.RU
Карта сайта

Закон, по котор численное значение присваивается измеряемому результату по мере его возрастания или убывания - 4




  1. Предмет и задачи спортивной метрологии.

  2. Основы теории вероятностей. Случайное событие, случайная величина, вероятность.

  3. Генеральная и выборочная совокупность.

  4. Шкалы измерений.

  5. Точность измерений. Погрешности и их разновидности.

  6. Основные статистические характеристики положения центра ряда.

  7. Основные статистические характеристики рассеивания.

  8. Нормальный закон распределения (сущность, значение).

  9. Кривая нормального распределения и ее свойства.

  10. Правило трех сигм и его практическое применение.

  11. Виды взаимосвязи.

  12. Основные задачи корреляционного анализа.

  13. Коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона (назначение, свойства).

  14. Условия выбора коэффициента корреляции.

  15. Ранговый коэффициент корреляции Спирмэна. Назначение, порядок расчёта.

  16. Тетрахорический коэффициент сопряженности. Назначение, порядок расчёта.

  17. Оценка статистической достоверности коэффициента корреляции.

  18. Статистическая проверка гипотез (цель, сущность, основной принцип проверки).

  19. Основные этапы проверки статистических гипотез. Односторонние и двусторонние критические области.

  20. Ошибочные решения при проверке гипотез.

  21. Сравнение двух средних малых независимых выборок (цель, сущность, критерии).

  22. Сравнение двух средних малых попарно зависимых выборок (цель, сущность, критерии).

  23. Доверительный интервал. Доверительная вероятность.

  24. Доверительный интервал для оценки генерального среднего при нормальном распределении.

  25. Тесты (определение, требования). Классификация двигательных тестов.

  26. Надежность тестов.

  27. Стабильность тестов.

  28. Согласованность тестов.

  29. Эквивалентность тестов.

  30. Информативность тестов (определение, общая характеристика).

  31. Эмпирическая и логическая информативность.

  32. Квалиметрия (определение, основные понятия).

  33. Сущность метода экспертных оценок.

  34. Характеристика метода анкетирования.

  35. Основные требования к оценкам.

  36. Стандартные шкалы оценок (сущность, примеры).

  37. Нормы. Сопоставительные, индивидуальные, должные.

  38. Типы шкал оценок.

  39. Основные положения комплексного контроля.

  40. Контроль за технической подготовленностью спортсменов.

  41. Контроль за эффективностью техники.

  42. Контроль за тактическим мастерством.

  43. Метрологические основы контроля за физической подготовленностью спортсменов.

  44. Контроль за силовыми качествами. Показатели силовых качеств.

  45. Устройства, применяемые для измерения показателей силовых качеств.

  46. Измерение максимальной силы, градиента силы, импульса силы.

  47. Состояние спортсмена и разновидности контроля.

  48. Содержание и организация этапного контроля.

  49. Содержание и организация текущего контроля.

  50. Содержание и организация оперативного контроля.


26. Надежность тестов.


Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей (или других объектов) в одинаковых условиях. Вариацию результатов при повторных измерениях называют внутрииндивидуальной или (используя более общую терминологию математической статистики) внутригрупповой либо внутриклассовой. Четыре основные причины вызывают эту вариацию.
1. Изменение состояния испытуемых (утомление; врабатывание; изменение мотивации, концентрации внимания и т.п.)
2. Неконтролируемые изменения внешних условий и аппаратуры (температура, ветер, влажность, напряжение в электросети, присутствие посторонних лиц и т.п.), т.е. все то, что объединяется термином «случайная ошибка измерения».
3. Изменение состояния человека, проводящего или оценивающего тест (и, конечно, замена одного экспериментатора другим или замена судьи).
4. Несовершенство теста (есть такие тесты, которые заведомо малонадежны, например, штрафные броски в баскетбольную корзину до первого промаха. Даже баскетболист, имеющий высокий процент попадания, может случайно ошибиться при первых бросках).
Основное различие теории надежности тестов от теории ошибок измерения состоит в том, что в теории ошибок измеряемая величина считается неизменной, а в теории надежности тестов предполагается, что она меняется от измерения к измерению. Например, если мы измеряем результат выполненной попытки в метании копья, то он вполне определенный и с течением времени измениться не может. Конечно, в силу случайных причин (например, неодинакового натяжения рулетки), нельзя с идеальной точностью, скажем, с точностью до 0,0001 мм, измерить этот результат. Однако используя более точный мерительный инструмент (например, лазерный измеритель расстояния) и проведя повторные измерения, можно повысить их точность до необходимого уровня. Вместе с тем если перед нами стоит задача определить подготовленность метателя в определенном периоде тренировки, то самое точное измерение показанных им результатов мало чем поможет: ведь они от попытки к попытке будут изменяться.
Говоря о надежности тестов, различают их стабильность (воспроизводимость), согласованность, эквивалентность.

