.RU
Карта сайта

3.7. Проблемы современной отечественной культуры - Учебное пособие Выпуск Исправленное и дополненное в учебном пособии...


^ 3.7. Проблемы современной отечественной культуры


В конце ХХ в. начался процесс воссоединения русской культуры, разорвавшейся в 1917 г. на советскую, эмигрантскую и подпольную. На Родину возвращаются произведения И.Бунина, М.Булгакова, А.Ахматовой, Н.Бердяева, И.Ильина, О.Мандельштама и др.
Конец ХХ столетия в истории нашей страны и ее культуры оказался очень противоречивым и неоднозначным. Безусловно, положительной стороной современного развития культуры России является восстановление исторической памяти русского народа. Этот процесс связан, прежде всего, с возрождением русской православной церкви. Напомним, что сразу после Октябрьского переворота 1917 г. советское правительство начало настоящие гонения против религии и церкви. По неполным данным во время гражданской войны было убито митрополитов - 1, архиереев - 18, священников - 102, дьяконов - 154, монахинь и монахов - 94. К 1919 г. от более 100 тысяч дореволюционных священников осталось только 40 тысяч. В феврале 1922 г. по личному распоряжению Ленина государство конфисковало у церкви 23997 пудов церковных ценностей. Во время изъятия священных для нашего русского человека символов погибло 8100 представителей духовенства. К концу 30-х годов в СССР был фактически завершен политический разгром легального духовенства. Но, несмотря на такие гонения, религия и церковь выжили. Их новый подъем с особой силой начался в период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.). Именно тогда было открыто около 10000 новых приходов; новые духовные училища появились в Москве, Ставрополе, Новосибирске; церковные деятели получили широкий доступ к средствам массовой информации. В торжественной обстановке был открыт воссозданный из небытия главный храм России - храм Христа Спасителя. Самое главное во всем этом - человек получил выбор: исповедовать религию, которую он носит в душе и сердце.
При всех положительных процессах, происходящих в культуре нашей страны, четко просматриваются и негативные составляющие социокультурной ситуации. Прежде всего, увеличился разрыв между потенциалом культуры и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневной жизни. Увеличение темпов жизни, ее динамизм вызвали значительные усложнения структуры и содержания отношений между людьми, возросла социальная напряженность, во многом предопределенная имущественным расслоением граждан. Прочно утвердилось противоречие массовой несовершенности культурных нововведений и запросов различных слоев общества. Социально-культурные проблемы современного общества усугубляются ростом межэтнической напряженности. В обществе все более заметными становятся агрессивность по отношению к людям другой национальности, к точке зрения, высказанной представителями иной системы ценностных ориентаций.
На наш взгляд, самые существенные проблемы культуры России связаны с состоянием духовной жизни общества. Усиливаются процессы размывания духовной самобытности Российской культуры. Возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается самобытность отдельных территорий, малых городов и поселков. Коммерцинализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций, образа жизни по зарубежным образцам. При этом культурные запросы граждан стандартизируются, разрушается культурная индивидуальность.
Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнем культурного развития. Данные социологических опросов фиксируют очевидное падение художественного вкуса (если в 1981 г. достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас соответственно 14% и 9%).
Теряет популярность отечественное кино - некогда любимое искусство Российских граждан. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
Происходит значительная переориентация общественного сознания населения: с духовно-гуманистических ценностей на ценности материальные. Во многом утеряны такие нравственные ценности как чувство любви, взаимопомощь, милосердие. Другими словами, ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.
Особую тревогу сегодня вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому способствуют издержки домашнего школьного и вузовского воспитания и обучения, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к труду, браку, семье. Растет разочарование в демократических ценностях и идеалах (исследования показывают, что 50% опрошенных молодых людей не участвуют в выборах различного уровня, не видя в этом смысла).
На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора духовного преобразования России.
Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитие массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В нашем учебном пособии мы кратко познакомили Вас с некоторыми аспектами теории и истории зарубежной и отечественной культуры. Хочется надеется, что проблемы, раскрытые в пособии, заинтересуют Вас, помогут по-новому взглянуть на необъятный мир культуры и место в нем современного человека. Учитывая тот факт, что культура не является чем-то застывшим и аморфным, а представляет собой, с одной стороны - накопленные материальные, социальные и духовные ценности, а с другой - постоянно пополняется новыми, она требует пристального изучения и приумножения.
