.RU
Карта сайта

Рисунок объектива - Объективно об объективах. Часть Экспертиза и тесты Возможность использовать сменную оптику это...

Рисунок объектива


Когда речь идет о технической фотографии, резкость и контрастность оптики выступают одними из главных ее характеристик. Резким и контрастным объектив сделать непросто, тем не менее многие фирмы, выпускающие оптику, в этом деле преуспели.
Однако иногда бывает, что изображение, которое дает объектив, просто не нравится. При этом формальных претензий к резкости, контрасту и другим объективным параметрам изображения нет, да и с композицией вроде все в порядке. А картинка – совершенно плоская, неживая, отталкивающая. Бывает и наоборот – вроде бы и контраст, и резкость на фотографии совершенно не выдающиеся, а тем не менее чем-то неуловимым изображение на этой фотографии приковывает взгляд.
Вот это "что-то неуловимое" и называют "рисунком объектива. Изображение, которое дает объектив с хорошим рисунком, обычно вызывает положительные эмоции и соответствующие эпитеты – "живое", "воздушное", "чистое", "прозрачное", "сочное", "бриллиантовое", "объемное" и так далее. Хороший рисунок трудно охарактеризовать несколькими словами. Это и хорошая пластика, то есть способность разделять тончайшие цветовые оттенки в цветной или серые тона в черно-белой фотографии. Это и тщательное, отчетливое, но отнюдь не грубое и не жесткое воспроизведение мельчайших деталей, контуров и линий изображения. Это и сочетание мягкости тональных переходов, различимости деталей как в светах и тенях изображения с достаточным контрастом. Это и плавный, но энергичный переход из резкости в нерезкость. Однако это лишь слова. Хороший рисунок надо увидеть своими глазами, чтобы ясно представить, о чем идет речь.
Если же изображение хочется охарактеризовать словами "сухое", "плоское" или даже "грязное" и "ватное" – то это вполне может быть признаком объектива с плохим рисунком. Безусловно, вину за изображение на фотографии, достойное столь нелестных эпитетов, не стоит возлагать только на объектив. Ухудшить изображение легко можно и на этапах выбора или обработки пленки, и при съемке, и при печати. Поэтому прежде, чем навесить "ярлык" объектива с плохим рисунком, нужно исключить все остальные возможные причины неудачи.
Рисунок объектива зависит от его оптической конструкции, особенностей рассчета его оптических характеристик, а также – от степени диафрагмирования и других параметров съемки. Практически для каждого объектива существуют свои ситуации, свои сюжеты, когда его рисунок проявляется в полной мере. Поэтому к любому из объективов нужно как бы привыкнуть, не торопясь "прочувствовать" характер и особенности даваемого им изображения, чтобы в дальнейшем использовать его наилучшим образом. Или же – заменить на другой, более подходящий объектив.

Bokeh


Достаточно просто определить резкость изображения, но значительно сложнее описать изображение, находящееся не в фокусе. Тем не менее вид изображения (точнее – передача ярких деталей заднего плана и световых бликов), находящегося в зоне нерезкости, может достаточно сильно сказываться на общем восприятии фотографии. При съемке разными объективами в зоне нерезкости получается разное изображение, которое может быть выглядеть лучше или хуже, точнее – более или менее естественно.

^ Вид нерезкого заднего плана при разлином характере размытия (разном bokeh). Математическая модель


