.RU
Карта сайта

Узловые вопросы темы - 1 Предмет и история психологии

Тема4.2.: Характер

^ Узловые вопросы темы:



  1. Общее понятие о характере и его природе.

  2. Структура характера.

  3. Формирование характера.

Психолог должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Психолог должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах и во всех положениях. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти, а для этого необходимо знать всякий характер.
Будущим педагогам и чиновникам необходимо хорошо понимать людей, то есть необходимо быть хорошими психологами. Из слов К.Д. Ушинского ясно, что для того, чтобы быть психологом нужно знать характер человека, поэтому тема моего исследования касается проблем характера человека. Рассмотрим условия формирования характера и какие причины влияют на человека.

  1. Итак, начнем с истории учения о характере. История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности.

Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом, другом Аристотеля Теофрастом (IV-III вв. до н.э.). Слово (charakter) по-гречески означает «чеканка», «печать», «черта», «примета», «особенность». Это слово происходит от глагола «харассо» - острить, царапать, чертить.
До Теофраста Аристотель для обозначения деятельности или практической стороны пользовался словом «этос», что означает «нрав», «обычай», «образ мыслей».
Жизненная практика приводит к необходимости определить понятия характера в двух значениях: более общем и более строгом. Эти определения характера дополняют одно другое и не могут быть сведены к какому-либо одному.
В общем, или широком, смысле слова под характером человека следует понимать индивидуальные, ярко выраженные качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.
Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеется в виду его индивидуально выраженные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека означает выделить не сумму его качеств, а те черты, которые отличают его от других людей.
Российские психологи, раскрывая сущность характера, в качестве одного из основных признаков указывают на индивидуальное своеобразие. Так, согласно определению, данному А.Г. Ковалевым и В.М. Мясищевым, характер – это личность в ее своеобразии. В.А. Крутецкий дает свое определение характера: «Характер – это индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности».
К.К. Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, «типичных для данного человека и систематических проявляющийся в его действиях и поступках».
Исходя из понимания характера как психического склада, нельзя ни одному человеку отказывать в обладании характером. Это относится и к так называемым бесхарактерным людям. Даже у этих людей имеются характерные черты: характерна их бесхарактерность, как парадоксально это не звучит.
Характер в строгом смысле слова определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле.
Не случайно у истоков психологии характера в древней Греции проблема характера строилась как проблема этоса, то есть морального права. В своей «Поэтике» Аристотель пишет: «Характер – то, в чем проявляется решение людей, поэтому не выражают характера те речи, из которых не ясно, что известное лицо предпочитает или чего избегает, в которых совершенно не указывается, что предпочитает или чего избегает говорящий».
С. Л. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность. «Характеолгические свойства личности обуславливают ее направленность, накладывают определенный отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении человека к другим людям, к миру и к самому себе».
Характер человека получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности. «Направленность – это характеризующее данного человека, своеобразно переживаемое или избирательное отношение к действительности, влияющая на его деятельность». Не всякое отношение к окружающему имеет характеризующее этого человека значение. Направленность, согласно данному определению, означает содержание руководящих целей и мотивов, включает в себя отношения значимые, действительно влияющие на поведение человека.
Основой направленности является мировоззрение как совокупление взглядов на природе и общество. Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность.
С мировоззрением как содержанием направленности тесно связанно самоопределение человека, те цели которые человек перед собой ставит, те средства, которые он предпочитает в достижении цели.
Для понимая направленности нужно не только содержание, но и ее психологическую характеристику.
К ней прежде всего относится внимательность (не внимание), то есть имеется в виду не только психический процесс, а черта направленности человека.
Внимательность проявляется как в произвольном, так и не в произвольном внимании.
Одной из на наиболее распространенных форм направленности человека являются его интересы. Под интересам понимается эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям жизни, выражающихся в стремлении познать эти предметы и явления.
От интересов как из одной из форм направленности следует отличать идеалы – те выраженные в людях, идеях, действиях и произведениях достижения, которые данный человек считает высшими и в которых он видит конечную цель своих стремлений.
К направленности относятся и чувства человека.
К. Д. Ушинский пишет: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувства: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей».
Чувства являются сторонами характера в той мере, в какой они выражают значимые для личности отношения человека к действительности и влияют на человеческую личность.
Нельзя недооценивать роль страстей, как одной из форм направленности человека. Под страстью понимается ярко выраженное активно эмоциональное состояние, сильно влияющее на сознание и деятельность человека, овладевающее им на некоторое время, иногда на всю жизнь.
