.RU
Карта сайта

Майкл Аргайл психология счастья 2-е издание Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 3 - 5

ГЛАВА 4
Удовлетворенность
Введение
В главе 2 было показано, что удовлетворенность — один из основных компонентов счастья. Радость — эмоциональная, а удовлетворенность — когнитивная составля­ющая счастья; это рефлексивная оценка, суждение о том, насколько все было и остается благополучным. Проводя опросы, возможно интересоваться у людей их удовлетворенностью жизнью в целом или какими-то отдельными сферами, напри­мер работой, браком и здоровьем.
Относительно точности измерения удовлетворенности высказываются серьез­ные сомнения, поскольку иногда полученные показатели плохо коррелируют с объективными характеристиками жизни индивидов. Так, например, уровень дохода не оказывает сильного воздействия на степень удовлетворенности, что будет нами показано в главе 9. Выходит, правительства, пытающиеся повысить благосостояние населения, заблуждаются, или же все дело в проблеме измерения удовлетворенно­сти? Другая трудность связана с кросс-культурными сравнениями: в некоторых странах отмечается поразительно низкий уровень удовлетворенности согласно самооценке. Истинность подобных различий обсуждается в главе 12. Здесь же рас­смотрим, в какой мере объективные факторы влияют на удовлетворенность.
Затем обратимся ко второму аспекту данного вопроса: насколько удовлетворен­ность определяется такими внутренними факторами, как образ мысли. Оценка удовлетворенности обусловлена, в частности, сравнениями с прошлым или с дру­гими людьми. Помимо этого, на суждения влияет непосредственное эмоциональ­ное состояние, а также простая привычка — адаптация к обстоятельствам и раз­личному видению событий. Удовлетворенность бывает и иллюзией, возникающей, когда люди сами себя обманывают, думая о том, что они вполне довольны своей жизнью. Или удовлетворенность зависит от целей, которые человек ставит перед собой? Само наличие цели может быть ее источником. Вместе с тем неспособность достичь таковой оказывается причиной неудовлетворенности. Некоторые из пере­численных явлений могут быть рассмотрены и как ошибки суждений (которых надо избегать), и как источники подлинных суждений об удовлетворенности. Если это действительно верно, удовлетворенность можно усилить, не только изменяя фактическую ситуацию, но взгляд человека на нее (например, в ходе терапии).
Введение 53
Одним из первых способов измерения удовлетворенности является вопрос, использованный Кэмпбеллом и соавторами (СатрЬеП е1 а1., 1976). Он представлен в табл. 4.1. Мы видим, что большинство людей отмечает уровень удовлетворенно­сти значительно выше среднего. Камминс (Сшшшпз, 1998) рассмотрел ряд иссле­дований, касающихся степени общей удовлетворенности в разных странах и раз­ных сферах деятельности, и пришел к выводу: во множестве из них средний уро­вень удовлетворенности составляет 70% от максимального. Динеры (В1епег & Б1епег, 1996) также отмечают эту тенденцию, проявляющуюся в том, что удовле­творенность жизнью согласно самооценке оказывается выше среднего. Для анали­за они привлекают показатели по различным группам, от которых можно было бы ожидать высказываний о неудовлетворенности. Таким образом, ученые приходят к выводу, что люди нацелены на позитивные переживания.
Таблица 4.1 Один из первых способов измерения удовлетворенности жизнью
Насколько вы сейчас удовлетворены своей жизнью в целом?
Абсолютная неудовлетворенность Средняя Абсолютная удовлетворенность 12 3 4 5 6 7
0,9% 2,1% 3,7% 11,3% 20,7% 39,6% 21,7%
Источник: СатрЪеП е1 а1., 1976.
Относительно адекватности единичных показателей, задействованных в изме­рении удовлетворенности, полной уверенности у исследователей нет. В главе 12 выдвинуто предположение о том, что поразительные различия в уровне удовле­творенности, которые выявлены в разных странах, обусловлены отчасти культур­ными обычаями; а использование одного абстрактного вопроса ведет к искажению результатов. Предпочтительнее использовать более подробную шкалу, в которой четче прописаны отдельные аспекты. Динер с коллегами (О1епег е1 а1., 1985) раз­работали Шкалу удовлетворенности жизнью (5аНз/ас(юп Ш1к Ы/е 5са1е — 5У/Ь5), которая получила широкое распространение (табл. 4.2). В данном случае исполь­зуются шкалы, состоящие из 7 пунктов, и средний полученный показатель соста­вил 56% (для студентов — 67%) (Сшшшпз, 1998).Существуют также шкалы, позво­ляющие измерить удовлетворенность в различных сферах. Перечень их, составлен­ный Хиди и Берингом (Неайеу & \Уеапп§, 1992) и применявшийся в австралийских обследованиях, дан в табл. 4.3. В ней показана корреляция удовлетворенности в раз­личных областях с удовлетворенностью жизнью в целом: 7 сфер жизни предостав­ляют 80% удовлетворенности жизнью в целом. В исследовании «Качество амери­канской жизни», выполненном Кэмпбеллом и соавторами (СатрЬеП еЪ а1., 1976), которое мы уже упоминали, использовался сходный набор, и были выявлены ана­логичные весовые показатели названных сфер.
Альфонсо и соавторы (АИЪпзо е{ а1„ 1996) создали расширенную Шкалу удов­летворенности жизнью {Ех1епйей 5ай$/асйоп ШЛ Ы/е 5са1е — Е5ШЬ5), используя для каждой из 8 сфер 5 градаций. Сферы жизни и их корреляции с общей удовле­творенностью жизнью, полученные по выборке американских студентов, приведе­ны в табл. 4.4.