"Лучше" или "хуже", "приятное" или "раздражающее" – это субъективные оценки людей, которые очень сложно формально описать в виде конкретных величин. Тем не менее, для описания характера изображения, находящегося не в фокусе, применяется термин "bokeh" (читается "бокэ", с ударением на последнем слоге). Этот термин имеет японское происхождение, поскольку первыми акцентировали внимание потребителя на способности хорошего объектива мягко, красиво и естественно размывать нерезкий задний план именно японские производители фотоаппаратуры. Хотя традиционно считается, что наиболее приятные варианты bokeh чаще встречаются у немецких объективов (Carl Zeiss, Leica, Schneider-Kreuznach, Rodenstock).
Наиболее заметными на изображении (даже будучи нерезкими) оказываются яркие световые блики, а также мелкие контрастные детали. Объективы, обладающие самым красивым bokeh, передают их в виде приятных круглых размытых пятен без четких границ, а яркость этих пятен плавно падает к краям, где сравнивается с остальным фоном (b). Такой вариант размытия наиболее близок к привычному восприятию, создавая у зрителя впечатление объемности изображения. У объективов с менее приятным bokeh такие же блики на заднем плане будут передаваться менее привычно – например в виде четких однородных кружков с резкими границами (c) или еще хуже – "бубликов" с яркими границами и темной серединой (d). Иногда изображение бликов может принимать даже форму многоугольника с числом граней по количеству лепестков диафрагмы. В таком случае увеличение (с обычных 5-6 до 9) числа лепестков диафрагмы и способность их образовывать "скругленное" отверстие (circular aperture) позволяют изменить в лучшую сторону вид bokeh некоторых светосильных и длиннофокусных объективов. Хотя "умение" объектива строить мягкое и красивое изображение в зоне нерезкости не связано однозначно с конструкцией диафрагмы. Доказательством этому являются, например, объективы Leica, обладающие красивым bokeh и при этом, зачастую, имеющие небольшое число лепестков диафрагмы.
Объектив с "хорошим" видом bokeh позволяет выделять главное в снимке, не размывая задний план до однородного "киселя". Это помогает мягко и ненавязчиво расставить акценты, убирая с заднего плана только мелкие детали, но не лишая его узнаваемости.
"Плохие" варианты bokeh, наоборот, превращают задний план в мозаику из четких линий и геометрических фигур с контрастными контурами. В этом случае нерезкий задний план, полностью теряя узнаваемость, тем не менее приковывает взгляд (иной раз – даже отвлекая от резкого переднего плана).
Впрочем, рисунок размытия заднего плана у большинства объективов сильно зависит и от сюжета, и от рабочего значения диафрагмы, и от расстояния до объекта съемки, и от других параметров. Поэтому при эксплуатации многих современных объективов (в первую очередь – зумов), в большинстве своем имеющих далеко не идеальный bokeh, есть смысл лишний раз проверить примерный вид нерезкого заднего плана, закрыв диафрагму объектива до рабочего значения при помощи репетира диафрагмы (Depth-Of-Field preview). В этом случае появляется возможность подкорректировать вид нерезкого заднего плана на снимке еще до съемки.

^ Деление объективов по фокусному расстоянию


Фокусное расстояние – одна из главных характеристик объектива, она отвечает за "крупность" изображения, которое проецирует объектив на фотопленку (или матрицу цифрового аппарата). Чем больше фокусное расстояние объектива, тем более крупное, "приближенное" изображение мы получим при съемке с одной и той же точки. И наоборот, чем меньше фокусное расстояние объектива, тем более широкая панорама уместится на фотографии.
При изменении фокусного расстояния происходит изменение не только угла зрения объектива, но и изменение перспективы снимка. Увеличение фокусного расстояния делает задний план более крупным, приближает его к переднему, "скрадывает" разницу в расстоянии до переднего и заднего планов, "уплощает" перспективу. При уменьшении же фокусного расстояния, место крупных деталей на заднем плане занимает панорама, а сам задний план визуально становится дальше, мельче и четче, тем самым усиливая ощущение перспективы на изображении.

^ Соотношение масштабов переднего и заднего планов меняется в зависимости от фокусного расстояния объектива



24 мм 50 мм 100 мм 200 мм


Изменение пропорций лица при съемке объективами с разным фокусным расстоянием (в одном масштабе)