Но если направленность является «головой» характера, то воля является его «хребтом».
Воля – сторона психической деятельности, которая отражает общественные потребности и выражается в сознательной постановке цели (целеустремленности), решимости или готовности достигнуть этой цели, активности, организованности и стойкости, необходимой для преодоления препятствий стоящих на пути достижения цели.
Человек делает свою жизнедеятельность объектом своей воли и своего сознания. Благодаря воли направляется, регистрируется, контролируется человеком его деятельность. Животные не обладают сознательной целеустремленностью, а также осуществлять сознательный контроль над своим поведением.
Воля связанна с умственными процессами, она также не стоит изолированно от нашей эмоциональной жизни, тем не менее следует признавать существенное своеобразие волевой сферы человеческой психики. Волевая активность имеет место тогда, когда восприятие переходит в наблюдение, непреднамеренное внимание – в преднамеренное, пассивное воображение – в активное, относительно спокойный процесс мышления - в напряженный процесс решения задачи. Во всех этих случаях наша психическая деятельность является целенаправленной деятельностью.
Большое значение для сознательности постановки цели и готовности ее добиться имеет матировка волевого действия. Прежде всего ставится вопрос о содержании и направлении мотивов как сознательных побуждений к действию.
Мотиы также различаются по их монолитности и устойчивости. Монолитность мотивов определяется их единством, но это не поглощение всех мотивов одним; возможна организация нескольких мотивов. Устойчивость мотивов означает их выносливость при испытаниях, не исключающих разумную пластичность.
Волевые процессы разнообразны, они могут иметь формы влечения, желания, хотения и намерения.
Влечение характеризуют тем, что его цель представляется неясной или смутной. В желании по сравнению с влечением более выражен момент самоопределения человека. Желание, как и влечение, не лишено эмоциональной окраски. Хотение, в отличие от желания, обычно понимается как такой процесс, который связан с выбором не только цели, но и средств, ведущих к его достижению. В хотении подчеркивается большая готовность к действию, чем в желании.
Для намерения характерна готовность действовать, совершать что-либо в определенном направлении.
Бурность и напряженность волевого процесса выражается также в затрате волевого усилия.
Волевое усилие есть прежде всего готовность побеждать препятствия и поэтому может определятся силой этих препятствий. Сила волевого процесса не пропорциональна напряженности его переживания.
Хотя воля и является одним из основных компонентов характера, все же было бы неправильно отождествлять волю и характер.
Прежде всего не всякий волевой процесс имеет характерологическое значение. Некоторые намерения, стремления и желания человека могут быть временными, чист ситуационными состояниями, вызываться теми или иными острыми потребностями, общими для многих людей, и совсем не типичными для данной личности. Говоря о таких индивидуальных особенностях воли, как решимость, смелость, настойчивость…, речь идет о волевых чертах характера, если, конечно эти индивидуальные особенности берутся не в отрыве от личности в целом.
Вторая линия разграничения воли и характера заключается в том, что, как указывалось, даже к характеру в строгом смысле слова, кроме воли, в ее индивидуальных особенностях, относятся еще индивидуальные черты направленности. Если же взять характер в широком смысле слова, то имеются в виду не только волевые черты личности, но и всякие другие, поскольку они ярко выражают индивидуальность человека.
Третья линия разграничения намечается, когда становится вопрос о взаимоотношениях между характером, волей и привычками. Под привычками разумеются устойчивые формы действий и поступков человека, в значительной мере автоматизированные и настолько укоренившиеся, что человек испытывает в них потребность. Выражая не только способности ее функционального механизма, но и особенности ее отношения к действительности”1.
Кроме умственных свойств, к особенностям относятся и другие психические свойства - сенсорные, моторные, эмоцианальноволевые. Когда ставится вопрос о взаимосвязи характера со способностями, обычно имеют в виду волевые черты. Изменения в сознании человека отражаются в его деятельности и нередко приводят к существенным изменениям в его характере.
Отношение между умственной и волевой чертами личности сложное. Люди с сильным характером не редко оказываются умственно не развитыми людьми и, наоборот, крайне слабохарактерные или “бесхарактерные” люди обычно не обладают высоким умственным развитием. Но, кроме этих крайне положительных и отрицательных случаев, имеются случаи расхождения или не полного соответствия между интеллектом и волей, объяснимы неправильностью или односторонностью воспитания.
Случаи расхождения между способностями и волевыми чертами характера часто объясняются отсутствием у человека должной направленности2.
Как уже отмечалось, отдельные свойства характера, завися друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
§ 1. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА
Определить структуру или строение характера человека, – значит, выделить в характере основные компоненты свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношении и взаимодействии.
В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально – своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.
В разных формах характера выражаются способы появления отношений, закривившиеся эмоционально – волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Симптомокомплексы – системы взаимосвязанных психических свойств.

