.RU

Тема 11. Конституционные модели исполнительной власти в Республике Казахстан и зарубежных странах

^ Тема 11. Конституционные модели исполнительной власти в Республике Казахстан и зарубежных странах.

1. Правительство Республики Казахстан – высший коллегиальный орган исполнительной власти.


В соответствии со ст. 64 Конституции Республики Казахстан Правительство возглавляет исполнительную ветвь власти в Республике Казахстан. Правительство воз­главляет единую систему исполнительных органов и осу­ществляет руководство их деятельностью. Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти.
Возглавляя систему исполнительных органов. Пра­вительство Республики Казахстан самостоятельно реша­ет вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Рес­публики Казахстан, конституционными законами. Оно в пре­делах своей компетенции организует исполнение Консти­туции, республиканских законов, Указов Президента Рес­публики Казахстан, международных договоров Республи­ки Казахстан и других нормативных правовых актов Рес­публики.

^ 2. Формирование Правительства Республики Казахстан, состав и срок его полномочий.


Конституционный закон, "О Правительстве" определяет порядок обра­зования, состав, срок полномочий Правительства; харак­тер его взаимоотношений с Президентом, Парламентом, местными представительными и исполнительными орга­нами.
Правительство образуется Президентом Республи­ки и действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президен­том (ст.3,4). Однако, Правительство продолжает осуще­ствлять свою деятельность до формирования нового со­става правительства. Президент формирует Правительство с участием Парламента. Это выражается в назначении Премьер -Министра с согласия Мажилиса Парламента
Правительство образуется в составе Премьер -Министра Республики Казахстан, заместителей Премьер - Министра, Руководителя Аппарата Правительства Рес­публики, министров, председателей государственных ко­митетов Республики. Все члены Правительства назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики (ст. 44 п. 3 Конституции).

^ 3. Компетенция Правительства Республики Казахстан.


Правительство является органом общей или мно­гофункциональной компетенции. Оно ведает общими воп­росами исполнительного и распорядительного характера.
В пределах своих полномочий Правительство кон­тролирует деятельность нижестоящих органов исполни­тельной власти. Круг полномочий Правительства разно­образен, он определен в Конституцией и конституционным законом «О Правительстве».

^ 4. Правительство в зарубежных странах.


Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осущест­вляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране, В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представитель региональной администрации.
Глава правительства в большинстве стран именуется премьер-министром, то есть первым министром и выступает как олицетворение всего правительства. С прекращением по любой причине полномочий главы правительства в демократических странах прекращаются полномочия всего правительства. Особый статус главы правительства находит свое отражение в конституциях. Например, в Швеции, где глава Правительства избирается Риксдагом, он сам назначает министров и представляет их Риксдагу, сам же и смещает их.
Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность от­ветственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. Президентская модель правительства пред­полагает создание системы, при которой обе ветви власти - законодательная и исполнительная - действуют независимо друг от друга, но имеют возможность уравновешивать одна другую. «Система сдержек и противовесов», как ее называют в США, исходит из предположения о равенстве парламента и правительства в системе высших органов государства.
В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках, При том, что в этих странах правительство несет политическую ответствен­ность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.
Отношения правительства с главой государства можно рассматри­вать только применительно к странам с парламентарной формой правления (в президентских республиках президент лично возглавляет правительство). В этих странах глава государства осуществляет свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства. Институт контрассигнатуры нейтрализует любую попытку главы государства осуществить какие-либо дискреционные действия.
Только при экстраординарных обстоятельствах глава государства может оказать влияние на формирование правительства или его политику.
В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией, поддерживая партийную дисциплину. Таким образом, правительство представляет собой одновременно и руководство партии.
Коалиционное правительство лишено возможности командовать партиями, составляющими парламентское большинство, с такой эффективнос­тью, как это делают однопартийные правительства. Коалиционное прави­тельство вынуждено лавировать, идти на компромиссы. При такой ситуации правительственный контроль над партиями неизбежно ослабевает.

