.RU
Карта сайта

Тема 3. «Правовое регулирование государством финансового контроля» - 1. Понятие финансов и финансового права Российской Федерации

Тема 3. «Правовое регулирование государством финансового контроля».



  1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля.

  2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля.

  3. Методы государственного финансового контроля.

Нормативные акты:
Бюджетный Кодекс РФ. Глава 26 Бюджетного Кодекса «Основы государственного и муниципального финансового контроля».
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №703, которым утверждено положение о федеральном казначействе.
Остальное смотреть в методичке, там все есть.

^ 1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля.


2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля.


Сложный вопрос, так как имеют место пересечения компетенций.
Федеральная налоговая служба – орган государственного финансового контроля, орган, который осуществляет контроль за налогообложением. Существует положение о ФНС, утверждённое Правительством РФ.
Надо проконтролировать поступление денежных средств от физических и юридических лиц в бюджет, а из бюджета – согласно целям распределить и использовать денежные средства.
Контролем за распределёнными денежными средствами занимаются:
Федеральное казначейство – оно занимается контролем за использованием денежных средств. Это орган, который осуществляет контроль за непосредственным использованием бюджетных средств, он осуществляет предварительный и текущий контроль. Положение о казначействе обязательно нужно изучить, потому что здесь важно именно то, что федеральное казначейство – оно осуществляет контроль ещё до того, как средства выделены. Ещё средства не выделены – а оно уже контролирует. Оно контролирует, что ему собираются выделить. Федеральному казначейству приносят документы, а оно смотрит, соответствуют ли они целевому назначению и имеете ли вы на это право, а если не соответствует, то оно не санкционируют. Это главным образом предварительный финансовый контроль.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – это орган государственного финансового контроля. Следит за целевым использованием организациями выделенных им бюджетных средств. Причём она осуществляет контроль так называемый «последующий», а это контроль после того, как вам уже выделили деньги и вы их уже использовали – она проверяет, куда вы использовали. Тут контроль постфактум – после использования денежных средств.
Все перечисленные органы подчинены Министерству Финансов (которое само не является контрольным органом, но в своём составе он имеет подведомственные ему органы финансового контроля).
Но это ещё не всё, потому что существуют и другие органы государственного финансового контроля.
Счётная палата РФ. Счётная палата – это орган, который имеется на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации также созданы счётные палаты.
Федеральная счётная палата работает на основе ФКЗ «О счётной палате РФ». Возглавляет её Степашин.
Счётные палаты субъектов РФ работают в соответствии с законами субъектов.
Федеральная Счётная палата контролирует своевременность и правильность выделения средств из бюджета, осуществляет аудит отчётности средств по бюджету.
Если говорим о видах, то есть:

  1. Органы, которые осуществляют предварительный финансовый контроль.

  2. Органы, которые осуществляют текущий финансовый контроль.

  3. Органы, которые осуществляют последующий финансовый контроль (финансовая служба финансово-бюджетного надзора, Счётная палата РФ).


^ 3. Методы государственного финансового контроля.


Существуют два основных методов финансового контроля: это метод проверок и метод ревизии. Их определений нет в законе, выводятся доктринальным путём.
Проверка – это такой метод контроля, когда контроль сосредотачивается на каком-то одном направлении деятельности проверяемого субъекта.
К примеру, налоговый инспектор не проверяет всё подряд (скажем, из каких средств они платят премии, сколько на ремонт потратили…), он проверяет только как они уплатили налог – уплатили ли они налог и правильно ли они его уплатили.
Таким образом, ФНС осуществляет только проверку.
Федеральное казначейство также осуществляет проверки, так как он проверяет те документы, что ему приносят на соответствие запланированным расходам.
Ревизия – это такой метод финансового контроля, когда контроль охватывает самые различные направления финансовой деятельности проверяемого субъекта, а подчас и все направления финансовой деятельности проверяемого субъекта.
Финансовая служба финансово-бюджетного надзора осуществляет ревизии.
Счётная палата осуществляет главным образом ревизии, но может и проверки по некоторым направлениям деятельности.
Говорят, что Государственная Дума осуществляет некий последующий и поверхностный контроль, на основе данный Счётной палаты и т.д.
На муниципальном уровне тоже есть органы, которые осуществляют муниципальный финансовый контроль. Здесь Финансово-казначейское управление в местных администрациях есть, которые и занимается финансовым контролем за исполнением местного бюджета. А что касается поступления налогов в местный бюджет, то за этим следит ФНС – федеральный орган.
На этом мы заканчиваем общую часть финансового права.
Теперь мы будем говорить об особенной части финансового права.