Шкала удовлетворенности жизнью (5Ш5)



Пункты

Корреляция с общим показателем

1. В основном моя жизнь близка к идеалу

0,75

2. Условия моей жизни превосходны

0,69

3. Я доволен своей жизнью

0,75

4. Пока что я получал от жизни то важное, чего хотел

0,67

5. Если бы у меня была возможность прожить жизнь



заново, я бы практически ничего не стал менять

0,57

Источник: О]'епег сЬ а!., 1985. Примечание: п = 176.
Взаимосвязь удовлетворенности различными сферами жизни с благополучием и психологическим дистрессом
Таблица 4.3

Удовлетворенность по сферам

Индекс удовлетво­ренности жизнью

Положительные эмоции

Тревога

Депрессия

Досуг

0,42

0,28

-0,29

-0,29

Брак

0,39

0,17

-0,29

-0,32

Работа

0,38

0,26

-0,27

-0,36

Уровень жизни

0,38

0,20

-0,18

-0,26

Дружба

0,37

0,19

-0,15

-0,12

Сексуальная









жизнь

0,34

0,17

-0,19

-0,33

Здоровье

0,25

0,11

-0,23

-0,14

Источник: Неаску & У/еапп%, 1992.
Таблица 4,4
Сферы удовлетворенности жизнью

Социальная

0,62

Сексуальная

0,43

Личностная

0,63

Семейная

0,41

Межличностная

0,39

Трудовая

0,38

Физическая

0,35

Образовательная (в том числе колледж)

