.RU
Карта сайта

Глава VIII^ Научные исследования в собриологии - Лекции по антинаркотическому воспитанию 2007 москва

Глава VIII


^ Научные исследования в собриологии


НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ТРЕЗВЕННИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ - изучение процессов, предметов и явлений, имеющих отношение к формированию трезвеннической культуры человека, готовности к позитивным для здоровья стилям жизни с целью получения новых положений и выводов или выявления новых данных о ранее изучаемом вопросе, имеющих показательный, обоснованный характер.
Из этого определения следует, что научное исследование в области трезвеннического воспитания призвано дать научно-обоснованный ответ на вопрос теоретического или практического характера, позволяющий совершенствовать организационную и методическую работу. Научное исследование в трезвенническом воспитании, как и любое другое исследование, представляет собой систему специфических элементов, которые рассматриваются в качестве исходных предпосылок научного исследования и позволяют осуществлять целенаправленный познавательный процесс. Среди этих элементов принято выделять следующие: научная проблема, цель исследования, задачи, методы.
Каждый из элементов научного исследования необходим для систематического изучения объектов и, следовательно, присутствует на каждом конкретном этапе исследования: планирования и подготовки, собственно проведения научного исследования, практического внедрения результатов исследования.
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой основной вопрос, требующий разрешения, который позволяет выработать конкретные целевые установки предстоящего исследования.
Выбор научной проблемы в области трезвеннического воспитания обусловлен конкретными задачами по совершенствованию его организации, содержания и методики.
ЦЕЛЬ - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой установку на достижение того или иного конечного результата, способствующего положительным изменениям в уровне трезвеннической культуры, стилях жизни в отношении здоровья, потенциале и балансе здорового индивида, группы социальной общности.
Научные исследования в области трезвеннического воспитания могут быть нацелены на выявление закономерностей формирования и развития трезвеннической культуры во взаимосвязи с состоянием здоровья той или иной группы населения, разработку организации, содержания и методики трезвеннического воспитания, методов оценки его эффективности, научных основ подготовки и совершенствования кадров, международного сотрудничества и т. д.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой научное предположение, которое выдвигается для объяснения каких-либо процессов и явлений, связанных с трезвеннической культурой, стилями жизни в отношении здоровья, с трезвенническим воспитанием, и достоверность которого нуждается в научном доказательстве.
Гипотеза строится на основе определения научной проблемы с целью ее решения. Выдвижение рабочей гипотезы основано на изучении имеющихся знаний в данной предметной области, на поиске и обосновании новых направлений ее развития. Рабочая гипотеза в научных исследованиях по трезвенническому воспитанию формулируется в виде предположения об эффективности тех или иных методов, форм и средств в повышении уровня трезвеннической культуры человека, формирования сознательного отношения к здоровью и трезвости, о положительных изменениях в состоянии здоровья групп лиц в результата комплексного воспитательного и оздоровительного воздействия и т. д.
ПРЕДМЕТ - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой конкретную часть объекта с присущими данному объекту характеристиками. Так, если объектом изучения в трезвенническом воспитании является трезвенническая культура человека, то предметами научных исследований могут быть знания, умения, ценностные ориентации человека в отношении трезвости и здоровья. Выбор и обоснование предмета исследования зависит прежде всего от характера научной проблемы и исходной гипотезы. Предмет исследования может включать в себя наиболее существенные с точки зрения гипотезы свойства и признаки объекта, которые являются общими для других предметов, составляющих класс данного объекта. В этом случае выявленные закономерности, свойственные предмету исследований могут быть перенесены на весь класс объекта. С другой стороны, основанием для выбора предмета исследования могут являться его специфические признаки, подлежащие изучению в соответствии с выдвигаемой гипотезой. Результаты таких исследований имеют немаловажное практическое значение в трезвенническом воспитании, т. к. позволяют осуществлять его с учетом конкретных характеристик, свойственных предмету исследований.
ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - составной элемент научного исследования в трезвенническом воспитании, представляющий собой различные познавательные действия в отношении предмета исследования, которые необходимы для осуществления целей исследований.
Выделяются следующие виды познавательных задач: эмпирические, теоретические, конструктивные (проектирование, конструирование, использование разнообразных материальных средств познания).
В исследовании по трезвенническому воспитанию присутствуют задачи всех перечисленных видов. Так, например, к эмпирическим задачам относятся установление и уточнение фактов, связанных с изучаемым предметом (например, фоновых данных о различных компонентах трезвеннической культуры у той или иной группы населения), их качественная и количественная оценка, установление зависимостей между различными явлениями в процессе наблюдения (например, между количественными показателями трезвеннической культуры и частотой заболеваемости), опытная проверка гипотез, моделей (например, эффективности тех или иных форм и средств трезвеннического воспитания).
Теоретические задачи могут быть направлены, например, на выявление и обоснование причин наблюдаемых на практике явлений, связанных с трезвеннической культурой, поведением в отношении здоровья; формулирование и обоснование гипотез, принципов разработки программ трезвеннического воспитания различных целевых групп, новых направлений исследований, способствующих, с одной стороны, расширению теоретического познания об объектах, изучению трезвеннического воспитания, с другой - совершенствованию практической деятельности в этой области.
Конструктивные задачи в трезвенническом воспитании могут быть связаны с поисками наиболее эффективных форм и средств антинаркотического воздействия.
ЛИТЕРАТУРА
Жданов В. Г. Трезвость - наше оружие. - М.: ЦС ВДОБТ, 1987. - 19 с.
Жданов С. И. и др. О составе алкогольных напитков, свойствах алкоголя и его воздействии на организм человека. - М.: ЦС ВДОБТ, 1990. - 18 с.
Живолуп Р. П., Сирак Д. Л., Сухомлинов А. К. Антиалкогольное воспитание в семье и школе. - Харьков: Мин. нар. обр. УССР. 1989. – 18 с.
Замотаев А. И., Фролов А. Ф. Трезво о пьянстве. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 24 с.
Илларионова Н. В., Илларионов Н. С. Разум против спиртного. - Кишинев: Картя Молд., 1986. - 96 с.
Искаков Б. И. Без иллюзий. - Обнинск, 1989. - 15 с.
Калинин М. А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников. - Архангельск: АГПИ, 1987. - 18 с.
Каруле А. Рекомендации об антиалкогольном воспитании учащихся 1-11 кл. - Рига: Минира, 1986. - 46 с.
Маюров А. Н. Формирование здорового образа жизни (Программа спецкурса для студентов всех специальностей). - Н. Новгород: IVES , MАФР, 1997 - 24 с.
Маюров А. Н. Профилактика алкоголизма среди молодежи. / Хрестоматия по социальной педагогике. ч. II - Владимир: ВГПУ, 1997 – с. 316-373.
Маюров А. Н. Сексуальное воспитание детей как социально-педагогическая проблема. / Хрестоматия по социальной педагогике. ч. II - Владимир: ВГПУ. 1997 - с. 233-315.
Маюров А. Н. Современные основы специальной психологии и педагогики. - Н. Новгород: НГПУ, 1997 - 67 с.

Глава IX


Методы трезвеннического воспитания в собриологии


МЕТОДЫ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - способы управления познавательной и практической деятельностью индивида, группы лиц, социальной общности, направленные на формирование трезвеннической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни и реализуемые в условиях взаимосвязанной деятельности специалиста и лиц, на которых направлен процесс трезвеннического воспитания.
Методы трезвеннического воспитания представляют собой трансформацию дидактических методов обучения. Эти методы предусматривают формирование различных компонентов трезвеннической культуры: знаний, умений, навыков, убеждений, ценностных ориентации, связанных со здоровьем и, в конечном итоге позитивного в отношении здоровья поведения. Совокупность приемов, применяемых при реализации каждого метода, обусловлена его целями и содержанием.
ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД - метод трезвеннического воспитания, заключающийся в сообщении специалистом готовой информации антинаркотического характера обучаемым лицам, которые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.
Целью данного метода является повышение уровня антинаркотических знаний населения. Эта цель достигается в результате использования различных средств трезвеннического воспитания, позволяющих осуществлять объяснение и иллюстрирование устным и письменным словом, действием, изображением, реальным предметом. Формы реализации данного метода могут иметь индивидуальный, групповой или массовый характер: консультации, инструктажи, лекции и т. д.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ: МЕТОД – метод трезвеннического воспитания, заключающийся в организации специалистом воспроизведения имеющихся знаний со стороны обучающихся лиц как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Целью репродуктивного метода является формирование способности применять имеющиеся антинаркотические знания в легко опознаваемых вариантных ситуациях. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и формированию практических умений, необходимых для их применения. Реализации репродуктивного метода способствует использование в качестве средств реальных предметов и приспособлений, различных приборов, иллюстрирующих процессы и явления, связанные с антинаркотической тематикой.
Репродуктивный метод предполагает использование таких форм, как репродуктивная беседа, практические занятия, письменные задания и др.
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - метод трезвеннического воспитания, заключающийся в постановке пропагандистом-воспитателем перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска и их решений.
Применение данного метода способствует не только повышению уровня знаний, развитию практических умений и навыков, но и формированию творческого отношения к здоровью, соответствующих ценностных ориентаций и установок.
Формирование нормативно-целостной системы в отношении здоровья становится возможным благодаря тому, что данный метод позволяет обучаемым наблюдать за проявлением творческой мысли, логикой мышления специалиста, который разъясняет гипотезы, ставит мысленный эксперимент, делает выводы из различных его вариантов и т. д. При применении метода проблемного изложения живое слово специалиста может быть дополнено другими средствами, например, кинофильмами, звукозаписями, слайдами и т. д. В качестве основных форм выступают индивидуальные и групповые (решение задач, беседы, дискуссии и т. д.).
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод трезвеннического воспитания, заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми.
Целью эвристического метода, как и метода проблемного изложения, является формирование ценностных ориентаций и установок в отношении здоровья, умения творчески решать проблемы, связанные с трезвеннической культурой, что достигается не только наблюдением обучаемых за деятельностью специалиста, но и самостоятельным участием в поиске.
Основной формой эвристического метода является эвристическая беседа, в ходе которой специалист направляет поиск, последовательно ставит подпроблемы, формулирует противоречия и т. д.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТРЕЗВЕННИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ - составной элемент научного исследования в собриологии, представляющий собой системы операций с содержанием предмета исследования, которые способствуют осуществлению цели исследования.
Применение того или иного метода на конкретном этапе исследования обусловлено непосредственно задачами данного этапа, определяющими направление поисков. Так, при решении эмпирических познавательных задач в трезвенническом воспитании применяются методы наблюдения, опроса, эксперимента, статистический метод. При решении теоретических познавательных задач используются логические методы, методы анализа и синтеза. Применение необходимого метода обусловливает конкретную методику работы на соответствующем этапе. Методика научного исследования в целом складывается из частых конкретных методик каждого из этапов.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - метод научного исследования в трезвенническом воспитании, заключается в изучении процессов и явлений, имеющих отношение к предмету исследования с помощью фиксирования их в естественных, обычных для их существования условиях.
В научных исследованиях в области трезвеннического воспитания применяются различные методики наблюдения в зависимости от задач данного этапа, характера и условий исследовательской работы. Наряду с «негласным» наблюдением, которое осуществляется исследователем со стороны, так, что группа лиц, на которую направлено наблюдение, не знает о нем, применяется «включенное» наблюдение, когда исследователь «включается» в жизнедеятельность наблюдаемых. По степени охвата лиц наблюдаемой группы наблюдение может быть сплошным или выборочным. Последнее осуществляется путем выбора определенного числа лиц из имеющейся группы. Практикуются виды наблюдений, различающиеся во временном отношении, например периодические, т. е. повторяющиеся через равные промежутки времени, и непериодические, повторяющиеся не регулярно, а по мере необходимости.
