информации о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности;
3) настроечная: ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Эббингауз, Герман

– (1850-1909) – немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии, автор классических исследований работы памяти. Исходным материалом этих исследований послужили бессмысленные слоги, не вызывающие смысловых ассоциаций. В результате были выявлены закономерности запоминания.

Эйдетическая память

– вид зрительной памяти человека, связанный со способностью четко, точно и в деталях, без особого труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.

Эффект Зейгарник

– мнемический эффект (открыт советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник), состоящий в зависимости эффективности запоминания материала от степени завершенности задачи, требующей данного материала: человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным.

Эхоическая память

– разновидность сенсорной памяти, сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время. В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения.


ДЕ № 7. Познавательные процессы


Тема 32. Мышление и интеллект


Вопрос № 1. Основными характеристиками мышления человека являются…



  1. избирательность отражения действительности

  2. обобщённость и опосредованность отражения действительности

  3. отражение существенных связей и отношений

  4. неразрывная связь с речью

Вопрос № 2. К единичным понятиям можно отнести…



  1. Енисей

  2. река

  3. Венера

  4. человек

Вопрос № 3. Понятия представляют собой…



  1. выделенное из одного или нескольких суждений новое понятие

  2. отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления

  3. основную форму мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности

Вопрос № 4. По характеру решаемых задач выделяется ______ мышление.



  1. предметно-действенное и наглядно-образное

  2. дискурсивное и интуитивное

  3. творческое и воспроизводящее

  4. теоретическое и практическое

Вопрос № 5. К причинам, которые НЕ мешают проявлению творческого мышления относятся…



  1. склонность к конформизму

  2. боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны

  3. боязнь показаться глупым или смешным

  4. завышенная оценка значимости своих собственных идей

Вопрос № 6. Изучением проблемы интеллекта занимались…



  1. П. Я. Гальперин

  2. И. П. Павлов

  3. Ж. Пиаже

  4. З. Фрейд

Вопрос № 7. Под интеллектом человека понимается…



  1. система всех его познавательных способностей

  2. общая способность к познанию и решению проблем, обеспечивающая успешность любой деятельности

  3. способность к решению проблем без проб и ошибок

  4. запас слов

Вопрос № 8. Стиль мышления, направленный на поиск новых способов удовлетворения потребностей, ориентированный на быстрый и конкретный результат, называется…



  1. идеалистическим

  2. аналитическим

  3. синтетическим

  4. прагматическим

Вопрос № 9. Стадию развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет (по теории Ж. Пиаже), характеризующуюся началом формирования символической функции, которая выступает основой плана представления, называют_________ мышлением.



  1. наглядно-действенным

  2. дооперационным

  3. визуальным

  4. практическим


Вопрос № 10. Самая тяжелая форма слабоумия, при которой речь и мышление не формируются, преобладают эмоциональные реакции, определяется как…



  1. олигофрения

  2. идиотия

  3. имбецильность

  4. дебильность

ГЛОССАРИЙ:



Абстрагирование
(абстракция)

– мысленное вычленение отдельных свойств, сторон, элементов или состояний предмета, и превращение их в самостоятельный объект рассмотрения с более глубокого изучения.

Барьеры творческого мышления

– 1) склонность к конформизму
2) боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны
3) боязнь показаться глупым или смешным
4) тревожность

Гальперин, Петр Яковлевич

(1902-1988) – отечественный психолог, обосновавший метод поэтапного формирования умственных действий и понятий

Гилфорд, Джой Пол

(1897-1976) – американский психолог, автор «кубической модели структуры интеллекта», в которой было представлено три измерения:
1) операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность),
2) содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий),
3) результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы).

Дебильность

(от лат. debilus – увечный, слабый) – легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70), наиболее распространенная форма умственной отсталости; недостаточность абстрактного мышления, внушаемость, подражательность, при этом развитое личное самосознания и эмоциональное отношение к окружающему.

Дедукция

– вид умозаключения; движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.

Идиотия

(от греч. Idioteia – невежество) – наиболее тяжелая форма умственной отсталости (IQ≤ 20): примитивные эмоции, речь сводится к воспроизведению отдельных часто искаженных слов, понимание грубо нарушено; замедленные, нескоординированные движения, расстройство навыков стояния и ходьбы.

Имбецильность

(от лат. imbecillus – слабый телом, вялый) – выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50); словарный запас достигает 200-300 слов; хорошая механическая память, возможность обучению элементам счета, чтения, письма.