0,28

Источник: АИЪшо е1 а)., 1996.
54 Глава 4. Удовлетворенность____________________________________________________
Таблица 4.2
Введение 55
Другой подход заключается в выявлении того, какие же сферы, по мнению лю­дей, являются в их жизни важнейшими источниками удовлетворенности. Холл (На11, 1976) использовал этот метод, проводя опрос в Великобритании, и обнару­жил, что наиболее часто упоминавшимися областями были следующие:
• семейная и домашняя жизнь;
• деньги и цены;
• жизненный уровень;
• социальные ценности и нормы;
• социальные отношения;
• жилищные условия;
• здоровье;
• работа.
К счастью, между представленным списком и другими перечнями много обще­го; главы настоящей книги и посвящены этим областям.
Возникает вопрос: зависит ли оценка общей (глобальной) удовлетворенности от суждений об удовлетворенности разными сферами жизни (так называемый про­цесс «снизу вверх»)? Или же все происходит наоборот: общая удовлетворенность влияет на удовлетворенность конкретными сферами жизни (процесс «сверху вниз»)? А может быть, причинная связь разворачивается в двух направлениях?
Было предпринято несколько попыток найти ответы на эти вопросы, для чего использовался метод статистического моделирования. Маллард и соавторы (Ма1-1агс1 е( а1., 1997) учли данные исследований 11 сфер жизни по 32 странам и устано­вили: применительно к 29 странам можно говорить о существовании двунаправ­ленной причинности, в случае с 3 странами — о процессе «сверху вниз». Полу­ченные результаты варьировались в зависимости от конкретной области жизни, однако какой-либо согласованности установить не удалось. Строгого влияния «снизу вверх» ученые не обнаружили. Исследования, в которых применялось ста­тистическое моделирование, не предоставили достаточно убедительных доказа­тельств причинной связи, поскольку в каждом из них корреляция устанавливалась относительно данных, собранных в одно время. Для более убедительного свиде­тельства требуются лонгитюдные исследования. С помощью экспериментальных методов, например, можно проследить, способствует ли вступление в брак обрете­нию большего счастья.
Хиди и Веринг (Неас1еу & \\^еапп§, 1992) осуществили лонгитюдный анализ, проведя 5 повторных обследований одной и той же выборки. Их выводы оказались отличными от результатов прочих исследований. Они обнаружили, что удовле­творенность браком и жизнью в целом взаимно обусловливают друг друга. Общая удовлетворенность влияет на удовлетворенность работой, материальным положе­нием и досугом (т. е. везде обнаруживается связь «сверху вниз»).
Глава 10 посвящена личностным факторам счастья и по сути дела является ана­лизом именно процессов «сверху вниз». Другие главы, речь в которых идет о рабо­те, досуге и т. д., описывают конкретные сферы жизни, и поэтому там речь идет об обратных процессах. Один из аспектов проблемы заключается в том, как люди
56 Глава 4. Удовлетворенность
выносят суждения по поводу удовлетворенности: происходит ли это посредством рассмотрения каждой области, или же оценка основывается на неком главенствую­щем процессе, например эмоциональном состоянии? Шварц и Штрак (5сЬ\уагг & 51гаск, 1991) выдвинули предположение о том, что иногда при вынесении сужде­ния относительно общей удовлетворенности люди исходят из своего преобладаю­щего эмоционального состояния, — такой путь проще, чем оценка каждой сферы в отдельности. Вместе с тем как сами эти сферы, так и их компоненты все равно под­вергаются оценке. Это зависит от сравнения с другими людьми, прошлым опытом или любыми другими доступными объектами для сравнения. Ассимиляция недав­них положительных событий может влиять на достоверность информации об удов­летворенности.
Какое значение для удовлетворенности имеют объективные факторы?
Ряд исследователей, занимавшихся вопросами благополучия, пришли к выводу, что объективные факторы не играют определяющей роли: более важны индиви­дуальные различия, а также эмоции и когнитивные процессы (В1епег е1 а1., 1999; 5сЬ\уаг2 & 31гаск, 1991). Эта точка зрения подтверждается, в частности, двумя выводами. Во-первых, между доходами и удовлетворенностью, очевидно, обна­руживается весьма низкая корреляция. Во-вторых, люди с серьезными поврежде­ниями оценивают свою удовлетворенность и счастье достаточно высоко. Рассмот­рим особенности влияния объективных факторов на удовлетворенность жизнью более подробно.
Деньги
Динер и Оиши ф^епег & СНзЫ, т ргезз), обратившись ко всемирному исследова­нию ценностей, в котором приняло участие 150 000 респондентов, охарактеризо­вали степень влияния дохода в 19 странах. Средняя корреляция дохода с удовле­творенностью им составила 0,25, а с удовлетворенностью жизнью — 0,13. Обычно наблюдается именно такая закономерность: первая корреляция больше, чем вто­рая. Влияние дохода на счастье значительно сильнее в нижней части шкалы дохо­дов. Аналогично взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и доходом гораз­до более выражена в бедных странах, что, вероятно, объясняется следующим: день­ги здесь тратятся, главным образом, на пищу, жилье и удовлетворение прочих необходимых потребностей.
Корреляция среднего дохода (для каждой из 28 стран) со средней удовлетво­ренностью жизнью составляет, поданным разных исследований, 0,62 и 0,59. Столь существенное воздействие дохода на удовлетворенность жизнью объясняется тем, что при межнациональных исследованиях не так сильно выражено влияние инди­видуальных различий, как это свойственно изучению вопроса в рамках одной стра­ны. Кроме того, деньги, используемые для потребления общественных благ (напри­мер, оплата услуг здравоохранения и образования), сильнее влияют на ощущение счастья, чем когда на них приобретаются товары для личных нужд. Можно сделать
________________Какое значение для удовлетворенности имеют объективные факторы? 57
вывод о том, что деньги действительно оказывают влияние на переживание счас­тья, и степень такого влияния существенно недооценивается корреляцией в 0,13. Получены и другие интересные результаты, касающиеся воздействия финансо­вых средств (например, выигрыша в лотерею) и роли ожиданий и сравнений. Эти вопросы затрагиваются нами в главе 9.
Здоровье
Мета-анализ, выполненный Окуном и его коллегами (Окип ег. а1., 1984), показал, что корреляция счастья со здоровьем составляет 0,32: она сильнее, когда привле­каются субъективные критерии здоровья. Однако субъективное здоровье (неотъем­лемая часть удовлетворенности жизнью) совсем не то же самое, что физическое. Скажем, невротики преувеличивают степень своего субъективного нездоровья, а люди с высоким кровяным давлением или уровнем холестерина могут считать, что состояние их здоровья лучше, чем это есть на самом деле. Существует взаимо­связь между счастьем и наличием конкретных заболеваний, особенно если они ограничивают жизнедеятельность человека (УеепЬоуеп, 1994); а бывают и такие болезни, при которых пациенты чувствуют себя лучше других. Какова в данном случае направленность причинной связи? Хиди и Веринг (Неас1у & \Уеагт§, 1992) провели в Австралии лонгитюдное исследование и обнаружили, что взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью в целом и здоровьем ложная, она зависит от соотношения каждого из этих компонентов с нейротизмом: счастливые люди ме­нее невротичны, невротики менее удовлетворены своим здоровьем. Однако в дру­гом лонгитюдном исследовании Фейст и соавторы (Ре151 е1 а1„ 1995) установили, что эта связь двунаправлена.