Применение метода наблюдения дает возможность выявить негативные с точки зрения трезвости и здоровья формы поведения, факторы риска, связанные с низким уровнем трезвеннической культуры и т. д. Наблюдение осуществляется исследователем непосредственно или с помощью специальных приборов.
МЕТОД ОПРОСА - метод научного исследования в трезвенническом воспитании; заключается в изучении процессов и явлений, имеющих отношение к предмету исследования путем постановки вопросов, предусматривающих ответы опрашиваемой группы лиц.
Опрос, таким образом, в отличие от наблюдения, подразумевает участие обследуемых лиц в практическом выполнении исследования. В научных исследованиях по трезвенническому воспитанию практикуются такие методики опроса, как анкетирование и интервьюирование. Анкетирование осуществляется с помощью составленных определенным образом анкет с вопросами, ответы на которые даются в предусмотренной форме. Интервьюирование предусматривает личное общение специалиста и обследуемой группы лиц, во время которого специалист получает ответы на заранее составленные и расположенные в определенной последовательности вопросы (стандартизированное интервью). Вопросы со стороны специалиста по заранее определенной тематике могут быть заданы произвольно в ходе собеседования (нестандартизированное интервью). Опрос, так же как и наблюдение, может быть сплошным или выборочным, периодическим или непериодическим.
В научных исследованиях по трезвенническому воспитанию наиболее распространен периодический опрос группы лиц, находящейся в поле зрения исследователей, он осуществляется по одной и той же программе через определенные промежутки времени (например, до и после экспериментального воздействия). Метод опроса в научном исследовании по трезвенническому воспитанию позволяет получить представление о развитии тех или иных компонентов трезвеннической культуры, установках, касающихся отельных аспектов стиля жизни в отношении трезвости и здоровья, о поведенческих и др. факторах риска и т. д.
МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ - метод научного исследования в трезвенническом воспитании; заключается в изучении явлений и процессов, имеющих отношение к предмету исследования, путем их обобщенной оценки на основе оценок экспертов.
Мнения и суждения экспертов, полученные путем анкетирования, являются основой для дальнейшего анализа. Полученные обобщения дают возможность исследователю внести необходимые коррективы в работу, выявить проблематичный характер собственных представлений об изучаемых процессах и явлениях.
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА - метод научного исследования в трезвенническом воспитании; заключается в изучении процессов и явлений, имеющих отношение к предмету исследования, путем создания точно учитываемых и контролируемых условий, позволяющих следить за развитием данных явлений и процессов и управлять ими.
В научных исследованиях по трезвенническому воспитанию применяются разнообразные методики эксперимента. Они обусловлены целью исследования и непосредственно задачами самого эксперимента. В качестве примеров могут быть названы экспериментальное воздействие на группы, различающиеся по состоянию здоровья, по уровню развития различных компонентов трезвеннической культуры и т. д., с помощью идентичных методов, форм и средств трезвеннического воспитания; экспериментальное воздействие на группы, у которых состояние здоровья и показатели трезвеннической культуры относительно совпадают, с помощью различных методов, форм и средств трезвеннического воспитания; экспериментальное воздействие на специально выбранную группу лиц при наличии контрольной группы, на которую такое воздействие не оказывается и т. д.
Эксперимент может проводиться посредством моделирования - создания модельных ситуаций с целью изучения антинаркотического поведения людей в определенных условиях и последующей разработки адекватных методов, форм и средств трезвеннического воспитания.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод научного исследования в трезвенническом воспитании; заключается в изучении процессов и явлений, имеющих отношение к предмету исследования, путем получения их количественных характеристик.
Методика статистической обработки данных, собранных на предыдущем этапе исследования, состоит в их систематизации, т. е. в сведении в определенные разделы, предусмотренные планом исследования, и оформлении в виде статистических таблиц; в группировке данных, сведенных в таблицы, по определенному признаку; в дальнейшем анализе путем математической обработки количественных и (или качественных) данных. Обобщающие показатели, полученные в результате статистического анализа, позволяют определить особенности варьирования сгруппированных данных, характеризующих изучаемые процессы и явления.