^ 27. Стабильность тестов.


Под стабильностью теста понимают воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях. Повторное тестирование обычно называют ретестом. Схема оценки стабильности теста такова:
ВРЕМЕННОЙ
ТЕСТ --------------------------------------- РЕТЕСТ
ИНТЕРВАЛ
Степень надежности тестов определяется с помощью коэффициентов взаимосвязи, полученных из корреляционного или дисперсионного анализа.
Выбор коэффициента взаимосвязи зависит от типа применяемой шкалы измерений, от числа выполненных попыток (попыткой считается, например, исходное или повторное тестирование) и количества факторов, влияние которых надо исследовать.
Если изучается влияние только одного фактора и при этом количество попыток не более двух, то надежность теста может быть приближенно оценена с помощью коэффициента корреляции между тестом и ретестом. В остальных случаях рекомендуется использовать дисперсионный анализ.
Стабильность теста зависит от:
вида теста;
контингента испытуемых;
временного интервала между тестом и ретестом.
Например, морфологические характеристики при небольших временных интервалах весьма стабильны; наименьшую стабильность имеют тесты на точность движений (например, броски в цель).
У взрослых результаты тестирования более стабильны, чем у детей; у спортсменов – более стабильны, чем у не занимающихся спортом.
С увеличением временного интервала между тестом и ретестом стабильность теста снижается (таблица 3.1).


^ 28. Согласованность тестов


Согласованность характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Согласованность определяется по степени совпадения результатов, полученных на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами, судьями, экспертами. При этом возможны два варианта:
1) лицо, проводящее тест, только оценивает его результаты, не влияя на них. Например, одну и ту же письменную работу разные экзаменаторы могут оценивать по-разному. Нередко различаются оценки судей в гимнастике, фигурном катании на коньках, боксе, показатели ручного хронометрирования, оценка электрокардиограммы или рентгенограммы разными врачами и т.п.;
2) лицо, проводящее тест, влияет на его результаты. Например, некоторые экспериментаторы более настойчивы и требовательны, чем другие, лучше мотивируют испытуемых. Это сказывается на результатах (которые сами по себе могут измеряться вполне объективно).
Согласованность теста – это, по существу, надежность оценки его результатов при проведении теста разными людьми.
Особенно актуальна задача оценки согласованности при количественном определении качественных показателей. Для этого разработаны специальные методы.

29.

Эквивалентность тестов
Нередко тест выбирают из определенного числа однотипных тестов. Например, броски в баскетбольную корзину можно выполнять с разных точек; спринтерский бег может проводиться на дистанции, скажем, 50, 60 или 100 м; подтягивания можно выполнять на кольцах или перекладине, хватом сверху или снизу и т.п. В таких случаях может использоваться так называемый метод параллельных форм, когда испытуемым предлагают выполнить две разновидности одного и того же теста и затем оценивают степень совпадения результатов. Схема тестирования здесь следующая:
МИНИМАЛЬНЫЙ
ФОРМА А-------------------------------------------ФОРМА Б
^ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ
Рассчитанный между результатами тестирования коэффициент корреляции называют коэффициентом эквивалентности. Отношение к эквивалентности тестов зависит от конкретной ситуации. С одной стороны, если два или больше тестов эквивалентны, их совместное применение повышает надежность оценок; с другой – может оказаться полезным применять только один эквивалентный тест: это упростит тестирование и лишь незначительно снизит информативность батареи тестов. Решение этого вопроса зависит от таких причин, как сложность и громоздкость тестов, степень необходимой точности тестирования и т.п.
Если же тесты, входящие в какой-либо комплекс тестов, высокоэквивалентны, он называется гомогенным. Весь этот комплекс измеряет одно какое-то свойство моторики человека. Скажем, комплекс, состоящий из прыжков с места в длину, вверх и тройного, вероятно, будет гомогенным. Наоборот, если в комплексе нет эквивалентных тестов, то все тесты, входящие в него, измеряют разные свойства. Такой комплекс называется гетерогенным. Пример гетерогенной батареи тестов: подтягивание на перекладине, наклон вперед (для проверки гибкости), бег на 1500 м.

