.RU
Карта сайта

Московская государственная юридическая академия право европейского союза в вопросах и ответах - 22

Раздел XXI. ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ, ________^ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ________


151. Что такое «пространство свободы, безопасности и правосу­дия»?
Термин «пространство свободы, безопасности и правосудия» (англ. area of freedom, security and justice; франц. espace de liberte, de securite et de justice) был введен в учредительные документы Европей­ского Союза по предложению Комиссии в 1997 г. (поправки Амстер­дамского договора). Он обозначает, с одной стороны, цель, к которой должен стремиться Европейский Союз, с другой — особую сферу его компетенции.
Пространство свободы, безопасности и правосудия как цель предполагает достижение высокого уровня охраны законности и правопорядка в масштабах Европейского Союза-в целом.
К реализации этой цели призван вести комплекс мероприятий со стороны институтов Союза, которые осуществляются по нескольким направлениям:
— меры по вопросам пересечения внутренних и внешних гра­ниц, включая визовую политику;
— меры в области предоставления убежища и в сфере иммигра­ционной политики, в том числе регулирование статуса иностранцев, проживающих в ЕС;
— меры в области судебного сотрудничества по гражданским делам;
— меры, призванные обеспечить сотрудничество между компе­тентными административными службами государств-членов в выше­указанных областях (в частности, между службами пограничной ох­раны);
— меры по предупреждению преступлений и по борьбе с пре­ступностью.
^ Правовую основу для принятия указанных мер образует, прежде всего, раздел IV части третьей Договора о ЕС 1957 г. «Визы, предос­тавление убежища, иммиграция и другие направления политики, связанные со свободным передвижением людей»'. Нормативные акты и иные меры в сфере уголовной политики утверждаются на ос­новании раздела VI Договора о Европейском Союзе 1992 г. «Сотруд­ничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере» (т.е. в рамках третьей опоры).
' В силу специальных протоколов к Договору о ЕС акты по ряду вопросов, из­даваемые на основании данного раздела, не имеют обязательной силы для Вели­кобритании, Ирландии и Дании.
253
После принятия Конституции все упомянутые положения будут кодифицированы в единой главе этого документа под названием «Пространство свободы, безопасности и правосудия».

^ 752. Какую роль в создании пространства свободы, безопасности и правосудия играют Шенгенские соглашения?


Шенгенские соглашения — это форма продвинутого сотрудниче­ства между государствами — членами Союза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и пра­восудия. Первоначальными участниками данных соглашений были пять стран (Франция,

ФРГ,

Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Впоследствии к Шенгенским соглашениям присоединились осталь­ные государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии.
В 1999 г. «Шенгенские достижения» (Шенгенские соглашения плюс изданные на их основе правовые акты) были признаны состав­ной частью права Европейского Союза, которую обязаны ввести в действие на своей территории все страны, вступающие в состав этой организации.
Великобритания и Ирландия на основании специальных реше­ний Совета Европейского Союза позднее также присоединились к Шенгенским соглашениям, но лишь в части, касающейся борьбы с преступностью. На основании специальных договоренностей ассо­циированными участниками Шенгенских соглашений стали еще две страны, не входящие в состав Европейского Союза, — Исландия и Норвегия.
Шенгенские соглашения были подписаны во второй половине 1980-х гг., т.е. еще до заключения Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Слово «шенгенские» в их названии указывает на место под­писания этих документов: небольшая деревня и одноименный замок Шенген (Schengen), расположенные в государстве Люксембург на пересечении его границ с Францией и

ФРГ.


Всего существует два Шенгенских соглашения, подписанных соот­ветственно в 1985 и 1990 гг. Первое — Соглашение о постепенной от­мене проверок на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 г.) — носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе —

Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г.)

— сохраняет большую роль по сей день. Именно в Шенгенской конвенции:
— закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами — членами Союза: «Внутренние грани­цы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни эыло личному контролю» (ст. 2);
— введены единые условия въезда на территорию Союза ино-;транцев и единая («шенгенская») виза;
254
— содержатся нормы правоохранительной направленности, объединенные в специальный раздел «Полиция и безопасность» (раздел III Шенгенской конвенции);
— предусмотрено создание «Шенгенской информационной системы», благодаря которой в единую компьютеризированную сеть были объединены правоохранительные базы данных разных госу­дарств-членов.
На основании Шенгенской конвенции функционировал также специальный орган — ^ Шенгенский исполнительный комитет, состо­явший из министров внутренних дел государств-участников. Данный Комитет издал множество правовых актов по вопросам пересечения внутренних и внешних границ, борьбы с преступностью, которые об­разуют составную часть «шенгенских достижений» (англ. Schengen acquis; франц. acquis de Schengen). В 1999 г. Исполнительный комитет был ликвидирован, а его полномочия перешли к Совету — главному законодательному институту Европейского Союза.

