.RU
Карта сайта

права на которые подлежат государственной регистрации - Т. Л. Крутякова полные и сокращенные названия использованных документов

права на которые подлежат государственной регистрации

, необходимо учитывать следующие особенности.
--------------------------------
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимости, к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
В этой связи налогоплательщик, который приобрел воздушное судно, вправе начать амортизировать его в целях налога на прибыль с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанного судна в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Соответственно, дата ввода в эксплуатацию воздушного судна не может быть ранее даты выдачи сертификата летной годности (Письмо Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/1/570).
В бухгалтерском учете с 2011 г. факт госрегистрации права собственности, равно как и факт подачи документов на регистрацию этого права, никак не влияет на момент принятия объекта к учету в составе основных средств.
Объекты, права на которые подлежат госрегистрации, равно как и все остальные объекты основных средств, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации.
Таким образом, если организация приобрела по договору купли-продажи здание, которое пригодно к эксплуатации, то акт приемки-передачи здания является достаточным основанием для включения его в состав основных средств (см. Письмо Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20).
При этом заметим, что если приобретенное здание находится в состоянии, не пригодном к использованию (например, приобретено новое здание без отделки), то до момента завершения работ по доведению его до состояния, пригодного к использованию, оно будет числиться на счете 08. И только после того как все работы по доведению здания до состояния, пригодного к использованию, будут завершены, у организации появится обязанность принять его к учету в составе основных средств.
В целях налогообложения прибыли основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 11 ст. 258 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.
В Письме Минфина России от 04.03.2011 N 03-03-06/1/116 указано, что документом, подтверждающим факт подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, может быть вышеуказанная расписка.
Таким образом, в налоговом учете для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат государственной регистрации, необходимо выполнение двух условий (Письмо Минфина России от 04.03.2011 N 03-03-06/1/116):
1) включение данного основного средства в амортизационную группу (наличие документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав );
2) его ввод в эксплуатацию.
--------------------------------
Если организация не может документально подтвердить факт подачи документов на государственную регистрацию права на основное средство, то такое основное средство включается в состав соответствующей амортизационной группы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором организацией было получено свидетельство о государственной регистрации права (Письмо Минфина России от 19.08.2010 N 03-03-06/1/560).
При этом в Письме Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/96 уточняется, что амортизация основного средства, права на которое подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав.
Пример 1.2. Организация по договору купли-продажи приобрела здание. Акт приема-передачи здания подписан 16 мая 2011 г. Этим же числом оно введено в эксплуатацию. Документы на госрегистрацию права собственности поданы 24 июня.
В данном случае полученное здание принимается к учету в составе основных средств (дебет счета 01) в мае 2011 г. Соответственно, с июня по нему в бухгалтерском учете начисляется амортизация.
Для целей налога на прибыль здание включается в состав амортизируемого имущества в июне 2011 г. Соответственно, амортизация по нему в целях налога на прибыль начисляется с июля 2011 г.
1.4. Учет "малоценных" основных средств
1.4.1. Налоговый учет
В налоговом учете действует четкое правило: основные средства первоначальной стоимостью не более 40 000 руб. списываются в состав материальных расходов в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Никаких иных вариантов учета основных средств стоимостью не выше 40 000 руб. гл. 25 НК РФ не предусматривает.
Этот стоимостный критерий в полной мере применяется и к имуществу, являющемуся предметом лизинга.
Если предметом лизинга, учитываемым на балансе лизингодателя, является имущество, первоначальная стоимость которого менее 40 000 руб., лизингодатель учитывает стоимость такого имущества в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.06.2009 N 03-03-06/1/391).
Обратите внимание! По мнению Минфина России, стоимостный критерий не распространяется на основные средства, полученные организацией от учредителя в качестве вклада в уставный капитал.
Минфин считает, что такие основные средства должны амортизироваться в установленном порядке, независимо от их первоначальной стоимости. Если стоимость полученного основного средства, определенная в порядке, предусмотренном ст. 277 НК РФ (см. с. 58), окажется менее 40 000 руб., то списать его на расходы единовременно нельзя (см. Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-03-06/1/241).
Эта позиция Минфина России, на наш взгляд, очень спорна. Однако налоговые органы на практике руководствуются именно этим подходом.
