.RU
Карта сайта

Руководство (группой) - страница 46

Перспективы
Исторически сложилось так, что психотерапевты, руководствую­щиеся в своей работе определенными теоретическими представлениями, обыч­но игнорируют достижения коллег с другой теоретической ориентацией и не­охотно признают возможность взаимного обогащения различных подходов. Такая близорукость особенно заметна в затяжном конфликте между бихевио­ристским и гуманистическим направлениями психологии. Она проявляется и в том, с какой неохотой представители традиционной психодинамической груп­повой психотерапии признают право на существование за новыми подходами, в частности описанными в этой книге. Несмотря на упорство, с которым многие ветераны борьбы за психическое здоровье подвергают сомнению законность существования таких подходов, психокоррекционные группы не так-то про­сто дифференцировать от традиционных форм групповой психотерапии толь­ко на основании особенностей контингента таких групп и документов, удосто­веряющих профессионализм их руководителей.
Многие инновации в практике групповой психотерапии имеют своим источ­ником группы, работа которых основана на приобретении их участниками не­посредственного живого опыта. Постепенно некоторые из этих нововведений все глубже внедряются в более формальные подходы. Прекрасным примером этого может быть то, что в настоящее время методы работы руководителей психотерапевтических групп становятся все более открытыми и менее таин­ственными, а сами терапевты проявляют все больше участия по отношению к своим клиентам (Lubin, Lubin, and Taylor, 1978). В новых группах дистанция между участниками и руководителями сократилась благодаря неформальной обстановке, возросшей открытости руководителя и его непосредственного уча­стия в работе группы — вплоть до физических контактов с участниками. Соот­ветственно, те, кто занимался в таких группах, уже не принимают директив­ную и отстраненную манеру руководства. Групповое движение стало причиной взрывообразного роста числа таких групп, где участники вообще обходятся без руководителя. Это — группы взаимопомощи, в которые объединяются, например, студенты для решения общих проблем или члены семей, в которых есть алкоголики.
Марвин Голдфрид (Goldfried, 1980) предположил, что, при всей трудно­сти (а иногда и невозможности) сглаживания расхождений между теориями, лежащими в основе работы групп различной ориентации, тем не менее, сбли­жение между такими группами может быть достигнуто посредством согласо­вания принципов или стратегий практической работы. Сам Голдфрид указал две стратегии, которые, возможно, являются общими для всех школ группо­вой психотерапии:
1) клиентам предоставляется возможность получить новый полезный опыт и
2) клиент получает обратную связь.
Автор данной книги считает, что обе эти стратегии особенно характерны для тех психокоррекци­онных групп, работа в которых основана на приобретении участниками не­посредственного опыта. Первая из них вообще является основой работы в таких группах. Участников в них постоянно поощряют исследовать всевоз­можные формы поведения и пытаться освоить что-либо новое — будь то новые движения в группах танцевальной терапии, осознание скрытых аспек­тов собственной личности в группах встреч и Т-группах или уверенное пове­дение в группах тренинга умений. Даже в современных гештальт-группах осознание участниками своего «Я» уже не считается достаточным. Участники «получают возможность попрактиковаться в формах поведения, которых они прежде избегали. То новое, что откроется каждому при попытках освоить эти формы поведения, позволит ему выявить прежде неизвестные стороны собственной личности, а это даст толчок к дальнейшему самоисследованию» (Polster and Polster, 1973; p. 252).
Кроме того, в психокоррекционных группах между участниками устанав­ливается обратная связь, которая позволяет им лучше осознавать актуальные чувства и действия и создает дополнительные возможности для самоизмене­ния. Наличие обратной связи от множества разных людей, безусловно, являет­ся преимуществом групповых методов психокоррекции и одной из основных причин их популярности. В поведенческих группах обратная связь обычно ос­нована на досконально точном ведении записей. В группах других типов форма обратной связи может варьироваться от прямой конфронтации, как в некото­рых группах встреч, до менее резких способов отражения эмоций, принятых в группах роджерсовского типа. Обратная связь в них формируется как руково­дителем, так и участниками, а приобретение способности предоставлять кон­структивную обратную связь иногда становится явно выраженной целью рабо­ты группы.
Действенность обратной связи между членами группы может быть и недо­статком, поскольку она приводит к сильному давлению на участника со сторо­ны группы (Shaffer and Galinsky, 1974). В психокоррекционных группах суще­ствуют механизмы, препятствующие вторжению коллектива в душу индивида. Например, в группах встреч руководители прямо предупреждают каждого участника о его личной ответственности за противостояние нежелательному давлению со стороны других. В ТЦВ-группах руководители предусматривают периоды молчания и рефлексии. В группах трансактного анализа и тренинга умений руководители заключают с участниками индивидуальные контракты и определяют индивидуальные цели работы. Б некоторых гештальт-группах и группах телесной терапии руководители стараются уменьшить влияние груп­пы, проводя индивидуальную работу с участниками. Б Т-группах руководите­ли дают конкретные указания относительно формы предоставления обратной связи. Но главное, в большинстве психокоррекционных групп работа направ­лена на развитие независимости мышления в сочетании со способностью к сотрудничеству и близким взаимоотношениям.
Когда обсуждаются несколько вариантов одного и того же феномена, все­гда есть соблазн в завершение обсуждения сделать вывод о том, какой из этих вариантов «самый-самый». Но, думается, лучше воздержаться от таких за­ключений и вспомнить, что на данном этапе развития психокоррекционных групп работа с ними является скорее искусством, чем наукой. И тогда искусст­во ведения психокоррекционных групп можно будет сравнить с искусством писать музыку или картины (Frank, 1979). Спрашивать, что лучше, гештальт-терапия или психодрама, столь же бессмысленно, как интересоваться, кто более велик, Бах или Бетховен. Композиторов всегда можно сравнить по та­ким параметрам, как музыкальная форма, ритм или тональность, которые они предпочитают в своем творчестве, но, в конечном счете, только слушатель мо­жет определить, что ему самому больше нравится.
Приложение
^ Потерпевшие кораблекрушение: Ответы и их обоснование
Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посре­ди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать, их существование, пока не появится помощь. Навигационные при­боры и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если неболь­шой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первосте­пенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.
Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех спо­собов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.
1. Зеркальце для бритья.
Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной служ­бы спасения.
2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долла­ровых банкнот.
3. Пятигаллоновый бочонок воды.
Необходим для восполнения потери жидкости в организме в результате потоотделения и т. п.
4. Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.
5. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас питания.
7. Набор рыболовных принадлежностей.
Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.
8. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
9. Подушка сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на во­дах).
Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасатель­ное средство.
10. Репеллент для отпугивания акул.
Можно использовать в качестве репеллента, чтобы отпугивать акул.
11. Одна кварта пуэрто-риканского рома.
80 % крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет ненужную жажду.
12. Транзисторный приемник.
Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
13. Карты Тихого океана.
Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вооб­ще не важно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка.
Посреди Тихого океана москитов не бывает.
15. Секстант.
Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.
Основное соображение, на основании которого средства сигнализации по­мещены выше средств поддержания жизни (пища и вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасен­ными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.