Индукция

– вид умозаключения; движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

Интеллект

– 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида;
3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Коэффициент интеллекта (IQ)

– находят по формуле: умственный возраст/хронологический возраст х100%. Диапазон от 0 до 200, среднее значение IQ соответствует 100 баллам, стандартное отклонение – 16 баллов в каждую сторону.
16% людей имеют IQ 20-84 балла, (см. Олигофрения)
34% людей имеют IQ 84-100 баллов,
34% людей имеют IQ 100-116 баллов,
16% людей имеют IQ 116-180 баллов.

Ментизм

– нарушение мышления, наплыв мыслей и представлений, сопровождаемое ощущением, что это совершается помимо воли человека.

Мышление

– психический процесс обобщенный и опосредствованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей; активируется при возникновении проблемной ситуации; особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Наглядно-действенное мышление

– Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.

Наглядно-образное мышление

– мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Олигофрения

– (от греч. oligos – немногий + phren – ум ) – тотальное нарушение психического развития, умственная отсталость, а также недоразвитие соматических функций (несформированность внутренних органов, недоразвитие костной и мышечной ткани и т.д.). По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имбецильность и дебильность.

Операции мышления

– анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование.

Паралогизм

– неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики

Пиаже, Жан

(1896-1980) – швейцарский психолог, автор концепции стадийного развития психики ребенка:
1 стадия – сенсомоторный интеллект (1-2 года);
2 стадия – дооперационное мышление (2-7 лет);
3 стадия – конкретных операций с предметами (7-11 лет);
4 стадия – формальных операций (12-15 лет).

Понятие

– одна из основных форм мышления, отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Различают

единичные

(обозначающие один предмет – например, Москва, Антарктида) и

общие

понятия (охватывающие целый класс предметов или явлений, носящих одно и то же название – например, «книга», «мост», «ондатра»).

Практическое мышление

– процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, включено в процесс решения практических задач

Стиль мышления

– стабильная характеристика мышления. У большинства людей существуют смешанные варианты стилей мышления, с преобладанием в той или иной степени какого-то одного или двух. Стили мышления отвечают за постановку цели в процессе решения проблемы. Выделяют 5 стилей:
1)

синтетический

: стремление к созданию нового, оригинального, комбинирование несходных, а иногда и противоположных данные и идеи. Склонность к теоретизированию и к мысленным экспериментам, характерный вопрос: «Что будет, если…?». Такие люди стремятся к созданию по возможности более широкой, обобщенной концепции, позволяющей снять противоречия различных подходов, примирить противоположные позиции.
2)

идеалистический

проявляется как склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Повышенный интерес к целям, смыслам, человеческим ценностям, нравственным проблемам. Стремление сглаживать противоречия, акцентируя внимание на сходствах различных позиций, приветствие новых идей. Частый вопрос: "Куда мы идем и почему?".
3)

прагматический:

опора в принятии решений на свой непосредственный личный опыт. использование легкодоступных материалов и информации, направленность на быстрый результат. «Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе». Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение. Они успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность. Склонны очень большое значение придавать материальным благам и их достижению.
4)

аналитический

: склонность систематически и всесторонне рассматривать вопросы. Манера решения проблем – логическая и методическая, с акцентом на детали. Разработка подробного плана и сбор большого количества информации, объективных фактов. Склонность воспринимать мир логичным, рациональным, предсказуемым, упорядоченным. Стремление найти формулу, метод или систему, позволяющую логично объяснить различные явления.
5)

рационалистический

: ориентация только на признание фактов. Реальность – только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление конкретно и направлено на коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

Суждение

– одна из основных форм мышления, в которой осуществляется связь между двумя понятиями (например, «кактус колючий»). Суждения могут быть истинными и ложными, определенными и неопределенными, повествовательными, описательными, объяснительными.

Творческое мышление

– совокупность мыслительных процессов, ​приводящих к получению решений, созданию необычных и оригинальных ​идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Характеризуется следующими признаками (по Дж. П. Гилфорду):
1) оригинальность – способность продуцировать необычайные ассоциации и ответы.
2) семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.
3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности.
4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

Теоретически-образное мышление

– отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Теоретически-понятийное (абстрактное) мышление

– это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое мышление

– процесс мышления, направленный на решение отвлеченных теоретических задач, опосредованно связанных с практикой; на открытие законов, свойств объектов; оно оперирует абстрактными понятиями и представлениями об объектах.

Умозаключение

– высшая форма мышления, формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся; опирается на понятие и суждение, и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

Формы мышления

– понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, доказательство, защита, опровержение.

Характеристики мышления

– 1) обобщенность; 2) опосредованность; 3) связь с речью; 4) направленность на решение конкретной задачи.


^ ДЕ № 7. Познавательные процессы


  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.