.RU
Карта сайта

Возвышать себя - Актерского мастерства


Возвышать себя


"Наступающий указывает партнеру не на то, что тот не таков, каким должен быть, а на то, что сам наступающий не таков, каким его представляет партнер… наступление "за будущее". Партнеру должно быть предоставлено время, чтобы сделать вывод из того, что сообщает ему о себе наступающий. Последнему важно, чтобы партнер оценил по достоинству значение сообщаемого, а оно всегда больше самого сообщаемого. "
"…для наступлений этой разновидности характерны: максимально возможная освобожденность мышц, скрывающая и нейтрализующая телесную мобилизованность; способы словесного воздействия, затрагивающие воображение партнера (такие, в которых присутствуют словесные действия "удивлять" и "предупреждать"); а в развитии наступления - средства по большей части сложные, тонкие, а именно,: укрупнение фразы, уярчение ее композиции и разнообразие способов словесного воздействия."
Возвышать партнера - "призывать к себе"
"Наступающий добивается более верных представлений партнера о самом себе… стремится доставить ему удовольствие своим пониманием его исключительных достоинств. Партнер обладает чем-то, что другие - все, кроме наступающего,- либо вовсе не видят, либо видят недостаточно ясно и чему они не придают должного значения. Эта исключительность в глубине и тонкости понимания достоинств партнера дает наступающему основания для чисто духовной близости. Поэтому такое наступление тяготеет к борьбе "за будущее"."
"Призывать партнера "к себе" - значит считать себя сильнее или, во всяком случае не слабее его… призывающий стремится распоряжаться инициативой, а не только пользоваться ею… пользоваться средствами воздействиями самыми простыми - теми, что диктуются доверием и прямотой… но в них почти всегда присутствует адресование воображению партнера ("удивлять")… наступающему нужно не столько повышение и усиление звука, сколько образы, сравнения, метафоры… Развитие такого наступления выражается во все большей и большей рельефности лепки все более многозначительных фраз, со все более отчетливо подразумеваемыми обобщениями в каждой последующей."
Унижать себя - "идти к партнеру"
"Наступающий приспосабливает себя к предполагаемым представлениям партнера о должных взаимоотношениях… Наступления этой разновидности тяготеют к борьбе "за настоящее". Партнер должен отказаться от какого бы то ни было недоверия… надо предвосхищать любые его суждения и выдавать их как свои собственные категорические утверждения."
"Для успешного продвижения к цели наступающему нужно внимательно следить главным образом не за тем, что говорит ему партнер, а за тем, нравится или не нравится ему то, что делает он, наступающий. Если партнеру что-то не нравится, то нужно угадать, что именно, и, забежав вперед, угодить ему."
"Наступающему нужно практически разрешить логически неразрешимое противоречие: принудить повинуясь; он "идет к партнеру" и давит на него; угождает ему, но и вытягивает из него доверие. Поэтому чем настойчивей наступает унижающий себя, тем острее он ощущает это противоречие. Отсюда - характер ритма и обострение его в развитие наступления."

^ Выяснение отношений


"Наступления этого типа возникают, когда отношение партнера к наступающему неизвестно, и это является серьезным препятствием для ведения дальнейшей борьбы… это ряд коротких "проб"; пока оно длится, каждая дает недостаточно точный результат; получаемые сведения могут быть ясны в предметно конкретном смысле, но наступающему нужна ясность той общей позиции, которая лишь частично проявляется в этих сведениях… Отношения действительно выясняются, если каждая "проба" делается с учетом результатов предыдущей…Оно выражается в непрерывном внимании к партнеру - не столько к его словам, но и к тому, как они произносятся, как партнер слушает, думает, молчит. Поэтому выясняющий осторожно пользуется инициативой; он больше предоставляет ее партнеру, причем в самых широких границах и даже деликатно навязывает ее."

Упражнение


Деловая и позиционная борьба


Материалы темы Деловая и Позиционная борьба доступны для практического освоения после овладения навыками борьбы и связаны с расширением и закреплением умений "настойчиво добиваться целей персонажа". Разница между Деловым и Позиционным наступлением, связана с конкретизацией предмета борьбы, склонность к наступлениям того или иного типа является одним из важнейших проявлений логики поведения, характера человека, а, следовательно, его сверх-сверхзадачи. Уверенное владение предметом борьбы расширяет возможности артиста в создании сценического образа.
Наблюдая за поведением наступающих людей, определите элементы наступления, позволяющие утверждать, что борьба ведется по поводу какого-либо конкретного дела или по поводу изменения взаимоотношений с партнером (как на уровне словесного материала, так и на уровне всех элементов воздействия ).

