.RU
Карта сайта

Фонетика это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону
языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки
и их комбинации, но и ударение и интонация.
В зависимости от того объема материала, который является предметом
непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика,
сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Об-
щая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой сторо-
ны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением об-
щего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых
или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенно-
сти звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В
свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фо-
нетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного
языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой
она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и
т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в
определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как акустическая
фонетика; артикуляционная фонетика; перцептивная фонетика; функцио-
нальная фонетика, или фонология; акцентология, или учение о словесном
ударении; интонология, или учение об интонации:
- акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (ха-
рактеристики, параметры) звуков речи отдельных языков;
- артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого ре-
чевого аппарата, физиологию речи, в результате которой производятся звуки;
- перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков
речи человеческим органом слуха;
- функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые
звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную,
воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их
форм.
Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ста-
вить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетики, частная дисцип-
лина, которая изучает звуки речи как средство общения, функции звуков ре-
чи, фонемы.
Согласно одной точке зрения, фонологию нередко выделяют как отдель-
ную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики
(в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фо-
нетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.
Согласно другой точке зрения, противопоставления фонетики и фоноло-
гии делать не следует. Просто фонология - это более: высокая, совершенная
ступень развития фонетики.
Фонология не исчерпывается только установлением числа и соотноше-
ния фонем в системе языка, а исследует все реальное распределение этих фо-
нем и их групп по речевым позициям, с учетом всех возникающих вариаций
и: вариантов, нейтрализации и т. д. При этом фонология, как и любая иная
наука, может пользоваться данными любых других наук, хотя бы и неродст-
венных, например акустики, анатомии, физиологии, отнюдь не претендуя
включать эти почтенные науки в языкознание.
В кругу остальных языковедческих единиц - грамматики, лексикологии -
фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная
наука. Она взаимодействует, прежде всего, с грамматикой. Это взаимодейст-
вие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой фор-
мы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой
стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. На-
пример, определенные виды чередований оказываются морфологизованны-
ми, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов
или разных слов от одних и тех же корневых морфем (ср. в русском языке:
будить - бужу, водить - вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechensprach,
stechen-stach).
2. Акустический аспект фонетики. Раздел фонетика «акустика речи»
изучает физические признаки речи.
Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами ре-
чи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные
звуки).
Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.
Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела,
например, губ.
Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а соглас-
ные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды.
Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.
Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от
длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более
короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высо-
ту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в се-
кунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона
103
(ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кош-
ки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90
000 Гц).
Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 -
4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас
начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная
частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые прият-
ные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц.
Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в от-
личие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин
голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки,
тем ниже тон).
Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды ко-
лебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду
колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.
Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ,
обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы
могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован
рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий
авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ
начинается боль в ушах.
Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит
от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше
мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея
вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем удар-
ная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук
[и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной вы-
соты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что
сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это воспри-
104
ятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измере-
ния - фон, равный децибелу.
Длительность звука (время колебания) измеряется в миллисекундах.
Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов
(резонаторных тонов).
Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического
тела.
Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины,
четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше
основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если ос-
новной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий
- 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при воспри-
ятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний
этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интона-
ция речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменени-
ем частоты обертонов.
Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он за-
висит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отли-
чать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или
женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален
как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.
Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характери-
зуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в
гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.
Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наи-
большее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы
можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют
речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две фор-
манты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса
105
каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше
первых двух формант.
Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопреде-
лима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при
помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно арти-
куляционным признакам (первая форманта - степени подъема языка, а вторая
- степени продвинутости языка). Следует только иметь в виду, что приводи-
мые количественные данные приблизительны, даже условны, так как иссле-
дователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении
в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, на-
пример, у гласной [и] всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.
Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотно-
сятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в
живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характери-
стик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по
формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из по-
тока речи.
Фонемы - минимальные единицы языка, т.к. разделить их на последовательно произносимые в речевой цепи более мелкие единицы нельзя. Вместе с тем, фонема состоит из ряда признаков, не существующих вне фонем, а встречающихся только в единстве фонемы, например признак звонкости, назальности и т.д. Признаки играют разную роль, их делят на:
дифференциальные (различительные) признаки - только по данному признаку какая-либо фонема отличается от другой, например глухость-звонкость ( дом - том)
интегральные (неразличительные) признаки - эти признаки лишь "наполняют" состав фонемы, так как в языке нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку, например признак взрывности у русского , т.к. в русском нет щелевого .
Реальное содержание фонем данного языка - это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Так, в русском языке палатализованность является дифференциальным признаком, а в английском - интегральным.
В целом, фонемы отличаются от звуков речи своей включенностью в системные отношения, выражающиеся в оппозициях фонем.