Здоровье особенно важно для благополучия пожилых людей и прогнозирует их счастье или удовлетворенность. Следовательно, здоровье является причиной сча­стья. Одной из форм воздействия последнего на здоровье служит активация им­мунной системы, вызываемая хорошим настроением. Роль счастья в субъективном здоровье также обусловлена когнитивными процессами, например представлени­ем о жизни и самом себе.
Работа и занятость
Более подробно эту тему мы рассмотрим в главе 7. В современном мире безработи­ца — важнейший источник несчастья. Она вызывает депрессию, приводит к само­убийствам, ухудшает здоровье, порождает апатию, низкую самооценку — все аспек­ты низкой удовлетворенности и отсутствия счастья. Воздействие это существенно. Инглхарт (1п§1еЬагС, 1990) выявил: среди европейских безработных удовлетворен своей жизнью лишь 61%, тогда как у занятых физическим трудом этот показатель составил 78%. О том, что безработица выступает причиной несчастья, свидетель­ствует ее влияние, оказываемое на уровень удовлетворенности работников, сокра­щенных в связи с закрытием предприятия. Ее воздействие не устраняется и в том случае, когда учитываются и другие переменные, скажем, доход.
По данным мета-анализа, проведенного Тейтом и его коллегами (ТаН е1 а1., 1989), удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью сильно коррели­руют друг с другом (г = 0,44). Попытки вычленить направление причинной связи
58 Глава 4, Удовлетворенность
показали, что она действует в обе стороны, однако сильнее влияние удовлетво­ренности жизнью на удовлетворенность работой, а не наоборот (О1епег е1 а1., 1999). Наиболее заметные различия в удовлетворенности работой наблюдаются в рам­ках профессиональных групп. Людям задавался вопрос о том, выбрали бы они снова свою работу; «да» ответили 91% математиков, 82% юристов и лишь 16% не­квалифицированных рабочих сталелитейной промышленности. На удовлетво­ренность работой также воздействуют взаимоотношения с другими сотрудника­ми и прочие социальные факторы. Роль этих объективных характеристик, ска­зывающихся также и на удовлетворенности жизни в целом, несомненна, что будет показано в главе 7.
Социальные отношения
Социальные отношения являются важнейшим источником счастья, причем самое существенное значение имеет брак. Инглхарт (1п§1еЬаг1, 1990) установил, что в Европе 81 % замужних женщин удовлетворены или даже очень удовлетворены сво­ей жизнью, тогда как среди незамужних таковых оказалось 75%. Более резкие раз­личия обнаружены при рассмотрении роли вдовства или развода: удовлетворен­ных жизнью среди вдов — 66%, среди разведенных или расставшихся со своими му­жьями — 57%. Среди мужчин влияние данных факторов не столь весомое. Штребе (ЗСгоеЬе & 51гоеЬе, 1987) обнаружили, что у 42% вдов по Опроснику депрессии Бека отмечается показатель от умеренного до очень высокого, тогда как среди за­мужних — таковых лишь 10%. Сходные результаты получены при опросе предста­вителей разных культур, хотя некоторые соответствующие различия имеются: на­пример, по уровню счастья среди разведенных и тех, у кого есть партнер.
Влияние указанных факторов сохраняется и в том случае, когда вводились кон­трольные переменные — доход и др. Направленность причинной связи здесь до­вольно ясна. Ученые исследовали людей из группы «повышенного риска», т. е. индивидов 20 с небольшим лет, которые предположительно подвержены «риску» вступить в брак. Можно говорить, что скорее вдовство — причина несчастья, чем наоборот; в ситуации с разводом подобная взаимосвязь не так очевидна. Аналогич­ное, хотя и не столь значительное положительное влияние оказывают на счастье другие виды человеческих взаимоотношений — скажем, дружба и семейные, не супружеские, отношения. Этих вопросов мы коснемся в главе 6.
Досуг
Как мы видели из табл. 4.3, в некоторых исследованиях было установлено, что удовлетворенность досугом коррелирует с общей удовлетворенностью больше, чем все остальные сферы. Показатель составляет около 0,40, однако падает приблизи­тельно до 0,20 при включении в анализ контрольных переменных (доход и др.). Изучалось также воздействие реальных занятий, избираемых для проведения до­суга; в некоторых случаях проводились экспериментальные или лонгитюдные ме­тоды, позволяющие выявить причинную связь. Например, были эксперименты, когда людей убеждали регулярно делать физические упражнения. В результате оказалось, что это уменьшает тревогу и депрессию, повышает самооценку и улуч­шает фигуру (Аг§у1е, 1996).
________________Какое значение для удовлетворенности имеют объективные факторы? 59
Установлено положительное влияние и других способов организации досуга — клубов общения, добровольной работы и музыки. Однако просмотр телевизора иногда имеет с удовлетворенностью обратную взаимосвязь — вероятно, потому, что смотрящие телевизор очень долго не находят никаких лучших занятий. В главе 8 мы еще коснемся аспектов свободного времени.
Жилищные условия
Жилищные условия не представляют собой традиционно изучаемой психолога­ми переменной, однако позволяют понять некоторые интересные моменты. По ре­зультатам некоторых исследований они относятся к наиболее часто упоминае­мым сферам (На11, 1976). Жилищные условия можно расценивать как составля­ющую уровня жизни. Ряд ученых показал, как отдельные аспекты жилищных условий сказываются на удовлетворенности ими в целом. Так, проведя в Вели­кобритании исследование, Холл получил следующие результаты: люди, у кото­рых нет ванной или душа, были не очень этим довольны, но на удовлетвореннос­ти жилищными условиями в целом подобные обстоятельства не слишком отража­лись (табл. 4.5) и еще меньше они влияли на удовлетворенность жизнью в целом. Аналогичным образом, проведя опросы в США, Кэмпбелл и соавторы(СатрЬе11 е1 а\., 1976) определили, что удовлетворенность жилищными условиями зави­сит от таких переменных, как количество комнат на одного человека, их размер и отопление.
Таблица 4.5 Удовлетворенность ванной комнатой
Общая удовлетворенность Удовлетворенность жилищными условиями ванной комнатой
Нет стационарной ванной или душа 5,5 2,2
Общее пользование 7,3 6,9
Личное пользование 8,0 8,7
Источник: На11, 1976.
Удовлетворенность жильем способствует общей удовлетворенности, причем, как правило, корреляция составляет около 0,30 (Апс1ге\уз & \\^г.Ьеу, 1976), что по сравнению с другими рассмотренными переменными не столь значительно.
Образование
Эта переменная тоже оказывает довольно умеренное воздействие, однако весьма интересна, поскольку связана с другими причинами удовлетворенности. Во мно­гих исследованиях отмечалось положительное влияние образования (которое учи­тывалось как число лет обучения или достигнутый уровень). Типичная корреля­ция его с благополучием в США — 0,13; она выведена по результатам метаанализа, осуществленного Окуном и соавторами (Окип е1 а1., 1984). В США и Великобрита­нии образование способствует как росту дохода, так и получению работы, имею­щей более высокий профессиональный статус. Самая заметная роль образования



