.RU
Карта сайта

Сквозное действие - Один из видов циркового и эстрадного искусства


^ Сквозное действие

- термин, широко применяемый в сов. т-ре. Введён К.
С. Станиславским . С. д. наз. гл. линия драматургич. развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творч. замыслом драматурга. Верное понимание С. д. помогает режиссёру и актёрам достигнуть последовательного, целеустремлённого раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.

^ Сценический танец

- один из основных видов танца (наряду с танцем
народным, бытовым и бальным). Возник из нар. танца в процессе
профессионализации танц. иск-ва как зрелища. В Европе развитие С. т.
начинается с античности, когда в Др. Греции при специализации актёров по
родам иск-в выделяются пантомимисты и танцовщики (4-2 вв. до н. э.). В
Др. Риме во 2-1 вв. до н. э. - 1 в. н. э. происходило освоение
эллинистич. танца, к-рый получил позднее развитие в пантомимах (2-5 вв.
н. э.). К ранним формам европ. С. т. относятся танцы нар. потешников
средневековья - жонглёров, шпильманов, скоморохов и др. В дальнейшем
идёт процесс постепенной театрализации танцев; развитие сюжетной линии
усложнило сценич. задачи танцовщика, потребовало введения сценич.
костюма. В представлениях раннего Возрождения (14-15 вв.) появляются
море-скьёры (исполнители сюжетной танц. сценки "морес-ки"), баладены и
др. В конце 16 - нач. 17 вв. возникает новая форма С. т.- фигурный
(изобразительный) танец, к-рый носит в разных странах разл. назв.:
"балло фигурато" в Италии, "балле" во Франции, "баи-ле" в Испании.
Начиная с 17 в., с появлением танц. спектаклей, происходит формирование
С. т., усложняется его техника. С конца 17 в. складываются совр. формы
С. т.: классич. танец - осн. система европ. театр. танца, и характерный
танец, несколько раз менявший своё назначение (в 18 в. включал ко-мич. и
гротесковые танцы, в нач. 19 в.- бытовые танцы, в романтич. балете
30-40-х гг. 19 в.- стилизованные нар. танцы; совр. характерный танец
выражает нац. своеобразие иск-ва разл. народов). В 20 в. в Европе и США
возникли новые формы С.т., называемые "танцем модерн", включающие разл.
виды свободных, пластич., ритмич., ритмо-пластич. и др. танцев. В
странах народов Азии, особенно там, где танц. иск-во достигло высокой
степени профессионализации (в Индии, Китае, Японии, Камбодже, Индонезии
и др.), сложились свои танц. системы (см. Классический танец Востока).
Сходный процесс происходил и у народов, населявших Сев., Центр, и Юж.
Америку до вторжения европейцев (майя, инки и др.). E.C.

Тембр

- (франц. timbre) - одно из осн. качеств звука, определяющее его
"окраску" и "характер". Благодаря Т. звучание одного инструмента или
певческого голоса отличается от других. Т. зависит от формы и частоты
колебаний звука и определяется числом и интенсивностью сложных гармонпч.
призвуков, т. н. частичных тонов или гармоник (обертонов), к-рые
возникают при одновременном колебании полного объёма звучащего тела
(струны, столба воздуха) и его частей. Т. низких звуков обладают большим
числом гармоник (до 20 и более), чем Т. высоких (2-3). Т. зависит также
от материала звучащего тела, от способа звукоизвлеченпя, от звукопро
водимости среды, в к-рой возникает и распространяется звук.

^ Характер сценический

- сценич. тип '(образ, индивидуальность), к-рый
создаёт актёр, играя в спектакле. От обычного характера, встречающегося
в жизни, X. с. отличается своим эстетич. качеством. В нём все элементы
внутр. и внешней характеристики подчинены художеств. замыслу, выступают
в строгом единстве. Правда и выразительность X. с. проверяются общим
замыслом роли, гл. идеей спектакля. Создавая X. с., актёр не может не
принимать во внимание художеств. направления, к к-рому принадлежит пьеса
(реалистич., романтич. и др.), её жанровых особенностей (комедия,
психологич. драма, трагедия), авторской манеры, методов, приёмов и стиля
(Шекспир, Чехов и др.). Внутри той или иной театр. системы (нар.
площадного т-ра - нар. фарса, итал. комедии масок; разных видов
восточного т-ра, т-ра классицизма, романтизма, реализма на его различных
этапах) определяется стремление к выработке единой методологии
построения X. с.
Создание X. с.- гл. цель актёрского творчества. Она осуществляется на
протяжении спектакля как результат участия актёра в драматич. действии,
выполнения исполнителем сценич. задач. В т-ре, где жизнь изображается
посредством действия, т. е. через столкновение и становление характеров
людей, их мировоззрений, где общественные процессы преломлены и отражены
в образе людей, в их сознании, психологии, X. с. является главным ключом
к постижению жизни, её закономерностей, противоречий и связей. Т. Р.