Деловое наступление

. Учащиеся придумывают дело, связанное с партнером и составляют воображаемый план действий, а затем, в этюде, пытаются его реализовать, максимально конкретно обсуждая каждый подпункт плана, если встречают в партнере препятствия для достижения цели (для дела).
Примером плана для дела "Признаться в любви" может быть следующий:
а. Узнать, в каком настроении партнер (если в хорошем, то перейти к пункту б, если в плохом, объяснить, что причин для расстройства нет);
б. Объяснить преимущества влюбленного состояния;
в. Предупредить о негативных последствиях отказа отвечать на чувства другого;
г. Сообщить о своей сердечной склонности;
д. Выслушать ответ партнера и, в зависимости от него составить новый план действий.При отработки навыков делового наступления, следует, прежде всего, отмечать стремление наступающего держаться намеченного плана, получить или выдать в каждый момент наступления максимально конкретную, однозначную информацию и преодолеть возникающие препятствия путем разбиения их (если они достаточно сложные) на последовательную цепочку конкретных дел.

Позиционное наступление

. Учащиеся придумывают дело, связанное с партнером, выполнение которого затруднено несоответствием представлений партнера о сложившихся между вами взаимоотношениях (позиционное дело). В этюде необходимо, оставив конкретное дело, явившееся причиной обращения к партнеру, в стороне, заниматься исключительно перестройкой представлений партнера о себе, добиваясь установления нужного, "правильного" отношения.
Позиционные наступления проявляются во все больших обобщениях, избегании конкретики в борьбе, поскольку дело, на данный момент, состоит не в действиях партнера, а в отсутствующем "качестве" действий, связанном с неправильной общей позицией партнера.
Типы позиционных наступлений. Задумав позиционное дело, определите "в какую сторону" необходимо изменить представления партнера о сложившихся взаимоотношениях и каким способом, т.е. определите к какому из четырех типов позиционных наступлений будет приближаться этюд.
В исполнении необходимо отмечать признаки соответствия или несоответствия наступления выбранному типу и добиваться максимальной ясности предмета борьбы в этюде.
Дальнейшую работу по освоению материала темы (как в теме Наступление) удобно построить на основе уже знакомого драматургического материала (можно использовать уже освоенный в предыдущих темах драматургический материал, можно взять "новые" отрывки или сцены).

Рычаги настойчивости.

Учащиеся выполняют упражнение (Подробное описание см. в теме Наступление), пользуясь только выбранным (заданным) типом наступления.
Целесообразно использовать один и тот же отрывок для отработки всех типов позиционного и делового наступлений

Характерный рычаг.

Учащиеся наблюдают в жизни характерные рычаги настойчивости разных людей и проявление их в поведении наступающего (добивающегося своих целей) человека и используют увиденное в работе над отрывком, учитывая заданный (выбранный) предмет борьбы.
Отчетным материалом по освоению темы может являться показ одного самостоятельно (или с помощью преподавателя) подготовленного отрывка (сцены), разными исполнителями, показывающими различные варианты наступлений, в зависимости от заданных разных предметов борьбы.