^ 30. Информативность тестов (определение, общая характеристика)


Информативность теста Д это степень точности, с какой он измеряет свойство (качество, способность, характеристику и т.п.), для оценки которого используется. Информативность нередко называют валидностью (обоснованность, действительность, законность).
Если тест используется для определения состояния спортсмена в момент обследования, то говорят о диагностической информативности теста. Если же на основе результатов тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях спортсмена, Д о прогностической информативности. Тест может быть диагностически информативен, а прогностически Д нет, и наоборот.
Степень информативности может характеризоваться количественно на основе опытных данных (так называемая эмпирическая информативность) и качественно  на основе содержательного анализа ситуации (содержательная, или логическая информативность). Хотя в практической работе содержательный анализ всегда должен предшествовать математическому, здесь для удобства изложения рассматриваются сначала методы расчета эмпирической информативности.

^ 31. Эмпирическая и логическая информативность


Степень информативности может характеризоваться количественно на основе опытных данных (так называемая эмпирическая информативность) и качественно  на основе содержательного анализа ситуации (содержательная, или логическая информативность).
Идея определения

эмпирической информативности

состоит в том, что результаты теста сравнивают с некоторым критерием. Для этого рассчитывают коэффициент корреляции между критерием и тестом (и такой коэффициент называют коэффициентом информативности и обозначают rtk, где t  первая буква в слове «тест»; k  в слове «критерий»).
В качестве критерия берется показатель, заведомо и бесспорно содержащий то свойство, которое собираются измерять с помощью теста.
Чаще всего в спортивной метрологии критериями служат:
1.Спортивный результат.
2.Какая-либо количественная характеристика соревновательной деятельности (например, длина шага в беге, сила отталкивания в прыжках, успешность борьба под щитом в баскетболе, выполнение подачи в теннисе или волейболе, процент точных длинных передач в футболе).
3.Результаты другого теста, информативность которого доказана если проведение теста-критерия громоздко и сложно и можно подобрать другой тест, столь же информативный, но более простой. Например, вместо газообмена определять ЧСС).
4.Принадлежность к определенной группе. Например, можно сравнивать мастеров спорта и спортсменов низших разрядов.
5.Так называемый составной критерий. Например, сумма очков в многоборье
При практическом использовании показателей эмпирической информативности следует иметь в виду, что они справедливы лишь по отношению к тем испытуемым и условиям, для которых они рассчитаны.

^ Логический метод определения информативности тестов


Суть этого метода определения информативности заключается в логическом (качественном) сопоставлении биомеханических, физиологических, психологических и других характеристик критерия и тестов.
Чаще всего логический метод определения информативности используется в
видах спорта, где нет четкого количественного критерия. Например, в спортивных играх логический анализ фрагментов игры позволяет вначале сконструировать специфический тест, а затем проверить его информативность.
Например, требуется подготовить билеты для экзамена или темы дипломных работ и т.д. При этом надо отобрать наиболее информативные вопросы, по которым можно точнее всего оценить знания учащихся и подготовленность к практической работе. В этом случае опираются на содержательный (логический) анализ.
Содержательный анализ информативности тестов и экспериментально-математическое ее обоснование должны дополнять друг друга. Ни один из этих подходов, отдельно взятый, не является достаточным. В частности, если в результате эксперимента определен высокий коэффициент информативности теста, нужно обязательно проверить, не следствие ли это так называемой ложной корреляции.

^ 32.Квалиметрия (определение, основные понятия).