^ Характерный актер -

(франц. caractere, от греч.- отпечаток, своеобразие) - актёр, исполняющий роли, отмеченные ярко выраженным сословным, бытовым, внешним своеобразием. В 18 в. различали актёров, игравших характерные и полухарактерные (demi-caractere) роли в комедиях, мещанских драмах и мелодрамах (трагедия требовала возвышенно-отвлечённой, внебытовой манеры игры). Среди крупнейших
русских X. а. конца 18 - нач. 19 вв.- А. М. Крутицкий, С. Н. Сандунов,
А. Е. Пономарёв, А. А. Померанцева и др. Развитие реалистич. тенденций в
европ. т-ре 19 в. привело к необходимости ставить любой персонаж в связь
со средой, эпохой, обществ, бытом. Актёры, стремясь к художеств. правде,
искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исто-рич.,
бытовой характерности. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона
("Скупой рыцарь" Пушкина), В. В. Самойлов - в роли короля Лира, Л. П.
Никулина-К осицкая - в роли Катерины ("Гроза"). Во всех этих случаях
характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала
собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в
"характерной" роли Тихона ("Гроза") и П. М. Садовский в роли Любима
Тор-цова ("Бедность не порок") и др. выходили за рамки этого амплуа,
углубляли свою игру до трагич. звучания. Реализм, по сути дела,
ликвидировал амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что
характерность должна присутствовать в каждом образе, в т. ч.-героя,
любовника. Понятие X. а. обычно применяется в совр. т-ре лишь для того,
чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творч. индивидуальности
актёра.

^ Характерный танец -

(франц. danse de caractere-танец в характере,
образе; danse caracteristique - характерный танец) - вид сценического
танца. Является неотъемлемой частью всей школы классического танца. В
17-18 вв. X. т. наз. танц. антре комедийных, сатирич., гротесковых,
буфонных, пародийных персонажей, исполняющих нар. или жанрово-бытовые
танцы. В балетах 18-нач. 19 вв. выразит. средства X. т. вводились в
партии, требующие своеобразной характеристики (Арлекин, Пьеро,
Крестьянин, Ремесленник, Матрос и др.). В романтич. балете 30-40-х гг.
19 в. X. т. стали называть нац. нар. танцы (сценич. варианты), к-рые
вводились в балетные спектакли. К концу 19 в. выработалась академич.
форма X. т., основанная на использовании высокой проф. техники классич.
танца. В нач. 20 в. в России сложилась школа сценич. X. т., получившая
окончат. теоретич. оформление в работах сов. хореографов и педагогов по
танцу. X. т. нашёл особенно широкое применение в сов. балете, где нар.
танцы сочетаются с элементами классич. танца, но при этом сохраняюг свой
нац. характер. Такой X. т. называют нар.-сценич., или сценпч. нар.
танцем.

^ Художественное чтение

- публичное исполнение произведений литературы
(стихов, прозы, а также публицистики). Особый вид эстрадного искусства.
Выразительное устное слово составляло основу иск-ва нар. сказителей -
рус. сказочников, скоморохов, арм. ашугов, казах, акынов, бродячих япон.
рассказчиков. Античная Греция славилась устным творчеством
поэтов-импровизаторов. Иск-во декламации культивировалось в Др. Риме. Во
Франции иск-во выразительного чтения входило в число предметов школьного
образования. Значение X. ч. особенно возрастало в периоды общественных
подъёмов. Так, напр., в эпоху франц. революции 1848 актриса Рашель
выступала с исполнением "Марсельезы". Её традиции продолжила актриса
Агар. Среди выдающихся зап.-европ. актёров, выступавших в жанре X.
ч.,бр. Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг
(Англия) и др.
Особое место в истории X. ч. занимают т. н. авторские чтения. В
России замечательными исполнителями собственных произведений были
Пушкин, Гоголь, Островский, позднее Маяковский. Проф. иск-во X. ч.
зародилось на вечерах лит. чтений М. С. Щепкина (стихи Пушкина,
Шевченко). Эти два направления (авторские чтения и проф. иск-во X. ч.)
своеобразно слились в творчестве импровизатора-рассказчика, автора "Сцен
из народного быта" И. Ф. Горбунова. В период, предшествовавший первой
рус. революции 1905-07, большое распространение получили концерты X. ч.,
на к-рых исполнялись произв. прогрессивных писателей. Эмоциональностью,
героич. приподнятостью отличалось чтение
М. Н. Ермоловой (в её репертуар входила гражд. лирика Пушкина,
Лермонтова, Некрасова). Замечательным чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с
именем к-рого связано появление на эстраде композиций-инсценировок по
произв. Достоевского, Гоголя. Но наряду с реалистическим, проникнутым
передовыми идеями своего времени иск-вом X. ч. в нач. 20 в. получила
распространение манерно стилизованная читка стихов под музыку (см.
Мелодекламация). Исключение представляли выступления в жанре
мелодекламации В. Ф. Комиссаржевской, Н. Н. Хо-дотова.
В сов. время X. ч. стало самостоятельным видом исполнительства,
обогатилось новыми формами. Первым проф. мастером художественного слова
был А. Я. Закушняк, выступавший с "Вечерами интимного чтения", "Вечерами
рассказа". Традиции Закушняка получили блестящее развитие в иск-ве В. Н.
Яхонтова. Используя в своих лит. монтажах музыку, реквизит, свет, детали
костюма, средства мгновенного перевоплощения в образ, Яхонтов основал
"Т-р одного актёра", названный им "Современником". Иск-во
чтеца-сказителя, пропагандирующего эиич. творения мировой лит-ры,
культивирует С. А. Ко-чарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л.
Андроникова. Выступая со своими устными рассказами, посв. выдающимся
писателям, актёрам, учёным, Андроников достигает перевоплощения, точно
воспроизводит жест, мимику, интонации голоса, особенности мышления
изображаемого лица. К выдающимся исполнителям принадлежали В. К. Се ре ж
никое, А. Г. Шварц, В. Н. Аксёнова, цр. Среди совр. чтецов - такие
мастера художеств. слова, как Д. Н. Журавлёв, А. Н. Глумов, В. Н.
Попова, С. М. Балашов, Э. И.Каминка, Н. А. Голубенцев, А. Е. Азарин, А.
Гончаров, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский и др.
В наст. время в иск-ве X. ч. различают два направления - исполнение
одних чтецов всё более приближается к игре, другие используют манеру
"рассказчика". Осн. формами X. ч. являются: выступление чтеца в
смешанном концерте (эта форма получила огромное распространение не
только в проф. иск-ве, но и в самодеятельности); самостоятельный
литературный концерт, состоящий из ряда произведений или целостной
композиции; чтец, иллюстрирующий лекцию лит. произведениями.