Литература:


Нормативные акты: [1, 16,21,42]


^ Основная литература: [4,8,25,26,47,48,56,62]


Дополнительная литература: [55,56]


Тема 12. Основы конституционного контроля в Республике Казахстан и зарубежных странах.


^ 1. Понятие конституционного контроля.


В основе необходимости конституционного конт­роля лежит несколько причин. Во-первых, конституцион­ные нормы носят учредительный или первичный харак­тер.
Под конституционным контролем понимается де­ятельность соответствующих органов в целях обеспече­ния верховенства Конституции и конституционной закон­ности, которая выражается в разрешении вопросов соот­ветствия Конституции Республики Казахстан актов и дей­ствий органов публичной власти, а также общественных объединений.

^ 2. Правовой статус Конституционного Совета и его членов.


Фор­мируется состав Конституционного Совета следующим образом: Президент назначает двух чле­нов Совета, по два члена Совета назначаются каждой из палат Парламента самостоятельно. (ст. 71 Конституции РК).
Срок полномочий Конституционного Совета опре­делен шестью годами. Половина членов Конституцион­ного Совета обновляется каждые три года.
Свои конституцион­ные полномочия Конституционный Совет осуществляет в соответствии со следующими принципами: независимости и самостоятельности; объективности; несменяемости; коллегиальности; подчинения только Конституции Республики Ка­захстан.

Литература:


Нормативные акты: [1, 2,16,42]


^ Основная литература: [4,5,7,12,23,24,25,27,47, 48,56,62]


Дополнительная литература: [12,13,19,31,32]


Тема 13. Конституционно-правовые основы судебной власти в Республике Казахстан и зарубежных странах.


^ 1. Конституционные основы судебной власти.