В качестве примера статистического метода, применяемого в научных исследованиях по трезвенническому воспитанию, можно назвать методику временного исследования. Она заключается в составлении временных динамических рядов прослеживаемых данных об уровне развития различных компонентов трезвеннической культуры обследуемой группы, например, данных, свидетельствующих об изменении уровня знаний в отношении здоровья, о факторах риска различных заболеваний, профилактических мерах и т. д. Полученные в результате статистического анализа обобщающие показатели трезвеннической культуры могут рассматриваться в процессе дальнейшего анализа во взаимосвязи с показателями состояния трезвости и здоровья обследуемой группы.
МЕТОД АНАЛИЗА - метод научного исследования в трезвенническом воспитании; заключается в изучении процессов и явлений, имеющих отношение к предмету исследования, путем мысленного или практического расчленения изучаемого целого на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности как часть целого.
Важным элементов анализа является критическая оценка данных, имеющих отношение к изучаемому процессу или явлению, предусматривающая определение степени достоверности и типичности этих данных. Другим необходимым элементом анализа является сопоставление данных. Анализ является неотъемлемой частью каждого из этапов научного исследования в области трезвеннического воспитания. Так, начальный этап исследования - сбор и изучение информации по проблеме, связанной с трезвеннической культурой, поведением людей в отношении здоровья, поисками новых форм воздействия и т. д., предусматривает анализ содержания этой информации - контент-анализ. Контент-анализ позволяет сопоставить мнения и позиции различных авторов по изучаемой проблеме в каждом из совокупности изучаемых научных и методических источников.
Этап изучения фоновых данных, характеризующих, например, трезвенническую культуру и состояние здоровья обследуемой группы лиц, предполагает анализ данных медицинской документации, данных, полученных при наблюдении или опросе. Расчленение совокупности имеющихся данных позволяет выделить определенные категории лиц внутри обследуемой группы, характеризующиеся теми или иными признаками в отношении трезвеннической культуры и состояния трезвости и здоровья.
Статистический анализ данных, полученных о каждой из этих категорий лиц, позволяет выявить взаимосвязь между состоянием здоровья и уровнем трезвеннической культуры, проследить динамику роста факторов риска заболеваний в зависимости от отсутствия тех или иных компонентов трезвеннической культуры.
Экспериментальный этап исследования также сопровождается анализом результатов. В качестве примеров методик анализа результатов эксперимента в научных исследованиях по трезвенническому воспитанию могут быть названы: сопоставление фоновых данных, касающихся различных компонентов трезвеннической культуры и состояния здоровья обследуемой группы, с аналогичными данными, полученными после экспериментального воздействия; сопоставление данных об уровне трезвеннической культуры, состоянии трезвости и здоровья экспериментальной и контрольной групп; сопоставление данных, полученных в результате применения различных методов, форм, средств трезвеннического воспитания по отношению к одной и той же группе; сопоставление данных, полученных при применении одинаковых методов, форм и средств трезвеннического воспитания по отношению к различным группам населения.
Анализ экспериментальных данных предшествует определению различных закономерностей изучаемых процессов и явлений, выявлению наиболее эффективных методов, форм и средств трезвеннического воспитания с учетом специфических особенностей различных групп населения.
МЕТОД СИНТЕЗА - метод научного исследования в трезвенническом воспитании; заключается в изучении процессов и явлений, имеющих отношение к предмету исследования путем мысленного или практического анализа, установления взаимодействия и связей частей и познания данного процесса и явления как единого целого. Синтез неразрывно связан с анализом и, так же как и анализ, присущ каждому из этапов научного исследования. Метод синтеза в трезвенническом воспитании связывает воедино результаты предшествующего анализа, позволяет сделать выводы, существенные для данного этапа исследования, определить закономерности дальнейшего развития процессов и явлений, связанных с трезвеннической культурой, с состоянием здоровья людей, определить перспективные направления работы и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
Блинов А.С. и др. Совершенствование содержания форм и методов антиалкогольного воспитания школьников различных возрастных групп в комплексе с профилактикой курения, наркомании. - Благовещенск, 1988. - 47. с.
