.RU
Карта сайта

Нарядим куклу - Практическая логопедия : Конспект занятий по развитию речи у


Нарядим куклу


^ Цель:

активизировать словарь по теме.

Оборудование:

картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход.

Взрослый предлагает ребенку одеть куклу в зависимос­ти от ситуации (для катания на лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы: «Оденем куклу в синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивают его на пу­говицы». Чтобы активизировать речь ребенка, взрослый спра­шивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?».

^ Назови ласково


Цель:

научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование:

предметные картинки с изображением одежды большого и маленького размера.

^ Ход.


Платье — платьице; майка — маечка; носки — носочки; сара­фан — сарафанчик; рубашка — рубашечка.

Кто во что одет?


Цель:

сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование:

картинки с мальчиком и девочкой.

Ход.

Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти — пла­тье, а у Саши — рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки — длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудня­ется, взрослый сам отвечает на вопросы.

^ Чего не хватает?


Цель:

развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.
Ход. См. игру из темы «Игрушки».

^ ЧАЙНАЯ ПОСУДА


Цели:


I уточнить и активизировать словарь по теме, обобщить;
© закрепить умение образовывать простые грамматические формы существительных: уменьшительно-ласкательную форму и форму множественного числа;
© формировать новое умение - умение согласовывать суще­ствительное с числительным; О ввести в словарь ребенка прилагательные «большая»,«средняя», «маленькая»;
О развитие общей и мелкой моторики, логического мышления.

Оборудование:

разрезная картинка «Чашка» (два гори­зонтальных разреза), набор игрушечной чайной посуды или на­стоящая (лучше пластмассовая) чайная посуда (чашка, блюдце, десертная тарелка, чайная ложка, сахарница, чайник), настоя­щий или игрушечный стол, иллюстрированная книжка «Три медведя», пять настоящих чашек и ложек (или игрушечных), альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Оргмомент


Разрезная картинка «Чашка». Ребенок собирает картинку и называет ее.

2. Дидактические игры


Чаепитие


Взрослый просит ребенка накрыть стол к чаю. Малыш выпол­няет данные ему поручения: «Поставь чайник и сахарницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюд­цами. Положи чайные ложки справа от каждой чашки».
Ребенка с хорошим уровнем речевого развития можно позна­комить с такими предметами и словами как «хлебница», «кон­фетница», «десертная тарелка». Затем ребенок подбирает обобщающее слово ко всем предме­там — посуда. Взрослый уточняет, что это чайная посуда, так как она используется в то время, когда пьют чай.

^ Угостим медведей чаем


В идеале для игры используется набор посуды разной вели­чины. Для индивидуального занятия подойдет хорошо иллюс­трированная книжка «Три медведя». Из набора посуды ребе­нок выбирает чашку, ложку и тарелку для медведя, медведи­цы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные «большая», «средняя» и «малень­кая». Мишуткину посуду называют ласково и побуждают к этому малыша: чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; лож­ка — ложечка.

^ 3. Динамическая пауза


Один — много (с мячом)


Взрослый бросает мяч ребенку и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч взрослому и назы­вает существительное во множественном числе: чашка — чашки; ложка — ложки; блюдце — блюдца; тарелка — тарелки; чай­ник — чайники; сахарница — сахарницы; хлебница — хлебни­цы; конфетница — конфетницы.

^ 4. Дидактическая игра


Сосчитай-ка


Взрослый выставляет в ряд перед ребенком пять чашек и предлагает их посчитать. Малыш считает предметы, правильно согласовывая числительные с существительными: «Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек».
Аналогично ребенок считает ложки: «Одна ложка, две лож­ки, три ложки, четыре ложки, пять ложек».

^ 5. Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка
Взрослый и ребенок вспоминают, что делали на занятии. В виде поощрения угостите ребенка конфетами и печеньем к чаю.

^ Закрепление темы


Угостим медведей чаем


Цель:

закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные «большая», «средняя», «маленькая».

Оборудование:

три набора посуды различной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход.

Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комменти­рует действия ребенка, употребляя прилагательные «большая», «средняя» и «самая маленькая». Мишуткину посуду необходимо назвать ласково и побуждать к этому ребенка: чашка — чашеч­ка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка.

^ Помоем посуду


Цель:

расширить словарь по теме, активизировать речь.