Подотрасль: Бюджетное право.


Тема 4: «Понятие бюджета и бюджетного права РФ».



  1. Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.

  2. Понятие бюджетного права РФ.

  3. Понятие и виды расходов бюджетов.

  4. Понятие и виды доходов бюджетов.

  5. Межбюджетные трансферты.

  6. Дефицит бюджета и источники его финансирования.

Основной акт: Бюджетный Кодекс. Его носить на лекции.

^ 1. Понятие бюджета, бюджетной системы и её принципов.


Бюджет (экономическое определение, такое же даётся в статье 6 БК РФ) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для задач государства и местного самоуправления.
Бюджет в таком определении – понятие экономическое.
Юристы дают своё определение:
Бюджет – это финансовый план, утверждаемый в форме закона.
То есть, получается это план на бумаге. Если спор идёт в суде, то этот финансовый план можно принести в суд. И основные показатели плана утверждаются с помощью закона, поэтому бюджет и план, и в каком-то смысле закон.
На бюджет смотрят ещё и в зависимости от его системы.
В каждом государстве существует понятие «бюджетная система» (в федеративных более сложная, чем в унитарных).
Бюджетная система – это совокупность бюджетов, их градация в зависимости от формы государственного устройства.
Учитывая, что по форме государственного устройства РФ – федерация, необходимо сочетание интересов федерации и её субъектов.
Бюджетная система РФ является трёхуровневой. Бюджет – совокупность бюджетов.
Бюджетный кодекс РФ даёт в статье 10 в главе 3 определённые бюджетные параметры, структура бюджетной системы.
В статье 11 говорится, что бюджет принимается на один финансовый год и принимается в правовой форме (с 1 января по 31 декабря – это финансовый год).
Принимается ФЗ о бюджете, там годовой бюджет – он исполняется. А ещё есть плановые бюджеты на следующие два года, но он является лишь ориентиром.
Всякий бюджет на всяком уровне бюджетной системы принимается всегда законодательным/представительным органом власти. Утверждает бюджет РФ в лице Государственной Думы. На уровне субъектов РФ субъекты реализуют суверенитет РФ.
Консолидированный бюджет – статья 6 (дефинитивная статья – в ней определяются понятия) БК РФ. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет Воронежской области – бюджет Воронежской области + все бюджеты муниципальных образований.
Консолидированный бюджет не принимается законом.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет РФ + консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Статья 5 БК РФ: если принимается бюджет парламентом, то он должен, чтобы с его помощью реализовались задачи, он должен вовремя вступить в силу. Законы о бюджете всегда действуют с 1 января по 31 декабря, если не предусмотрено иное Бюджетным кодексом. Такие случае – когда бюджет не принимался к 1 января.
Статья 10 БК РФ даёт понятие бюджетной системы.
Бюджетная система РФ состоит:
1 уровень – Федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов (бюджеты пенсионного фонда, федерального фонда медицинского страхования, социальное страхование).
2 уровень бюджетной системы – это бюджеты субъектов РФ и региональный фонд медицинского страхования (на уровне субъектов только один внебюджетный фонд, фонд формируется централизовано за счёт дотаций).
3 уровень – бюджеты муниципальные, или местные бюджеты. Этот уровень подразделяется на два:
1 подуровень: бюджеты муниципальных районной, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
2 подуровень: бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты все разные – по объёмам и т.д. Но они едины за счёт единых принципов, на которых это всё строится.
Принципы бюджетной системы:

  1. Статья 29 БК. Принцип единства бюджетной системы. Единство единых форм бюджетной отчётности, единые бюджетные классификации, единый порядок исполнения бюджетов, единая ответственность за нарушение бюджетного законодательства…

  2. Принцип статьи 33 БК РФ. Принцип сбалансированности бюджетов. Он гласит, что объём расходов каждого бюджета должен быть равен объёму его доходов + объёмы источников финансирования дефицита бюджета. V расходов = V доходов + V источники финансирования дефицита бюджета.

У государства источники финансирования дефицита бюджета – это в основном кредит. Этот источник всегда платный и возвратный. Поэтому это обременительный показатель, но если всё же ты хочешь покрыть все расходы, а собственных доходов не хватает, то тогда конечно.