Братанов Д. Общественность, ученые и писатели против алкоголизма. - София: Народна просвета, 1986 - 162 с.
Брокан Э., Страздыньш Я. Подростки и алкоголь. - Рига: Звайгэне. – 1986. - 78 с.
Брокан Э. Д. Рекомендации по противоалкогольной пропаганде. - Рига, 1987. - 34 с.
Бурно М. Е. Трудный характер и пьянство. - К.: Выща школа, 1990. - 176 с.
Гагарин С. Жидкий дьявол. - М.: Сов. Россия, 1987. - 96 с.
Гладышева Л. Нива жизни Терентия Мальцева. - М.: Сов. Россия, 1986 - 160 с.
Государственная молодежная политика в Свердловской области: Кому нужны наши дети. - Екатеринбург, 1994. - 75 с.
Двенадцать шагов и двенадцать традиций. - Нью-йорк, 1989. - 213 с.
Дроздов И. В. Унесенные водкой. – СПб.: ЛИО "Редактор", 1995. - 120 с.
Дроздов И. В. Г. А. Шичко и его метод. - Л., 1991 - 160 с.
Дудочкин П. Строчка в летописи. - М.: Моск. раб., 1988. - 96 с.
Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии (Тезисы докладов Международного семинара) Вып. 10 / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. – Н. Новгород: МУ, МНАТ, ИСБВ т др. – 142 с.
Маюров А. Н. Трезвенническое воспитание на страницах журнала "Деятель". / Россия. Север. Море. V Соловецкий форум: Тезисы докл. Международной научной конференции. - Архангельск: Поморский пед. университет и др. 1993. - с. 65-67.
Маюров А. Н. К вопросу потребления алкоголя школьниками Нижнего Новгорода. / VI Международный Соловецкий форум "Социальная работа и социальное управление" - Архангельск: Изд-во Арханг. госуд. мед. института, 1994 - с. 123-125.
Маюров А. Н. К деятельности Международного Комитета по алкогольному делу. / Тезисы докладов 1 Международного славяно-евразийского конгресса деятелей науки, культуры, предпринимательства. г. Н. Новгород, 23-27 мая 1994 г. – Н. Новгород: МСА, 1994. – с. 114-116.
Mayurov A. Zur Geschichte des Alkoholismus und der Suchtprävention in Russland. / Suchtprävention in Europa. – Geesthacht (IRT): Neuland, 1995 – s. 179-196.
Маюров А. Н. Антиалкогольное воспитание школьников. / Основы социальной педагогики. Курс лекций. Под общей ред. д. п. н. проф. В. А. Попова - Владимир: ВГПУ, 1995 - с. 110-135.
Маюров А. Н. К вопросу потребления алкоголя школьниками Н. Новгорода. / Дети: здоровье, экология и будущее. Материалы объединенной научно-практической конференции. - Смоленск: Минздрав РФ, 1994. - с. 163.
Маюров А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни школьников. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Всероссийского семинара. - Н. Новгород: МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1996, с. 7-13.
Маюров А. Н. Ролевая игра "Антиалкогольный трибунал". / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Всероссийского семинара. - Н. Новгород: МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1996, с. 13-18.
Маюров А. Н. К истории пятого трезвеннического движения. / Материалы научно-практической конференции "Трезвость и здоровье. Классический и нетрадиционные подходы", посвященной 100-летию учреждения в России Попечительств о народной трезвости и подъемы общественного трезвеннического движения. - М.: МЛТиЗ, 1995. - с. 75-77.
Маюров А. Н. Пятое трезвенническое движение в нашем Отечестве. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов. Вып. 2. - Н. Новгород: МУ, МНАТ; ИСБВ и др. 1996 - с. 12-16.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.