  1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение к другим людям и противоположение им черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

  2. Черты, показывающие отношение человека к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовенность, ответственность, настойчивость и противоположенные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовенность, безответственность, пассивность).

  3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположенные им – сомнения, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

  4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или не бережное отношение к вещам)3.

В зависимости от того или другого строение характера человека проявляет те или иные черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы, или виды, черт характера. К ним относятся:

  1. Моральные (чуткость, внимательность, деликатность);

  2. Волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);

  3. Эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).

Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. Среди них выделяют следующие:

Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но само воспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний.
Психическое состояние имеет много общего с индивидуальными свойствами личности, и в первую очередь, с характером.
Как и характер, психическое состояние выражает синтетический взгляд на психическую деятельность. Как и характер психическое состояние своеобразно, поэтому как и характер, так и психическое состояние трудно моделировать. Но между характером и психическим состоянием существуют значительные различия.
Психическое состояние, как бы оно не было продолжительно – это временная характеристика психической деятельности. Характер более стабилен. Психическое состояние более лабильно чем характер, или в значительной мере зависит от непосредственной ситуации. Психическое состояние не всегда показательны для данного характера, но очень часто психические состояния служат индикатором характера.
Психические состояния имеют тенденцию в течение которого или более продолжительного времени накладывать отпечаток на переживания и деятельность человека.
Непоказательны для характера психические состояния человек часто переживает, когда попадает в новые условия или когда ему приходится заниматься новой, непривычной деятельностью.
Эпизодические психические состояния могут быть отрицательными, положительными и нейтральными.
Существуют в быту выражения: “выходка”, “вышел из себя”. Они в ряде случаев обозначают такие состояния и соответствующие им поступки, которые совсем чужды данному человеку, и, действую не соответственным для себя образом, он временно меняется до противоположности5.
Эпизодические состояния не закрепляются, не влияют на характер человека. Но во многих случаях, не свойственных человеку, состояние не эпизод, а первое проявление новой черты характера.
Психическое состояние переходит в черту характера после его закрепления, в одних случаях этот процесс протекает медленно в других быстро.
Состояние стресса, беспокойства ригидности и фрустрации, как и другие психические состояния, могут быть временными и переходящими, не соответствующими чертами характера, но переходящими в черту характера и, наконец, типичными для характера человека.
Есть стрессоры такой силы, которые вызывают состояние стресса и у мало склонного к этим состоянием человека. В одних случаях такое состояние не больше, чем эпизод в психической деятельности человека, в других оно при повторении закрепляется. Но состояние стресса особенно часто возникает и с особой остротой переживается у людей, предрасположенных к такому состоянию, стресс для них характерен, он возникает у них при относительно слабых стрессах.
Есть также состояния, являющиеся маскировками характера. К такого рода состояниям человек иногда прибегает с той целью, чтобы скрыть ту свою черту характера, обнаружение которой по той или другой причине нежелательно. Человек как бы наигрывает такое психическое состояние, которое далеко от скрываемой черты, а часто ей противоположно.
Существую маскировки характера вполне законные, даже необходимые. Долг вежливости требует, находясь в обществе, не обнаруживать негативного отношения к находящимся там людям”6.
Решая вопрос о психических состояниях и характере, следует сказать и о большом значении психических состояний для методики исследования характера. Чтобы хорошо понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре характера. Хотя определение психического состояния – не легкая задача, но она легче, чем определение характера, которое, помимо всех других трудностей, еще требует большого времени, чтобы можно было проследить за устойчивостью предполагаемых черт характера.