Общая удовлетворенность жилищными условиями

Удовлетворенность ванной комнатой

Нет стационарной ванной или душа Общее пользование Личное пользование

5,5 7,3 8,0

2,2 6,9 8,7

60 Глава 4. Удовлетворенность
в Австрии, Южной Корее, Мексике, Югославии, Филиппинах и Нигерии. Неясно, правда, что общего между этими странами; может быть, образование там каким-либо образом дает людям больше.
Выводы о роли объективных источников удовлетворенности
Выше мы рассмотрели, сколь существенное влияние на удовлетворенность оказы­вают деньги и другие условия жизни. Вместе с тем эти взаимосвязи не всегда очень сильны. Динер и Сью (В1епег & 5иЬ, 1997а) обнаружили, что по совокупности объективных социальных индикаторов (доход, здоровье и т. д.) Австрия набирает 71 балл, а Нигерия — только 30. Тем не менее показатели удовлетворенности жиз­нью в этих странах отличаются друг от друга лишь на 2 пункта. Адаме (Аскшз, 1997) установил, что объективные показатели жизни чернокожих американцев в период с 1980 по 1992 г. ухудшались, тогда как удовлетворенность жизнью увеличивалась, несмотря на то что уровень счастья значительно снизился. Очевидно, что объек­тивные показатели не единственный источник удовлетворенности, и теперь мы обратимся к некоторым другим ее причинам.
Влияние социального сравнения
Согласно теориям социального сравнения, люди оценивают свои качества или жизнь, сопоставляя их с другими. Подобный подход применяется в исследовани­ях счастья, чтобы объяснить некоторые аспекты, которые иначе поставили бы уче­ных в тупик. Например, установлено, что по мере роста национального дохода удовлетворенность вовсе не возрастает — вероятно, потому, что доходы выросли и у всех остальных. Уилле (ХУШз, 1981) собрал массу данных, подтверждающих ги­потезу, согласно которой у людей улучшается субъективное благополучие, если сравнение производится с менее удачливыми индивидами; а также гипотезу, в со­ответствии с которой сравнение «сверху вниз» обусловлено снижением субъектив­ного благополучия. Ученый делает следующее заключение: люди в основном срав­нивают по принципу «снизу вверх», но для имеющих низкую самооценку харак­терно обратное.
Недавние эксперименты укрепляют некоторые из этих идей. Штрак и соавто­ры (5г.гаск ег. а!.. 1990) установили, что если напарником по эксперименту оказы­вался человек, страдающий почечной недостаточностью, требующей диализа, ощу­щение благополучия испытуемого улучшалось. Исследователи (Зггаск ег. а1., 1985) показали: если участников эксперимента просили подумать о происходящих в на­стоящем приятных событиях, это повышало их субъективное благополучие; пози­тивные факты, относящиеся к прошлому, оказывали гнетущее впечатление — пред­положительно, из-за контраста с настоящим; относительно неприятных событий все обстояло наоборот.
У счастливых и несчастных людей процесс сравнения осуществляется по-разно­му. Любомирски и Росс (ЬуиЬоппгзку & Козз, 1997) обнаружили, что на самооценку вторых влияет результат напарника, который выполнил задание по расшифровке анаграммы лучше или хуже, чем они. Однако на счастливых людей участник, пре­взошедший их, не оказывал такого влияния, что создавало более позитивный эмо-
I
Влияние социального сравнения 51
циональный настрой и большую уверенность в себе, хотя и не повышало самооцен­ки. Вероятно, напарник с лучшими результатами действовал в данном случае как стимул и увеличивал перспективы, а это и делало людей счастливее.
Тем не менее попытки подтвердить теорию социального сравнения в условиях реальной жизни не всегда приводили к желанному результату. Динер и Фуджита (Б1епег & Рцр1а, 1997) провели несколько подобных исследований. В одном из них было обнаружено, что если у человека был сосед по комнате, отличавшийся боль­шей/меньшей внешней привлекательностью или успехами в учебе, это никак не влияло на его удовлетворенность данными сферами жизни. Люди выбирали соб­ственные объекты для сравнения, связанные со своими возможностями.
В другом случае было показано, что если индивиды с одинаковым уровнем до­хода живут в более богатом/бедном районе, это не влияет на их субъективное бла­гополучие. Еще одна работа ученых проиллюстрировала: средний уровень благо­получия в разных странах имеет с экономическим благосостоянием соседних го­сударств положительную, а не отрицательную корреляцию, что можно было бы предположить, отталкиваясь от теории сравнения (В1епег, В1епег & В1епег, 1995). Райт (\Уп§Ь1, 1985) подчеркивает, что на удовлетворенность оказывает влияние самооценка здоровья, а не сравнение со здоровьем окружающих.