Заметим, что УФНС России по г. Москве придерживается аналогичного подхода в отношении объектов, полученных организацией-правопреемником в результате реорганизации.
В Письме УФНС России по г. Москве от 26.04.2010 N 16-15/043777@ указано, что основное средство, полученное в порядке правопреемства реорганизованной организацией, вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования из состава амортизируемого имущества не исключается. Следовательно, организация-правопреемник не вправе единовременно включить в состав материальных расходов стоимость имущества с оставшимся сроком полезного использования менее 12 месяцев либо остаточной стоимостью менее 20 000 руб. .
--------------------------------
Этот лимит отнесения имущества к амортизируемому действовал на дату издания Письма.
Примечание. При ведении налогового учета по налогу на прибыль нужно помнить, что стоимостный критерий в размере 40 000 руб. действует только с 1 января 2011 г. и применяется только к тем объектам, которые введены в эксплуатацию после 1 января 2011 г.
До 1 января 2011 г. стоимостный критерий отнесения имущества к амортизируемым основным средствам был ровно в 2 раза ниже и составлял 20 000 руб.
Приобретаемое организацией имущество учитывается для целей налогообложения прибыли в соответствии с тем порядком, который действовал на момент ввода данного имущества в эксплуатацию (Письмо Минфина России от 03.11.2007 N 03-03-06/1/767).
Соответственно, стоимостный критерий 40 000 руб. распространяется только на те объекты, которые введены в эксплуатацию после 1 января 2011 г. Объекты, введенные в эксплуатацию до 1 января 2011 г., продолжают амортизироваться по тем правилам, которые действовали на момент их ввода в эксплуатацию.
Объекты стоимостью свыше 40 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев в момент ввода в эксплуатацию включаются в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Их стоимость списывается на расходы путем начисления амортизации.
Из этого правила есть только одно исключение, которое предусмотрено для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий .
--------------------------------
Имеются в виду российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, выполняющие следующие условия:
- организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758);
- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц - не менее 70%;
- среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
При определении доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей - иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Таким организациям предоставлено право единовременно признавать в расходах затраты на приобретение электронно-вычислительной техники независимо от ее стоимости (п. 6 ст. 259 НК РФ). Соответствующее решение должно быть отражено в приказе об учетной политике для целей налогообложения.
1.4.2. Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете

организации могут самостоятельно (в учетной политике) устанавливать лимит стоимости отнесения имущества к материально-производственным запасам.
С 2011 г. в бухгалтерском учете максимальный стоимостный предел отнесения основных средств к МПЗ равен 40 000 руб. за единицу .
--------------------------------
Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н, увеличивший стоимостный предел с 20 000 до 40 000 руб., вступил в силу только в апреле 2011 г. Соответственно, для применения в 2011 г. стоимостного предела в размере 40 000 руб. организации следовало в апреле 2011 г. внести соответствующие изменения в свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета.
При этом установление лимита является правом, а не обязанностью. В принципе никто не запрещает в бухгалтерском учете учитывать все объекты, отвечающие критериям отнесения к основным средствам, независимо от их стоимости, на счете 01 (03), начисляя по ним амортизацию в общеустановленном порядке в течение срока их эксплуатации.
Примечание. Решение об установлении лимита отнесения имущества к материально-производственным запасам должно быть отражено в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Отсутствие соответствующей записи в приказе об учетной политике предполагает, что все объекты, удовлетворяющие критериям п. 4 ПБУ 6/01 (см. с. 15), независимо от их стоимости, учитываются организацией на счете 01 и амортизируются в общеустановленном порядке.
Если лимит установлен, то "малоценные" основные средства (стоимостью в пределах установленного в приказе об учетной политике лимита) учитываются не на счете 01 (03), а на счете 10 "Материалы" (на отдельном субсчете).
Для учета операций с "малоценными" основными средствами в этом случае нужно применять первичные учетные документы, предусмотренные для отражения операций с материалами (приходный ордер по форме N М-4, требование-накладную по форме N М-11, карточку учета материалов по форме N М-17 и др.) (Письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98).
При выборе порядка бухгалтерского учета "малоценных" основных средств нужно исходить из следующих соображений.