Таким образом, задача студентов состоит в умении распознать истинную культурную ценность, научиться понимать ее и ценить. Подобный процесс может стать возможным только при условии систематической работы над собой. В ходе этого творческого процесса человек по-настоящему ощущает всю красоту окружающей его жизни и сам становится творцом прекрасного.
Приложение 1

Религия и Боги Древних цивилизаций


^ 1. Древний Египет


Пантеон богов Древнего Египта обширен и непостоянен. Иногда одному и тому же божеству придавались разные черты и функции. И наоборот, разные боги порой образовывали диады и триады, меняли обличья, отождествлялись.
Впрочем, такова характерная черта религиозных воззрений начальных этапов цивилизации, когда духовная культура находится в гармоничном соответствии с общественным устройством и уровнем развития материальной культуры, а также представлениями людей о природе и своем месте в ней.
С переходом к классовому обществу сохранялись поначалу образы богов, имеющих черты людей и животных. Но теперь эти боги отличались разнообразием и были выстроены в соответствии с определенными иерархическими системами. В такие эпохи не было обширных государств с устойчивой постоянной группой богов. Тогда в Египте (и в других регионах с культурой подобного типа) существовало несколько десятков более или менее обособленных областей или городов-государств, номов.
У каждой такой общественной ячейки были свои представления о богах и их взаимоотношениях. От нома к ному, а также из века в век такие воззрения могли меняться радикально. Это существенно затрудняет описание пантеона египетских богов. То же относится и к представлениям о сотворении мира и участии в этом мифическом процессе тех или иных богов. Есть несколько версий таких мифов, порой принципиально отличающихся друг от друга.
Поражает обилие древнеегипетских богов. В «Мифологическом словаре» (1991) их упоминается больше сотни. Выбрать из них самых главных нелегко. Судьбы богов во многом зависели от текущей политической ситуации. Усиление какого-либо нома сразу же выдвигало на первый план его местных богов. И дело даже не только в том, что этих богов «насаждали» из идеологических соображений. Общественная психология такова, что победитель выступает в ореоле величия как представитель неких высших сил. Его покровители - боги - в таких случаях признаются более могущественными, чем боги побежденных вождей.
Около пяти тысячелетий назад произошло знаменательное событие: присоединение Верхнего Египта к Нижнему. Этому предшествовал долгий период распрей и вооруженных столкновений. Победители-фараоны принадлежали к роду Гора-сокола, а побежденные - к роду Сета, покровителя зверей. В результате Сета стали считать злобным богом пустыни, носителем зла.
Первым из фараонов объединенного Египта принято считать Нармера; по другим сведениям, его имя было Менес, или Мина (не исключено, что под разными именами выступал один и тот же человек - фараоны нередко имели несколько имен).
Несмотря на уникальное долголетие египетской цивилизации, в ее истории бывали переходные «смутные» периоды, когда происходили междоусобицы, беспорядки, внутренние конфликты и вторжения иноземцев. В такие времена отношения к богам существенно менялось, а порой пантеон подвергался «перестройке».
Самые древние мифы обычно сообщают о сотворении мира. Но и тут в Египте господствует разнообразие мнений, концепций. Общее у них то, что изначально существовал Нин, первозданный Хаос. Его чаще всего представляли в виде бескрайней водной глади, окутанной мраком. Из него вышел первый бог (или появились первые боги) и стали наводить порядок. Но имя этого бога в разных номах называли по-разному. В Гелиополе это был Атум, в Мемфисе - Птах, в Нубии - Хнум, а в Гермопольском варианте творили мироздание четыре пары богов, олицетворявших природные стихии.
Показательно, что источником творения считались божественная воля и его слово (судя по всему, египетский первоисточник послужил основой библейского предания о сотворении мира). Почему именно слово? Известно, что имя в далекой древности считалось мистически сопричастным с самим объектом.