153. Что представляет собой шенгенская виза?


Шенгенская виза — это единая многонациональная виза, дейст­вие которой распространяется на все «шенгенские государства» (франц. Etats Schengen)1.
Вместе взятые, эти государства образуют «шенгенское простран­ство» (франц. espace Schengen), или «Шенгенскую зону»2. К началу 2004 г. шенгенское пространство охватывало 15 стран: 13 госу­дарств-членов Европейского Союза (все, кроме Великобритании и Ирландии) плюс Исландию и Норвегию (ассоциированные участни­ки Шенгенских соглашений).
По мере готовности в состав шенгенского пространства посте­пенно будут введены десять новых государств-членов из Восточной Европы и Средиземноморья (см. вопрос № 2), что будет в каждом случае констатироваться отдельным решением Совета Европейского Союза. Степень готовности этих стран определяется надежностью охраны их внешних границ (т.е. границ с третьими странами, вклю­чая Россию) и подключением их правоохранительных органов и кон­сульских учреждений к Шенгенской информационной системе (для чего необходима прокладка специальных коммуникаций).
Шенгенская виза бывает двух типов:
1 Формулировка «шенгенские государства» является внешним признаком Шенгенской визы. Она воспроизводится в верхней части каждой подобной визы на одном из официальных языков Европейского Союза.
2 Термин «шенгенское пространство» является официальным, используется в источниках права Европейского Союза и в доктрине. Понятие «шенгенская зона» — неточный перевод, который употребляется преимущественно в средствах массовой информации. Далее в книге применяется первый термин.
255
виза для краткосрочного пребывания (код «С»), макси­мум — три месяца в течение одного полугодия;
транзитная виза (код «В»), на основании которой иностранец осуществляет проезд через территорию шенгенского пространства из одной третьей страны в другую'; срок пребывания по этой визе огра­ничен пятью днями.
Каждая из указанных виз может быть однократной или много­кратной. Обладатель многократной шенгенской визы (с формули­ровкой «MULT») вправе въезжать на территорию шенгенского про­странства два и более раз при условии, что его пребывание не превы­шает трех месяцев в течение одного полугодия. Предельный срок действия многократной шенгенской визы для краткосрочного пре­бывания составляет пять лет.
Кроме визы для краткосрочного пребывания и для транзита су­ществуют еще два типа виз, не относящихся к шенгенским:
виза для транзита через аэропорт (код «А»), на основании ко­торой иностранец совершает остановку или пересадку (трансферт) в аэропортах Шенгенских государств. Подобные визы требуется иметь гражданам отдельных развивающихся стран, из которых наиболее вероятны попытки незаконной иммиграции в Европейский Союз. Для остальных иностранцев трансферт является свободным, не тре­бует получения визы;
виза для долгосрочного пребывания (код «D»), т.е. для пребыва­ния более трех месяцев. Данная виза является национальной. Она выдается странами ЕС на основании их внутреннего законодательст­ва. В свою очередь, обладатель такой визы не получает права на сво­бодное передвижение по территории шенгенского пространства.
Однако если иностранец, получающий данную визу, соответству­ет требованиям Шенгенской конвенции, то он может претендовать на получение «гибридной» визы (код В течение трех первых месяцев с момента прибытия такой иностранец приравнивается в правах к обладателям шенгенской визы для краткосрочного пребы­вания.

154. Каковы условия выдачи шенгенской визы?