Установление в бухгалтерском учете лимита отнесения активов к материально-производственным запасам (МПЗ) в размере 40 000 руб. позволяет:
1) вывести все активы стоимостью не более 40 000 руб. из-под обложения налогом на имущество;
2) максимально сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, поскольку в налоговом учете действует такой же лимит.
Таким образом, установление в бухгалтерском учете какого-либо иного лимита (не 40 000 руб.) представляется нецелесообразным.
Пример 1.3. Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета с 1 января 2011 г. активы, соответствующие требованиям, предъявляемым к основным средствам, стоимостью не более 40 000 руб. за единицу, учитываются в составе материально-производственных запасов.
В марте 2011 г. организация приобрела и ввела в эксплуатацию копировальный аппарат стоимостью 28 000 руб. (без НДС).
В бухгалтерском учете в марте должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т счета 10/Малоценные ОС
К-т счета 60 - 28 000 руб. - приобретенный копировальный
аппарат принят к учету в составе МПЗ;
Д-т счета 26 (44)
К-т счета 10/Малоценные ОС - 28 000 руб. в момент ввода в эксплуатацию
стоимость копировального аппарата списана
на затраты.
В целях налогообложения прибыли в марте 2011 г. в составе материальных расходов признается полная стоимость копировального аппарата в размере 28 000 руб.
Обратите внимание! До 2011 г. лимит отнесения активов к МПЗ составлял 20 000 руб. С 2011 г. он повышен до 40 000 руб. (соответствующие изменения внесены в ПБУ 6/01 Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н).
Если в 2010 г. при ведении бухгалтерского учета в организации применялся лимит отнесения имущества к МПЗ в размере 20 000 руб., а с 2011 г. организация его увеличила до 40 000 руб., то это изменение касается только тех объектов, которые приняты к учету уже после 1 января 2011 г. Все, что было приобретено и принято к учету раньше, продолжает амортизироваться по тем правилам, которые действовали на момент принятия к учету.
1.5. Учет "непроизводственных" объектов
Организация приобретает холодильник, чайник, телевизор и т.п. имущество.
Как его отразить в бухгалтерском учете?
Следует ли включать стоимость этих объектов в налоговую базу по налогу на имущество?
Можно ли амортизацию по такому имуществу учесть при расчете налога на прибыль?
Вот вопросы, которыми неизбежно задается бухгалтер.
Позиция Минфина России по всем этим вопросам такова.
Указанные объекты не используются организацией при осуществлении деятельности, приносящей доход, поэтому на основании ст. 252 НК РФ расходы на их приобретение не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли (в том числе и путем начисления амортизации).
В Письме Минфина России от 04.09.2006 N 03-03-04/2/199 разъясняется, что такое имущество организация вправе приобретать за счет прибыли после уплаты налога на прибыль, поскольку это имущество используется для удовлетворения социально-бытовых потребностей работников (см. также Письмо Минфина России от 17.01.2006 N 03-03-04/2/9).
При этом в бухгалтерском учете, исходя из требований приоритета содержания перед формой, такое "непроизводственное" имущество следует учитывать на счете 01 и, соответственно, включать в налоговую базу по налогу на имущество (Письмо Минфина России от 21.04.2005 N 03-06-01-04/209).
--------------------------------
Естественно, речь идет об имуществе, стоимость которого превышает установленный в организации лимит отнесения имущества к МПЗ (см. подробнее с. 24).
Учитывая приведенную позицию Минфина России, включение затрат на чайник (холодильник, телевизор и т.п.) в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, практически наверняка приведет к спору с налоговым органом. И тогда правомерность своих действий организации придется доказывать в суде.
Анализ арбитражной практики показывает, что судьи в таких спорах, как правило, встают на сторону налогоплательщиков. Чтобы иметь хорошие шансы на выигрыш в суде, в организации должны быть документы, подтверждающие соответствие произведенных расходов критериям, перечисленным в ст. 252 НК РФ.
Это может быть коллективный договор, в котором закреплена обязанность работодателя обеспечить работникам соответствующие условия труда и отдыха; приказ руководителя, в котором указана цель приобретения соответствующего имущества; служебные записки и т.п. документы.
Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа признал правомерным уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на стоимость мягкой мебели, холодильника, стиральной машины и другого инвентаря, которые приобретались для оборудования принадлежащих организации квартир, используемых для размещения работников в период нахождения в командировке (на вахте) (Постановления от 13.04.2009 N Ф04-2173/2009(4387-А81-26) и от 30.10.2006 N Ф04-7281/2006(28055-А75-40)).