  1. Принцип статьи 30: принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. В БК чётко указано, какие доходы относятся к бюджету федерации, какие – субъекты РФ, а какие – муниципальным образованиям.

  2. Принцип самостоятельности бюджетов – статья 31 БК РФ. Бюджет и бюджетные системы самостоятельны. Бюджеты утверждаются самостоятельно правомочными органами власти, самостоятельно определяются бюджетные трансферты… В общем, бюджетная процессуальная деятельность самостоятельна. Права собственности на бюджет не существует. У нас нет категории права собственности на имущественные права и имущественные обязательства.

  3. Статья 32 – принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Эта статья имеет исторический смысл. Этот смысл означает, что все доходы и расходы, запланированные по бюджету, должны быть в полном объёме в них отражены. Сегодня всё это отражается, а вот в истории сие далеко не всегда было.

  4. Принцип статьи 35 – принцип общего покрытия расходов бюджетов. Расходы бюджетов не могут быть увязаны с конкретными доходами. Нельзя говорить, например, что «расходы на обороны будем за счёт НДС…». Из этого правила есть исключение – могут увязываться конкретные расходы с добровольными взносами, пожертвованиями и средствами самообложения населения. Целевое назначение имеют и иностранные кредиты. И также субвенции и субсидии – они являются целевыми источниками.

  5. Статья 31 прим. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Бюджетная компетенция и бюджетные права и обязанности равны. Фишка этого принципа в истории – когда отдельные субъекты приобретали большую бюджетную компетенции, нежели иные. В 90-е годы заключались так называемые «бюджетные договоры», между РФ и субъектом РФ, где предоставлялись большие бюджетные права конкретному субъекту, нежели иному. «Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ по поводу бюджетных отношений являются недействительными», за исключением случаев, когда они соответствуют БК.

  6. Принцип прозрачности и открытости бюджета – любой бюджет должен быть опубликован. Обсуждение бюджета – тоже и туда же, аккредитованные на то журналисты… Только у федерального бюджет могут быть секретные статьи (связанные с расходами по государственной тайны).

  7. Принцип эффективности расходования бюджетных средств.

  8. Принцип адресности.

  9. Принцип достоверности бюджета. Есть планы социально-экономического развития территории и бюджет должен обеспечивать этот план.

Это были основные принципы бюджетной системы. Их довольно много, они работающие. В основном тогда, когда пробелы в законе и когда толкователю и применителю необходимо восполнить данные пробелы или неясности разъяснить.

^ 2. Понятие бюджетного права РФ.


Бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права, имеет особый предмет правового регулирования.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств бюджетов всех уровней.
Если более детально, то Бюджетное право включает в себя следующие группы правовых норм:

  1. Нормы, устанавливающие бюджетную систему и её принципы.

  2. Нормы, устанавливающие структуру бюджета и требования к его сбалансированности.

  3. Нормы, устанавливающие бюджетную компетенцию субъектов бюджетного права.

  4. Нормы, регулирующие порядок осуществления бюджетных расходов.

  5. Нормы, регулирующие межбюджетные отношения.

  6. Нормы, регулирующие бюджетный процесс.

С учётом всего этого, можно дать определение бюджетного права
Бюджетное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих бюджетную систему и её принципы, бюджетную компетенцию, структуру бюджета, порядок осуществления бюджетных расходов и бюджетный процесс, а также регулирующих межбюджетные отношения, устанавливающих порядок осуществления бюджетного контроля и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Специальным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс.
Общими источниками являются Конституция, Закон «О правительстве», законы о бюджетах.
Кроме того, в каждом субъекте РФ существует региональный закон о бюджетном процессе в данном регионе.
Все вышеперечисленные нормативные акты включены в структуру бюджетного законодательства, в которой приоритет отдаётся Бюджетному Кодексу. То есть при коллизии какого-либо акта с положениями Бюджетного Кодекса, руководствоваться следует именно положениями Бюджетного Кодекса.
Кроме того, источниками бюджетного права являются подзаконные акты в виде указов Президента, постановлений Правительства, приказов Министерства Финансов.
Большая часть бюджетно-правовых норм имеет регулятивный характер, однако присутствуют и охранительные нормы.
То есть, это значит, что в БК предусмотрен ряд составов бюджетных правонарушений и процедура проведения бюджетного контроля и ответственность за эти бюджетные правонарушения.