Определить характер можно только по его проявлениям. Диагностика характера опирается на факты, дающие основание для предположения, что у данного человека такие – то черты характера.
“Характерологические различия меду людьми можно лучше всего установить, изучая деятельность того или другого человека. Ни направленности, ни воля, ни структурные особенности, как компоненты характера, не могут быть определены, если мы не знаем, как человек действует: трудится, играет, каково его поведение, какие он совершает поступки”.
Один и тот же человек иногда по разному по разному проявляет себя в различных видах труда в зависимости от условий, своего отношения к нему, достигаемых успехов.
“Характер, особенно у детей, проявляются в игровой деятельности. Наблюдения над детьми дошкольного возраста во время свободных от творчества игр показывают, что намечающиеся в возрасте черты характера обнаруживаются уже в самом выборе игры. Одни дети предпочитают игры коллективные, другие – индивидуальные, одни – спокойные, другие – подвижные; одни – с готовыми игрушками, другие – самостоятельно изготовлеными поделками”.
Изучая проявления характера в деятельности, необходимо выяснить мотивы данного действия, так как внешне сходные действия могут быть проявлением различных характерологических черт.
Чем сложнее и длительнее деятельность, тем она однозначнее выражает характер. Для характера показательны не только деятельность, поступки и поведение человека в их внешней выраженности, но и соответствующие психические состояния.
Характер проявляется так же в содержании речи: ее тематике, сюжете, приводимом фактическом материале и мыслях. Русская поговорка гласит: “У кого что болит, тот о том и говорит”. Действительно, излюбленное содержания разговора обычно показывает господствующий интерес, его направленность. С одной стороны, речь насыщена материалом, интересующим говорящего, а с другой стороны, человек в свой речи приспособляется к интересам собеседника. Одни предпочитают говорить только о себе и своих делах, другие, наоборот, в беседе стараются, возможно, более удовлетворять интересы собеседника.
Стиль речи человека может свидетельствовать об общей эмоциональности, а также о содержании господствующих эмоций.
Характерологическое значение имеет также вокальная мимика, которая вносит нечто новое в стиль устной речи. Одни говорят однотонно, другие часто меняют интонацию, одни любя делать более или менее выразительные паузы, другие избегают пауз, у одних в речи много теотральонсти, у других интонации просты и естественны. Не лишены значения и такие внешние особенности речи как плавность, ритмичность, высокий или низкий тон, торопливость или медлительность.
Проявления характера в речи многообразны. По этому неправильно было бы судить о характере человека по, каким либо сторонам речи. Необходимо всякий раз рассматривать их с другими проявлениями характера.
Характер проявляется не только во внешней, но и во внутренней речи. Человек может пережить сильную душевную боль, которая остается известной только ему одному – она выражается во внутренней речи, часто принимающая форму внутреннего монолога.
Речь человека может быть искренней и деланной. Большой искренностью, непосредственностью отличается обычно речь детей. Очень искренней бывает речь человека, желающего выразить такие свои задушевные переживания, которые переполняют его и требуют выхода вовне. Деланность человека может объясниться угодливостью человека, желанием понравиться собеседнику или означает, что между собеседниками не близких, сердечных отношений, в силу чего эти люди ограничиваются пустыми, казенными словами. Наконец, искусственность речи иногда объясняется желанием щегольнуть изыскаными выражениями.
Особенности характера могут сказаться как в устной речи, так и в письменной, в ее словаре, морфологии, синтаксисе, стиле.
Давно замечено, что не лишено характерологического значения, предпочитает ли данный человек выражать свой мысли устно или письменно. Предпочтение устой речи наблюдается у людей общительных, живых, не редко обладающие сангвиническим темпераментом; к письменной речи более склонны люди, сосредоточенные в себе, стеснительные, застенчивые. Но подобного рода факты обобщать нельзя. Предпочтение устной или письменной речи может объясниться различными причинами, и в первую очередь наличием или отсутствием должного навыка, и поэтому характерологическую показательность такого предпочтения можно установить при сопоставлении с другими проявлениями характера

.