Шенгенские визы выдаются консульскими учреждениями Шен­генских государств; в исключительных случаях они могут быть полу­чены на границе.
По общему правилу, за получением данной визы необходимо об­ращаться в посольство или консульство той страны, которая являет-
' Термин «иностранец» в Шенгенских соглашениях обозначает лиц, не имею­щих гражданства Европейского Союза. Граждане Великобритании и Ирландии иностранцами не считаются.
256
ся единственным или основным местом назначения поездки. Когда это место невозможно определить (например, в случае транзита), компетентным является представительство страны, через которую будет осуществлен въезд на территорию шенгенского пространства.
Хотя выдача шенгенских виз осуществляется в децентрализован­ном порядке (т.е. отсутствуют единые визовые центры ЕС), государ­ства-члены могут выдавать их тогда и только тогда, когда ходатайст­вующее лицо соответствует единым условиям для въезда в шенгенское пространство. Эти условия закреплены в ст. 5 Шенгенской конвенции 1990 г. и конкретизированы в Общей консульской инструкции, которая детально регулирует порядок выдачи виз консульствами госу­дарств-членов (Инструкция утверждена в 1999 г. решением шенген­ского исполнительного комитета).
Чтобы получить шенгенскую визу:
— иностранец должен обладать действительным документом на поездку (как правило, загранпаспорт). Необходимо, чтобы этот до­кумент признавался всеми Шенгенскими государствами и чтобы срок окончания его действия превышал на три месяца срок действия визы (из этого требования допускаются исключения);
— иностранец должен подтвердить цель и условия своей поезд­ки, наличие достаточных материальных ресурсов (определяются по законодательству государств-членов), а также предоставить гарантии своего намерения возвратиться на родину (т.е. что он не стремится под прикрытием визы стать незаконным иммигрантом);
— на иностранца должен отсутствовать «информационный за­прос о недопуске». Подобный запрос вправе направить любое шен­генское государство, например когда имеются «серьезные основания полагать», что иностранец совершил тяжкие преступления, или если «существуют реальные данные о том, что он планирует совершить подобные деяния» на территории шенгенских государств (ст. 96 Шенгенской конвенции).
Запросы о недопуске направляются государствами-членами по каналам Шенгенской информационной системы. Если хотя бы одно из них внесло такой запрос в отношении конкретного иностранца, то последнему не может быть предоставлена шенгенская виза ни одним из государств-членов;
— иностранец не должен рассматриваться «в качестве лица, спо­собного представлять угрозу публичному порядку, национальной безопасности или международным отношениям» шенгенских госу­дарств. Данное условие дополняет предыдущее и позволяет отказы­вать во въезде-, даже в том случае, когда иностранец уже получил не­обходимую визу и прибыл с ней на пограничный пропускной пункт.
Если иностранец не соответствует хотя бы одному из вышеука­занных условий, то шенгенская виза ему предоставлена быть не мо-
17. 11097. Кашкин 257
жет. Однако любое из государств-членов в порядке исключения вправе выдать ему так называемую «визу с ограниченной территори­альной сферой действия» (например, если Швеция направила на ино­странца N запрос о недопуске, а Финляндия со своей стороны готова допустить его на свою территорию). Визы с ограниченной террито­риальной сферой действия не предоставляют права на свободное пе­редвижение по территории шенгенского пространства.

155. Какие нормативные акты изданы в рамках визовои полити­ки ЕС?