Люди избирают собственные объекты сравнения: например, индивиды, у кото­рых высокие показатели благополучия, более благоприятным образом сравнива­ют с другими (СПЬег1 & Тгошег, 1990). В результате проведенного сопоставления возможно сделать разные выводы. Бунк и соавторы (Виипк е1 а1., 1990) показали, например, что сравнения по принципу «снизу вверх» заставляют людей чувство­вать себя как более, так и менее счастливыми в связи с их здоровьем, надеяться или завидовать. Сравнения, навязанные внешними обстоятельствами, не оказывают на удовлетворенность согласованного влияния. «Выбор объекта сравнения — процесс гибкий, не определяемый исключительно степенью доступности соответствующих "других"», — отмечают ученые (\Уооо! е1 а1., 1985).
Это правило имеет два исключения. Одно из них — академические достижения: в более или менее замкнутом сообществе школы или колледжа принятые стандар­ты для сравнения играют решающую роль (О1епег & Ргука, 1997). Второе — зара­ботная плата работников промышленности, на уровень которой в значительной степени влияет деятельность профсоюзов, и работники точно знают, сколько по­лучают другие трудящиеся. Они могут объявить забастовку (даже если это приве­дет к закрытию предприятия), когда считают, что им платят меньше положенного.
По сути дела, люди часто производят такие сравнения: Росс и соавторы (Козз е1 а1., 1986) установили, что 89% людей избирает круг тех, с кем они общаются, как объект сравнения, позволяющий уточнить меру собственной удовлетворенности семей­ной жизнью, 82% — степень удовлетворенности работой, но лишь 61% сравнивает с миром самых близких людей свою удовлетворенность жизнью в целом (тогда чаще в круг зрения попадают чужие).
Еще одна разновидность концепции социального сравнения — теория множе­ственного несоответствия (МиШр1е Бгзсгерапсу Ткеогу — МБТ). Микалос (1УПспа1о5, 1985) предположил, что удовлетворенность — продукт (незначительных) расхож­дений между достижениями и устремлениями, что часто определяется при срав-
62 Глава 4. Удовлетворенность
нении с другими людьми. Согласно данной теории, слишком большие желания угрожают ощущению удовлетворенности. Действительно, разрыв между целью и достижением коррелирует с удовлетворенностью. Однако очевидна и взаимосвязь достижения с удовлетворенностью, если не принимать во внимание цель.
В ряде исследований удовлетворенность, которая предсказывалась с учетом от­меченного разрыва, сравнивалась с той, какая ожидается, когда в расчет берутся лишь реальные достижения или возможности. Иногда теория множественных рас­хождений позволяет проводить более точный анализ, хотя нередко не вносит ни­чего существенного. Вместе с тем упомянутый выше разрыв сам может являться продуктом удовлетворенности, а не наоборот. Хиди и Венховен (Неас1еу & Уееп-Ьоуеп, 1989) обнаружили это, используя данные Викторианского панельного ис­следования в Австралии: «Разрыв вызывается удовлетворенностью жизнью, а не наоборот». Кэмпбелл с коллегами (СатрЬеН е1 а1., 1976) с помощью этой теории попытались объяснить феномен усиливающейся с возрастом удовлетворенности, отметив, что со временем «разрыв» уменьшается.
Согласно теории разрыва целей и достижений, большие стремления приводят к низкой удовлетворенности. Однако другие теоретики утверждают, что само на­личие в жизни определенных целей — благоприятный фактор. В то же время, как мы увидим в главе 10, необходимо, чтобы цели были правильными.
Адаптация
Процесс адаптации — традиционный объект изучения в психологии. Если челове­ка попросят оценить вес нескольких предметов, масса которых находится в преде­лах 2-6 унций, 1 фунт покажется ему «тяжелым». Однако если бы он взвешивал предметы весом в 3-6 фунтов, 1 фунт показался бы ему «легким»1. Мы привыкаем к определенному набору стимулов. Применительно к определению меры удовле­творенности подобное означает, что наступает привыкание к конкретному уровню источников удовлетворенности, и мы считаем его нормальным.
Эту теорию, как считалось, подтверждают исследования больных квадриплеги-ей2 и других пациентов. Выше уже упоминался имеющий важное значение труд Брикмана и соавторов (Впсктап еЬ а1., 1978), которые изучили 11 больных, стра­дающих параплегией3, и 18 человек с квадриплегией. Оценка того, насколько они счастливы в настоящее время, у больных оказалась на уровне 2,96 — существен­но ниже, чем у здоровых людей, составивших контрольную группу (3,82). Ана­логичное соотношение обнаружено среди самооценок удовольствия, получаемо­го от повседневных занятий. Шульц и Декер (5спи1г & Бескег, 1985), обследовав 100 пациентов с тем же заболеванием, обнаружили, что и 20 лет спустя после не­счастного случая показатели ощущения счастья у них были ниже, чем у прочих людей (табл. 4.6).
' 1 унция составляет 28,35 грамма; 1 фунт — 453,59 грамма.
2 Квадриплегия (тетраплегия) — паралич всех четырех конечностей. — Примеч. перев.
3 Параплегия — паралич обеих рук или ног. — Примеч. перев.
I
Адаптация 53
Таблица 4.6 Счастье у больных с параличом двух или четырех конечностей