7


Нередко в жизни для суждения о характере человека прибегают к темпоказателям, которые дает его лицо. Есть пословица: “Лицо — зеркало души”.
Говорят о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их харак­тера, поскольку они находят выражение в чертах лица. Когда говорят про человека, имея в виду его внешний облик, что этот человек “красив, но несимпатичен”, это часто означает, что в красивых чертах его лица выражены отрицательные качества, как, например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям.
Показатели характера на лице человека можно разделить на статические и динамические. К статическим показателям относят­ся особенности строения головы очертания глаз, губ, лба, носа. По телесной физиономии можно судить о физиономии духовной. К дина­мическим показателям относится мимика, то есть выразительные движения лица, все те изменения в лице, которые являются не случайными и ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека.
Жесты иногда выдают характер человека больше, чем его внешний вид. Можно различать людей с богатой и бедной жести­куляцией. Будучи связаны с эмоциональной возбудимостью, жес­ты выражают нередко темперамент человека: обильной жестику­ляции мы ожидаем скорее от сангвиника и холерика, чем от меланхолика и флегматика. Но обильная жестикуляция может иметь разное характерологическое значение. Она может говорить о невыдержанности, а также о неестественности. Подобным об­разом скупость жестов в одних случаях означает общую заторможенность, стеснительность, в других — большую выдержку, подтянутость, умение владеть собой.
Некоторых людей называют манерными, потому что их жесты деланные, показные, искусственные.
Даже костюм человека и его вещи иногда, представляют важ­ную деталь в его характеристике.
Все указанные особенности внешнего облика человека имеют характерологическое значение, не только каждая в отдельности, но и в сочетании одна с другой”.8
Внешний облик человека может интерпретироваться по-разному. Часто смеющийся человек не всегда жизнерадостный, а плаксивый не всегда пессимист. Только имея некоторые знания о характере человека по другим проявлениям (прежде всего по деятельности), можно сказать, о какой черте свидетельствует смешливость или плаксивость данного человека.
Связь между проявлениями и чертами характера в каждом конкретном случае должна рассматриваться в зависимости от ситуации, роли человека в ситуации, особенностей рассматривае­мой черты, ее связи с другими, а также от того, желает ли чело­век обнаружить свою черту или, наоборот, скрыть.
Характер человека зависит не только от настоящих жизнен­ных веяний, условий жизни и деятельности, но и от прошлых воздействий, от всей истории жизни, обусловливающей характер человека. Вот почему при изучении характера нужно знать не только настоящие условия жизни, но и всю сложность и много­образие ситуаций и воздействий, которые формировали личность.
В зависимости от различных ситуаций, в которых находится человек, и различных требований, которые ему предъявлялись раньше и предъявляются теперь, он может быть настойчив в одном и ненастойчив в другом.
Противоречивость или непоследовательность поведения неко­торых людей в разных жизненных ситуациях объясняется отсут­ствием цельности характера, частичным развитием отдельных его черт.
Характер в целом и в особенности его моральные свойства формируются в коллективе -- в системе межличностных отно­шений.
Формирование черт характера проходит три стадии:
первая стадия — когда человек приобретает знание о способах поведения, но это знание еще не подкреплено его собственным опытом;
вторая стадия — стадия психических состояний, которые еще не стали свойствами личности, так как носят временный ситуативный характер, но уже дают человеку собственный эмоциональ­ный опыт при реализации усваиваемых способов поведения, в которых выражаются ее отношения;
третья стадия — закрепление усваиваемых способов поведения в различных видах деятельности и ситуациях.
Важнейшим средством воспитания является труд. В труде воспитываются черты, характеризующие не только отношение личности к труду (трудолюбие, ответственность, добросовестность, инициативность, настойчивость), но и такие черты, как дисципли­нированность, коллективизм, самокритичность, аккуратность, бережливость, характеризующая общин психический склад человека, его отношение к другим людям, к себе, к вещам.
Поскольку характер человека закаляется в преодолении труд­ностей, необходимо наличие ясно осознаваемых перспективных линий (близких, средних, дальних перспектив, достижение кото­рых требует возрастающих усилий по преодолению внешних иг внутренних препятствий).