Кроме Шенгенской конвенции 1990 г. и Общей консульской ин­струкции 1999 г. новейшее законодательство Европейского сообще­ства о визах и визовом режиме включает нормативные акты (обычно в форме регламента), которые издает Совет Европейского Союза в соответствии со ст. 62 Договора о ЕС. К ним относятся, в частности:
Регламент (ЕС) Совета от 15 марта 2001 г. № 539/2001 «Об установлении перечня третьих стран, граждане которых подлежат обязанности иметь визу для пересечения внешних границ госу­дарств-членов, и перечня стран, граждане которых освобождаются от этого требования». В соответствии с указанным Регламентом в отно­шении граждан России и большинства других стран для въезда в ЕС действует визовый режим. Граждане США, Японии, Бразилии и еще примерно 40 иностранных государств освобождены от обязанности получать визу для краткосрочных (до трех месяцев) поездок в шен-генские государства. Действие Регламента не распространяется на Великобританию и Ирландию;
^ Регламент (ЕС) Совета от 29 мая 1995г. № 1683/95 «Об уста­новлении единообразного формата визы». Регламент определяет струк­туру и содержание шенгенских и иных виз, предоставляемых госу­дарствами-членами, стандарты их безопасности (в целях защиты от подделок). В текст Регламента в ближайшее время будут внесены по­правки, предусматривающие получение от иностранца так называе­мых биометрических индикаторов (особая фотография и отпечатки пальцев). Эти индикаторы планируется включать в каждую предос­тавляемую визу;
^ Регламент (ЕС) Совета от 27 февраля 2003 г. № 415/2003 «О выдаче виз на границе, в том числе морякам, совершающим тран­зит». Этот документ закрепляет условия, при которых визы (в том числе шенгенские) могут выдаваться пограничными службами госу­дарств-членов;
^ Директива 2001/51/ЕС Совета от 28 июня 2001 г. «О дополне­нии положений статьи 26 Конвенции о применении Шенгенского согла­шения от 14 июня 1985 г.». Директива предусматривает штрафные санкции в отношении перевозчиков, которые доставляют на терри-258
торию ЕС иностранцев, не обладающих необходимыми документами для въезда.
Особый интерес для граждан России представляет законодатель­ство ЕС, направленное на решение «калининградской проблемы». Данная проблема обусловлена вступлением в состав Европейского Союза Литвы и Польши, в результате чего гражданам России для проезда в Калининградскую область и обратно придется пересекать территорию шенгенского пространства.
Поскольку условия и процедура получения щенгенских транзит­ных виз являются достаточно сложными и длительными, были изо­бретены особые виды транзитных документов, которые выдаются в упрощенном порядке. В соответствии с политической договоренно­стью между Россией и Европейским Союзом с этой целью был издан Регламент (ЕС) № 693/2003 Совета от 14 апреля 2003 г. «О создании упрощенного транзитного документа (УПД) и упрощенного проездного документа на железной дороге (УПЖД) и об изменении Общей консуль­ской инструкции и Общего руководства^.
В соответствии с Регламентом УПД может выдаваться на трехме­сячный срок, он действителен для транзитного проезда всеми вида­ми транспорта. За его получением необходимо обращаться в кон­сульские органы. Сбор за выдачу УПД — 5 евро.
УПЖД действителен только для проезда железнодорожным транспортом и имеет однократное действие («туда-обратно»). Его выдача производится бесплатно через билетные кассы.
Упрощенный транзитный документ и упрощенный проездной ' документ на железной дороге разрешают находиться лишь в пределах того государства-члена, через территорию которого совершается транзит. Правом на посещение других государств-членов они не на­деляют и потому приравниваются по своим юридическим свойствам к визе с ограниченной территориальной сферой действия.

156. Из каких источников складывается законодательство ЕС об иммиграции и предоставлении убежища?