ФАС Московского округа признал правомерность включения в расходы затрат на приобретение бытовой техники, предметов интерьера, телевизора. При этом суд удовлетворился служебными записками и первичными документами, из которых следовало, что указанное имущество приобреталось с целью создания благоприятного образа организации для внешних посетителей и обеспечения нормального рабочего процесса и использовалось в здании организации, эксплуатируемом в производственных целях (Постановление от 25.12.2006, 27.12.2006 N КА-А40/12681-06). В другом споре тот же суд признал правомерным включение в расходы затрат на приобретение четырех холодильников "в целях обеспечения нормального режима рабочего дня" (Постановление ФАС Московского округа от 06.07.2009 N КА-А41/6316-09).
ФАС Северо-Западного округа поддержал налогоплательщика, включившего в расходы затраты на приобретение электрообогревателей, масляных радиаторов, вентиляторов, калориферов (обоснование - необходимы для создания благоприятных температурных режимов), пылесосов (для поддержания чистоты в помещениях), электрических чайников, кофеварок, микроволновых печей и холодильников (коллективным договором общества предусмотрена обязанность обеспечивать работников горячим питанием и питьевой водой). Судьи посчитали, что это имущество необходимо организации для обеспечения работникам нормальных условий труда (Постановление от 21.04.2006 по делу N А56-7747/2005).
ФАС Центрального округа принял решение в пользу организации, включившей в состав амортизируемого имущества холодильники, установленные в отделах административно-управленческого персонала заводоуправления. Налоговая инспекция посчитала такие действия неправомерными, поскольку, по ее мнению, эти холодильники используются не в производственной деятельности организации, а в личных целях работников. Однако судьи с таким подходом не согласились, указав, что в данном случае использование холодильников можно квалифицировать как использование основных средств для целей управления организацией и для обеспечения нормальных условий труда (пп. 18 и 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), так как в соответствии со ст. ст. 108, 223 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению работникам возможности приема пищи в рабочее время на рабочем месте или в оборудованных для этого местах (Постановление от 12.01.2006 N А62-817/2005).
Похожее решение принял ФАС Московского округа, подтвердив правомерность учета расходов на приобретение холодильников, кухонных наборов, кофеварок, соковыжималок, мини-кухни (Постановление от 27.03.2008 N КА-А40/2214-08).
ФАС Поволжского округа признал правомерным учет амортизации, начисленной по телевизору, поскольку телевизор использовался налогоплательщиком (страховой компанией) для создания благоприятного имиджа компании, для внешних посетителей, обеспечения нормального рабочего процесса, использовался для просмотра записей и цифровых фотографий страховых случаев (Постановление от 15.01.2009 по делу N А55-4941/2008).
Бывает, что организация приобретает бытовую технику, посуду, мебель и т.п. имущество для использования в управленческих целях, например, в представительских (для проведения приемов, оборудования комнат для проведения переговоров и т.д.).
В этом случае проблем с включением стоимости такого имущества в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, быть не должно.
Если приобретенный объект имеет первоначальную стоимость, превышающую 40 000 руб. (до 1 января 2011 г. - 20 000 руб.), то он включается в состав амортизируемого имущества. При этом начисленная амортизация учитывается в составе расходов по статье "представительские расходы". Если стоимость приобретенного объекта не превышает 40 000 руб. (до 1 января 2011 г. - 20 000 руб.), тогда он в полной сумме включается в состав расходов в момент ввода в эксплуатацию (опять же по статье "представительские расходы") (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 по делу N А05-12045/2007).
При этом не лишним будет напомнить о том, что представительские расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 4% суммы расходов на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК РФ).
1.6. Документальное оформление операций
с основными средствами
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
* * *
Для приемки основных средств (не требующих монтажа), а также для включения объектов в состав основных средств и ввода в эксплуатацию предназначены три унифицированные формы:
- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1),
- Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а),
- Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б).
Указанными документами оформляется любая операция поступления основных средств в организацию по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды и т.д.
Для всех основных средств, кроме зданий, используются:
- форма N ОС-1 - при приемке одного основного средства;
- форма N ОС-1б - при приемке группы объектов.