Немаловажна также и роль самовоспитания в процессе фор­мирования характера. Но самовоспитание обуслов­лено соответствующей мотивацией. Человек прежде всего должен осознать потребность самовоспитания”.9
Характер не только формируется в деятельности и общении, но„ и, со своей стороны, влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявле­ния различных акцентуаций. Акцентуация характера — это чрез­мерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательном отношении личности и определенного рода психо­логическим воздействием при хорошей и даже повышенной устой­чивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы характеров. Из русской характероло­гии наиболее значительные типологии были предложены Лесгаф-том и Лазурским.
Лесгафт разделил типы на две категории. “К первой категории принадлежат типы с деятельно-повышенными проявлениями:
1) лицемерный;
2) честолюбивый;
3) добродушный;
Вторая категория—типы .с инертно-умственными проявле­ниями:
4) злостно забитый;
5) мягко забитый;
6) угнетенный.
Кроме этих шести типов, Лесгафт наметил представляемый в идеале нормальный тип, для которого показательна гармония между умственным и физическим развитием, рассудительность, активность, чуткости, простота во всех проявлениях и действиях. В нем сочетаются лучшие черты добродушного и угнетенного типа”.10
Существуют другие типологии, предложенные как отечественны­ми, так и зарубежными психологами.
Всякая типология людей должна служить цели углубленного понимания характера, для чего необходимо тщательным образом изучать каждый индивидуальный характер.
Раскрытие структуры характера его черт и проявлений по­зволяет наметить и основные пути его изучения.
К характерологическим методам относятся: наблюдение, само­наблюдение и самоанализ, эксперимент естественный и лабора­торный, беседы и анкеты, свободное сочинение, анализ продуктов деятельности.
Материалы, служащие источником познания характера: письма, дневники, мемуары, автобиографии, биографии, литературно-ху-дожественные произведения.
Итак, характер - это совокупность индивидуально-своеобраз­ных свойств личности, определяющихся ее отношениями и прояв­ляющихся в типичных для данной личности способах деятель­ности.
В характере каждого человека надо видеть единство устойчи­вых и динамических свойств.
Характер может маскировать один из врожденных проявле­ний, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.
Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечат­лений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.
Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаи­модействия личности и среды.
Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике, а также накла­дывает печать на внешний облик личности и отражается в типи­ческой позе.
Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.
Характер имеет большое значение не только для самой лич­ности, но и для общества.
Характер—это целостное образование, система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. В структуре характера выделяют содержание и форму. Со­держание характера отражает общественные воздействия, влия­ния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее ма­териальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социаль­ные установки.
В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения.
На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.
Характер формируется в процессе воспитания и самовоспи­тания.
Совокупность отличительных существенных, типических черт
образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.
Изучается характер по определенным методикам, с помощью определенного инструментария и методов.
Характер—одно из интереснейших свойств личности, которая требует.неординарного внимания и изучения.
При анализе характера личности обычно называют определен­ные черты, типичные для данного человека. В житейской прак­тике чаще всего указывают на моральные и волевые черты, от которых зависит социальное поведение индивида. В характеро­логии делались многочисленные попытки определить черты ха­рактера, как и личности в целом. При этом одни шли по пути простого перечисления черт, которые так или иначе характери­зуют человека. Эти списки нередко включают сотни слов-черт. Другие стремились определить основные черты характера, исходя из основных отношений человека: к обществу, людям, труду, к самому себе. Третьи придерживались функционального подхода к этой проблеме. Они выделяли черты, соответствующие основ­ным группам психических процессов, а именно: интеллектуаль­ным, эмоциональным и волевым. Четвертые пошли по эклекти­ческому пути, выделяя как черты направленности, так