Больные

Контрольная группа

Субъективное благополучие

10,76 (я= 100)

12-13

Депрессия

9,74

9,25

Положительные эмоции

4,04

3,77 (1 означает положи-





тельную оценку)

Счастье в настоящее время

2,96 (и = 29)

3,82 (п = 88)

Счастье в прошлом

4,41

3,32

Источники: Впсктап е1 а1., 1978; ЗсЬик & Бескег, 1985.
Крауз и Стернберг (Кгаизе & 51егпЬег§, 1997) изучали пациентов с повреж­дением спинного мозга и обнаружили, что общая удовлетворенность у них со временем повышается, если устранить влияние других переменных. Люди, став­шие инвалидами сравнительно недавно, менее удовлетворены жизнью, чем стра­дающие физическими недостатками с рождения или с детства, т. е. с большим периодом адаптации (МеЬпегг. е1 а1., 1990). В главе 10 будет показано, что хотя благосостояние у пожилых людей ниже, здоровье хуже, а вероятность оказать­ся в социальной изоляции весьма высока, в среднем они не меньше (если не больше) удовлетворены жизнью, чем молодые люди. Вероятно, это обусловле­но адаптацией.
Для подтверждения теории адаптации привлекаются также данные, получен­ные в исследованиях индивидов, которые выиграли в лотерее. Получить доказа­тельства верности данной теории в этом случае легче, поскольку через короткое время выигравшие становятся ничуть не счастливее членов контрольной группы. Чтобы привыкнуть к бедствиям, требуется длительное время; например, овдовев, человек может оправляться от трагедии в течение нескольких лет.
С теорией адаптации связана еще одна сложность: большинство людей, в том числе и инвалиды, демонстрируют показатель удовлетворенности выше среднего (примерно 70% от максимально возможного по шкале), а это значит, что свою леп­ту вносят и другие факторы. Однако наибольший интерес представляет способ­ность адаптироваться к негативным событиям: как удается людям это сделать? Ответ заключается в том, что они, судя по всему, включаются в некоторый процесс «преодоления» (копинг-процесс), по-новому обустраивая жизнь или просто ина­че взирая на вещи. Скоро мы коснемся этого вопроса.
Некоторые люди страдают депрессией, и это продолжается годами: никакой адаптации у них не наблюдается. Объективные события, вызывающие удовлетво­ренность или неудовлетворенность (прием пищи, сексуальные отношения, соци­альные связи, досуг и работа), продолжают оказывать влияние на человека, а зна­чительных примет адаптации нет.
По всей видимости, в случае некоторых (но не всех) негативных жизненных изменений адаптация действительно происходит. Однако она не уничтожает по­стоянной выгоды, получаемой от основных источников удовольствия.
54 Глава 4, Удовлетворенность
Влияние эмоционального состояния на удовлетворенность
Выше мы рассматривали модель Шварца и Штрака (ЗсЬмагг & ЗСгаск, 1999), в соот­ветствии с которой суждения по поводу общей удовлетворенности, скорее всего, основываются на эмоциональных состояниях, — это проще, чем производить мно­жество подробных сравнений. В главе 2 указывалось, что эмоции коррелируют с удовлетворенностью на уровне примерно 0,50. Шварц и Штрак (5сЬшагг & Зггаск, 1999) совместно с коллегами установили, что когда светит солнце, удовлетворен­ность и общее благополучие оцениваются выше, чем когда идет дождь. Высокие оценки высказывались также, когда футбольная команда Германии выиграла матч или когда тестирование проводилось в приятной обстановке (табл. 4.7).
Таблица 4.7 Удовлетворенность жизнью, погода, футбол и обстановка
Приятное помещение 9,4
Неприятное помещение 8,1
Немецкая команда одержала победу +2,5
Немецкая команда проиграла -2,8
Светит солнце 7,4
Дождливый день 5,0
Источник: ЗсЬ^агг & С1оге, 1983; ЗсЬ^агг е1 а!., 1987.
Почему же непосредственное эмоциональное состояние воздействует на общую удовлетворенность человека? Скорее всего, эмоциональное состояние служит людям в качестве показателя их благополучия. Шварц и Клор (ЗсЬшагг & С1оге, 1983) общались с людьми по телефону в солнечные и дождливые дни; субъекты оказались в лучшем настроении и были более удовлетворены жизнью в целом, ко­гда светило солнце. Если же внимание респондентов специально привлекалось к погоде, это никак не влияло на их настроение, но устраняло воздействие погоды на оценку благополучия: люди не задействовали вызванное солнечной погодой хоро­шее настроение для свидетельства своего благополучия. В других экспериментах было установлено, что эмоциональное состояние влияет на общее благополучие, но не на удовлетворенность отдельными сферами жизни (Кекпег ег. а1., 1993), что и предсказывали Шварц и Штрак.
Когнитивные факторы удовлетворенности
В главе 6 мы увидим, что бывают личности типа Полианны1, которые «видят все в солнечном свете». Они счастливы, оптимистичны, события представляются им радостными, они позитивно смотрят на окружающих, вспоминают множество
' Полианна — героиня одноименной детской книги (1913) Элеонор Портер, неисправимая оптимистка. Имя Полианна стало нарицательным — символом ничем не оправданного оптимизма. — Примеч. перев.