Квалиметрия — это раздел метрологии, изучающий вопро­сы измерения и количественной оценки качественных пока­зателей.
В основе квалиметрии лежат несколько и сх од ных п о ло ж е н и и:
- любое качество можно измерить; количественные мето­пы издавна применяются в спорте для оценки красоты и вы­разительности движений, а в настоящее время используются для оценки всех без исключения сторон спортивного мастер­ства, эффективности тренировочной и соревновательной дея­тельности, качества спортивного инвентаря и т.д;
- качество зависит от ряда свойств, образующих «древо к а ч е ств а».Пример - древо качества исполнения упражнений в фигурном ката­нии на коньках, состоящее из трех уровней - высшего (качество исполне­ния композиции в целом), среднего (техника исполнения и артистизм) и низшего (измеряемые показатели, характеризующие качество исполне­ния отдельных элементов);
- каждое свойство определяется двумя числами: относи­т е ль ны м п ок азателем К и ве со мостью М',
- сумма весомостей свойств на каждом уровне равна еди­нице (или 100%).
Относительный показатель характеризует выявленный уро­вень измеряемого свойства ( в процентах от его максимально возможного уровня), а весомость - сравнительную важность разных показателей.
Например, фигурист получил за технику исполнения оценку ^ К = 5,6 балла, а за артистизм - оценку КТ = 5,4 балла. Весомо­сти техники исполнения и артистизма в фигурном катании на коньках признаны одинаковыми (Мс = М = 1,0). Поэтому об­щая оценка Q = МсКс + МТКТ составила 11,0 балла.
Методические приемы квалиметрии делятся на две группы: эвристические (интуитивные), основанные на экспертных оцен­ках и анкетировании, и инструментальные, или аппаратурные.
Проведение экспертизы и анкетирования - это отчасти техническая работа, предполагающая строгое соблюдение оп­ределенных правил, а отчасти - искусство, требующее инту­иции и опыта.

^ 33. Сущность метода экспертных оценок

.
Метод экспертных оценок. Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Эксперт (от лат. expertus - опытный) - сведущее лицо, приглашаемое
для решения вопроса, требующего специальных знаний. Этот метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки — случайные величи­ны, они могут быть обработаны некоторыми методами много­мерного статистического анализа.
Как правило, экспертное оценивание, или экспертиза, проводится в виде опроса, или анкетирования, группы экспер­тов. Анкетой называется опросный лист, содержащий вопросы, на которые нужно ответить письменно. Техника экспертизы и анкетирования — это сбор и обобщение мнений о тд ель н ых лю­дей. Девиз экспертизы — «Ум х о р ошо, а два лучше!» Характер­ные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на звание лучшего по профессии или лучшую научную работу и т.п.
К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осу­ществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Порой лучше получить приблизительное реше­ние немедленно, нежели долго искать пути точного решения. Но субъективная оценка значительно зависит от индивиду­альных особенностей эксперта: квалификации, эрудиции, опы­та, личных вкусов, состояния здоровья и т. п. Поэтому инди­видуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Таким образом, современная экспертиза — это система организационных, ло­гических и математико-статистических процедур, направлен­ных на получение от специалистов информации, и ее анализ с целью выработки оптимальных решений. И лучший тренер (педагог, руководитель и т.п.) тот, который опирается одно­временно на собственный опыт, на данные науки, на знания других людей.

^ 34.Характеристика метода анкетирования.


Широкое распространение в физической культуре и спорте \ получил такой метод экспертных оценок, как анкетирование. Анкета здесь представлена как последовательный набор воп-росов, по ответам на которые судят об относительной важно­сти рассматриваемого свойства или о вероятности свершения каких-либо событий.
При составлении анкет наибольшее внимание уделяется четкой и осмысленной формулировке вопросов. По своему ха­рактеру они подразделяются на следующие типы:
1) вопрос, при ответе на который необходимо выбрать одно из заранее сформулированных мнений (в некоторых случаях каждому из этих мнений эксперт должен дать количественную оценку по шкале порядка);
2) вопрос о том, какое решение принял бы эксперт в оп­ределенной ситуации (и здесь возможен выбор нескольких ре­шений с количественной оценкой предпочтительности каж­дого из них);
3) вопрос, требующий оценить численные значения какой-либо величины.
Опрос может проводиться как очно, так и заочно в один или несколько туров.
Развитие вычислительной техники позволяет проводить ан­кетирование в режиме диалога с ЭВМ. Особенностью диалогового метода является составление математической програм­мы, предусматривающей логическое построение вопросов и очередность их воспроизведения на дисплее в зависимости от типов ответов на них. В память машины закладываются стан­дартные ситуации, позволяющие контролировать правильность ввода ответов, соответствие численных значений диапазону реальных данных. ЭВМ контролирует возможность ошибок и в случае их появления находит причину и указывает на нее.