Функции фонем
Фонемы выполняют следующие функции:
дистинктивная (различительная) функция - выражается в том, что фонема служит для фоне­тического опознавания и семантического отождествления слов и морфем. Дистинктивная функция включа­ет в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смысл оразличительную) функции
перцептивная функция - функция доведения зву­ков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способ­ствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем
сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов.
делимитативная функция - функция обозначения границы между двумя последовательными единицами (морфе­мами, словами). Звуковые элементы служат пограничными сиг­налами, например, сигналом наличия границы слова. В отличие от дистинктивной, не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельству­ют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.
Фонемы и варианты фонем
Фонемы как единицы языковой системы в процессе речи реализуются в разных звуковых вариантах. В сильной позиции фонемы представлены основными вариантами, в слабой - видоизмененными, с частичной утратой дифференциальных признаков. Например, в конечном положении фонемы |б|, |д|, |г| и др. утрачивают звонкость (ср.: [столп], [лоп], [гот], [плук]), но сохраняют другие признаки - взрывность, твердость и т. д. В словах вода, нога и под. фонема |о| утрачивает лабиализованность, но сохраняет противопоставленность другим фонемам по ряду (непередний ряд в отличие от |е|, |и|) и подъему (неверхний подъем в отличие от |у|).
Отмечаются и более частные, менее заметные изменения в реализации фонем в процессе речи. Так, после мягких согласных у всех гласных, кроме [и|, в русском языке появляется особый i-образиый приступ: [патый], [л''уд'и]; в соседстве с носовыми согласными гласные приобретают слабую носовую окраску: [со"н], [до"м], [н"ос]; после губных согласных слегка лабиализуются: 1в°ать], [б°ыл'].
Таким образом, в разных условиях (позициях) фонема представлена одним из своих вариантов. Но во всех вариантах одной и той же фонемы есть нечто общее, что позволяет объединять все варианты одной фонемы в один класс.
Важнейшим признаком, объединяющим варианты в один класс, в одну фонему, является их функциональная общность. Варианты одной и той же фонемы не могут различать слова и формы слов, такой способностью обладают лишь разные фонемы. Именно поэтому твердые и мягкие согласные являются в русском языке разными фонемами (ср.: ток и тёк, стал и сталь, воз и вёз и под.), а в других языках возможные позиционные различия по степени твердости остаются вариантами.
Способность фонем различать, слова связана с наличием у них набора дифференциальных признаков, в основе которых лежат акустические, т. е. физические, материальные, воспринимаемые органами чувств, различия звуков. Таким образом, фонема не может быть изолирована от звуков, оторвана от материальной стороны языка.
На письме фонемы передаются графемами, которые реализуются в разнообразии конкретных начертаний букв. Буква может быть прописной (заглавной) или строчной (А и а, Е и е), иметь разные варианты начертания (т и т и т. п.), различаться в печатном и рукописном тексте, но во всех вариантах она сохраняет определенную общность.

Дифференциальный признак фонемы
В качестве дифференциального признака фонемы может высту­пать практически любая акустико-артикуляционная характеристика звука: например, степень участия голоса, характер, место и способ образования преграды на пути воздушной струи, долгота или крат­кость гласного или согласного и т. д. — лишь бы эта характеристика служила противопоставлению хотя бы двух фонологических единиц.
Если же различие, существующее между какими-то звуками, само по себе не способно дифференцировать слова, то такие звуки об­разуют нефонологическую оппозицию, а признак, который их раз­личает, считается фонологически несущественннм (т. е. он может проявляться при реализации фонемы, но не входит в ее принци­пиальную характеристику). Например, в русском языке фонологи­чески несущественна глухость согласных [л], [р] или [л'1, [р'], проявляющаяся в конце слова после глухих — ср. министр, вопль и т. п.; ясно, что [р] сонорное и [р] глухое, [л'] сонорное и [л'] глухое и т. п. никогда не будут самостоятельно различать русские слова.
В целом все дифференциальные признаки делятся на три класса. Первый класс — вокалические признаки, служащие для противо­поставления (и соответственно образования) гласных фонем. Второй класс — консонантные признаки, образующие согласные фонемы. А к третьему классу — просодических признаков — относятся, по Н. С. Трубецкому, ударение и вариации голосового тона.
Естественно, каждый язык использует для смыслоразличения не все возможные акустико-артикуляционные признаки звука, а лишь их определенный набор. (Поэтому и количество фонем в языках мира колеблется в границах от 12—20 до 75—80, но не превышает этого предела.) Причем одна и та же физическая характеристика звука в фонологической системе одного языка является дифферен­циальным признаком (она создает там пары фонем), а в системе другого оказывается фонологически несущественной. На это обращал внимание уже Л. В. Щерба. Он, например, указывал, что «то же самое» глухое [л], которое является оттенком фонемы в русском языке, составляет отдельную фонему в исландском и кимрском. (Ср. также приводившийся пример с закрытым и открытым вари­антами гласного [э] в русском и французском языках.) 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.