Называя небо и землю, Солнце и Луну, древний человек выделял их из хаоса неразделенных, смутно воспринимаемых сознанием объектов. Таково было, можно сказать, информационное сотворение мира из хаоса. По-видимому, оно-то и послужило основанием наделять Бога способностью творить «из ничего». То, что в Древнем Египте первые из нам известных богов не были олицетворением Солнца, а являли собой полулюдей-полуживотных, свидетельствует о далекой древности таких верований, восходящей ко временам первобытных охотников. И хотя общество к тому периоду перешло к земледелию и скотоводству, охота оставалась привилегией знатных родов и воинов. Вот почему солнечный бог поначалу оставался «на вторых ролях», а ведущие роли сохранялись за более архаичными олицетворениями животных и природных стихий. Но со временем в мифах на первое место стал выходить солнечный бог (преимущественно такие мифы и дошли до нас).
Наконец, необходимо подчеркнуть важную особенность мифов: символичность и поэтичность. Реалистичные изображения богов, оставленные нам представителями былых цивилизаций, и, прежде всего, египетской, не должны вводить нас в заблуждение. Некоторые исследователи склонны толковать их как отражение примитивных представлений о природе, фантастических образов, символизирующих материальные объекты и явления. С такими взгляда ми трудно согласиться.
Представьте себе, что бы мы подумали об интеллектуальном уровне людей XIX века, если бы изучали только поэтические произведения? Символы, поэтические образы, имена богов (преимущественно античных) неопровержимо свидетельствовали бы о том, что разум человеческий блуждает в мистическом тумане.
Вот малая часть примеров из Пушкина: «Тебе, наперсница Венеры, / Тебе, кетовой Купидон / И дети резвые Цереры / Украсили цветами трон...»; «О боги мирные полей, дубров и гор...»; «Храни меня, мой талисман...»; «...И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился...»; «Ты, соперник Аполлона, Бельведерский Митрофан…»; «Бог веселый винограда...».
А вот некоторые строки Тютчева: «Чародейкою Зимою / Околдован лес стоит...»; «Зима недаром злится, / Прошла ее пора...»; «О рьяный конь, о конь морской...»; «Два демона ему служили, / Две силы чудно в нем слились: / В его главе - орлы парили, / В его груди - змеи вились...»; «Есть близнецы - для земнородных / Два божества - то Смерть и Сон...».
В далекой древности преобладало поэтическое воззрение на природу. И когда на египетском рисунке или в тексте пирамид присутствует образ небесной коровы, то лишь весьма наивный человек - и тогда, и теперь - может всерьез отождествлять земную корову, дающую молоко, с небесной божественной коровой, оставившей в небе Млечный Путь.
Обилие богов Древнего Египта, их неустойчивость, сложные взаимоотношения и взаимные переходы логичней всего объяснить не только изменчивой социально-политической ситуацией в стране, но и проявлениями сложной поэтической символики. Вдобавок, невозможно в деталях восстановить ту обстановку, в которой создавались те или иные мифы, рисунки, тексты, а также индивидуальные особенности авторов, их взглядов на мироздание и место в нем человека, их отношения к богам.
Не исключено, что за множеством имен разнообразных божеств скрыто нечто единое, всеобщее и тайное. Так, по крайней мере, думал английский египтолог конца ХIХ века Уоллис Бадж. По его словам: «Читая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнающего, всемогущего, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира... Именно эту часть их воззрений следует признать основополагающей...»
В таком суждении есть определенный резон. Известно, что подлинное имя Бога считалось священным и тайным, а завет не упоминать имя Божие существовал у едва ли не всех племен и народов с доисторических времен. Называя отдельных богов, реалистически изображая их, древние египтяне могли сохранять в глубокой тайне имя верховного Творца и Управителя мироздания, повелевающего богами. Однако обо всем этом можно только догадываться.

^ 2. Двуречье (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон)


Этот обширный регион оспаривает пальму первенства у Египта как первоначальный центр цивилизации. И если первые крупные государственные объединения сначала возникли в долине Нила, а не в Двуречье, то первые очаги производящего хозяйства и поселения городского типа оформились в низкогорьях, обрамляющих долину Тигра и Евфрата (а также на полуострове Малая Азия и восточном Присредиземноморье).