1 В оригинале «experiential» по словарю «основанный на опыте, эмпирический», то есть речь идет о «группах (психологического) обучения или тренинга на основе опыта», но в русскоязыч­ной литературе сложилась традиция называть такие группы психокоррекционными, каковое Название и будет использоваться в дальнейшем, если более точный перевод не потребуется контекстом. (Прим. пврев.)

2 «Живой Театр» — труппа, которую в 1947 году основали Джулиан Бек и Джудит Малина. Ее выступления в США, Европе и Бразилии включали элементы импровизации и участия пуб­лики. (Прим. перев.)

3 Воспроизведено с разрешения издателей по Ch. Seashore «What is Sensitivity Training?» // NTL Institute News and Reports, Volume 2, Number 2, Copyright 1968, NTL Institute.

4 Хэппенинг (happening) — импровизированное представление с участием публики. (Прим. перев.)

5 Стремления к включению в ситуацию, к контролю и привязанности являются элементам разработанной Шютцем теории FIRO (Fundamental Interpersonal Relation Orientation — Фундаментальная ориентация межличностных отношений). Анализ личности в рамках этой теории выполняется на основе опросника FIRO, с помощью которого определяется положение личности системе трех координат, представляющих собой вышеуказанные параметры межличностных взаимоотношений.