^ 3. Понятие и виды расходов бюджетов.


Понятие расходов закреплено в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ.
Расходы бюджета многообразны и в первую очередь классифицируются по функциональному признаку. Выделяют расходы на содержание государственного аппарата, расходы на обеспечение безопасности и правоохранительную деятельность, расходы социально-культурного назначения и т.д.
Следует различать два понятия: расход и расходные обязательства.
Расходная часть бюджета любого уровня формируется на основании расходных обязательств, принятых соответствующим общественно-территориальным образованием.
Расходные обязательства – это обязанности государства, региона или муниципалитета предоставить из бюджета средства каким-либо лицам.
Расходные обязательства возникают на основании нормативного акта либо на основании договора.
Имеется в виду: когда мы говорим о расходном обязательстве, мы говорим о каком-то отношении, это обещание заплатить.
НО! Взять на себя обязательство не обязательно уплатил.
Каким образом берёт на себя расходное обязательство государство: принятием закона (скажем, есть армия – обязаны содержать), из договора (заключили договор, нам поставили товар – необходимо оплатить).
Не все расходные обязательства находят своё отражение в бюджете.
Государство, регионы и муниципалитеты ведут реестры расходных обязательств, на основании которых составляются расходные части бюджетов.
Расходное обязательство, предусмотренное (включенное) соответствующей расходной частью бюджета называется «бюджетным обязательством».
По ходу бюджетного года государство осуществляет платежи по бюджетным обязательствам, таким образом производит бюджетные расходы.
То есть имеется в виду, что если государство взяло на себя обязательство – скажем, по договору. Для того, чтобы сторона договора была уверена, что с ним рассчитаются, эта выплата должна быть предусмотрена в бюджете, то есть это не просто расходное обязательство, а должно быть бюджетное обязательства.
Кроме того, даже если предусмотрено на бюджет этого года, то должна быть бюджетная роспись – когда конкретно запланирован платёж (может быть, в этом году, но числа эдак 31 декабря).
Расходы осуществляются в форме бюджетных ассигнований.
Бюджетный Кодекс предусматривает следующие виды бюджетных ассигнований:

  1. На оказание государственных услуг. Подразумеваются все выплаты на финансирование всех государственных органов в совокупности.

  2. Ассигнования на социальное обеспечение населения.

  3. Ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций. Бюджетные инвестиции – имеется в виду, что кроме финансирования бюджетных организаций, государство может финансировать и других – типа ООО или ОАО, если они занимаются нужной деятельностью.

  4. Ассигнования на субсидии производителям товаров, работ или услуг. Государство может осуществлять меры по поддержке какого-либо производства – скажем, сельское хозяйство и прочее, всякие там народные промыслы…

  5. Межбюджетные трансферты в нижестоящие бюджеты.

  6. Выплаты на обслуживание государственного долга. Два вида – выплаты текущий платежей и если подходит срок выплаты по государственным ценным бумагам.

  7. Платежи и членские взносы в различные международные организации.

  8. Ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации. Законодательство предусматривает возможность предъявить иск к РФ – субсидиарная ответственность по отношению к бюджетным организациям или за действия должностных лиц во время исполнения их своей полномочий.


^ 4. Понятие и виды доходов бюджетов.


Понятие доходов также сформулировано в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ.
Доходы могут быть классифицированы на:

  1. Налоговые доходы.

  2. Неналоговые доходы.

  3. Безвозмездные поступления. Ну это считай фантастика…

Налоговые доходы – это доходы от федеральных, региональных, муниципальных налогов, от налогов, предусмотренных специальными режимами, а также сюда же относятся штрафы и пени за нарушения налогового законодательства.
Неналоговые доходы – это:

  1. Доходы от использования государственного имущества. Чаще всего аренда.

  2. Доходы от продажи государственного имущества. Приватизация.

  3. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Наши договорники.

  4. Средства, полученные в результате применения мер административной, гражданской и уголовной ответственности.

  5. Средства самообложения. Реально возможно только на уровне муниципалитета – на каком-нибудь сходе они могут скинуться на реализацию чего-то там, только деньги в бюджет, конечно, у нас не идут. И хотя идея сама самообложения возможна, но как-то вряд ли.

  6. Иные неналоговые доходы. Во-первых, часть прибыли Центробанка. Таможенные сборы и пошлины (приносят денег где-то как и налоги).