Оборудование:

таз с водой, кукольная посуда.

Ход.

Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, говоря, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побуждать называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).

^ Один — много


Цель:

научить образовывать множественное число имен су­ществительных.

Оборудование:

мяч.

Ход.

Взрослый называет посуду в единственном числе и бро­сает мяч ребенку. Ребенок называет ее во множественном числе и возвращает мяч взрослому: чашка — чашки; ложка — ложки; блюдце — блюдца; тарелка — тарелки; чайник — чайники; хлебница — хлебницы.

^ Ложка и стакан


Цель:

сформировать понимание некоторых предлогов.

Оборудование:

две ложки и два пластиковых стакана.
Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в ста­кан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за ста­кан» и т. д. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоя­тельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.

^ Чего не стало?


Цель:

уточнить названия предметов посуды, научить обра­зовывать родительный падеж, развить зрительное внимание и память.

Оборудование:

кукольная или настоящая посуда.

Ход.

Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета по­суды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет отсутствующий предмет. Игра повторяется 3—4 раза.
ДОМ

Цели:


• уточнить и активизировать словарь по данной теме (познакомить с названиями частей дома — окно, стена, труба, крыша, дверь; ввести понятия высокий-низкий);
- развить понимание предлога «на», обучение правильному употреблению этого предлога;
- вызвать активные звукоподражания голосам животных;
-развитие мелкой моторики, логического мышления.

Оборудование:

разрезная картинка «Домик» (два гори­зонтальных разреза), кубики, бумажная бабочка, обруч, альбом, простые и цветные карандаши.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ 1.


Оргмомент


Складывание разрезной картинки «Домик». Картинку можно самостоятельно нарисовать на картоне и разрезать на три части (два горизонтальных разреза). Нарисованный дом должен обя­зательно иметь треугольную крышу, трубу, окно и дверь.
Ребенок собирает картинку. Называет, что получилось. На­зывает все части дома.

^ 2. Дидактические игры


Построй домик


По образцу взрослого ребенок строит домик из кубиков (куб и треугольная крыша). Взрослый объясняет, что крыша ставится на кубик сверху. Таким образом строится несколько домов — улица.
Взрослый уточняет, что слово «на» мы произносим тогда, ког­да ставим крышу сверху. Затем строится высокий домик (два-три куба и треугольная крыша). Вводятся понятия «высокий» и «низкий». Затем взрослый просит малыша показать, где высо­кий дом, а где низкий. Куда села бабочка?
Взрослый демонстрирует ребенку бумажную бабочку (лучше на ниточке). Опускает бабочку на крышу, на трубу, на окно, на дверь, на стену нарисованного домика (используется домик, по­лучившийся из разрезной картинки).
Взрослый активизирует речь ребенка вопросом: «Куда села бабочка?» Ребенок отвечает предложением: «Бабочка села на крышу», «Бабочка села на дверь» и т. д. Предлог «на» жела­тельно выделять голосом.
ВНИМАНИЕ!
При изучении каких-либо грамматических категорий важно в течение всего упражнения или занятия (если оно целиком посвящено этой теме) интонацией и голосом выделять правильное окончание, определенную приставку, суффикс и другие грамматические признаки русской речи. Например: одна чашка, две чашки, пять чашек. При изучении предлогов голосом выделяется предлог: на столе, под столом и т. д.

^ 3. Динамическая пауза


У медведя дом большой, {Поднять руки вверх,
потянуться на носочках.)
А у зайки маленький. {Присесть, руки опустить вниз.)
Наш медведь пошел домой. {Переваливаясь из стороны
в сторону, изобразить походку медведя.)
И попрыгал заинька. {Прыжки на месте, руки
на уровне груди, кисти вниз — как лапки у зайчика.)

^ 4. Дидактическая игра


Чей домик?