^ 35. Основные требования к оценкам


Оценкой (или педагогической оценкой) называется унифициро­ванная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае — в тесте.
Различают учебные оценки, которые выставляет преподава­тель ученикам по ходу учебного процесса, и квалификационные, под которыми понимаются все прочие виды оценок (в частно­сти, результаты официальных соревнований, тестирования и др.).
Процесс определения (выведения, расчета) оценок назы­вается оцениванием. Он состоит из следующих стадий:
1) подбирается шкала, с помощью которой возможен пе­ревод результатов теста в оценки;
2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста преобразовываются в очки (баллы);
3) по луч енные о ч ки сра в н ив аются с норм ами и вывод ится ито ­говая оценка. Он а и хар ктеризует у р овен ь подготовлен ности спорт­смена относи тельно других членов группы (команды, коллектива).
Не во всех случаях оценивание происходит по развернутой схеме (рис. 6). Иногда промежуточное и итоговое оценивания сливаются.
Задачи, которые решаются в ходе оценивания, многооб­разны. Среди них можно выделить основные:
1) по результатам оценивания необходимо сопоставить раз­ные достижения в соревновательных упражнениях. На базе этого можно создать научно обоснованные разрядные нормы в ви­дах спорта. Следствием заниженных норм является увеличение числа разрядников, недостойных этого звания. Завышенные же нормы становятся для многих недостижимыми и вынужда­ют людей прекращать занятия спортом;
2) сопоставление достижений в разных видах спорта позво­ляет решить задачу равенства и их разрядных норм (неспра­ведлива ситуация, если, предположим, в волейболе легко вы­полнить норму I разряда, а в легкой атлетике - трудно);
3) необходимо классифицировать множество тестов по ре­зультатам, которые показывает в них конкретный спортсмен;
4) следует установить структуру тренированности каждого из спортсменов, подвергшихся тестированию.
Перевести результаты тестирования в баллы можно разными способами. На практике для этого часто используют ранжиро­вание, или упорядочение зарегистрированного ряда измерений.

^ 36. Стандартные шкалы оценок (сущность, примеры)


Эти шкалы названы так потому, что масштабом в них служат стандартные (средние квадратические) отклонения. Простейшей стандартной шкалой является Z-шкала. В этой шкале начисляемые очки равны нормированному отклонению(Отклонение от средней, выраженное в единицах стандартного отклонения, называется нормированным отклонением). Средний результат в
ней оценивается в ноль очков, результаты ниже средней величины получают отрицательные очки, а подавляющее большинство результатов укладывается в диапазоне от —3,0 до +3,0. Из-за отрицательных значений эта шкала неудобна и используется редко.
Наиболее популярна среди стандартных шкал Т-шкала. Здесь средняяприравнивается 50, а стандарт 10 очкам:
где ^ X — показанный результат, X и σ — как обычно, средняя величина и стандартное отклонение. Например, если средняя величина в прыжках в длину с места равнялась 224 см, а стандарт — 20 см, то за результат 222 см начисляется 49 очков, а за 266 см — 71 очко(проверьте, правильно ли это).
Разумеется, приравнивание средней к 50, а стандарта к 10 очкам произвольно. В мировой практике используются и другие стандартные шкалы.
Стандартные шкалы являются пропорциональными (см. 1.2).
Они пригодны, если распределение результатов теста близко к нормальному. Используя таблицы нормального распределения, легко узнать, какой процент лиц находится в том или ином диапазоне стандартной шкалы. Например, больше 50 и меньше 60 очков по Т-шкале будут в среднем набирать 34% всех спортсменов.

^ 37. Нормы. Сопоставительные, индивидуальные, должные.