24 мм 50 мм 100 мм 200 мм


Соответственно, сменные объективы можно поделить в зависимости от фокусного расстояния на стандартные, широкоугольные и длиннофокусные объективы.
Оговоримся сразу, что деление объективов по назначению в зависимости от их фокусного расстояния – весьма условно, ведь более правильно классифицировать объективы в зависимости от угла их зрения. Поскольку угол зрения объектива зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от размеров кадра пленки (или матрицы), один и тот же объектив, установленный на камеры с разным размером кадра, будет иметь разный угол зрения. Реальный пример: если объектив с фокусным расстоянием 50мм использовать на обычной 35мм пленочной камере с размером кадра 24х36мм, то угол его зрения составит 46 градусов (по диагонали), а при установке на цифровую камеру с размером матрицы 23.7x15.6мм угол его зрения уменьшится до 34 градусов.
Но все-таки наиболее удобным и понятным вариантом оказалось классифицировать объективы по абсолютной величине – фокусному расстоянию, уточняя при этом, какой размер изображения на пленке (матрице) будет использоваться. Например, объектив с фокусным расстоянием 105мм для формата 6х7см будет считаться стандартным. Для формата 24х36мм такое фокусное расстояние уже будет иметь длиннофокусный объектив, для цифровой камеры с "полудюймовой" матрицей 105мм – это уже мощный телеобъектив, а в системе форматных камер с кадром 5"х7" (13х18см) фокусное расстояние 105мм будет у сверхширокоугольного объектива.
В нашей статье речь пойдет в основном об оптике для 35мм камер. Поэтому, рассказывая о свойствах оптики разного фокусного расстояния, мы будем приводить в качестве примеров объективы для 35мм камер с размером кадра 24х36мм. К тому же эти цифры сейчас стали настолько привычны и информативны сами по себе, что надпись "эквивалентно фокусному расстоянию 50мм для обычных 35мм камер" стала стандартом "де-факто" для маркировки угла зрения объективов цифровых фотокамер.
Обязательно надо заметить, что на оправах большинства объективов указывается не точное значение фокусного расстояния, а округленное до более-менее стандартных цифр. К примеру, реальное фокусное расстояние объектива 50мм может составлять не ровно 50мм, а 52.45мм. При маркировке зум-объективов значение максимального фокусного расстояния обычно округляется в большую сторону, а минимального – соответственно в меньшую. Поэтому диапазон изменений фокусного расстояния зума 28-80 скорее всего будет заключаться в рамках от 28.5-29мм до 75-78мм. К тому же, реальное фокусное расстояние зум-объективов может изменяться при фокусировке на близкие дистанции. Максимальное фокусное расстояние компактного зума типа 28-200 при фокусировке на 1 метр скорее всего не превысит 140-160мм, хотя при фокусировке на бесконечность оно будет вплотную приближаться к заявленному значению в 200мм

^ Золотая середина


Стандартным для большинства форматов принято считать объектив с фокусным расстоянием, примерно равным диагонали кадра. Например, для 35мм фотоаппаратов с размером кадра 24х36мм (диагональ кадра - 43мм) стандартным считается объектив с фокусным расстоянием 45-50мм. Для фотоаппаратов с размером кадра 6х4.5см "стандартным" будет объектив с фокусным расстоянием 75-80мм. Стандартный объектив традиционно называют еще и "штатным". Раньше, когда зум-объективы не были столь распостранены, как сейчас, первым (а часто – и единственным) на аппарате всегда был стандартный объектив с фокусным расстоянием 50мм, за что и заслужил название "штатного". Да и в съемках "штатник" применялся чаще всего, уступая место широкоугольнику или телевику только в самых крайних ситуациях.
Сейчас понятие "штатный объектив" уже реже связывается с 50мм объективом – его место чаще всего занимает универсальный зум-объектив. Но, тем не менее, стандартный объектив остается популярным одновременно по нескольким причинам. Объектив со стандартным фокусным расстоянием в большинстве случаев "видит" кадр и воспринимает перспективу чаще всего примерно так же, как и человеческий глаз. Поэтому снимки, сделанные стандартным объективом, не отвлекают внимание искаженной или непривычной перспективой, позволяя сосредоточиться именно на сюжете и объекте съемки.

Штатники чаще всего выделяются среди остальных объективов очень приятным сочетанием великолепного (без преувеличения!) качества изображения, большой светосилы и невысокой цены. Кроме того, штатники обычно весьма компактны, а некоторые представители этого класса объективов (например ныне выпускаемые Nikkor Ai-P 45/2.8 или Pentax FA 43/1.9 limited) – просто миниатюрны.
Стандартный объектив с фокусным расстоянием 50мм есть все основания считать "классическим вариантом".
Цена у таких объективов в большинстве случаев более чем оправданна, а светосила высока. "Штатники", имеющие относительное отверстие менее f/2, сейчас большая редкость. Объективы с фокусным расстоянием около 50мм (или "полтинники", как их часто называют) являются одним из самых разумных вариантов в случае высоких требований к качеству изображения, и желании потратить на приобретение оптики минимум денег.