Иммиграционная политика

Европейского сообщества (ст. 63 Дого­вора о ЕС) направлена на введение единообразных правил в отноше­нии иностранцев, приезжающих в государства-члены в целях долго­срочного пребывания (свыше 3 месяцев) или на постоянное место жительства. В рамках этой политики в последние годы были изданы:
^ Директива 2001/40/ЕС Совета от 28 мая 2001 г. «О взаимном признании решений о выдворении граждан третьих стран». В соответ-
' Общее руководство — правовой акт, изданный в 1999 г. Шенгенским испол­нительным комитетом. Он регулирует деятельность компетентных служб госу­дарств-членов по осуществлению контроля за пересечением внешних границ шенгенского пространства.
17й 259
ствии с Директивой решение о выдворении иностранца, вынесенное одним из государств-членов, подлежит исполнению другими госу­дарствами-членами, на территории которых может находиться соот­ветствующее лицо.
Упрощению процедуры выдворения служат также ^ Директива 2003/110/ЕС от 25 ноября 2003 г. «О содействии транзиту в рамках мер по выдворению воздушным путем» и проект решения «Об органи­зации совместных рейсов в целях выдворения граждан третьих стран, нелегально пребывающих на территории двух или более госу­дарств-членов» (внесен в Совет Европейского Союза в конце 2003 г.);
— в 2002 г. принято законодательство, направленное на проти­водействие незаконной иммиграции уголовно-правовыми средства­ми: ^ Директива 2002/90/ЕС Совета от 28 ноября 2002 г. «Об определе­нии помощи незаконному въезду, транзиту и пребыванию» устанавлива­ет признаки соответствующих преступлений, а Рамочное решение 2002/946/ПВД Совета от 28 ноября 2002г. «Об усилении у головно-пра-вовых стандартов в целях наказания помощи незаконному въезду, тран­зиту и пребыванию^ предусматривает меры ответственности за их со­вершение, которые могут достигать восьми лет лишения свободы;
— кроме превентивных и карательных мер в отношении неле­гальной иммиграции Европейское сообщество стремится разрабо­тать единообразное законодательство, регулирующее статус законо­послушных иммигрантов. В этой связи Комиссия в 2001 г. разработа­ла и внесла в Совет проекты двух директив: «О въезде и пребывании граждан третьих стран в целях работы по найму или осуществления независимой экономической деятельности» и «О статусе граждан третьих стран, проживающих на долгосрочной основе».
На базе более раннего проекта Комиссии недавно была утвер­ждена ^ Директива 2003/86/ЕС Совета от 22 сентября 2003 г. «О праве на семейное воссоединение». В соответствии с этим документом ино­странец, получивший вид на жительство сроком более одного года в одном из государств-членов, вправе получить разрешение на переезд к нему из-за рубежа супруга и детей, также не являющихся граждана­ми Европейского Союза.
В целях более равномерного распределения иммиграционных потоков между государствами-членами в настоящее время обсужда­ется вопрос о введении внутри ЕС специальных квот на иммигра­цию;
1 ПВД — правосудие и внутренние дела. С этим шифром издаются акты, из­данные в рамках третьей опоры Европейского Союза, — сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (см. вопрос № 22).
260
— аналогично визам, Европейским сообществом установлен единый формат видов на жительство, выдаваемых государства­ми-членами: Регламент (ЕС) Совета № 1030/2002 от 13 июня 2002 г. «Об установлении единообразного формата вида на жительство для граждан третьих стран». В виды на жительство также вскоре плани­руется включить биометрические индикаторы.

^ Политика предоставления убежища

тесно связана с иммиграцион­ной политикой Сообщества и регулируется вместе с ней ст. 63 Дого­вора о ЕС. Объектами данной политики служат иностранцы, кото­рые желают поселиться в Сообществе ввиду преследований, которым они подвергаются у себя на родине. Подобные лица вправе претендо­вать на получение убежища в соответствии с универсальным между­народным договором в этой области (Женевская конвенция от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев»).
Основная проблема для ЕС состоигв том, что иностранцы, стре­мящиеся получить убежище на его территории, часто подают хода­тайство сразу нескольким государствам-членам в расчете на боль­шую вероятность достижения успеха (т.е. предоставление статуса бе­женца хотя бы одним из государств). С целью решить эту проблему государства-члены в 1990 г. заключили в Дублине специальную кон­венцию (Дублинская конвенция от 15 июня 1990 г.), которую в 2003 г. заменил нормативный акт Европейского сообщества: Регла­мент (ЕС) № 343/2003 Совета от 15 февраля 2003 г. «Об установлении критериев и механизмов определения государства-члена, ответствен­ного за рассмотрение прошения об убежище, представленного в одном из государств-членов гражданами третьих стран». Данный Регламент разграничивает подведомственность ходатайств (прошений) об убе­жище с тем, чтобы каждое из них рассматривалось властями одно-го-единственного государства-члена.
С целью облегчить применение Дублинской конвенции и заме­нившего ее Регламента ЕС была образована специальная компьюте­ризированная база данных «Евродак» (Eurodac), куда заносятся отпе­чатки пальцев лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, а также иностранцев, задержанных в связи с незаконным проникнове­нием на территорию государств-членов: Регламент (ЕС) Совета № 2725/2000 от 11 декабря 2000 г. «Об учреждении «Евродак» для со­поставления отпечатков пальцев в целях эффективного применения Дублинской конвенции».
Гармонизации (сближению) основ правового статуса просителей убежища в разных государствах-членах посвящена ^ Директива 2003/9/ЕС Совета от 27 января 2003 г. «О минимальных нормах для приема в государствах-членах лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища».
261

157. Что представляет собой уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза?