При постановке на учет зданий и сооружений применяется форма N ОС-1а.
Эти документы утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика по крайней мере в двух экземплярах, к акту прилагается также техническая документация по данному объекту.
Если основные средства не требуют монтажа, то эти документы оформляются в момент приобретения, а если необходимы монтажные работы, то эти формы заполняются после приема основных средств из монтажа и сдачи в эксплуатацию (см. ниже).
На основании оформленных актов данные о включении объекта в состав основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) по формам N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б (см. ниже).
* * *
Если на склад поступило оборудование, которое после выполнения монтажных работ будет использоваться как основное средство, то поступление этого оборудования оформляется актом о приеме (поступлении) оборудования по форме N ОС-14.
Он составляется комиссией по приему основных средств в двух экземплярах и утверждается руководителем.
Если качественную приемку оборудования при его поступлении на склад произвести невозможно, составляется предварительный акт по форме N ОС-14 по наружному осмотру. Обнаруженные качественные и количественные расхождения с документальными данными поставщика, а также факты боя и поломки отражаются в соответствующих актах.
При передаче оборудования в монтаж оформляется акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15).
Если монтаж ведется подрядным способом, то в состав приемочной комиссии должен входить представитель подрядной монтажной организации. При получении оборудования на ответственное хранение представитель монтажной организации расписывается в акте, и ему передается копия этого документа.
Если в процессе монтажа и испытания объекта выявлены какие-либо дефекты, то составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16).
Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств оформляется актом по форме N ОС-1 или N ОС-1б.
То есть при поступлении оборудования, требующего монтажа, его последующем монтаже и вводе в эксплуатацию сначала оформляют акт по форме N ОС-14, затем акт по форме N ОС-15 (ОС-16), а потом акт по форме N ОС-1 (или ОС-1б).
* * *
Для приемки объектов основных средств после ремонта, модернизации или реконструкции используется унифицированная форма N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств".
Этот акт состоит из двух разделов.
В разд. 1 "Сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию" отражаются характеристики объекта в момент его передачи для ремонта (реконструкции).
В разд. 2 "Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств" отражается сумма фактических затрат, которые могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если при этом улучшаются его первоначальные нормативные показатели работы (срок полезного использования, мощность и т.д.).
На основании сведений, отраженных в акте по форме N ОС-3, информация о ремонте (реконструкции, модернизации) объекта основных средств вносится в инвентарную карточку (книгу) по форме N ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б).
Если ремонт (реконструкцию, модернизацию) выполняет специализированная организация, акт по форме N ОС-3 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается специализированной организации, проводившей ремонт (реконструкцию, модернизацию).
* * *
Для отражения информации о внутреннем перемещении объектов основных средств используется унифицированная форма N ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств".
Эта форма заполняется передающим подразделением в трех экземплярах и подписывается ответственными лицами подразделений получателя и сдатчика. В документе перечисляются названия всех перемещаемых основных средств с указанием их инвентарного номера, даты приобретения, количества и стоимости.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств передающего подразделения, третий экземпляр передается получающему подразделению.
На основании накладной по форме N ОС-2 данные о перемещении объекта основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) по форме N ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б).
* * *
Списание автотранспорта оформляется актом о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а. При этом в бухгалтерию вместе с актом сдается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
Для списания всех остальных объектов основных средств используют две унифицированные формы:
- форма N ОС-4 - при списании одного объекта;
- форма N ОС-4б - при одновременном списании нескольких объектов.
Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации.
Первый экземпляр сдается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки, отражаются:
- в акте по форме N ОС-4 - в разд. 3;
- в акте по форме N ОС-4а - в разд. 5;
- в акте по форме N ОС-4б - в разд. 2.
* * *
Для учета наличия объектов основных средств, а также их внутреннего перемещения предназначены три унифицированные формы:
- Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6) - ведется в бухгалтерии по каждому объекту основных средств;
- Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма N ОС-6а) - открывается на группу объектов основных средств;
- Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма N ОС-6б) - ведется малыми предприятиями.
Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
В инвентарных карточках должны быть приведены основные данные по объекту основных средств, указаны документ на оприходование, первоначальная стоимость, срок полезного использования, принятый по объекту, способ начисления амортизации, норма амортизации, освобождение от начисления амортизации (если оно имеет место), а также индивидуальные особенности объекта.
Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии организации.
* * *
В целях рациональной организации ведения учета можно на основании унифицированных форм разработать свои собственные формы, руководствуясь при этом следующими правилами:
1) удаление каких-либо реквизитов из унифицированных форм не допускается. То есть все реквизиты, утвержденные Госкомстатом России, должны в формах остаться;
2) в формы, разработанные организацией, могут быть добавлены любые дополнительные реквизиты;
3) форматы бланков, установленные Госкомстатом, являются рекомендуемыми и могут изменяться;
4) все изменения, вносимые организацией в унифицированные формы, должны оформляться соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Лучше всего оформить такие изменения приложением к приказу об учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета.
Так, например, в унифицированной форме инвентарной карточки не предусмотрено указание сведений о выбранном способе начисления амортизации. На наш взгляд, организация вполне может ввести в разд. 2 "Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету" формы N ОС-6 дополнительную графу 3 "Выбранный способ начисления амортизации".
* * *
Для целей налогообложения прибыли, в соответствии со ст. 313 НК РФ, организация должна самостоятельно разработать регистры налогового учета амортизируемых основных средств.
В том случае когда бухгалтерский и налоговый учет основных средств ведутся в организации таким образом, что данные бухгалтерского учета полностью совпадают с данными налогового учета, у налогоплательщика нет необходимости вести отдельные регистры налогового учета основных средств. Для целей налогового учета можно использовать данные, содержащиеся в Инвентарной карточке (книге) (формы N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б), применяемой для целей бухгалтерского учета. При этом для соблюдения требований ст. 313 НК РФ факт использования Инвентарной карточки (книги) для целей ведения налогового учета амортизируемых основных средств должен быть отражен как элемент учетной политики организации для целей налогообложения.
Если же специфика деятельности организации приводит к тому, что данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемого имущества расходятся, необходимо разработать специальные регистры для налогового учета основных средств.
Для этого можно, например, использовать форму Инвентарной карточки (ОС-6), добавив в нее дополнительные реквизиты для отражения данных налогового учета. В этом случае в бухгалтерии на каждый объект будет заводиться единая инвентарная карточка, которая будет одновременно служить документом и бухгалтерского, и налогового учета.
Можно пойти и по другому пути: разработать для целей ведения налогового учета отдельный регистр налогового учета объектов основных средств. Для этого можно воспользоваться рекомендациями МНС России либо разработать соответствующий регистр самостоятельно.
В регистре налогового учета основных средств должна найти свое отражение, как минимум, следующая информация:
- наименование объекта, его инвентарный номер;
- дата приобретения;
- дата ввода в эксплуатацию;
- первоначальная стоимость;
- изменение первоначальной стоимости;
- амортизационная группа;
- срок полезного использования;
- изменение срока полезного использования;
- применение амортизационной премии;
- способ начисления амортизации ;
- использование специальных коэффициентов;
- направление использования объекта (необходимо для решения вопроса о включении амортизации в состав прямых либо косвенных расходов);
- приостановление начисления амортизации;
- дата выбытия.
--------------------------------
Эта информация была актуальна до 1 января 2009 г., когда метод начисления амортизации выбирался в отношении каждого отдельного объекта. С 2009 г. метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике для целей налогообложения. Соответственно, в настоящее время все объекты амортизируются тем методом, который закреплен в учетной политике на соответствующий год (см. подробно с. 113).
Порядок налогового учета основных средств с подробным описанием используемых регистров должен найти свое отражение в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.
* * *
В заключение несколько слов о сроках хранения первичных документов по операциям с основными средствами.
В соответствии со ст. 17 Закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" установлено, что документы об определении амортизации основных средств хранятся постоянно.
К таким документам относятся протоколы, акты, расчеты, ведомости, заключения.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов.
По мнению Минфина России, указанный выше срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого имущества) (см. Письмо Минфина России от 26.04.2011 N 03-03-06/1/270).
Таким образом, с учетом позиции Минфина России организация должна хранить первичные документы на приобретение основных средств, а также на их реконструкцию (модернизацию) в течение всего срока амортизации этих объектов плюс четыре года с момента завершения начисления амортизации.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.