Нормой в спортивной метрологии называется граничная ве­личина результата теста, на основе которой производится клас­сификация спортсменов.
Существует три вида норм: а) сопоставительные; б) инди­видуальные; в) должные.
^ Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же сово­купности. Процедура определения сопоставительных норм та­кова: 1) выбирается совокупность людей (например, студенты гуманитарных вузов Москвы); 2) определяются их достижения в комплексе тестов; 3) определяются средние величины и стандарт­ные (среднеквадратические) отклонения; 4) значение х ± 0,5 ст принимается за среднюю норму, а остальные градации (низкая — высокая, очень низкая — очень высокая) — в зависимости от коэффициента при а. Например, значение результата в тесте свыше х + 2 а считается «очень высокой» нормой.
^ Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализа­ции тренировки во всех видах спорта. Необходимость их опре­деления возникла вследствие существенных различий в струк­туре тренированности спортсменов.
Градация индивидуальных норм устанавливается с помо­щью тех же статистических процедур. За среднюю норму здесь можно принимать показатели тестов, соответствующие сред­нему результату в соревновательном упражнении. Индивиду­альные нормы широко используются в текущем контроле.
^ Должные нормы устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия, не­обходимость подготовки к защите Родины. Поэтому во многих случаях они опережают действительные показатели. В спортив­ной практике должные нормы устанавливаются так: 1) опре­деляются информативные показатели подготовленности спортсмена; 2) измеряются результаты в соревновательном уп­ражнении и соответствующие им достижения в тестах; 3) рас­считывается уравнение регрессии типа у = kx + b, где л: — дол­жный результат в тесте, а у — прогнозируемый результат в соревновательном упражнении. Должные результаты в тесте и являются должной нормой. Ее необходимо достичь, и толь­ко тогда можно будет показать запланированный в соревно­ваниях результат.
В основе сопоставительных, индивидуальных и должных норм лежит сравнение результатов одного спортсмена с ре­зультатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и в разных состояниях, имею­щихся данных с должными величинами.

^ 38. Типы шкал оценок.


Оценкой

(или педагогической оценкой) называется унифициро­ванная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае — в тесте.
Закон преобразования спортивных результатов в очки называется

шкалой оценок

. Шкала может быть задана в виде математического выражения (формулы), таблицы или графика.
Первый тип —

пропорциональные шкалы.

Этот тип шкал предполагает начисление одинакового числа очков за равный прирост результатов (например, за каждые 0,1 сек. улучшения результата в беге на 100 м спортсмену добавляют 20 очков). Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта (рис. 7).
Второй тип —

регрессирующие шкалы.

В этом случае за один и тот же прирост результатов начисляют по мере возрастания спортивных достижений все меньшее число очков (например, за улучшение результата в беге на

100

м с

15,0

до 14,9 сек. добавляют 20 очков, а за 0,1 сек. в диапазоне

10,0

—9,9 сек. — только 15 очков). Такие шкалы обычно кажутся несправедливыми, но применение их во многих случаях целесообразно (см. 1.4). Шкалы такого
типа приняты сейчас в легкой атлетике, в некоторых видах прыжков и метаний (рис.

^ 8).


Третий тип —

прогрессирующие шкалы.

Здесь чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение (например, за улучшение времени бега от 15,0 до 14,9 сек. добавляют 10 очков, а от 10,0 до 9,9 сек.— 100 очков).
Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике (рис. 9).
Четвертый тип —

сигмовидные (или S-образные) шкалы.

В этих шкалах улучшение результатов в зонах очень низких и очень высоких достижений поощряется скупо; больше всего очков приносит прирост достижений в средней зоне. Для оценки спортивных результатов такие шкалы не используются, но они популярны при оценке физической подготовленности (например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США).

^ 39.Основные положения комплексного контроля


Эффективность процесса подготовки спортсмена во многом обусловлена использованием комплексного контроля, как инструмента управления, позволяющего осуществлять оптимизацию тренировочной и соревновательной деятельности
Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, спортивно – медицинские, социометрические и др. методы и тесты).
Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:
1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;
2)показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;
3)показатели состояния внешней среды.
Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах.
Тест (от латинского test – проба) – метод исследования личности, построенный на её оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определённой надежностью и информативностью.
Первая группа тестов – тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, пропорции тела и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.
Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.
Вторая группа тестов – это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин. Или в течение одной минуты подтянутся на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.
Третья группа тестов – это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и др. показателей (силы, проявляемой в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов – необходимость высокого психического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.
При обследовании занимающихся в любой отдельный момент всегда имеют дело с целостным состоянием организма спортсмена, которое характеризуется единством относительно быстро меняющихся (утомление – восстановление) и относительно устойчивых, сравнительно медленно меняющихся свойств, признаков (приобретение, становление и временная утрата спортивной формы).
Отсюда, в процессе контроля можно дифференцированно судить об оперативных, текущих и долговременных состояний организма, т.е. контролировать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.