Нормативные акты Европейского Союза в сфере уголовного пра­ва (материального и процессуального) издаются Советом Европей­ского Союза в рамках третьей опоры — сотрудничества полиций и су­дебных органов в уголовно-правовой сфере (см. вопрос № 14). Основ­ной формой правотворчества по этим вопросам служат рамочные решения — основы законодательства Европейского Союза в уголов­но-правовой сфере (см. вопросы № 5 и № 26).
Рамочные решения Совета в области

материального уголовного права

устанавливают общие признаки преступных деяний, которые носят «транснациональный» характер или посягают на интересы Ев­ропейского Союза в целом. Как правило, эти документы определяют также размер и виды наказаний, которые служат для государств-чле­нов минимальным стандартом.
Например, за любое из «террористических преступлений», при­знаки которых установлены ^ Рамочным решением 2002/475/ПВД Сове­та от 13 июня 2002г. «О борьбе с терроризмом»1, в каждом государст­ве-члене должно быть предусмотрено наказание в виде лишения сво­боды. За некоторые из этих деяний верхний предел санкции должен быть не меньше восьми лет (участие в деятельности террористиче­ской группы) или 15 лет (руководство террористической группой).
Кроме терроризма, в последние годы изданы рамочные решения, определяющие признаки и наказания в отношении следующих пре­ступных деяний:
— фальшивомонетничество и подделка безналичных средств платежа: Рамочное решение 2000/383/ПВД Совета от 29 мая 2000 г. «Об усилении защиты от фальшивомонетничества в связи с введением евро посредством мер уголовной ответственности и других санкций» и Рамочное решение 2001/413/ПВД Совета от 28 мая 2001 г. «О борьбе с обманными действиями и подделкой в отношении безналичных средств платежа»',
— отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем: Рамочное решение 2001/500/ПВД Совета от 26 июня 2001 г. «Об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъ­ятии и конфискации орудий совершения преступлений и доходов от пре­ступной деятельности»,
— торговля людьми: ^ Рамочное решение 2002/629/ПВД Совета от 19 июля 2002 г. «О борьбе с торговлей людьми»;
— помощь незаконному въезду, транзиту и пребыванию ино­странцев;
* ПВД — правосудие и внутренние дела. См. предыдущее примечание и во-ipoc № 22.
262
— некоторые экологические преступления: замочное решение 2003/80/ПВД Совета от 27 января 2003г. «Об уголовно-правовой защи­те окружающей среды»;
— коммерческий подкуп и сходные преступления: Рамочное ре­шение 2003/568/ПВД Совета от 22 июля 2003 г. «О борьбе с коррупцией в частном секторе».

^ Уголовно-процессуальное законодательство

Европейского Союза призвано в первую очередь обеспечить взаимное признание и испол­нение решений по уголовным делам, которые выносятся судами и другими компетентными органами государств-членов.
Главным результатом этих усилий стало принятие ^ Рамочного ре­шения 2002/584/ПВД Совета от 13 июня 2002 г. «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами». Европейский ордер на арест должен заменить громоздкую и малоэф­фективную процедуру выдачи (экстрадиции) обвиняемых и преступ­ников, скрывающихся от правосудия на территории других госу­дарств-членов. Применительно к аресту имущества и передаче веще­ственных доказательств издано Рамочное решение 2003/577/ПВД Совета от 22 июля 2003 г. «Об исполнении в Европейском Союзе реше­ний о замораживании имущества или доказательств».
Вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам по­священа одноименная глава Шенгенской конвенции 1990 г. (глава 2 раздела III «Полиция и безопасность»). В 2000 г. по этим вопросам подписана Конвенция от 29 мая 2000 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза».
Большое внимание Европейский Союз уделяет вопросам органи­зации информационного и практического взаимодействия между су­дами, прокуратурами и полицейскими службами государств-членов, С этой целью установлены правовые основы для обмена офицерами или магистратами «по связи», создана Европейская информационная сеть в области правосудия, объединяющая контактные пункты в ми­нистерствах юстиции и судах разных государств-членов.
Главным техническим средством оперативной передачи правоох­ранительной информации служит ^ Шенгенская информационная сис­тема, в которую заносятся не только данные о нежелательных ино­странцах, но и другие виды «информационных запросов» (о разыски­ваемых преступниках или без вести пропавших лицах, о похищенных автомобилях, информационные запросы в целях конфиденциально­го наблюдения за физическими лицами и др.).
В рамках полицейского сотрудничества (глава 1 раздела III «По­лиция и безопасность» Шенгенской конвенции) сотрудникам поли­ции государств-членов разрешено осуществлять свои полномочия на территории других стран Союза в случае, если они производят транс-263
граничное наблюдение или преследование «по горячим следам» лица, совершившего преступление.
Существует также большое число нормативных актов Союза, ре­гулирующих отдельные аспекты полицейского и судебного сотруд­ничества. Например, Решение 2002/348/ПВД Совета от 25 апреля 2002 г. «О безопасности в ходе международных футбольных матчей» предусматривает создание в каждом государстве-члене специального информационного отдела, взаимодействующего с полицейскими службами своего государства и аналогичными отделами других стран Союза.
Как и в сфере материального уголовного права, законодатель Ев­ропейского Союза стремится к постепенной гармонизации отдель­ных принципов и норм уголовного процесса государств-членов. Первым шагом в этом направлении стало принятие Рамочного реше­ния 2001/220/ПВД Совета от 15 марта 2001 г. «О статусе потерпев­ших в уголовном процессе».

