.RU
Карта сайта

Глобальные проблемы: возникновение и содержание - Е. В. Яговдик Философия


^ Глобальные проблемы: возникновение и содержание



Начиная с 70-х годов ХХ века, со всей очевидностью обнаружил себя всеобщий кризис цивилизационного развития, проявившейся не только в катаклизмах ХХ века (две мировые войны, ряд революций, разрушение общечеловеческих ценностей, социально — нравственный и экономический хаос, различного рода геноцид в отношения целого ряда народов и др.), но и в возникновении глобальных проблем человечества.
Перед всем мировым сообществом, отдельными странами и индивидами, впервые в истории остро встала проблема выживания, определяемая наличием экологического, сырьевого демографического, продовольственного и других видов кризиса (в последнее время прибавился СПИД и наркомания). Их мировая и локальная нерешенность представляет угрозу будущему человечества.
Суть

экологической

проблемы в накоплении загрязнений в воде, воздухе, земле, космосе, ухудшающие условия жизни людей и создающие реальную угрозу их существованию.
Согласно современным биологическим представлениям в природе действует «правило 10», которое заключается в том, что в экстремальных условиях земная природа способна выдержать десятикратную нагрузку по сравнению с обычной ситуацией. Хозяйственная и бытовая деятельность современного человека нарушает это правило — планетарные ресурсы жизнеобеспечения (воздушная среда, почвы, речные системы, грунтовые воды, мировой океан) не выдерживают сверхпредельных нагрузок, происходит их деградация. Вследствие чего, если человечество будет и дальше развиваться на основе “грязных” технологий, природа и человек не выдержат потока загрязнений. Поэтому спасение видится в принципиально новых технологиях и идеях, в их расширенном воспроизводстве и использовании.

^ Энергетическая проблема

. Все источники энергии делятся на

возобновляемые

(энергия ветра, моря, солнца, термоядерного синтеза, геотермальных источников) и

невозобновляемые

(уголь, нефть, газ, лес). Суть проблемы в том, что невозобновляемые источники не вечны и рано или поздно исчерпают себя. На этот счёт существует несколько сценариев развития: пессимистический — традиционные источники исчезнут через 50-60 лет и оптимистический — 75 лет и выше. Тем не менее, человечество обязано в короткий срок решить эту проблему, так как времени для её решения не так уж много. Тем более что известно направление решения, которое заключается в удешевлении энергии, получаемой на станциях, работающих от солнца, ветра, моря, термоядерного синтеза, в обеспечении надёжной работы атомных станций, опять же за счёт новых технических идей, схем, принципов, проектов, концепций.

^ Демографическая проблема

. С начала нашего века население Земля выросло втрое, а объем хозяйственной деятельности в 20 раз. За время нашей жизни численность населения удвоится, а производство увеличится ещё в 5 раз. Необходимо еще раз отметить, что идет рост в основном грязного производства и увеличения численности людей его обслуживающего.
Для производства и эксплуатации высоких технологий нужны люди качественно новой квалификации, образования и культуры, поэтому демографическая проблема это, прежде всего, проблема качества людей живущих сейчас и будущих поколений.
С позиции неомальтузианцев метод решения этого вопроса заключается в полезности войны, болезней и голода. С позиции же гуманистической идеологии существует только один вариант решения — повышение качества жизни людей посредством современной системы образования и воспитания, создание цивилизованных условий жизнедеятельности.