6^ Перепечатано с разрешения издательства G. P. Putnam's Sons из книги «Marathon-16» Мар­тина Шепарда и Марджори Ли (Shepard and Lee, 1970).

7 Воспроизведено с разрешения издателей из книги J. Zinker «Creative Process in Gestalt Therapy». Copyright 1977 by Brunner/Mazel, Inc.

8 С любезного разрешения издательства Charles С Thomas, Publisher, Спрингфилд, штат Иллинойс.

9 Социограмма — способ схематического представления действующих в группе отношений приязни, неприятия и безразличия.

10 Воспроизведено с разрешения издательства Springer Publishing Company, Inc., New York, Copyright 1977.

11 «Жажда действий» — психодраматическая концепция, относящаяся к потребностям реали­зовать базовые импульсы.

12 Воспроизведено с разрешения издательства Basic Books, Inc., Copyright 1976.

13 Четких различий между танцевальной терапией и тем, что известно как двигательная терапия, не существует, хотя термин «двигательная терапия» (она обычно практикуется теми, кто уже имеет подготовку в танцевальной терапии) имеет более широкий смысл.

14 Надо отметить, что предложенный Джудит Астон метод коррекции двигательных функ­ций, получивший название «Астон-паттернинг», сочетает танцевальную терапию с телесной психотерапией не менее впечатляюще. Посредством этого метода участники обучаются держать физическое равновесие и избегать ненужных напряжений путем воздействия на структурные и функциональные «поддерживающие паттерны» тела.

15 Здесь вид (species) надо понимать в биологическом смысле, то есть речь идет о позе, которая лучше всего отражает принадлежность человека к определенному биологическому виду с характерной именно для него физиологией и моторикой. (Прим. пврев.)

16^ Заглавные буквы в словах Ребенок, Взрослый, Родитель указывают на то, что речь идет о состояниях эго, а не о реальных ребенке, взрослом, родителе.

17^ Воспроизведено с разрешения издательства Brunner/Mazel, Copyright 1979.

18 Кроме групп тренировки жизненно важных навыков Драмом и Ноттом (Drum and Knott, 1977) описаны еще два типа структурированных групп. Это «группы жизненных тем» и «группы жизненных перемен». Они имеют ту же концептуальную основу, что и группы тренировки навы­ков, но в них меньше выражена бихевиористская направленность. «Группы жизненных тем» помогают участникам исследовать их основные убеждения и установки, а ие просто развивать межличностные навыки. Их примером могут быть группы, где занимаются развитием самоосо­знания, прояснением ценностных установок, проблемами одиночества и взаимоотношения полов. «Группы жизненных перемен» создаются с целью удовлетворения психологических потребнос­тей, возникающих в связи с серьезными изменениями в условиях существования, и помогают прокладывать пути к новому образу жизни. Примерами могут быть группы, где занимаются проблемами, которые возникают в связи со смертью члена семьи, разводом, сменой места рабо­ты или получением физического увечья.

19 Воспроизведено с разрешения издательства по S. A. Rathus «A 30-item schedule for assessing assertive behavior». — Behavior Therapy, Vol. 4, 1973.

20 Кроме упражнений, которые иллюстрируют тот или иной метод работы с группами, суще­ствуют и другие приемы, которые могут быть полезными в случаях, когда надо сделать учеб­ный обзор самых разных методов. Можно предложить членам учебной группы, чтобы они вели дневник, куда записывали бы все свои впечатления, переживания и соображения в связи с текущим опытом пребывания в группе. Другая стратегия, полезная при работе с большими груп­пами, предусматривает отведение нескольких минут в начале каждого занятия на то, чтобы участники общались друг с другом в мини-группах постоянного состава по три человека в каж­дой. В таких мини-группах участники, интересы которых во время работы в большой группе могут совпадать не полностью, имеют возможность рассказывать о своих успехах в достижении личных целей и оказывать друг другу помощь советами и ободрением.

21 Это упражнение воспроизводится с разрешения издателей по книге «The 1975 Annual Handbook of Group Facilitators», ed. by J. E. Jones and J. W. Pfeiffer, San Diego, CA: University Associates, 1975.

22 Суфизм — мистическое течение в исламе. (Прим. перев.)
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.