158. Какими, документами ЕС регулируется сотрудничество в об­ласти гражданского судопроизводства?


Идея ^ Европейского судебного пространства получила свое разви­тие еще в конце 1960-х гг. Первоначально правовой основой для при­нятия актов права ЕС служила ст. 220 Договора о ЕЭС (в новой нуме­рации — ст. 293), предусматривающая возможность заключения от­дельных международных договоров закрытого типа между государствами — членами ЕС, в частности, направленных на упро­щение формальностей, установленных для взаимного признания и исполнения судебных решений. В 1968 г. была подписана Брюссель­ская конвенция о международной подсудности и исполнении ино­странных судебных решений по гражданским и торговым делам, дей­ствие которой после вступления в силу «параллельной» Луганской конвенции 1988 г. было распространено на Швейцарию и страны Ев­ропейского экономического пространства'. Другим важнейшим ме­ждународным договором, принятым в рамках указанной нормы уч­редительного договора, стала Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Параллельно значитель­ное количество международных конвенций было разработано в рам­ках Совета Европы.
Принципиально новый этап в развитии регулирования ЕС в об­ласти гражданского судопроизводства связан с предоставлением Ев­ропейскому Союзу по Маастрихтскому договору определенных пол­номочий в рамках третьей опоры (раздел VI). Но уже Амстердамский договор 1997 г. предусмотрел комму нитаризацию положений о судеб-
' См. вопрос № 175. 264
ном сотрудничестве по гражданским делам, включив их f раздел До­говора о ЕС, посвященный свободе передвижения лиц (ст. 65). Та­ким образом, впервые данные вопросы могут регулироваться на над­национальном уровне путем издания регламентов Совета Европейского Союза.
Двадцать девятого мая 2000 г. были приняты сразу три соответст­вующих регламента: о процедурах несостоятельности, о передаче су­дебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам и о признании и исполнении решений по семейным спорам'. В де­кабре 2000 г. положения Брюссельской конвенции 1968 г. были пере­несены в соответствующий регламент, получивший наименование «Брюссель I». В ближайших планах институтов ЕС с конца 1990-х гг. фигурирует перевод на наднациональный уровень и положений Рим­ской конвенции 1980 г., а также принятие дополняющих их положе­ний, содержащих коллизионные привязки к праву, применимому к внедоговорным обязательствам. В числе других актов ЕС в области гражданского судопроизводства можно назвать Регламент 2001 г. о сотрудничестве судов в получении доказательств по гражданским и торговым делам2.
Специальным решением Совета от 28 мая 2001 г. было объявлено о создании Европейской судебной сети по гражданским и торговым делам, призванной упростить жизнь граждан ЕС, сталкивающихся с трансграничным судебным разбирательством. Основные механизмы, закрепленные в решении, сводятся к созданию с конца 2002 г. в госу­дарствах-членах специальных контактных органов, отвечающих за межгосударственное сотрудничество и информирование граждан. Дальнейшее развитие данные положения получили в Регламенте 2002 г., установившем общие принципы деятельности ЕС по упро­щению сотрудничества судебных органов по гражданским делам3, предусмотревшем финансирование соответствующих проектов.
Краеугольным камнем сотрудничества в области гражданского судопроизводства является