^ Проблема войны и мира

. Серьезные действия по предотвращению гонки вооружения, предпринятые в мире, привели к значительному снижению опасности войны, однако угроза локальных войн, их негативное воздействие на экономику, технику, социальную жизнь, как воюющих, так и соседних стран остается актуальной в современном мире. Все большее число людей в мире видят ошибочность и опасность политики с позиции силы, поэтому возникает тенденция построения мира без насилия.
Надвигающиеся глобальные проблемы показывают, что общее состояние мира становится все хуже из-за человеческой пассивности, неспособности выработать единую стратегию развития общества и природы. Становится острой проблема исторической ответственности человека, столкнувшегося с выбором путей развития. Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности, в которой ответственность получает приоритет перед свободой, солидарность перед индивидуальностью, когда появляется необходимость в серьезном предвидении последствий сегодняшних действий.
В связи с этим возникает потребность в формировании и развитии коллективного разума, способного во всё большей степени оказывать влияние на эволюцию природных и социальных процессов. Нужны некоторые общие законы поведения, обязательные для всех граждан планеты, единые стандарты во взаимоотношениях человека и природы, создание иерархии допустимого
В первую очередь естественные науки должны сказать о допустимых уровнях производства традиционных видов энергии, допустимых нагрузках на биосферу, уровнях наследственных изменений. Всё это вместе и определит вышеназванную запретную черту, переступать которую совершенно невозможно.
В основу стратегии развития природы должно быть положено понимание особенностей сложных нелинейных процессов в биосфере и всей Вселенной, рассмотрение их как целостных единых организмов, имеющих собственную историю. Необходима выработка навыков сопоставления выбора возможных локальных и глобальных действий с реакцией на них биосферы с целью установления жёстких рамок своей деятельности.
По этой же причине встает необходимость исследования перспектив развития цивилизации, опирающихся опять же на знание особенностей взаимодействия природных и общественных процессов. Однако, по мнению ученых, невозможно говорить о точном знании данных закономерностей, необходимо ориентироваться на знание лишь ожидаемых изменений организационных структур, изучение общих тенденций.
Всё становится ещё сложнее и неопределеннее, когда речь заходит о возможности управления природными и социальными процессами, так как, включаясь во взаимодействие с этими системами, человек имеет дело не жёсткими предметами и свойствами, а с совокупностью возможностей. Перед ним каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы, причём сам выбор необратим и однозначно не просчитывается. Поэтому, пока человеческий интеллект не в состоянии сделать мировой процесс полностью управляемым, но в состоянии понять направленность естественных процессов самоорганизации и сконструировать систему воздействий на природу и общество таким образом, чтобы увеличить вероятность появления желаемых тенденций развития, а, следовательно, увеличить вероятность предвидения и преодоления возможных катаклизмов. Человек может и должен жить в сконструированном им мире.
Исходя из этого, необходимо спроектировать и организовать систему восстановления испорченных природных процессов, для чего требуется создание стройной теории, описывающей взаимоотношения общества и природы, предполагающей новые формы поведения людей, их отношений к природе и друг к другу.
В свою очередь возникает потребность в знании, от чего зависит понимание и усвоение новых нравственных и правовых норм, механизма способностей человека следовать этим нормам. Становятся актуальными вопросы, каким должно быть общество, способное реализовать данные нормы, как должна сочетаться свобода рыночных отношений и направляющее воздействие общества, как установить оптимум государственного вмешательства в эти процессы, как организовать систему воспроизводства технических ноу-хау в области высоких технологий.
Делая акцент на том, что человек в первую очередь должен изменить себя, а потом уже мир, встаёт необходимость изучения механизмов, разъединяющих и объединяющих людей, способов воздействия на этот механизм, так как постоянно меняющийся сложный мир обрывает многие традиции, привычки, ценностные корни, внедряя новые и заставляя человека жить в разных культурных традициях, приспосабливаться к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Возникающие таким образом отношения, с одной стороны объединяют людей, а с другой стороны — разъединяют.
Человечеству необходимо понимать, описывать и влиять на конфликт между странами, отдельными людьми, а также находить разумную согласованность разнообразных интересов различных общественных институтов и групп.
Постановка и решение этих важнейших проблем ведёт к необходимости научного понимания естественных и искусственно управляемых тенденций развития общества и человека. Проблема значимости человека в происходящих фундаментальных изменениях человечества выводит её на первое место. Научно - технический прогресс получает статус средства преобразования действительности. Есть надежда, что XXI век станет веком гуманитарного знания, который пришел на смену промышленным революциям и естественнонаучным открытиям.

Контрольные вопросы


1. Назовите основные методы прогнозирования.
2. Что такое техногенная цивилизация?
3. Каковы предпосылки возникновения футурологии?
4. Назовите особенности информационного общества.
5. В чем сущность современных глобальных проблем?
6. Назовите пути решения глобальных проблем?
7. Каковы перспективы современной цивилизации?
8. Какие сценарии будущего вы знаете?
9. Что такое коэволюция?
10. Чем отличается утопия от научного прогнозирования?

Примерная тематика рефератов и сообщений


1. Значение, сущность и типы научных прогнозов.
2. Сущность и назначение утопических прогнозов.
3. Современные футурологические концепции.
4. Общественный прогресс и регресс: типы и признаки.
5. Глобальные проблемы современности: экологическая, энергетическая, демографическая, опасность ядерной и локальных войн.
6. Современные демографические проблемы и пути их решения.