Чтец

- артист, исполняющий на концертной эстраде лит. произведения. Ч.
участвует в сборном концерте или исполняет программу сольного вечера.
Мн. Ч. используют в своём выступлении музыку, свет, бутафорию, разл.
аксессуары, создавая т. о. "т-р одного актёра" "т-р чтеца".
В народном иск-ве мастерство Ч. зародилось в творчестве сказителей,
сказочников, акынов и др. Богатство и разнообразие творч. манер Ч.
связаны с многовековой историей иск-ва устного живого слова.

Штамп –

в театре (от итал. Stampa-печать) - внешний актёрский
приём, лишенный внутреннего духовного содержания, применяющийся для
выражения определённых чувств. Ш. проникают в разл. выразит. средства
т-ра,- сценич. речь (интонации, особенности дикции), пластику, мимику и
т. д. Ш. чужд подлинному иск-ву и всегда является порождением
ремесленничества, "...сценической условностью, ничего не имеющей общего
с настоящей жизнью и потому искажающей человеческую природу артиста"
(Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, 1953, с. 424).
Термин "Ш." применяется также для обозначения в иск-ве режиссёра,
художника-декоратора повторяющегося приёма, лишённого породившего его
содержания.

Эксцентрика

в ц и p к e (от лат. ex - вне и centrum - средоточие) -
одна из разновидностей комич. жанра, показывающая алогизм, нелепость
общепринятых действий. Э. близка клоунской буффонаде, в к-рой часто
используется. Приёмы Э. могут применяться во всех жанрах циркового
иск-ва: в акробатике, гимнастике, муз. номерах, дрессуре и т. п. Э.
требует мастерства мимики, пантомимы, акробатики, пластики, умения
виртуозно использовать реквизит. Элементы Э. были заложены в
выступлениях первых проф. комедиантов, шутов и скоморохов, в
представлениях ярмарочных т-ров. Мастерами цирковой Э. были клоун Грок,
рус. клоуны Бим-Бом, П. и Н. Лавровы, Мусин. Э. использовали артисты-
дрессировщик А. Цхомелидзе, гимнаст Д. Донато, А. Геллер и др., акробаты
Арманд и Цереп. Ал. Ш.

Этюд

(франц. etude) - 1)В театральной педагогике упражнение, служащее
для развития и совершенствования актёрской техники. Состоит из разл.
сценич. действий, импровизированных или заранее разработанных
преподавателем. Кроме учебных, существуют также специальные Э.,
предлагаемые постановщиком спектакля исполнителям во время репетиций для
более глубокого раскрытия художеств. материала пьесы, проникновения в
стиль автора и т. п. Мн. режиссёры (К. С. Станиславский, А. Д. Попов, М.
О. Кнебель п др.) считали Э. одним нз лучших методов в работе над
созданием образа. Режиссёры разных направлений создают свою систему Э.
(напр., репетиционные задания Е. Б. Вахтангова, биомеханика В. Э.
Мейерхольда, композиции массовых сцен Н. П. Охлопкова и др.). 2) В
балете хореографический Э.-сольный концертный номер или дуэт (па-де-де). 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.