принцип взаимного признания

судебных

и административных решений,

направленный на максимальное упро­щение исполнения решений по делам с иностранным элементом. В качестве важнейшей цели ЕС рассматривает развитие общеевро­пейской судебной сети и одновременно внесудебных способов разре-
' Регламенты № 1346/2000, 1347/2000 и 1348/2000 (последний из Регламентов был заменен новым Регламентом № 2201/2003).
2 Regulation No 1206/2001 of 28 May 2001 on cooperation between the courts of the Member States in the taking of evidence in civil and commercial matters.
3 Regulation No 743/2002 of 25 April 2002, establishing a general framework for Community activities to facilitate the implementation of judicial cooperation in civil matters.
265
шения споров, в особенности с участием потребителей. Директива' Совета 2003 г. содержит минимальные общие правила относительно правовой помощи по судебным делам с иностранным элементом. Из последних инициатив ЕС в данной области можно выделить проект регламента о европейском исполнительном листе по требованиям, не оспариваемым ответчиком.

159. Как в ЕС решаются проблемы, связанные с трансграничной не­состоятельностью ?


Случаи несостоятельности предприятий, имеющие трансгранич­ный характер, так называемые

трансграничные банкротства

2

,

тради­ционно порождают значительное количество коллизионных вопро­сов, которые в рамках Европейского Союза могут негативно влиять на надлежащее функционирование внутреннего рынка. Когда дело о банкротстве связано одновременно с несколькими правопорядками, у сторон есть возможность инициировать процессы в различных юрисдикциях, а также переносить процесс из одного государства в другое, затягивая рассмотрение дела. Данное явление, известное как «forum shopping», также чревато принятием различными судами про­тиворечащих друг другу решений по одному делу.
Работа над международным договором государств — членов ЕС продолжалась с 1963 г. и завершилась принятием 23 ноября 1995 г. Конвенции о процедурах несостоятельности, которая, однако, так и не вступила в силу из-за того, что не была ратифицирована Велико­британией.
Предусмотренные Амстердамским договором полномочия ЕС в области судебного сотрудничества по гражданским делам предоста­вили новый, наднациональный механизм регулирования данного во­проса, и 29 мая 2000 г. был принят Регламент Совета о процедурах несостоятельности3, слово в слово повторивший положения Конвен­ции 1995 г.
Основной принцип, закрепленный в Регламенте, устанавливает проведение одного процесса по банкротству, который порождал бы юридические последствия на всей территории ЕС. Данное правило, однако, не исключает возможности возбуждения в отношении иму­щества должника в другой стране вторичных процедур при опреде­ляющей роли в них ликвидатора, назначенного в рамках основной процедуры.
1 Council Directive 2003/8/EC of 27 January 2003 to improve access to justice in cross-border disputes by establishing minimum common rules relating to legal aid for such disputes.
2 См.: Ануфриева Л. П. Международное частное право. М., 2001. Т. 3. С. 1—63.
3 Regulation No 1346/2000 on insolvency proceedings. 266
В качестве компетентного признается суд по месту регистрации должника, при этом стороны вправе оспаривать данную подсуд­ность, доказывая, что основное имущество и интересы должника находятся в другой стране. Регламент содержит определенный поня­тийный аппарат, в частности понятие «ликвидатор» (аналог россий­ского арбитражного управляющего), однако, абсолютное большин­ство вопросов как процессуального, так и материального права отне­сено к регулированию lex fori, т.е. правом страны суда, в котором инициирована процедура несостоятельности, но с определенными изъятиями.
Решения суда по делу о банкротстве подлежат немедленному ис­полнению в другом государстве-члене, если только такие решения не противоречат публичному порядку такого государства и не ограни­чивают личные свободы. К важнейшим положениям Регламента так­же относятся вопросы публикации в других государствах-членах све­дений о возбуждении дела о несостоятельности, назначении ликви­датора, завершении процедуры.
Регламент 2000 г. в равной степени применим к физическим и юридическим лицам, к коммерческим и некоммерческим организа­циям. За сферой действия Регламента остались вопросы трансгра­ничной несостоятельности страховых, кредитных и инвестиционных учреждений.
Следует отметить, что очень часто основанием для возбуждения дела о банкротстве служит просрочка платежа. В целях борьбы с дан­ным явлением, негативно влияющим на развитие экономики ЕС, Комиссия в 1998 г. представила проект директивы о борьбе с несвое­временной оплатой товаров и услуг.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.