.RU
Карта сайта

4. Ноосфера и ноотехносфера - План: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной философии....


4. Ноосфера и ноотехносфера.


В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты- биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно его целям и потребностям. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития.
Первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации появились уже в конце XIX в. А в XX в. Человеку пришлось отказаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития производства. Было осознано, что планета и ее живая оболочка – это единая система.
В современную эпоху взаимодействие общества и природы приобретает принципиально новый характер. Природа все больше включается в деятельность человека и в то же время требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Главная цель концепции ноосферы – определение научных и нравственных принципов достижения гармоничных отношений между природой и обществом.
Логика техники сводится к определенным принципам конструирования техники на основе выявленных законов ее возникновения. В данном отношении бионика одна из первых обратила свое внимание на то, что в живой природе объективно заложены логико-технические принципы, на основании которых можно более фундаментально понять и природу, и технику.
В целом смысловое соотношение терминов «ноосфера» и «техносфера» весьма запутанно, и вследствие этого неопределенно. Ясно, что ноосфера не может существовать вне и помимо техносферы. Следует ли, исходя из этого, полагать, что ноосфера есть идеальный вариант техносферы, а техносфера есть реальная практика ноосферного феномена? Будет более правильным говорить не о ноосфере отдельно от техносферы, а о ноотехносфере как самостоятельном и целостном явлении.
Исследование проблем современного ноосферного развития общества должно быть направлено на создание целостной философско-теоретической логической системы понятий, концепций, гипотез, способных адекватно отразить современное мировоззрение человечества, живущего в эпоху индустриально-, техно-, авто-, робото-, компьютерного способа воспроизвод-ства своего социального бытия.
Философия ноотехники есть современное глобальное научное направление, объективно определяемое длительным многотысячелетним осмыслением сущности феномена ноотехники.
Появление термина «философия ноотехники» совсем не означает, что до этого момента ни в философии, ни в других науках не поднимались вопросы, связанные с осмыслением данного феномена. Но именно современная активизация социальных процессов, возникших в результате научно-технической, технологической, компьютерной революции, привела к необходимости более целостного и глобального, а также исторического осмысления значения техники как средства создания ноосферы.
Особый вопрос в данном отношении заключается в определении отношений философии ноотехники и гуманитарной философии. В прямолинейном их противопоставлении невозможно увидеть нечто истинное. Если рассматривать законы развития техники только как чисто техногенное явление, то и логика развития техники становится надчеловеческой. Следовательно, невозможно понять этот механизм с позиций человеческого рассудка.
Можно ли полагать, что информационная философия техники может существовать вне и отдельно от философии человека? Или необходимо рассматривать их как взаимопроникающие и взаимодополняющие друг друга различные способы видения феноменальной сущности человека?
Соотношение между философией ноотехники и гуманитарной философией многомерно и неоднозначно. Философия ноотехники – есть по существу философия человека, исторически ориентированного на создание оптимально рациональной надприродной искусственной идеальной системы. Следовательно, будет более правильным постановка вопроса не о технике вообще, а о «человеческой ноотехнике» или о «ноотехническом человеке». Гуманитарная философия есть высший синтез всех возможных точек зрения на человека, в том числе и в философско-техническом аспекте. Но проблема состоит в том, как этот синтез осуществить, каким может или должен быть философско-научный синтез современного ноотехнического знания? Философия ноотехники рассматривает сложный комплекс социогуманитарных вопросов, связанных одним общим источником техногенного происхождения, пытаясь выделить взаимоопределяющие линии воздействия человека на технику и техногенных факторов на человека и общество.
Таким образом, философия ноотехники есть новая область философско-научного знания, где техника является предметом систематического и системно-целостного исследования.
Сегодня нужна новая социотехническая наука, которая могла бы рассматривать данные проблемы в наиболее целостном виде, уходя от примитивных суммарных сведений разнородных точек зрения. Это должна быть социальная технология, исследующая комплексные системы целостного жизнеобеспечения общества. Во многом все это предопределяет и необходимость появления нового принципа управления обществом как социотехнической системой. Данное направление возникло на определенном, достаточно высоком этапе развития самой техники, когда наиболее отчетливо стали проявляться ее фундаментальные свойства, а философия поднялась на современный высокий уровень теоретического анализа сложных неоднозначных феноменов. Философско-научный подход к рассмотрению техники, техногенеза, технотронности позволяет решить многие традиционные философские проблемы, такие как природа, общество, человек.
Гармония или антагонизм мира человека и мира техники зависят от их внутренней психотехнической совместимости. Появление новых видов техники предопределяет появление новых видов психологической совместимости или несовместимости человека и техники. Если да, то можно полагать, что именно психоусложнение мира техники неизбежно ведет к нарастанию психологической несовместимости человека и техносферы, а тем самым к неминуемой психотехнической катастрофе.