^ Длиннофокусные объективы


Длиннофокусными называются объективы, фокусное расстояние которых заметно больше, чем у стандартного объектива. Среди оптики, рассчитанной для кадра 24х36мм, к длиннофокусным принято относить объективы с фокусным расстоянием от 70-80мм и более. Термином "телеобъективы" правильно называть длиннофокусные объективы особо компактной конструкции. Задний компонент телеобъективов представляет собой отрицательную линзу, за счет которой их длину удается значительно уменьшить. Однако термин "телеобъектив" сейчас достаточно прижился и в отношении любых длиннофокусных объективов, поэтому мы также не будем принципиально разделять длиннофокусную оптику на объективы, построенные по традиционным схемам, и по схеме телеобъектива.
В самом "начале" длиннофокусного диапазона оптики располагаются объективы, часто именуемые "портретными". Такое название объективов с фокусным расстоянием порядка 85-135мм напрямую связано с применением их для съемок портрета. Увеличенное в сравнении со стандартным фокусное расстояние портретных объективов позволяет нормально компоновать снимок, не приближаясь слишком близко к портретируемому. Ведь для нас привычнее запоминать черты лица незнакомого человека где-то с полутора-двух метров, а не с 50 сантиметров? А объективы портретного диапазона как раз и дают возможность хорошо скомпоновать снимок, выдержав при этом "безопасную" для привычного восприятия минимальную дистанцию в полтора-два метра. Поэтому именно портретные объективы наиболее правильно (точнее сказать – привычно для нашего восприятия) передают пропорции лица человека при портретной съемке.
Длиннофокусные объективы с фокусным расстоянием 200-300мм и более уже в полной мере оправдывают название "телеобъектив" тем, что позволяют снимать в достаточно крупном масштабе, не приближаясь к объекту съемки. Такая необходимость возникает, например, при репортажно-шпионской съемке или съемке живой природы. Уважающие себя белки, зайцы или птицы обычно не дожидаются, когда фотограф подойдет к ним поближе, чтобы сделать полтинником удачный крупный кадр. К тому же, есть немало объектов, к которым нельзя подойти близко даже при всем желании. Например, чтобы закатное Солнце на кадре получилось огромным красным шаром, а не маленькой белой дырочкой в небе, нужен объектив с фокусным расстоянием от 300мм и больше. Кстати, эмпирическое правило – на негативе изображения Солнца и Луны имеют диаметр примерно в сто раз меньше фокусного расстояния объектива. Поэтому получить солнце "во весь кадр" можно только сверхдлиннофокусной оптикой с фокусным расстоянием не менее 1000-2000мм.
Использование длиннофокусной оптики интересно не только возможностью "приближения" удаленных объектов.. Телеобъективы совершенно по-особенному передают перспективу, "сплющивая" ее и сокращая расстояния между передним и задним планами. Наиболее близко к нашему восприятию запруженную машинами дорогу, теряющуюся в дымке тропинку, уходящие вдаль рельсы или ровный ряд фасадов домов лучше и легче всего передать именно с помощью длиннофокусной оптики. Кроме того телеобъективы чрезвычайно хороши для того, чтобы акцентировать внимание на каких-то небольших деталях и крупных планах объекта съемки, отрезав и размыв до неузнаваемости ненужный задний план.
Используя длиннофокусные объективы, следует помнить о том, что они гораздо более чувствительны, чем более широкоугольная оптика, к малейшей дрожи в руках или вибрации аппарата, приводящих в итоге к "смазыванию" изображения. Поэтому при съемке телевиками применение штатива (монопода) и установка достаточно коротких выдержек улучшает (иногда – даже радикально!) резкость фотографий. Еще один вариант решения проблемы "смаза" при съемке длиннофокусной оптикой предлагают Canon и Nikon – это объективы с встроенной системой оптической стабилизации изображения (IS – Image Stabilization и VR – Vibration Reduction соответственно).
Отдельная категория длиннофокусной оптики – светосильные сверхтелевики, объективы с углом зрения всего в несколько градусов. Используют такую оптику в основном профессиональные фотографы, специализирующиеся, к примеру, на спортивной съемке. Стоимость сверхтелевиков (особенно светосильных) весьма высока, составляя сумму от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов, поэтому для большинства фотолюбителей эта оптика представляет разве что теоретический интерес.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.