Судебная власть в Республике Казахстан является одной из ветвей государственной власти и имеет своим назначением раз­решение возникающих в обществе конфликтов в связи с нару­шением законодательства, основываясь на Конституции, зако­нах, других нормативных актах.
Президент наделен конституционным полномочием по на­значению председателей областных и приравненных к ним су­дов. Парламент как законодательная власть путем принятия законов определяет судебную систему, принцип ее деятельно­сти, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими дел и т.д.
В статье 75 Конституции сказано, что «правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом». В развитие этого конституционного положения в За­коне от 25 декабря 2001 г. «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полно­мочий суда другим органам.
Особо следует сказать о судах присяжных. В октябре 1998 г. в Конституцию Республики Казахстан внесено новое положе­ние о том, что «в случаях, предусмотренных законом, уголов­ное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей» (ст. 75). Такое нововведение является результа­том учета общественного мнения о необходимости демократи­зации судебной деятельности. В Казахстане института присяж­ных заседателей никогда не существовало, поэтому не прихо­дится говорить о каких-либо исторических традициях. А это обстоятельство следует учитывать при разработке правовых основ присяжных заседателей, прежде чем разрабатывать закон.
^ 2. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах.
Структура судебной власти охватывает, прежде всего, сами суды. В странах англосаксонской правовой системы они часто образуют единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый верховный суд. В то же время во все большем числе стран, особенно в континентальной Европе, наблюдается тенденция к полисистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем специализированных судов во главе со своими высшими судами. Самый яркий пример полисистемности дает Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 г., предусмотревший учреждение наряду с Федеральным конституционным судом (ст. 92—94) еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федераль­ного административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный Сенат (ч. 1 и 3 ст. 95).
Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются, а там, где существуют, образуют особую ветвь судов общей юрисдикции. То же можно сказать об административных судах там, где не образована замкнутая их система, и некоторых иных специальных судах: семейных, ювенальных (по делам несовершеннолетних), трудовых и т.д.
Существуют еще в некоторых странах суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц (Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики во Франции). В странах с романской системой права и некоторых других к судебной власти относятся и счетные палаты и некоторые другие подобные органы (см., например, ст. 103 Конституции Итальянской Республики 1947 г.). В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды (шариат - свод мусульманского права).
Важным принципом, гарантирующим независимость носителей судебной власти, является их несменяемость: они не могут быть смещены или перемещены без своего согласия иначе, как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента. Судьи там остаются в должности до тех пор, пока сами не подадут в отставку, не совершат преступление или не проявят свою некомпетентность.
В странах континентальной Европы обычно устанавливается верхний возрастной предел, по достижении которого судья автоматически выходит в отставку с сохранением ряда льгот и привилегий.
Законодательство устанавливает несовместимость функции судьи (вообще магистрата) с иными занятиями, а также запрещает судьям (магистра­там) участие в политических, а порой и в профсоюзных объединениях.
В ряде конституций предусмотрено участие народа в отправлении правосудия, прежде всего в качестве присяжных. Следует отметить, что последние десятилетия характеризуются известным ослаблением суда присяжных, сокращением его применения. Нередко уголовное дело рассматривается в суде присяжных только по требованию подсудимого, да и то, если ему грозит значительное наказание. В англосаксонском судебном процессе, даже уголовном, практикуются сделки между сторонами. Если подсудимый признает себя виновным в обмен на какое-то смягчение наказания, то присяжные излишни, их функция уже выполнена.
Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. При апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы.
В странах с англосаксонской правовой системой применяется исключительно апелляционное обжалование. Для стран с романской правовой системой характерно апелляционное обжалование по второй инстанции и кассационное — по третьей (хотя бывает, на примере Италии, только кассационное). Германская система сочетает апелляционное обжалование по второй инстанции с ревизионным — по третьей.
Принципы деятельности судебного процесса - это установленные законом порядок рассмотрения и разрешения судебных дел. Наиболее часто среди конституционных принципов судебного процесса встречается гласность (публичность, открытость судебных заседаний). Весьма распространен конституционный принцип связанности судей только законом (ч. 1 ст. 97. Основного закона Германии и др.).
В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд. Во многих странах конституции, а также законы устанавливают особые требования к кандидатам в судьи конституционных судов. Важный вопрос организации конституционных судов (советов) — это порядок избрания (назначения) их председателей. В ряде стран это делает тот орган, который формирует конституционный суд, или один из таких органов, Например, в Германии. В других странах (в Италии, Португалии, Венгрии, Болгарии, Румынии) председателя избирает сам суд.

Литература:


Нормативные акты: [1, 16,24,42]


^ Основная литература: [4,5,7,12,23,24,25,27,47, 48,56,62]


Дополнительная литература: [24,35]


Тема 14. Органы местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан и зарубежных странах.


^ 1. Понятие местного государственного управления в Республике Казахстан.


Конституция Республики Казахстан 1995 г. дает определение местного государственного управления. Ста­тья 85 Конституции Республики Казахстан под местным государственным управлением понимает управление де­лами соответствующей территории, которое осуществля­ется местными представительными и исполнительными органами.

^ 2. Маслихаты - местные представительные органы.


Согласно ст. 1 Законов Республики Казахстан "О местных представительных и исполнительных органах" представительным органом на территории области, райо­на и города является маслихат.
Гражданин Республики Казахстан может быть де­путатом только одного маслихата. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются в день избрания депутатов маслихата нового созыва либо в слу­чаях досрочного прекращения его полномочий.

^ 3. Полномочия маслихатов - местных представительных органов.


Основные вопросы ведения маслихатов регламен­тируются Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении".
В соответствии со ст. 86 п. 4 к ведению маслихатов относятся:
1) утверждение планов, экономических и соци­альных программ развития территории, местного бюдже­та и отчетов об их исполнении;
2) решение вопросов местного административно -территориального устройства;
3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным зако­ном к компетенции маслихата;
4) образование постоянных комиссий и других ра­бочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности и т.д.;
5) осуществление полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

^ 4. Структура и организационные формы деятельности маслихатов.