Особенности духовной культуры и, в частности, религиозных воззрений во многом определяются своеобразием природной обстановки. Ее принято рассматривать подобием сценической площадки, на которой разворачивается трагикомедия человеческого быта. Но в действительности именно природа является одним из активных участников этого действа. Она меняется под влиянием деятельности человека, и это влечет за собой изменения хозяйственного уклада, материальной культуры, верований.
Например, на Ближнем Востоке около десяти тысячелетий назад преобладали культы, связанные с мужским началом и охотой на крупных млекопитающих. Наиболее часто культовым символом выступал дикий бык. Однако со временем - если судить по множеству глиняных и каменных фигурок - на первый план вышел образ божественной богини-матери. Тогда же происходил переход от присваивающего (охота, рыболовство, собирательство) к производящему хозяйству (земледелие, скотоводство).
Нет оснований сомневаться в том, что эти изменения в материальной и духовной культуре происходили одновременно, были взаимообусловлены. Прежде ученые склонны были видеть первопричину подобной эволюции в изменениях климата. Мол, заканчивался ледниковый период, началось глобальное потепление и повышение уровня Мирового океана, перестройка климатической зональности... Подобные умозрительные рассуждения не подтверждаются материалами палеоклиматических и палеонтологических исследований. Напротив, выявилась очевидная связь распространения человека в Новом Свете, Австралии, на островах и последующего резкого уменьшения здесь количества и разнообразия крупных млекопитающих, птиц.
Конечно, для нашей темы эта проблема не принципиальна. Однако она позволяет, как мы позже убедимся, понять некоторые особенности «бытия богов», а также по-новому осмыслить суть знаменитого предания о всемирном потопе.
В отличие от долины Нила, которую ежегодно «удобряет» плодородный ил, наводнения Тигра и Евфрата чаще всего носят катастрофический характер. Это обстоятельство, безусловно, влияло на развитие цивилизации в данном регионе. Долина Нила протягивается единой широкой полосой через сравнительно малолюдные опустыненные районы. В Двуречье, напротив, окультуренные земли располагались отдельными очагами, а на окружающих территориях обитали разнообразные племена и народы, постоянно вторгавшиеся в пределы этих очагов цивилизации, которые нередко враждовали между собой.
Подобная разобщенность и частые конфликты никак не способствовали созданию единого пантеона богов с более или менее определенной Иерархией, хотя некоторые великие боги переходили из века в век и от народа к народу, так же как отдельные предания. Такую устойчивость верований можно объяснить как относительным единством духовного разных народов и рас, так и единством - тоже относительным - природной обстановки.
Цивилизация в Месопотамии (Двуречье) распространялась, как мы уже говорили, от предгорий в долину по мере оскудения при родных ресурсов (сведения лесов, истощения почв, эрозии земель).
В долине устойчивое оседлое земледелие и скотоводство были возможны на основе орошения, регулирования течения рек. Этим занимались шумеры, которые относятся к древнейшему населению региона (досемитическому). Существовали отдельные общины, поселения городского типа, окруженные сельскохозяйственными угодьями. У каждой общины был свой местный бог-покровитель. Единой системы богов у них не было.
Во взаимоотношениях богов многое зависело от социально-политических обстоятельств. Так, небольшой поселок Гирсу имел своего покровителя - Нингирсу. Когда это поселение вошло в объединение, где самым крупным населенным пунктом был город Лагаш, Нингирсу (по неясным причинам) стал общим богом-покровителем. Когда к объединению примкнул поселок, где чтили богиню Бау, то ее стали считать женой Нингирсу.
Религиозные воззрения, игравшие важную роль в духовном единении, имели общественный характер (прежде преобладали семейные божества), о чем свидетельствуют развалины храмов, обычно возводившихся на одном и том же месте с самого раннего периода (шесть-восемь тысячелетий назад). Постепенно, благодаря торговым и культурным связям между общинами, стали оформляться единые образы великих богов и культурных героев.
В отличие от Египта, в этом регионе боги имели облик людей или, реже, зверей и рыб с человеческими головами (в Египте подобные боги имели головы животных). Чем объяснить такое различие? Возможно тем, что в Египте первоосновой хозяйства в глубокой древности были охота и скотоводство, тогда как в Двуречье - поливное земледелие.