Новые законы психологической совместимости человека с миром техники, им же самим созданным, диктуются достаточно прямолинейной тенденцией – тенденцией усложнения управленческой организации техно-системы как ядра ноотехносферы.
Техноноосфера есть сфера, созданная в результате человеческой деятельности, посредством использования техники как средства достижения поставленных целей. Достаточно много высказано различных суждений о ноосфере в целом, о ноосфере как рационально-планетарном явлении, но при этом остается в тени сам механизм образования реального пространства техноноосферы. На наш взгляд, механизм образования техноноосферного пространства имеет в первую очередь рациопсихогенные механизмы возникновения и образования, которые далее превращаются в культурогенные принципы действия, и в этом смысле семантика ноосферы совпадает с семантикой культурогенного пространства.
Если законы разума не освоены в духовном пространстве культуры, то они не могут быть освоены никаким другим образом. Рациональное содержание предмета деятельности просто оказывается или непонятным в какой-либо степени, или недоступным совсем.
Еще один из спорных вопросов относительно философии ноосферизма. Ноосфера как сфера разума должна подчиняться его законам. В этом смысле философия русского космизма-ноосферизма является собственно национально-русским вариантом европейской философии рационализма.
Одной из целей классического рационализма была попытка найти, понять законы абсолютного разума, что далее логично позволяло в исторической перспективе надеяться на возможность на этой основе рационального переустройства человеческого общества. В этом же подходе вариант С. Булгакова софийно-ноосферного понимания и преобразования окружающего мира создавал особую практическую методику гармоничного отношения к предмету своего труда, превращая его из простого и обыденного в возвышенно софийный, богопроявленный аспект бытия.
Основными чертами ноорациональных систем миропонимания является ощущение мира как разумного целого, к которому нельзя относится иначе, как с аналогичных и адекватных позиций.
Эволюцию рациофилософских систем можно отметить и в полихронной структуре культурогенного пространства России. Русская культурогенная парадигма мышления, реабилитируя себя перед мировой философией за более позднее становление, представила специфический вариант рационализма XX столетия. Этот вариант можно назвать космической рациософией.
Становление данной психоформы восприятия смысла надземной реальности позволило в границах сверхнациональной психофилософской культуры найти логические средства для выражения смысла космической практики преобразования земли как поступательного преобразования Вселенной. И надо признать, что содержащиеся здесь эвристические посылки еще не полностью нашли свое развитие.
В данной связи можно отметить, что рецидив ХХ столетия в лице сциентизма является примитивной и прямолинейной системой, пытающейся моделировать реальные рациосвязи мира и человека.
Науковедческий сциентизм хотя и нес в себе некоторые элементы оптимистически научной социально-рационалистической философии, но он так и не сложился в систему сциентического ноосферизма.
Наука, действительно, есть одна из форм человеческого мировосприятия рациональной природы мира. Но рациональное в науке, как правило, отождествляется с господствующим типом логики или методологии, с доминирующей парадигмой миропонимания. Современные модели науки еще не нашли адекватной парадигмальной логики рационального понимания реальности. Именно поэтому рациональное в науке и в философии противопоставляется иррациональному, и это происходит вместо того, чтобы выявить более высокие уровни форм бытия рационального.
Русский ноосферный космизм – есть национально-особенный вариант ноосферной философии. Эта национальная особенность русской парадигмы мышления имеет сложную многосоставляющую культурогенную компоненту. Это особый интегративный тип сверхнационального мышления, позволяющий именно данной нации найти границы своего смыслового мироопределения в семантическом пространстве космоса.
Это сложное взаимодействие можно рассмотреть исходя из конкретного анализа культурогенных явлений, взяв за конкретный объект процессы, происходившие в России в девяностых годах ХХ столетия.
Сегодня духовно-творческое возрождение российского общества приобретает особую остроту и проблемность в связи с крушением или исчезновением реально действующих общественных и личностных идеалов рациональности.
Ситуация абсурдна своей неопределенностью, непроявленностью четких тенденций восходящей рациональности. Но все же необходимо отметить, что началось формирование духовно-ценностных ориентаций на новые типы социальной рациональности.
Новый тип духовно-рационального российского миропонимания как вариант неоноосферного подхода сочетает в себе не только традиции классической рациональной философии, но и дополняем современным информационно-кибернетическим восприятием природы мироздания.
Осознание закономерностей развития философия техники может принимать за такие философские формы мышления, когда данная проблема перестанет быть понятной для представителей других областей знания. Философию техники можно рассматривать как технософию, то есть как систему философских представлений, отражающих сущность феномена техники в исторической прогрессии общества и человека. Но очевидно и необходимо важно, чтобы философские представления формировались в логическом единстве с развитием научно-технического общетеоретического знания. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.