Маслихаты осуществляют свою деятельность на сессиях, через постоянные и иные комиссии, а также пу­тем реализации депутатами своих полномочий.
Основной формой деятельности маслихатов явля­ется сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к его ведению.
Сессия маслихата правомочна при наличии не ме­нее двух третей от числа депутатов, избранных в данный маслихат.

Литература:


Нормативные акты: [1, 16,33,42]


^ Основная литература: [4,8,25,26,47,48,56,62]


Дополнительнаялитература:[5,15,18,21,26,30,60,67,68,69,


70,71,72,73 ]


Электроные учебники: [1,2,3]


Тема 15. Конституционное право США.


^ 1. Конституция США.
Действующая Конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом – своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов – государств.
Конституция США - сравнительно краткий документ. В ней содержится приблизительно 7 тыс. слов. Она состоит из преамбулы, а также из семи довольно пространных статей. Большинство статей делятся на разделы. Конституция США – первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, происшедшее в результате освободительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности, установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов. Под влиянием этой Конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.
В соответствии с Конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по политико-территориального устройства – относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом. Вопросы конституционного права регулируются также конституциями штатов, федеральными законами штатов и особенно решениями Верховного суда США. Конституция США – жесткая конституция. Поправки к ней могут быть приняты 2\3 членов обеих палат высшего законодательного органа – Конгресса – либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2\3 штатов. Впервые Конституция США была дополнена Биллем о правах (первые 10 поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие политические и личные права.

^ 2. Основы правового статуса личности.


Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах. Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была Декларация независимости 1776 г. Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной, казуальной форме. Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, они запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Это относится и к политическим правам, которые также сформированы в негативном плане. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний, право народа носить и хранить оружие, право обращаться с петициями. Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Однако в целом Декларация независимости, Конституция США и поправки к ней не полностью соответствуют современным международным стандартам – Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948., Международным пактам о правах человека, принятым в 1966 г. и вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки по большей степени восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.

^ 3. Законодательныя власть.


Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» варианте. Статья 1 Конституции посвящена законодательной власти (Конгресс США), ст.2 – исполнительной (Президент), ст.3 – судебной (преимущественно Верховному суду США). Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам, кроме того в состав палаты входят три представителя от тех территорий США, которые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями палаты представителей руководит спикер, в Сенате председательствует Вице-президент. У конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой есть свои, специальные полномочия: например, палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует международные договоры. Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается одна сессия, и длится она обычно 7-8 месяцев (с перерывами). Главной формой деятельности Конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Голосование при принятии законов в Палате представителей происходит возглосами, сидя и вставая, бюллетенями, с помощью электронных средств, в Сенате – возгласами или поименным голосованием. Законы в США подразделяются на публичные и частные. Ежегодно Конгресс принимает несколько тысяч законов и других актов. Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединенных резолюций принимаются конституционные поправки.

^ 4. Исполнительная власть.


Согласно Конституции исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. В отличии от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры выполняют роль советников Президента и не образуют правительства, это кабинет Президента, его совещательный орган. Под руководством Президента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства. Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц. Вице-президент существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента. Президент и Вице-президент США избираются косвенным путем – выборщиками сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быт избрано Президентом более двух раз. В общем виде Конституция устанавливает, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент имеет важные полномочия по отношению к Конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето. Для утверждения закона Президенту дается 10 дней. Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия Сената. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы Конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями, другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий Президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

^ 5. Судебная власть.


В США самое большое в мире число юристов на душу населения, а в среднем в год проводится 25 млн. судебных процессов. Здесь существует две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов и окружных судов в специальных судебных округах. Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно. Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции. В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к федеральным властям и др.
Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из девяти членов, включая Председателя, которые назначаются Президентом США с согласия Сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней инстанцией по данному вопросу. Верховный суд толкует Конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права, если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказанные», а относятся к существу дела.
Суды штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды, много различных специальных судов – по делам несовершеннолетних, по трудовым спорам и т.д.