«Интересно, - пишет шумеролог В.К.Афанасьева, - какими представляли себе всемогущих богов шумеры. Мир чувств этих богов подчеркнуто неизменен и груб. Они не только велики, но и ужасны. Как и боги античности, они наделены всяческими человеческими слабостями. Они создают людей в пьяном виде; из-за одного каприза они способны погубить все живое, они грязны и неопрятны; так, бог Энки из-под ногтя, окрашенного в красный цвет, извлекает глину и создает неопрятное, мерзкое существо».
Относительно пьянства мифология Египта тоже далека от идеала. Вспоминается эпизод, когда пришлось устроить поистине «пивной потоп» для того, чтобы богиня-львица Хатор-Сехмет допилась до того, что перестала узнавать людей. То, что боги Двуречья грязны, а точнее сказать, вынуждены возиться в глине, тоже не удивительно. Обилие камня в Египте предоставляло прекрасную возможность строить величественные храмы, пирамиды, дворцы. Обширная Месопотамская низменность вынуждала людей изготавливать строительный материал из глины. Необходимость выкапывать и регулярно расчищать каналы тоже заставляла «возиться в грязи», работая мотыгой.
Кстати, об этом превосходно сказано в замечательной шумерской поэме о споре Мотыги с Плугом. Плуг похваляется своим величием, тем, что царь держит его рукоять и ради плуга впрягает в ярмо быков, тогда как по сторонам толпится знать, а народ веселится и ликует (кстати говоря, употребляя хмельные напитки). Так, по-видимому, праздновали в Шумере начало земледельческих работ. А Мотыга, как брезгливо говорит Плуг, постоянно в грязи копошится и, подобно кирпичной форме, всегда грязна, копая колодцы и роя канавы. Она недостойна царской руки!
В ответ Мотыга перечисляет Плугу многообразные работы, которые она выполняет, а прежде всего - регулируя воду на полях и подготавливая их к пахоте, а также активно участвуя в строительстве. Даже для мореходства она приносит великую пользу, добывая и используя вар, готовя смолу. Наконец ведь сам Энлиль, взявшись за Мотыгу, отделил небо от земли! Тут уже не остается сомнения в том, что Мотыга превосходнее Плуга.
...Когда современный горожанин говорит «грязь», не следует забывать, что для земледельца это может быть великолепным черноземом, а для строителя - прекрасным строительным материалом. Между прочим, глина - хорошее моющее и отбеливающее средство (безусловно, не всякая).
И еще одно замечание. Природные условия и географическое положение Двуречья во многом определяли суровость быта и нравов местного населения (в отличие от жителей долины Нила). Здесь часты были жестокие войны - в отчаянной борьбе за выживание и сохранение земельных угодий, оросительных систем; нередко сюда вторгались кочевники, порой объединявшиеся в достаточно крупные армады.
По сравнению с нильской долиной земли Двуречья подвержены эрозии, засолению, а почвы со временем деградируют. В результате перевыпаса или выхода из строя ирригационных систем, изменений речного русла хозяйство приходит в упадок, а пустыни расширяют свои пределы.
Помимо природы на характере духовной культуры существенно сказываются интеллектуальные, эмоциональные, нравственные особенности людей. Однако в этом отношении основы духовного мира человека оказались удивительно устойчивыми. Порой создается впечатление, что менялись одежды, быт и нравы, а человеческие типы переходили из тысячелетия в тысячелетие почти не меняясь, а изменчивым было лишь количественное соотношение этих типов.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к некоторым высказываниям, запечатленным клинописью на глиняных табличках в Древнем Двуречье и поныне не утратившим актуальности:
О сказанном в спешке можешь пожалеть позже.
Взять в долг так же легко, как заняться любовью, но возвращать его также тяжело, как вынашивать ребенка.
Только боги живут вечно под божественным солнцем; но дни человека сочтены, все дела его лишь ветер.
Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а какие - грешникам?
Будь справедлив к своему врагу, делай добро, будь добр во все твои дни.
Есть и царь над тобой, и правитель, но бойся сборщика налогов.
Кто роет другому яму, сам в нее попадет.
Не позволяй наступать тебе на ноги, дабы потом не дерзнули наступить тебе на шею.
Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым вино пить.
Не будь без меры сладок, чтоб тебя не проглотили. Не будь без меры горек, чтоб тебя не выплюнули. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.