Приятное помещение

9,4

Неприятное помещение

8,1

Немецкая команда одержала победу

+2,5

Немецкая команда проиграла

-2,8

Светит солнце

7,4

Дождливый день

5,0

Когнитивные факторы удовлетворенности 55
положительных событий; их свободные ассоциации приятно окрашены (МаШп & Са\угоп, 1979). Но как увидеть вещи с позитивной стороны? Если бы мы знали ответ на этот вопрос, вероятно, сделали бы людей счастливее благодаря иному типу мышления, и не надо было бы изменять фактические условия их жизни. Выше бы показано, что сравнения по принципу «сверху вниз» улучшают ощущаемое благо­получие. Подобный эффект возникает, если напарником субъекта сделать челове­ка, который якобы страдает физическими недостатками, или в ином смысле не­благополучного, или не столь преуспевшего в выполнении лабораторных зада­ний. Однако мы видели, что у счастливых людей может улучшиться настроение, если их напарник добивается больших успехов, поскольку в этом случае они могут рассчитывать, что сами в будущем улучшат свой результат.
Сами мысли о позитивных событиях способны ободрять, но достигаемый эф­фект зависит от того, когда случилось это приятное переживание. Штрак и соавто­ры (5г.гаск ег. а1., 1985) установили, что когда испытуемых просили подумать о приятных событиях из настоящего или недавнего прошлого, ощущение субъектив­ного благополучия усиливалось. В ситуации с событиями из прошлого на оценке благополучия активнее сказывались мысли о негативных событиях (табл. 4.8). Прошлый опыт действует в данном случае по принципу контраста, а то позитив­ное, что происходит в настоящем, выступает доказательством благополучия. Так­же было обнаружено, что эффект зависит от того, как человек думает о событиях. Влияние на субъективное благополучие было сильнее, когда испытуемых проси­ли дать подробное живое описание событий и объяснить, как они произошли.
Таблица 4.8 Субъективное благополучие: влияние значимости событий и фактора времени

События

Временная перспектива



Настоящее

Прошлое

Позитивные Негативные

8,9
7,1

7,5 8,5

Примечание: приведены средние показатели по ответам на вопросы о счастье и удовлетво­ренности; возможный диапазон составляет от 1 до 11, более высокие значения означают больший уровень благополучия. Адаптировано по: §1гаск е(; а1. (1985, Ехр. 1).
Важно также, чему человек приписывает событие. Давно известно, что индиви­ды, страдающие депрессией, усматривают причины плохих происшествий в самих себе: они винят себя, причина — в них, и все дурное случится снова. Не удалось пока установить, какое влияние сильнее: или же такой стиль «приписывания» вызыва­ет депрессию, или же все обстоит совершенно наоборот. Однако Финчем и Брэд­бери (РтсЬат & ВгайЬигу, 1993) установили, что наличие сходных атрибуций, касающихся поведения супругов, позволяет предсказать успех брака. Если вина за неблагоприятное положение возлагается на недостатки другого, это показатель неуспешного супружества. К страдающим депрессией пациентам применяется те­рапия, основанная на теории атрибуций: их убеждают не винить себя в тех собы­тиях, которые происходят не так, как им хотелось бы. Нами были получены дан-
3 Зак 312
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.