Литература


1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая
философия для ХХ1 века: Учебное пособие.-М.:ВЛАДОС, 1994.- 336 с.
2. Тоффлер, Э. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь/Э. Тоффлер, Х. Тоффлер.-М.:ПРОФИЗДАТ,2008.-569 с.
3. Фукуяма, Ф. Великий разрыв/Ф. Фукуяма; Пер. с англ. под. общ. ред. А.В. Александровой.- М: ООО «Издательству АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.- 474 с.

Заключение


За три тысячелетия своей истории философия глубоко разработала мощные орудия познания - логику, диалектику и методологию мысли, что составляет величайшую ценность культуры, которая наследуется поколениями так же, как наследуются язык, нормы общественной морали, высшие эстетические ценности.
Любое учебное пособие по философии, в том числе и то, которое вы держите в руках - это лишь изложение необходимого минимума философской науки. Чтобы сделать шаг дальше, необходимо читать и перечитывать философскую классику, то есть произведения великих, выдающихся философов мира. Их книги на всю жизнь войдут в ваш внутренний, духовный мир - кем бы вы ни были, наш сегодняшний студент, по своей будущей профессии.
Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно проигрывать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, которое никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем. Философия предполагает равновесие материальных и духовных ценностей, согласованность всех составляющих ее элементов.
Философия направлена против кризиса и упадка цивилизации. Философия есть осмысление человеком своих творческих способностей, своей свободы. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров создание целостного образа мира оказываются сложной задачей. Тем не менее, данная задача требует своевременного решения, так как в противном случае человечество ожидает засилие технократизма, морального разложения,
Предлагая настоящее учебное пособие, мы стремились дать объемную картину по основным проблемам философии, используя при этом обширный научно-теоретический материал. При этом мы оставили за читателем право придерживаться тех взглядов и представлений, которые он считает наиболее отвечающими своим знаниям, жизненному опыту, мироощущению, эмоциональному состоянию, интуиции.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Учение о бытии …………………………………………………….……………. 4
1.1. Постановка проблемы бытия в философии ………………………………….. 4
1.2. Представление о сущности бытия в истории философии ………….……….. 5
1.3. Материя: способ существования и формы …………………………………… 7
2. Проблема человека в философии ……………………………………………… 11
2.1. Представление о сущности человека в истории философии ………………. 11
2.2. Биологическое и социальное в человеке ……………………………………. 14
2.3. Структура и типология личности ……………………………………………. 17
2.4. Личность и общество …………………………………………………………. 19
3. Учение об обществе …………………………………………………………….. 22
3.1. Основные концепции понимания общества ………………………………… 22
3.2. Общество как саморазвивающаяся система ………………………………… 23
3.3. Общество как процесс ……………………………………………………...... 25
3.4. Культура и ее социальные функции ……………………………………...… 29
4. Философское осмысление ценности ………………………………………….. 32
4.1. Основные подходы к пониманию ценностей ………………………………. 32
4.2. Нравственные ценности и мораль …………………………………………… 35
4.3. Эстетические ценности и искусство …………………………………...…... 36
4.4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей ………………...…… 38
5. Проблема сознания ………………………………………………………...…... 41
5.1. Основные подходы к проблеме сознания ………………………………...... 41
5.2. Возникновение сознания и его сущность …………………………………... 43
5.3. Сознание и бессознательное …………………………………………………. 46
6. Философское учение о познании ……………………………………………… 49
6.1. Познание как предмет философии …………………………………………... 49
6.2. Единство чувственного и рационального …………………………………… 52
6.3. Проблема истины в философии и науке …………………………………….. 54
6.4. Ненаучное познание ………………………………………………………….. 58
7. Философия науки ……………………………………………………………….. 63
7.1. Возникновение и основные стадии ее исторической эволюции …………... 63
7.2. Структура научного знания и его динамика ………………………………… 68
7.3. Наука как социальный институт ……………………………………………… 69
7.4. Аксиологические проблемы современной науки ……………………........…. 72
8. Будущее человечества ………………………………………………..……….… 76
8.1. Научное прогнозирование и общественный прогресс ……………………… 76
8.2. Глобальные проблемы: возникновение и содержание ……………………… 80
Заключение …………………………………………………………………………. 86
Учебное издание

Яговдик

Елена Вячеславовна

Философия



Учебное пособие
Подписано в печать 24.09.09. Формат 60Х84/16 Усл. печ. л. Уч.- изд. л. Тираж 200 экз. Заказ Цена
Отпечатано в Белгородском государственном технологическом университете
им. В.Г. Шухова
308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова

Е. В. Яговдик


Философия


Учебное пособие
Белгород
2009 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.