^ Соотношение интересов


"Борясь с партнером, каждый исходит из предварительного представления либо об общности, либо о противонаправленности каких-то существенных интересов, своих и партнера. В противодействиях партнера можно видеть разность или противонаправленность интересов, но можно видеть и недоразумение: непонимание партнером его собственных интересов, его неосведомленность об условиях, в которых оба находятся, его недогадливость, его скромность и т.д.."
"Представления о соотношении интересов, определенные и ясно выраженные, обнаруживают существование у борющихся более отдаленных и значительных интересов и целей, чем те. Которыми они конкретно заняты в отдельные моменты борьбы. Представления эти как бы "собирают" малые частные цели борющихся как позиционные, так и деловые во все более и более значительные интересы и предметы борьбы - во все более крупные конфликты, объединенные единой темой."
"Разность идеалов и отдаленных интересов обнаруживается в том, как люди ведут себя в борьбе… Оттенки эти - область актерского искусства, а точнее - актерской импровизации. Поэтому фиксации подлежат не … краски, выражающие разность взаимоотношений и даже не сами взаимоотношения, всегда сложные, разносторонние, часто противоречивые, а основы этих взаимоотношений."
"… ясность, определенность верных представлений действующих лиц о соотношении интересов, во-первых, выражает существование у каждого отдаленных целей и идеалов; во-вторых, указывает на разность этих целей и идеалов у противостоящих друг другу действующих лиц и определяет расстановку сил; в-третьих, служит развитию характера каждого действующего лица."
"Представления об антагонистичности, противонаправленности существенных интересов, своих и партнера, мы будем называть Враждебностью. Представление о близости интересов, об их совпадении мы будем называть Дружественностью."
""Прогноз" на будущее во взаимодействиях с каждым данным партнером похож на некоторую инерцию, на выработанный навык ожидания от данного партнера той, а не иной реакции. Ожидание враждебной реакции требует расчета и осмотрительности; предполагаемая дружественность, наоборот, влечет за собой непосредственность и прямоту. Дружественность раскрывает человека, враждебность закрывает его и психически и физически - телесно. Враждебность мобилизует с некоторым скрытым излишком - запасом на случай нужды в дополнительных усилиях; дружественность обнажает действительную степень заинтересованности - освобождает и облегчает тело. Поэтому при меньшей мобилизованности дружественность проявляется в большей свободе и легкости движений, а враждебность при большей мобилизованности - в скупости и ответственности, точности, лаконичности движений."

^ Соотношение интересов, инициативность и предмет борьбы


"Дружественность облегчает деловое общение и в деловой борьбе располагает к пользованию инициативой - к наступлению. Для дружественного делового наступления характерны: разнообразие свободно используемых средств, расточительность в расходовании усилий и непринужденность переходов от одного воздействия к другому…"
"Враждебность располагает к тому, чтобы распоряжаться инициативой, или к обороне… Враждебное деловое наступление требует максимально возможной конкретности; получить от партнера-врага нужно нечто минимальное… Если в деловое наступление на врага человек идти избегает, то в позиционное наступление на врага, наоборот, некоторые люди идут охотно, по любому поводу и при всяком удобном случае… Враждебность наступления делает его чаще всего навязыванием инициативы партнеру и наступлением "за настоящее"… Чем дальше во времени отстоит то, чего считает возможным добиваться от партнера наступающий, тем соответственно меньше в его наступлении враждебности."
"Яркий признак дружественности - право на непринужденную улыбку, даже в относительно остром столкновении; враждебность исключает возможность такой улыбки даже в столкновении мимолетном и малозначительном."

Упражнения


Дружественность и враждебность в борьбе


Материалы темы Дружественность и Враждебность доступны для практического освоения после овладения навыками борьбы, параллельно с освоением темы Деловая и Позиционная борьба и связаны с расширением и закреплением умений "настойчиво добиваться целей персонажа". Дружественность или враждебность в наступлении связана прежде всего с представлениями борющегося о партнере, с которым предстоит бороться, склонность к наступлениям того или иного типа является одним из важнейших проявлений логики поведения, характера человека, а, следовательно, его сверх-сверхзадачи. Уверенное владение этим параметром борьбы расширяет возможности артиста в создании сценического образа.
Наблюдая за поведением "наступающих" людей, определите элементы наступления, позволяющие утверждать, что борющийся исходит из представлений об общности существенных интересов (своих и партнера) - дружественность; или о противонаправленности существенных интересов - враждебность (как на уровне словесного материала, так и на уровне всех элементов воздействия ).
Наблюдайте в жизни и покажите в этюде, какую окраску приобретают те или иные бессловесные моменты поведения людей, исходящих из разных представлений о соотношении взаимных интересов. (Например, Рукопожатие, Поцелуй, Ожидание и другие, более сложные).
Необходимо, чтобы каждый исполнитель попробовал сыграть все варианты поведения, т.е., например, Рукопожатие Дружественное, если партнер дружественен и, если партнер враждебен, Рукопожатие Враждебное, если партнер дружественен и, если враждебен. К этому упражнению полезно подключить и навыки освоения темы Сила и Слабость (Рукопожатие Дружественное Сильного и Рукопожатие Дружественное Слабого и т. д.).
Варианты наступлений Учащиеся совместно придумывают ситуацию, в которой сталкиваются существенные интересы двух человек с определенными представлениями о соотношении взаимных интересов. Этюд играется несколько раз (условием этюда может быть хотя бы приблизительное повторение словесного рисунка борьбы), с наступлением сначала одного, затем второго учащегося, и различных представлениях о соотношении сил партнеров.
Следует обратить внимание на разные истории, к которым придется обратиться исполнителям для того, чтобы одна и та же ситуация дала повод для Дружественного или Враждебного наступления или обороны персонажа.
Дальнейшую работу по освоению материала темы (как в предыдущих темах) удобно построить на основе уже знакомого драматургического материала (можно использовать уже освоенный в предыдущих темах драматургический материал, можно взять "новые" отрывки или сцены).