С практической точки зрения представляется очень важным является определение момента получения бюджетного дохода.
Доход считается полученным, а средства считаются зачисленными в бюджет с того момента, как Центробанк учёл денежные средства на счёте казначейства.
Момент зачисления дохода очень часто не совпадает с момента уплаты этих средств в бюджет. Из-за того, что эти моменты могут очень сильно отставать друг от друга во времени, даже целая категория судебных дел возникла. Разница в моментах когда прекращается обязанность налогоплательщика и когда деньги поступают в казну.

^ 5. Межбюджетные трансферты.


Под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету.
На практике осуществляются трансферты из федерального бюджета в региональные и из региональных в муниципальные.
Существуют три основных формы трансфертов:

  1. Дотации.

  2. Субвенции.

  3. Субсидии.

Дотации – это средства, которые даются безвозмездно и безвозвратно, без указания на целевое использование.
Субсидии – это средства, которые выделяются с целью софинансирования определённых расходов. Субсидия всегда целевая, она на что-нибудь.
Субвенция – выдаётся нижестоящему бюджету, если вышестоящие органы власти делегируют нижестоящим какие-либо полномочия для финансового обеспечения делегированных полномочий.
Условия предоставления межбюджетных трансфертов подробно определены бюджетным кодексом.
Предоставление дотаций и субсидий может быть приостановлено, если нижестоящие органы власти нарушают бюджетную или налоговую дисциплину.
В отличие от этого предоставление субвенций от финансовой дисциплины на нижестоящем уровне не зависит.
То есть это значит, что вышестоящий уровень может не дать денег в виде дотаций и субсидий если у них бардак в отношении бюджетной или налоговой дисциплины, а вот субвенции – нельзя.
Межбюджетные трансферты являются доходами и расходами одновременно: скажем, при дотации из государственного бюджета в субъект РФ, это будет расход для бюджета РФ и доход для бюджета субъекта РФ.

^ 5.1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета.


Нефтегазовые доходы в главе 132.
Источники доходов: НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), вывозные таможенные пошлины (на сырую нефть, на природный газ и на товары переработки нефти).
Эти доходы по трём фондам: фонд национального благосостояния, нефтегазовый трансферт, резервный фонд.
Статья 968 она говорит о том, что нефтегазовый трансферт – это часть средств федерального бюджета, которая образуется за счёт нефтегазовых доходов и используется на покрытие дефицита федерального бюджета.
Резервный фонд – это тоже часть средств федерального бюджета, которая также используется для покрытия дефицита федерального бюджета, но при недостатке нефтегазового трансферта.
Фонд национального благосостояния – это часть средств федерального бюджета, которая используется для покрытия дефицита пенсионного фонда и используется (направляется) на обеспечении софинансирования пенсионных накоплений граждан.
Статья 9611 говорит, что управление этими средствами осуществляется Министерством финансов в порядке, установленном Правительстве РФ. Это означает, что управление осуществляется относительно сепаратно от Совета Федерации.

^ 6. Дефицит бюджета и источники его финансирования.


Дефицит бюджета и источники его покрытия.
Дефицит бюджета определяется статьёй 6 БК РФ.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над доходами.
Вопрос первый – до любых ли пределов возможно такое превышение расходов над доходами, должно ли это как-то лимитироваться?
В главе 13 «Дефицит бюджета и источники его финансирования» статья 921 отмечено, что дефицит бюджета муниципального не должен превышать 10% его доходов. А дефицит бюджета субъекта РФ – не должен превышать 15% его доходов.
Дефицит государственного бюджета определяется в 92 статье и не должен превышать размер нефтегазового фонда плюс трансфертов.
Источники финансирования дефицита:

  1. Кредиты в банке. Это источник возмездный и возвратный.

  2. Займы. Государство может выпускать государственные займы, само занимать деньги у физических и юридических лиц. По ним оно тоже выплачивает определённый процент.

  3. Продажа акций предприятий, которые есть у государства. Если у государства есть акции, то оно может продать их и тем самым уменьшить дефицит.

  4. Остатки средств на бюджетных счетах.

  5. Иностранные источники. Только для государства РФ. Кредиты в иностранной валюте (кредиты, взяты у иностранных лиц). Выпуск займов, распространяющихся на мировом рынке. Также только для РФ.

Это была материальная часть бюджетного права. Её мы закончили.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.