Литература:


Нормативные акты: [5,42]


Основная литература: [3,17,19,55,58,59,62]


Дополнительная литература: [24,68 ]


^ 2.3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Наука конституционного права. Сравнительное конституционное право как учебная дисциплина. Конституционное право как отрасль национального права.


Вопросник:



  1. Понятие и предмет науки конституционного права.



  2. Понятие общего и особенного конституционного права.



  3. Наука конституционного права в Республике Казахстан: развитие, современное состояние.



  4. Методология науки конституционного права.



  5. Система учебного курса.



  6. Конституционное право – важнейшая отрасль национального права.



  7. Понятие, предмет и метод конституционного права.



  8. Система конституционно-правовых отношений.



  9. Конституционно-правовые нормы: особенности содержания и структуры.



  10. Конституционно-правовые санкции и ответственность в конституционном праве.



Задания:



  1. Укажите отличительные особенности предмета конституционного права от других отраслей права.

  2. Определите соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право.

  3. Раскройте сравнительный и исторический метод науки конституционного права.

  4. Раскройте цель науки конституционного права.

  5. Определите соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право.

  6. Перечислите перечень субъектов конституционно-правовых отношений.

  7. Выделите общие и отличительные признаки конституционно-правовых норм.

^ Методические рекомендации:

Для освоения данной темы необходимо обратить внимание на труды отечественных ученых-юристов: С.Зиманов, Г.Сапаргалиев, М.Баймаханов, С.Сартаев, С.Амандыкова, Е.Кубеев, К.Котов и др. Необходимо иметь в виду, что при характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о соотношении ее с системой Конституции. Они в определенной степени связаны между собой, но в целом не совпадают. Определяя методологию конституционного права, нужно выделить общие методы и конкретные методы.

^ Нормативные акты: [1, 16,17,18]


Основная литература: [4,5,8,25,26, 47,48]


Дополнительная литература: [1,20,25,33,41,43]


Электронные учебники: [2,3]


Тема 2: Основные черты Конституций РК 1993 года и 1995 года.


Вопросник:



    1. Становления и развитие конституционного права на современном этапе в Республике Казахстан.



    2. Форма и структура Конституции Республики Казахстан 1993г.



    3. Охарактеризуйте юридические свойства Конституции Республики Казахстан 1993г.



    4. Место Конституции в правовой системе Республики Казаххстан.



Задания:



      1. Дайте сравнительно-правовой анализ Конституции Республики Казахстан 1993г. и Конституции Республики Казахстан 1995г.

      2. Опишите порядок пересмотра Конституции Республики Казахстан.

      3. Выделите особенности официального толкования Конституции Республики Казахстан.

^ Методические рекомендации:

При подготовке следует изучить историю возникновения и развития такого сложного исторического и социального явления как конституция. Аргументированно докажите, что Конституция представляет собой Основной закон не только государства, но и общества в целом, т.е. это политический и юридический документ. Необходимо выделить основные черты Конституций РК 1993г. и 1995г. Изложить факторы способствующие принятию новой Конституции Республики Казахстан 1995г.

Литература:


Нормативные акты:[1,2,16,17,18]


^ Основная литература: [4,5,8,24,25,26,27,31,47,48 ]


Дополнительная литература: [1,52,53,54,74 ]


Тема 3. Основы учения о Конституции.


Вопросник:



  1. Сущность и принципы Конституции. Предмет конституционного регулирования.



  2. Форма и структура Конституции Республики Казахстан.



  3. Место Конституции в правовой системе Республики Казахстан.



  4. Юридические свойства Конституции.



  5. Порядок толкования Конституции Республики Казахстан.



  6. Гарантии соблюдения Конституции.



Задания:



    1. Выделите классификацию конституций по различным основаниям.

    2. Перечислите факторы, способствующие принятию новой Конституции Республики Казахстан 1995 года.

    3. Опишите порядок пересмотра Конституции Республики Казахстан.

    4. Охарактеризуйте юридические свойства Конституции Республики Казахстан.

    5. Выделите особенности официального толкования Конституции Республики Казахстан.
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.