Рычаги настойчивости.

Учащиеся выполняют упражнение (Подробное описание см. в теме Наступление), пользуясь только выбранным (заданным) типом наступления.
Целесообразно использовать один и тот же отрывок для отработки дружественного и враждебного наступления, учитывая разный возможный предмет борьбы (Позиционное или Деловое наступления) и, по возможности, представление о соотношении сил борющихся (Сила и Слабость)
Характерный рычаг. Учащиеся наблюдают в жизни характерные рычаги настойчивости разных людей и проявление их в поведении наступающего (добивающегося своих целей) человека и используют увиденное в работе над отрывком, учитывая заданные (выбранные) представления о соотношении интересов борющихся.
Отчетным материалом по освоению темы может являться показ одного самостоятельно (или с помощью преподавателя) подготовленного отрывка (сцены), разными исполнителями, показывающими различные варианты наступлений, в зависимости от заданных разных представлений о соотношении интересов борющихся.

^ Соотношение сил


"Во взаимодействии людей сила каждого измеряется силами других… Существующее в данное время соотношение сил между людьми, признаваемое окружающими как правомерное, находится все же в более или менее остром противоречии с субъективными представлениями чуть ли не каждого человека… Представления о своих силах - непроизвольно сложившийся итог всего предшествующего опыта человека - следствия того, с кем и сколь успешно приходилось ему бороться…"
"В представлении о соотношении сил значительную роль играют… представления не только о наличных знаниях, но и о глубине понимания, не столько о конкретных умениях, сколько о способностях, не столько крепость занимаемой позиции, сколько открывающиеся возможности. Из представлений о своих преимуществах этого рода вытекает общее представление о своем праве распоряжаться и об обязанностях партнера повиноваться. Из представлений о преимуществах партнера - о его праве повелевать и о своей обязанности повиноваться."
Обмен информацией
"Борьба между людьми протекает чаще всего в области знаний, суждений, решений - в сфере сознания… Для того, чтобы в сознании партнера что-то произошло, нужно дать ему соответствующую информацию. Наиболее совершенным, гибким и доступным средством дать ее является слово…"
"Все люди в какой-то мере информированы об окружающем мире, о других людях и каждый о себе самом, но одни информированы лучше, а другие хуже… Борющийся выдает новую, как он думает, для партнера информацию, чтобы произошли нужные для него сдвиги в сознании партнера, а чтобы знать, что они действительно произошли он добывает информацию. Поэтому всякую борьбу, осуществляемую речью, можно рассматривать как обмен информацией… Каждый случай обмена информацией своеобразен, но, поскольку участвующие в нем и выдают и добывают - ждут, требуют и получают информацию, - характер обмена зависит от того, добывание или выдача преобладает…"
"Преимущественно выдавать - это значит на данном этапе борьбы восполнять неосведомленность партнера; преимущественно добывать - восполнять свою неосведомленность. "
"Тело человека, преимущественно добывающего информацию, как бы разворачивается, раскрывается к партнеру… Само положение его тела дает понять, что он все сказал партнеру, он ждет, он готов. Но дело не завершено, итога нет, положение неустойчиво, ненормально, дело за партнером; для завершения партнер должен дать информацию… Добывающий вынуждает трудится партнера. Выдающий сам трудится. Чем сложнее предмет, о котором нужно информировать, тем труднее и предстоящая работа - к ней приходится готовиться сначала в мобилизации, потом в пристройках. В пристройке выдающий сосредоточивает свое внимание на партнере, поэтому и телесно, физически скорее закрывается, чем раскрывается." 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.