и черты, связанные с основными психическими функциями. Наиболее эко­номным, практически значимым и научно обоснованным пред­ставляется выделение в характере синтетических черт, в которых сфокусированы многие свойства личности. К таким синтетическим свойствам относят моральную воспитанность, силу. полноту, цельность, оригинальность, уравновешенность, динамичность. Мо­ральная воспитанность характеризует человека как со стороны его отношения к людям, общественным задачам, так и форм повеления. Гуманизм, чуткое отношение к людям, доброта, пре­данность общему делу и товарищам, трудолюбие, умение рабо­тать в коллективе и коллективно, тактичность и деликатность в обращении—все эти качества характеризуют по содержанию и форме человека-коллективиста. На другом полюсе моральности характера стоит индивидуалист, для которого люди лишь сред­ства для достижения его эгоистических целей. Это человек, который заботится прежде всего о себе, в случае трудности он готов предать коллектив, товарища. Это индивид или с приглушенным голосом совести, или вовсе лишенный его. Между этими двумя полюсами коллективист — эгоист располагаются различные пере­ходные типы, более близко стоящие то к одному, то к другому полюсу. Полнота характеризует богатство человеческой личности. Разносторонне развитый человек с интересом относится и к ис­кусству, и к науке. Отличаясь ответственным отношением к своему поведению, вместе с тем может увлеченно играть с детьми; бу­дучи серьезным, заразительно смеяться, услышав шутку или остроту. Он общителен, к каждому может подойти тактично и доставить радость. Он многое знает и многое умеет. В противо­положность этому свойству — человек односторонний — это чело­век с ограниченным, бедным духовным миром. Он может быть хорошим специалистом, но оказывается плохим собеседником по вопросам науки, искусства и литературы, так как он ничего не читал, не бывал на выставках картин, не следил за развитием знаний, живописи, музыки, литературы. Он или строг, или очень мягок, но не может быть тем и другим. Цельность характери­зует внутреннее единство личности, ее установок и дел, отноше­ний и реального поведения. Человек с цельным характером отличается большой определенностью. О таком. легко сказать, что он будет делать завтра и послезавтра и как себя будет вести в различных обстоятельствах жизни. И действительно, человек с цельным характером — это убежденная личность, у которой нет расхождения между словом и делом. Принципиальность в отно­шениях с людьми, при решении каждого общественного и личного вопроса—характерная особенность цельной личности. В проти­воположность этому человек с разбросанным характером неопре­деленен. Не только другие, но и он сам не знает, чем увлечется завтра, как будет решать поставленный жизнью вопрос, с кем будет дружить. Это может быть и широкая натура, но в ней нет хребта, нет стержня, на который можно было бы нанизать все остальное. Отсюда расхождение между помыслами и, чувствами, словом и делом. Такой человек не надежен ни в дружбе, ни в любви, ни в труде, а особенно в беде. Сила характера—это энергичность личности. Человек с сильным характером не только обладает железной логикой, но и умеет отстаивать свои убежде­ния и добиваться реализации поставленных целей, несмотря на трудности и препятствия, которые встречаются в деятельности. Человек сильного характера отличается увлеченностью делом, способностью развивать большое напряжение сил, стойкостью и природная, но и выработанная в жизни ровность поведения, высокая моральная культура человека, умеющего держать себя, по выражению И. П. Павлова, “на высоте своих средств”. Имен­но в уравновешенности проявляется морально-волевая и интел­лектуальная воспитанность личности. Синтетические черты характера могут находиться в гармоничном сочетании или быть в противоречивом отношении друг к другу. Самым положитель­ным типом является человек морально воспитанный, отличаю­щийся большой полнотой и цельностью характера. Однако он может быть и уравновешенным и неуравновешенным. В послед­нем случае в минуты волнения он становится резковатым, нару­шает такт в обращении, о чем он потом горько сожалеет. Чело­век же с сильным характером может быть морально плохо воспитанным. Бывает и так, что положительное свойство ужива­ется с отрицательным, например, полнота характера с его неоп­ределенностью или сила характера с односторонностью и одно­бокостью личности, доброта со слабохарактерностью. В характере каждого человека имеется одно какое-то ведущее свойство, кото­рое задает тон поведению человека и которое бросается в глаза окружающим.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.