Ребенок встает внутрь лежащего на полу обруча — он нахо­дится в домике. Взрослый объясняет, что это домик коровы. За­тем «стучится» в домик и спрашивает: «Кто живет в этом доми­ке?» Ребенок отвечает звукоподражанием: «Му-у-у!».
Если у малыша высокий уровень речевого развития, он может отвечать целыми предложениями: «Это домик коровы. Она уме­ет мычать: му-у-у!».
Аналогично игра проводится с другими персонажами:
Домик собаки: «Гав! Гав!» (лает).
Домик гусей: «Га-га-га!» (гогочут).
Домик курочек: «Ку-дах-тах-тах!» (кудахчут) или «Ко-ко-ко!» (квохчут).
Домик кошки: «Мяу! Мяу!» (мяукает).
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Вспомните, о чем вы говорили сегодня на занятии. Пусть ре­бенок опишет дом, в котором он живет (высокий или низкий; какие части есть у дома; сколько этажей; какие дома расположе­ны рядом).
В альбоме ребенок рисует дом со всеми необходимыми дета­лями (труба, окно и т. п.). Все свои действия ребенок должен прокомментировать.
Взрослый помогает ему вопросами: «Что ты рисуешь?», «А где у тебя окно? Покажи», «Нарисуй трубу. Что ты нарисовал?» и т. д.

^ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ


1. Речевой материал


Стихотворение «У медведя дом большой» рекомен­дуется для заучивания наизусть.

2. Игры


Мой дом


Цель

: познакомить с частями дома.

Ход.

Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на про­гулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба; определяют высокий дом или низкий.
Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди входят и выходят. Что это?» (дверь); «Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега» (крыша) и т. д.

^ Назови ласково


Выполняется с перекидыванием мяча или с картинками дом —, домик; окно — окошечко; дверь — дверка.
Кошкин дом

Цель:

активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов «в», «на», «из», «под».

Оборудование:

игрушечные (картонные) дом и кошка.

Ход

. Взрослый сообщает ребенку, что в доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем ребенку предлагают прокомментировать свои действия.

^ Разноцветная улица


Цель:

закрепить и расширить словарь по теме, научить рас­полагать предметы ровно в ряд.

Оборудование

: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход.

Взрослый предлагает ребенку построить улицу, распо­лагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?».

Строитель


Цель

: активизировать словарь по теме.

Оборудование:

строительный материал (кубики).

Ход.

По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим си­нюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?». Взрослый обра­щает внимание ребенка на то, что много домов — это улица.
МЕБЕЛЬ

Цели:


© расширить и активизировать словарь по данной теме, обоб­щить;
© знакомство со значением предлога «под», обучение пра­вильному употреблению этого предлога;
© повторение пройденной уменьшительно-ласкательной фор­мы существительных;
© развитие общей и мелкой моторики, целостного восприя­тия предмета.

Оборудование:

игрушка «Медведь», хорошо иллюстри­рованная книга «Три медведя», мяч, альбом, клеящий карандаш, детские ножницы, предметные картинки с изображением разно­образной мебели, простые и цветные карандаши.
Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф.
Прилагательные: мягкий, твердый, деревянный, пласт­массовый.
Глаголы: сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать.
Литература: сказки «Три медведя», «Кошкин дом» С. Маршака.

^ ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Оргмомент
Развитие мелкой моторики.
Упражнения пальчиковой гимнастики «Стол» и «Стул».
Стул
Поставить левую ладонь вертикально.
Правую сжать в кулак и приставить к нижней части левой.
Стол .
Левую руку сжать в кулак
Сверху опустить правую ладонь
с выпрямленными пальцами.
Упражнения сопровождаются
стихами В. В. Цвынтарного:
Ножки, спинка и сиденье — ,
Вот вам стул на удивленье.
У стола четыре ножки, .
Сверху крышка, как ладошка.

^ 2. Дидактическая игра


В гостях у Мишутки


Взрослый демонстрирует ребенку игрушечного медведя и гово­рит, что сегодня Мишутка из сказки «Три медведя» приглашает его к себе в гости. Затем рассматривают иллюстрации к сказке, обсуж­дают, какие предметы есть в доме у медведей (стулья, кровати, стол, шкаф). Все это можно назвать одним словом — мебель. Взрослый показывает ребенку части мебели, называет их: ножки, спинка, дверцы, сиденье. Затем просит ребенка показать их.
Внимание ребенка обращается на то, что у Мишутки вся ме­бель маленькая и ее можно назвать ласково. Взрослый предлагает ребенку поиграть. Он берет мяч, называет какой-либо предмет мебели и бросает мяч ребенку. Ребенок образовывает существи­тельное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: кровать — кроватка; стул — стульчик; стол — столик; шкаф — шкафчик; диван — диванчик; кресло — креслице.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.